Конспект по музыке.Что музыка изображает
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 1 класс, 2 четв, 5 урок.
Тема: Что музыка изображает?
Цель: формирование умения выделять изобразительный характер музыки.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- познакомить учащихся с произведениями: «Мы шагаем», «Полюшко» Л.Книппера, «Носорог» И.Арсеева.
- Формирование умения устанавливать связи между содержанием текста и изобразительностью звуковысотной линии на примере произведения «Мы шагаем».
- познакомить с изобразительным характером музыки: музыка может изображать движение на месте, вверх, вниз; эхо; скачущую конницу.
- закрепить средства муз.выразительности;
- закрепить изобразительность музыки: музыка может изображать движение по кругу, по прямой; звучание муз.инструментов
- закрепить выразительность музыки: муз.выражает разный характер людей.
- закрепить навыки исполнения песен: «Разные ребята», «Карусель»;
- закрепить навыки слушания, исполнения
- формировать умение исполнения произведения в ансамбле с учителем на примере произведения «Полюшко» Л.Книппера.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.развитие вокально-хоровых навыков: дикции, интонации;
2.развитие эмоциональной сферы детей;
3.развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
1.воспитание культуры слушания и исполнения музыки.
2.воспитание любви к музыке.
ЭТАПЫ | НАГЛЯДНОСТЬ | ХОД урока |
1.Орг.момент. «Марш» Л.Бетховена | -пластинка | - Сейчас зайдем тихонько все в класс маршируя. - Сначала заходит первая колонка друг за другом: первый ряд, второй ряд. - Теперь вторая колонка: первый ряд, второй ряд. - Так же третья: первый ряд, второй ряд. - Здравствуйте, ребята. - Сегодня урок проведет Ирина Михайловна. - Назовите, пожалуйста, произведение под которое мы вошли. - К какому киту относится данное произведение? - Почему? - Верно, мы вошли в класс под «Марш» Людвига Бетховена, маршируя. |
2. «Разные ребята» - исполнение Ц: 1. | -ноты, - тексты песен. - карточка с названием песни | - А сейчас послушайте произведение и угадайте его название. - Для этого ляжем удобно на парты, склоните голову, закройте глаза. - Поднимаемся. - Как называется произведение, которое вы только что слушали. - Верно, «Разные ребята» - Какой характер музыки? - В первом куплете музыка спокойная, плавная, неторопливая. - Во втором – быстрая, непоседливая, бодрая, живая, энергичная. - Что музыка выражает в этом произведении? (характер детей). - верно, Какой характер ребят выразила музыка? - В первом куплете мы видим спокойных ребят, а во втором ребят – непосед. - Значит как будем исполнять песню? - Да, первый куплет поем плавно, не торопясь, - А второй: быстро, изображая непоседливых ребят. - Исполняем по колонкам: первая колонка поет первый куплет, вторая – второй. - Потом меняемся. - Сели на краешек стула, спинки выпрямили, подбородок чуть опущен, ступни прижаты к полу. ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ 1.Мы спокойные ребята, Никуда мы не спешим,
Никуда мы не спешим. 2. Мы ребята – непоседы, Мы на месте не сидим. Куда –нибудь, куда –нибудь, Куда – нибудь спешим. Куда –нибудь, куда –нибудь, Куда – нибудь спешим. - Хорошо получилось. - Для чего мы вспомнили эту попевку? - Да мы потренировались в определении характера муз.пр., вспомн.,что муз. может выражать характер людей и «разогрели» свои голоса для разучивания новых муз.произвед. |
3. «Мы шагаем» - разучивание Постановка цели | - ноты, - тема урока « может ли музыка что – нибудь изображать?», - изображение по ступ. -карточки: движение по прямой, по кругу,звучание инструментов.,движ на месте,вверх,вниз | - На какой вопрос отвечали на прошлом уроке? - Верно. Отвечали на вопрос «может ли музыка что – нибудь изображать?» - И как на него ответили? - Да. Мы узнали, что музыка может изобразить звучание различных инструментов, движение по прямой (поезда), движение по кругу. - И сегодня мы продолжим отвечать на этот вопрос, т.е. будем узнавать что ещё может музыка изобразить. - Итак, послушаем произведение. - Попытайтесь представить картину и определить характер музыки.. - Положили руки на парты, головы опустили. - Поднимаемся. - Что это? (попевка)
- Давайте рассмотрим направление движения мелодии. 1) – Послушаем фразу: «МЫ СТОИМ НА МЕСТЕ», Одновременно учитель показывает рукой направление движения мелодии: - Каков характер движения мелодии? - Верно, мелодия стоит на месте. - Ориентируясь по тексту, скажите как нужно исполнять? - Исполним. 2) - Каков характер движения мелодии? - Верно, мелодия движется вверх. - Как нужно исполнять? - Исполним. 3) - Каков характер движения мелодии? - Верно, мелодия движется вниз. - Как нужно исполнять? - Исполним. Исполнение попевки по колонкам. - Все встали. - Вы(1к) будете «шагать на месте». - Вы (2 к.) – «вверх». - Вы(3к.) – «вниз». - Мол, мы исполнили попевку, одноврем.изобразили движение муз. - Так, что музыка изображает? -Верно, музыка изображает движение на месте, вверх,вниз. |
