Урок музыки "Форма музыки"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
Урок музыки "Форма музыки" для 3 класса по программе Д.Б. Кабалевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok.doc | 37.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки. 3 класс. IV четверть.
Тема: «Формы музыки».
Цель: обеспечение усвоения учащимися понятия формы музыки.
Задачи:
- Формировать понимание того, что смена частей в произведении связана с изменением характера музыки.
- Развивать творческое воображение учащихся.
- Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального искусства.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: музыкальный центр, фонограмма песни, «Таблица эмоциональных состояний», таблица «Музыкальная палитра», карточки «Цветные нотки», цветовые полоски, текст песни, фломастеры, портрет Л.Бетховена, хрестоматия.
Музыкальный материал:
- Л.Полянски «Марш»,
- Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»
- муз. Д.Львова-Компанейца, сл.В.Викторова «Дружат дети всей земли»
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Звучит «Марш» Л.Полянски. учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.
- Музыкальное приветствие учитель-ученик.
2. Введение в тему урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы все такие разные, интересные. У каждого из вас есть любимые занятия.
Кто из вас любит играть?
Кто любит петь?
Кто любит решать задачи?
Слушать музыку?
Сегодня на уроке каждый из вас сможет проявить себя в любимом деле.
Звучит фонограмма «Дружат дети всей земли». Входит Незнайка.
Учитель: Пришёл к нам на урок
Неожиданный игрок.
Он весёлый, интересный,
Даже на Луне известный.
Любопытный как Всезнайка.
Как зовут его?… (Незнайка)
Незнайка: Хотел сочинить я, друзья,
Музыку волшебную.
Напев придумал,
Ритм подставил,
Думал: всё! Сыграю!
А как оформить, я не знаю.
Ведь ничего
Я в формах музыки
не понимаю!
К вам пришёл я за советом,
Помогите мне, ребята, в этом!
Учитель: Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке?
Дети: Да.
Учитель: Вам знакомо, что такое форма в музыке?
Дети: Да, знакомы.
Учитель: Давайте вместе разберёмся и выясним, что такое форма музыки, какие бывают формы музыки.
3. Основная часть.
3.1. Звучит «Марш» Л.Полянски, фрагмент в исполнении учителя .
Беседа по произведению:
Учитель: Какие чувства и настроения вызвало у вас звучание этой музыки?
Дети: Бодрость, радость…(см. «Таблицу эмоциональных состояний)
Учитель: К какому жанру музыки относится прозвучавшее произведение?
Дети: Жанр марша
Учитель: В каком характере звучал марш?
Дети: Бодрый, активный, упругий, чёткий.
Учитель: Что представили вы в своём воображении, слушая этот марш?
Дети: Как маршируют солдаты на праздничном параде…
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Дети: «Солдатский марш», «Праздничный марш»…
Учитель: Менялось ли настроение марша во время его звучания?
Дети: Нет.
Учитель: Если настроение не меняется, то какова же форма построения музыки «Марша»?
Дети: Одночастная (вывешивается карточка «Одночастная форма»)
Учитель: Одночастную форму в музыке принято обозначать латинской буквой «А».
Задание: Найдите среди предложенных цветных полосок ту, которая соответствует форме прослушанного произведения.
Учитель: В гостях у нас Незнайка, он пришёл к нам за помощью. Он песню хочет сочинить. Каждая песня тоже имеет своё построение. Из чего же состоит песня?
Дети: Из мелодии и слов…
Учитель: Прослушайте музыку к песне. Знакома ли вам она? (играет припев к песне «Дружат дети всей земли»).
Учитель: Какой у неё характер?
Дети: Весёлый, радостный, задорный.
Учитель: Всегда ли мелодия песни звучит одинаково?
Дети: Нет. В припеве - отрывисто (стаккато), задорно;
а в запеве - плавно, нежно, напевно (легато) (вывешиваются карточки).
Учитель: Верно, изменяется характер звуковедения.
3.2. Вокально-хоровая работа
Отработка вокально-хоровых навыков через пластическое интонирование, работа над характером исполнения произведения.
Учитель: Итак, сколько в песне отражено характеров?
Дети: Два.
Учитель: Определите форму песни при помощи наших цветовых полосок.
Учитель: Я с вами согласна. Это двухчастная форма. Два характера - две части. В песне принято двухчастную форму называть куплетной. (вывешиваются карточки)
Учитель: Предлагаю вам исполнить песню Д.Львова-Компанейца «Дружат дети всей земли» с танцевальными движениями. Прошу всех встать, настроиться на мажорный лад…
- Предварительно попробуем соединить танцевальные движения со словами припева…
- Исполняем песню под фонограмму.
Учитель: Незнайка, теперь ты понял, какую форму музыки можно выбрать для песни?
Незнайка: Теперь мне всё ясно! Куплетную форму!
Учитель: Молодец, Незнайка!
4.1. Слушание музыки.
Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»
Учитель: Предлагаю вам, прослушав произведение немецкого композитора Л.Бетховена (вывесить портрет), изобразить цветовыми пятнами смену характера в музыке на белых полосках без делений. (обратить внимание на инструментарий - фломастеры)
Учитель играет Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».
4.2. Беседа по прослушанному произведению
Учитель: Почему вы так расположили цветовые пятна?
Дети: Это связано с характером произведения.
Учитель: Определите построение музыки в соответствии с характером.
Дети: Два характера: весёлый и печальный.
Учитель: А сколько частей прозвучало?
Дети: Три части. Настроение первой части повторяется.
Учитель: Такую форму музыки принято называть трёхчастной( вывешивается карточка).
Учитель: Какое название вы дали бы этому произведению?
Дети: Два настроения. Весёлая и грустная..…
Учитель: Л.Бетховен, вероятно, сочинил музыку, услышав какую-то историю. Вы же попробуйте устно сочинить свою небольшую историю под звуки музыки Л.Бетховена. О чём она будет, вам подскажет ваше воображение.
Играет музыка.
Подведение итогов творческой работы учащихся.
5. Домашнее задание:
Изложите свою историю письменно или изобразите в рисунке (на выбор)
6. Итоги урока.
Рефлексия. Учитель предлагает учащимся обратиться к карточкам с изображением "весёлых длительностей" трёх цветов.
Учитель: Понравился ли вас урок? Если очень понравился, поднимите весёлую карточку красного цвета; если понравился - зелёную; если не понравился - синюю.
Учитель: Спасибо всем за совместную творческую деятельность на нашем уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».
Конспект урока по музыкена тему: «Музыка Венгрии»....
Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...
Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"
Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...
Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"
Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...
Презентация к уроку искусства(музыка) 4 класс Музыка Латинской Америки
Презентация знакомит с музыкой Латинской Америки, с инструментами, с достопримечательностями этой страны....