Урок в 1 классе "Мелодия - душа музыки"
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме

Сформировать у детей понятие, что мелодия - главная мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusha_muzyki_-_melodiya.docx18.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок – 4

Дата: _________

Тема:   «Душа музыки - мелодия».    

Тип урока:  сообщение и усвоение новых знаний.

        

Форма урока: урок - поиск

Цель:  понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Задачи:  1. Систематизировать слуховой опыт учащихся в различении

                    жанровых признаков песни, танца и марша;

               2.  Учить детей не только эмоциональному, но и осознанному

                    восприятию музыки, её языка;        

               3.  Учить детей слышать и оценивать качество собственного

                     исполнения.

Материал:  1. «Вальс», «Сладкая грёза» - «Детский альбом» П. Чайковского;

                  2. «Марш деревянных солдатиков»;

                  3. «Весёлая песенка» - Г. Струве;

                  4. «Па-де-де» - П. Чайковского.        

                   

        

Основные этапы урока.

1. Организационный момент:

- ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза».

        Придётся ей помочь. Да и сами разберёмся.

2. Постановка цели урока:

3. Изложение материала урока:

Исполнение: «Весёлая песенка» - Г. Струве.

- кто пел мелодию? (хор)

- а кто играл аккомпанемент? (учитель)

Вспомните ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни – какой-либо музыкальный мотив, напев не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» её «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто её сочинил.

- как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (слова, песня, мелодия).

Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».        

Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.    (звучат мелодии известных детских песен).

Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес – марша и танца.

- сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда – танец?

Слушание: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» - П. Чайковского.

- по каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где – танца? (мелодия марша звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шали, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

        В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, а также можно поиграть на воображаемых барабанах.

- правильно, а как же вы узнали вальс? (мелодия в нём плавная, красивая. Она словно закружилась в танце, под эту мелодию можно покачиваться влево – вправо).

А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Её сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Слушание: «Па-де-де» - П. Чайковского.

- вспомните этого композитора (П.И.Чайковский);

Правильно. Это замечательный русский композитор. Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» - в него вошли 24 пьесы композитора. Этот сборник П.Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец или марш.

Слушание: «Сладкая грёза» - П. Чайковского.

(Это песня. Но её никто не поёт. Это песня без слов).

- вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво).

        Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягкими движениями одной из рук передайте её характер.

        Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук.

- какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки? (задумчивое, спокойное, мечтательное, грустное, светлое).

 

        Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».

Грёза – это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром.

- найдите в учебнике -тетради рисунок, который передаёт именно такое настроение слушателя;

- а теперь давайте споём мелодии этих пьес (на слог «ля»)

4. Итог урока:

        Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия – душа музыки. По мелодии мы узнаём и песни, и танцы, и марши.

5. Домашнее задание:  встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии

                                       произведений и старайтесь напевать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

урок музыки "Мелодия-душа музыки"

урок музыки "Мелодия-душа музыки", 2 класс...

1 класс урок №4 "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация

1 класс урок "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация...

Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"

"Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

4 класс урок музыки по теме "Мелодия - душа музыки"

Презентация для урока музыки в 4 классе. Тема - "Мелодия - душа музыки". Обучающиеся познакомятся с творчеством русского композитора С.В.Рахманинова и его произведениями - "Вокализ"...

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...