План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Шаферова Ирина Юрьевна

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классической музыки.

План урока:

1) Жизнь композитора.

2) Творчество Л.В.Бетховена.

3) Чувства и эмоции от прослушанных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx460.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Педагог: Шаферова Ирина Юрьевна

Предмет: музыка     Класс: 3

Тема: «Мир музыки Бетховена»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитание чувства прекрасного, развитие  эмоционально-чувственного восприятия классической музыки, умений работать в группах.

Задачи урока:

- познакомить детей с героической судьбой композитора;

- познакомить с жанром симфонии;

 - формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

- реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);

- формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

- расширять словарный багаж эстетических эмоций.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано, раздаточный материал.

Материалы к уроку: Симфония № 5 (фрагменты) Л.Бетховен «К Элизе», Л.Бетховен «Венский вальс», Л.Бетховен «Тишина»

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! К нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, какие у вас ассоциации вызывает слово «музыка»?

Ученики: Исполнение песен, прослушивание произведений, игра на музыкальных инструментах.

Учитель: Правильно! Все ответы верны. А сейчас, прослушайте, пожалуйста, задание. Сейчас я на фортепиано сыграю фрагмент произведения, определите его жанр.  

Фрагмент исполнения на фортепиано « К Элизе» Л.В.Бетховена.

(Дети слушают.)

Учитель: Ребята, в каком жанре исполнялось данное произведение?

Ученики: Классика.

Учитель: Правильно, это классическое произведение. А кто сможет ответить, какой композитор сочинил его?

Ученики: Людвиг Ван Бетховен.

Учитель: Правильно. Кто знает, как оно называется?

Ученики: «К Элизе»

Учитель: Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого произведения?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята! Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей. Как вы думаете, какой будет тема и цель нашего урока?

Ученики: «Мир музыки Л.В.Бетховена»

Учитель: Правильно! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.

Показ презентации о композиторе.

                                       F:\Флешка УРОКИ\3 класс\Мир музыки Бетховена\скрины\2.jpg

                                       F:\Флешка УРОКИ\3 класс\Мир музыки Бетховена\скрины\4.jpg

Сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.  И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба - это глухота.

                                        F:\Флешка УРОКИ\3 класс\Мир музыки Бетховена\скрины\5.jpg

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие произведения. Одно из которых вы сейчас прослушаете и определите средства музыкальной выразительности (характер, темп, лад).

Звучит сочинение Л.В. Бетховена «Тишина»

Учитель: Назовите средства музыкальной выразительности (характер, темп, лад). Какие чувства и эмоции Вы испытывали, когда слушали музыку?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь поработаем в группах. Напоминаю о правилах работы в группах.

Показ слайда.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img16.jpg

Учитель: А сейчас прослушайте задание.

У каждой команды на столе лежит лист ватмана, на котором  после прослушивания музыкального произведения постарайтесь  выразить свои чувства и эмоции. Первая команда выражает эмоции и чувства с помощью слов (помощь в конверте, откройте его и достаньте содержимое), выберите слова, которые, по вашему мнению, больше подходят к этой музыке и дополните свои. Вторая команда – с помощью рисунков.  Пока будет звучать музыка можно для себя делать пометки. Прослушаем произведение Л.В. Бетховена «Последний вальс».

Звучит произведение Л.В. Бетховена «Последний вальс»

Учитель: Приступаем к выполнению работы. На всё у вас 5 минут. Время пошло.

 Ученики: Выполнение работ детьми.

Учитель: Ребята, время истекло (звоню в колокольчик). Теперь я попрошу одного из вас показать, что у вас получилось.

Выступление учеников.

Учитель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Оцените свою работу в группах. Давайте продолжим изучение творчества великого композитора. Кто помнит, о каком композиторе мы сегодня говорим?

Ученики: Л.В.Бетховен.

Учитель: Молодцы, ребята! Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо произведений для фортепиано, композитор писал еще и симфонии. Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Показ слайдов.

                                             F:\Флешка УРОКИ\3 класс\Мир музыки Бетховена\скрины\6.jpg

Учитель: Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является  Пятая симфония. Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Прослушайте фрагмент симфонии.  Внимание на экран.

Прослушивание  «Симфония №5

                                                F:\Флешка УРОКИ\3 класс\Мир музыки Бетховена\скрины\7.jpg

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряжённое.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: - Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Ребята, помимо сочинений для фортепиано и симфоний, Л.В.Бетховен сочинял ещё и песни, одну из которых мы сейчас прослушаем и выучим уже с переводом на русский язык. Называется она « Сурок». Внимание на доску.

                                                   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу фото песни сурок бетховена

                                                     Вокально-хоровая работа над песней.

Итоги урока.

Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок, давайте вспомним, о творчестве какого композитора мы сегодня говорили? Музыка какого композитора сегодня звучала? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

Учитель: Какой была цель нашего урока?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Мы добились поставленной цели?

Ученики: Да, добились.

Учитель: Как вы оцените свою работу на уроке?

Ученики: ответы детей.

Учитель: Ребята, я с вами согласна! Вы все молодцы, активно работали на уроке, отвечали на вопросы, старались. Я согласна с вашей самооценкой, и вы все получаете по пятёрке! А сейчас давайте представим, что мы все композиторы и для того, чтоб написать музыку, что нам для этого нужно?

Ученики: Вдохновение, желание, музыкальный инструмент, ноты.

Учитель: Правильно, ребята. Без всего этого музыкант не сможет обойтись. А главное, без нот. (Беру в руки нотки, показываю детям) А где находятся нотки?

Ученики: На нотном стане.

Учитель: Правильно, ребята! Посмотрите на доску (нарисован нотный стан и скрипичный ключ) Сейчас каждый из вас  выберет  одну понравившуюся вам фразу, продолжит её и получит по нотке, которую вы прикрепите на нотный стан. Чем выше будет нотка, тем более понятна и интересна для вас была тема урока.

Показ слайда

Я УСЛЫШАЛ МУЗЫКУ (КАКУЮ?)…

Я ИСПЫТЫВАЛ  ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА (какие?)…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ (какое?)……

Дети продолжают фразу и крепят нотки на нотный стан.

Учитель: Спасибо за урок, ребята! Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс .

Методическое пособие-открытый урок по теме: музыка Японии 3 класс. .....

оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...

оТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

МАТЕРИАЛЫ МОЕЙ АТТЕСТАЦИИ...

планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.

Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

ОТКРЫТЫЙ УРОК "Сказка в музыке"

Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.Один из них – великий русский композитор  Николай Андреевич Римский-Корсаков.Композитор очень любил писать музы...

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....