План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классической музыки.
План урока:
1) Жизнь композитора.
2) Творчество Л.В.Бетховена.
3) Чувства и эмоции от прослушанных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 460.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Педагог: Шаферова Ирина Юрьевна
Предмет: музыка Класс: 3
Тема: «Мир музыки Бетховена»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитание чувства прекрасного, развитие эмоционально-чувственного восприятия классической музыки, умений работать в группах.
Задачи урока:
- познакомить детей с героической судьбой композитора;
- познакомить с жанром симфонии;
- формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;
- реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);
- формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
- расширять словарный багаж эстетических эмоций.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано, раздаточный материал.
Материалы к уроку: Симфония № 5 (фрагменты) Л.Бетховен «К Элизе», Л.Бетховен «Венский вальс», Л.Бетховен «Тишина»
Ход урока:
Учитель: Добрый день, ребята! К нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, какие у вас ассоциации вызывает слово «музыка»?
Ученики: Исполнение песен, прослушивание произведений, игра на музыкальных инструментах.
Учитель: Правильно! Все ответы верны. А сейчас, прослушайте, пожалуйста, задание. Сейчас я на фортепиано сыграю фрагмент произведения, определите его жанр.
Фрагмент исполнения на фортепиано « К Элизе» Л.В.Бетховена.
(Дети слушают.)
Учитель: Ребята, в каком жанре исполнялось данное произведение?
Ученики: Классика.
Учитель: Правильно, это классическое произведение. А кто сможет ответить, какой композитор сочинил его?
Ученики: Людвиг Ван Бетховен.
Учитель: Правильно. Кто знает, как оно называется?
Ученики: «К Элизе»
Учитель: Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого произведения?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята! Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей. Как вы думаете, какой будет тема и цель нашего урока?
Ученики: «Мир музыки Л.В.Бетховена»
Учитель: Правильно! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.
Показ презентации о композиторе.
Сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба - это глухота.
В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».
И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие произведения. Одно из которых вы сейчас прослушаете и определите средства музыкальной выразительности (характер, темп, лад).
Звучит сочинение Л.В. Бетховена «Тишина»
Учитель: Назовите средства музыкальной выразительности (характер, темп, лад). Какие чувства и эмоции Вы испытывали, когда слушали музыку?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь поработаем в группах. Напоминаю о правилах работы в группах.
Показ слайда.
Учитель: А сейчас прослушайте задание.
У каждой команды на столе лежит лист ватмана, на котором после прослушивания музыкального произведения постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Первая команда выражает эмоции и чувства с помощью слов (помощь в конверте, откройте его и достаньте содержимое), выберите слова, которые, по вашему мнению, больше подходят к этой музыке и дополните свои. Вторая команда – с помощью рисунков. Пока будет звучать музыка можно для себя делать пометки. Прослушаем произведение Л.В. Бетховена «Последний вальс».
Звучит произведение Л.В. Бетховена «Последний вальс»
Учитель: Приступаем к выполнению работы. На всё у вас 5 минут. Время пошло.
Ученики: Выполнение работ детьми.
Учитель: Ребята, время истекло (звоню в колокольчик). Теперь я попрошу одного из вас показать, что у вас получилось.
Выступление учеников.
Учитель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Оцените свою работу в группах. Давайте продолжим изучение творчества великого композитора. Кто помнит, о каком композиторе мы сегодня говорим?
Ученики: Л.В.Бетховен.
Учитель: Молодцы, ребята! Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо произведений для фортепиано, композитор писал еще и симфонии. Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.
Показ слайдов.
Учитель: Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.
Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония. Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.
Прослушайте фрагмент симфонии. Внимание на экран.
Прослушивание «Симфония №5
Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.
Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?
(Дети слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)
Учитель: Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряжённое.
Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?
(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)
Учитель: - Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.
Ребята, помимо сочинений для фортепиано и симфоний, Л.В.Бетховен сочинял ещё и песни, одну из которых мы сейчас прослушаем и выучим уже с переводом на русский язык. Называется она « Сурок». Внимание на доску.
Вокально-хоровая работа над песней.
Итоги урока.
Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок, давайте вспомним, о творчестве какого композитора мы сегодня говорили? Музыка какого композитора сегодня звучала? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?
Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.
Учитель: Какой была цель нашего урока?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Мы добились поставленной цели?
Ученики: Да, добились.
Учитель: Как вы оцените свою работу на уроке?
Ученики: ответы детей.
Учитель: Ребята, я с вами согласна! Вы все молодцы, активно работали на уроке, отвечали на вопросы, старались. Я согласна с вашей самооценкой, и вы все получаете по пятёрке! А сейчас давайте представим, что мы все композиторы и для того, чтоб написать музыку, что нам для этого нужно?
Ученики: Вдохновение, желание, музыкальный инструмент, ноты.
Учитель: Правильно, ребята. Без всего этого музыкант не сможет обойтись. А главное, без нот. (Беру в руки нотки, показываю детям) А где находятся нотки?
Ученики: На нотном стане.
Учитель: Правильно, ребята! Посмотрите на доску (нарисован нотный стан и скрипичный ключ) Сейчас каждый из вас выберет одну понравившуюся вам фразу, продолжит её и получит по нотке, которую вы прикрепите на нотный стан. Чем выше будет нотка, тем более понятна и интересна для вас была тема урока.
Показ слайда
Я УСЛЫШАЛ МУЗЫКУ (КАКУЮ?)…
Я ИСПЫТЫВАЛ ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА (какие?)…
МОЁ НАСТРОЕНИЕ (какое?)……
Дети продолжают фразу и крепят нотки на нотный стан.
Учитель: Спасибо за урок, ребята! Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс .
Методическое пособие-открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс. .....
оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...
оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...
планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.
Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....
План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"
Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...
ОТКРЫТЫЙ УРОК "Сказка в музыке"
Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.Один из них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.Композитор очень любил писать музы...
План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе
Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....