4. Л.Книппер «Полюшко» аккомпанемент | - пластинка, - иллюстрации конницы(скачущей, стоящей на месте); - название на карточке,скач.конница | - Сейчас послушаем произведение, после этого попытайтесь ответить на вопрос «какой характер произведения?» - ИТ, сели как слушатели, руки на парты, головки опустили. - Поднимаемся. - К какому киту относится?(песня) - Почему? (есть слова, поется) - Какой характер произведения? - Верно, характер неоднозначен: песня взволнованная бодрая, суровая, мужественная и в тоже время грустная, печальная. - Почему вы услышали в музыке такое разное настроение? (Поч счит ее муж, (печ.)) - Верно, это песня мужественная. Потому что солдаты идут на бой с врагом, и немного грустная оттого, что им жалко расставаться с домом, с родными, с друзьями. - Это произведение наз –ся»Полюшко», а автор егоЛ.Книппер. - Что изображается в музыке? (цокот копыт) - Послушайте сопровождение. - Где ярче чувствуется изобразительный характер? - В мелодии или в сопровождении? - Почему вы сказали, что конница не стоит на месте, мы представляем, что как бы она появляется издали, потом приближается, конница возле нас, и дальше скачет мимо нас.? - Верно, потому что музыка звучит сначала тихо, потом громче, а потом звуки постепенно затихают. - Давайте изобразим конницу, цокот копыт постукиванием кулачков по парте. -Как начнем исполнять?(очень тихо) - Почему? - Верно, играем очень тихо до вступления мелодии песни, когда ещё слышится отдаленный цокот копыт. - А потом как звучит мелодия? (громче) - А затем? (постепенно стихая) - И? - И уже еле слышно после того, как отзвучала вдали песня. - Верно, будем исполнять. - приготовились. - 3-4. - Итак, мы решили, что музыка изображает движение, скачущую конницу. - А переь взглянем на иллюстрации Митрофана Борисовича Грекова. - название картин : -Сравните их. - Что изображено на 1-ом рисунке?(скачущая конница) - А на 2 – Ом? - Верно, конница стоит на месте. - Значит, что художник изобразил на картине?(конницу) - Да, но чем же отличаются эти рисунки? - Да. На одном изображено движение конницы, а на другом – статику, нет движения, конница стоит. - А как же музыка? - Может ли музыка изобразить статику? (нет) - Значит какой вывод сделаем? - Музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии. |
5. И.Арсеев «Носорог»-разучивание | - иллюстр.носорога. - текст Назаниепесни, - эхо | - Послушайте следующее произведение и дайте ему название? - Сели удобно,руки на парты, головы опустили, глазки закрыли. - Открываем глазки. - Кого вы представили? - Как можно назвать песню? - Эта песня наз –ся «НОСОРОГ». Учитель вешает иллюстрацию носорога. - Что вы знаете о носорогах? - Почему его так назвали? - Назвали его так из-за огромного рога, который красуется у него на носу. - По поверью порошок из рога спасает от таких болезней, как чума, эпилепсия, укрепляет мужскую силу. - Кроме прочего, кубок из рога сразу же покажет, что в него налит яд. - Наукой доказано, что рог носорога не обладает никакими целебными свойствами . - Но людей в этом очень сложно убедить и несмотря на запреты охота на животное продолжается. - Сейчас в мире сохранилось 5 видов носорогов. - Поэтому давайте помнить, что их осталось очень мало и будем помнить, что убивать их нельзя. -Вернемся к самой музыке. - Что изображает музыка? (эхо) - Что это значит? Для чего эхо в музыке? (при помощи него носорог смог найти себе врагов, т.к эхо позволило услышать всем , что он ищет врага) Разучим эту песню. - Носорог надел рога. Рога.. Стал искать себе врага. Врага. И врагов у носорога появилось очень много. - Послушаем первую фразу «Носорог надел рога. Рога..» - Споем. -Первую фразу поем ,а вторую слушаем. - Первую фразу про себя. Вторую вслух. - Поем 1-2 фразу, 3 – слушаем. - 1-2 про себя, 3 – вслух. - По колонкам фразы. -А теперь все вместе. - Мол, мы разучили песенку «Носорог» и узнали, что музыка может ещё изображать ЭХО. |
6. «Карусель» - исполнение | - текст. - плакат | - Взгляните на плакат. - Что изображено? (карусель) - Почему вы так решили? - Кого видите? (верблюда, носорога….) - Подберите к иллюстрации песню. - Верно. Можно спеть знакомую нам уже песню «Карусель» - Послушаем. -Сели как исполнители. - Медленно исполним её. - А теперь быстро. - Что изображает музыка? (движение по кругу) - Верно, через звучание самой музыки передается ощущение закручивающейся, ускоряющий бег карусели, и когда песня завершается – движение замедляется, словно карусель останавливается. |
7.Итог | - Итак, посмотрите еще раз на доску. - Какие произведения мы закрепили? («разные ребята», «Карусель») - С какими познакомились? («Мы шагаем», «носорог», «Полюшко») - На какой вопрос сегодня отвечали? ( что музыка изображает?) - А мы вначале урока уже знали ответ на этот вопрос? (да) - Как мы могли ответить в начале урока на этот вопрос? (музыка изображает движение по кругу, звучание муз.инструментов) - А как сейчас можем ответить на этот вопрос? - Верно, музыка изображает не только движение по кругу, звучание муз.инструментов, но и движение на месте, вверх, вниз,;эхо. - И мы знаем, что Музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии. - Спасибо за урок, все выходим из класса. | |
8.Выход «Марш» Л.Бетховена | - Спасибо за урок, все выходим из класса. - Сначала выходит первая колонка друг за другом: первый ряд, второй ряд. - Теперь вторая колонка: первый ряд, второй ряд. - Так же третья: первый ряд, второй ряд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс
На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок музыки "Форма музыки"
Урок музыки "Форма музыки" для 3 класса по программе Д.Б. Кабалевского....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"
Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм....
конспект урока по музыке "Развитие музыки"
материал разработан в помощь учителю....
Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»
Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...
План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классич...