1 класс урок №4 "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
1 класс урок "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 24.82 КБ |
презентация к уроку | 807.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
г. Иваново
Конспект разработала:
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Урок №4 «Мелодия – душа музыки»
Цель урока: ознакомление с понятием мелодия.
Задачи урока:
- уметь находить и напевать в произведении мелодию;
- развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
- воспитывать музыкально-художественный вкус;
- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Организационный момент.
Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).
Новый материал.
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.
- Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора
Слайд №3. П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».
- Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)
Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Слайд №4. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
- А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
(ребята выполняют задание)
- Как звучал марш?
- Какой темп был? (подвижный, быстрый)
- Какой характер? (радостный)
- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
- Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!
Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.
Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.
Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.
Звучит «Марш деревянных солдатиков»
Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?
- Играю мелодию - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
- Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
- Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.
- Какие движения вы подберёте?
- Как звучит вальс?
Звучит «Вальс» П.И.Чайковского
(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)
А теперь, ищем мелодию в танце.
- Играю аккомпанемент - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
- Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем мелодию вальса.
Слайд №6. А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
- А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка.
- Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).
Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.
- С каким настроением вы будете играть?
- Как звучит пьеса?
Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского
(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
А теперь, ищем мелодию.
- Играю мелодию - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
- Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
- Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)
А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?
Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.
Играю «Марш деревянных солдатиков» - в низком регистре, медленно, громко.
(ответы: марш звучит совсем по - другому)
- Что случилось с маршем? (он стал другим)
- Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
- Сохранился игрушечный характер? (нет)
- Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика - громко)
- А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)
Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!
Итог урока:
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)
- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
- Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
- Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
- Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
Слайд №7. А сейчас вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский.
Исполнение и работа над песней (под минус)
Слайд №8. Вы сегодня – Молодцы!
Литература, которую я использовала при составлении урока:
Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.
Музыкальный диск 1 класс.
Ссылки на изображения в презентации:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза
http://img15.nnm.me/c/4/8/a/8/adc1ab8bed5a86381ba6e64bb06.jpg Чайковский
- детский рисунок
http://www.dance-league.com/sites/default/files/resize/245/image/31232805410400-300x356.jpg вальс
http://s48.radikal.ru/i122/0808/7e/59273ac9cea8.jpg сладкая грёза
http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа
http://cs303414.userapi.com/v303414802/30a4/501ETnWIf7E.jpg смайл
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Без мелодии есть произведения?
П.И. Чайковский «Детский альбом» 3
4 1. «Марш деревянных солдатиков»
5 2 . «Вальс»
6 3. «Сладкая грёза»
7 «Песня о школе» Сл. В. Викторова Д. Б. Кабалевский Мы в счастливый, светлый день Поступили в школу. Школа рада нам была, Класс просторный отвела. И о классе о своём, мы поём, мы поём. И о классе о своём, мы поём, мы поём. Ждут нас новые друзья – Буквы, цифры, ноты. Вот учитель входит в класс, Он всему научит нас. Об учителе своём, мы поём, мы поём, Об учителе своём, мы поём, мы поём. Переменки и звонок, И опять уроки. Интересные дела, Ну, и песни без числа. Потому что обо всём, мы поём, мы поём. Потому что обо всём, мы поём, мы поём.
8 МОЛОДЦЫ!!!
9 Литература, которую я использовала при составлении урока: Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина , Г.П. Сергеева. Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина , Г.П. Сергеева. Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса. Музыкальный диск 1 класс. Ссылки на изображения в презентации: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза http://img15.nnm.me/c/4/8/a/8/adc1ab8bed5a86381ba6e64bb06.jpg Чайковский - детский рисунок http://www.dance-league.com/sites/default/files/resize/245/image/31232805410400-300x356.jpg вальс http://s48.radikal.ru/i122/0808/7e/59273ac9cea8.jpg сладкая грёза http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа http://cs303414.userapi.com/v303414802/30a4/501ETnWIf7E.jpg смайл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. 1 класс. Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_12_zamknutye_i_nezamknutye_krivye_prezentacija/2012-09-16-105 Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые В презентации отображены: ...
Математика. 1 класс. Урок 13. Число два. Цифра 2. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_13_chislo_dva_cifra_2/2012-09-20-106 Урок 13. Число два. Цифра 2 В презентации отображены: задание №1 с интерактивной ...
Математика. 1 класс. Урок 14. Знаки больше, меньше, равно. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_14_znaki_bolshe_menshe_ravno/2012-09-21-107 Урок 14. Знаки больше, меньше, равно В презентации отображены: задание №1 ...
Математика. 1 класс. Урок 17. Число три. Цифра 3. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_17_chislo_tri_cifra_3/2012-09-28-110 Урок 17. Число три. Цифра 3 В презентации отображены: задание №1 с анимацией, ...
Математика. 1 класс. Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. Презентация
Математика. 1 класс. Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник - Презентация Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник В презентации отображены: задание №1 ин...
урок музыки "Мелодия-душа музыки"
урок музыки "Мелодия-душа музыки", 2 класс...
Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"
"Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...
Комментарии
Спасибо!Очень хорошая
Спасибо!Очень хорошая презентация!
Важно, чтобы дети размышляли
Важно, чтобы дети размышляли на любых уроках... На мой взгляд на уроке наряду с восприятием потрясающей музыки, происходит развитие мышления. Хорошая презентация! Вам может быть интересным мюзикл, разработанный в нашем дошкольном учреждении. Можете взять на заметку.
Хорошая презентация! Вы
Хорошая презентация! Вы большая умница!