Урок музыки "Форма музыки"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Унгурова Инна Витальевна

Урок музыки "Форма музыки" для 3 класса по программе Д.Б. Кабалевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc37.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки. 3 класс. IV четверть.

Тема:  «Формы музыки».

Цель: обеспечение усвоения учащимися понятия формы музыки.

Задачи:

  1. Формировать понимание того, что смена частей в произведении связана с изменением характера музыки.
  1. Развивать творческое воображение учащихся.
  1. Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального искусства.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Оборудование: музыкальный центр, фонограмма песни, «Таблица эмоциональных состояний», таблица «Музыкальная палитра», карточки «Цветные  нотки», цветовые полоски, текст песни, фломастеры, портрет Л.Бетховена, хрестоматия.

Музыкальный материал:

  1. Л.Полянски «Марш»,
  1. Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»
  1. муз. Д.Львова-Компанейца, сл.В.Викторова «Дружат дети всей земли»

Ход урока.

1. Оргмомент.

  1. Звучит «Марш» Л.Полянски. учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.
  1. Музыкальное приветствие учитель-ученик.

2. Введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы все такие разные, интересные. У каждого из вас есть любимые занятия.

Кто из вас любит играть?

Кто любит петь?

Кто любит решать задачи?

Слушать музыку?

Сегодня на уроке каждый из вас сможет проявить себя в любимом деле.

Звучит фонограмма «Дружат дети всей земли». Входит Незнайка.

Учитель: Пришёл к нам на урок

Неожиданный игрок.

Он весёлый, интересный,

Даже на Луне известный.

Любопытный как Всезнайка.

Как зовут его?…   (Незнайка)

Незнайка: Хотел сочинить я, друзья,

Музыку волшебную.

Напев придумал,

Ритм подставил,

Думал: всё! Сыграю!

А как оформить, я не знаю.

Ведь ничего

Я в формах музыки

                         не понимаю!

К вам пришёл я за советом,

Помогите мне, ребята, в этом!


Учитель: Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке?


Дети:    Да.


Учитель: Вам знакомо, что такое форма в музыке?  


Дети: Да, знакомы.


Учитель: Давайте вместе разберёмся и выясним, что такое   форма музыки, какие бывают формы музыки.


3. Основная часть.

3.1. Звучит «Марш» Л.Полянски, фрагмент в исполнении учителя .

Беседа по произведению:

Учитель: Какие чувства и настроения вызвало у вас звучание этой музыки?

Дети: Бодрость,  радость…(см. «Таблицу эмоциональных состояний)

Учитель: К какому жанру музыки относится прозвучавшее произведение?

Дети:  Жанр марша

Учитель: В каком характере звучал марш?

Дети: Бодрый, активный, упругий, чёткий.

Учитель: Что представили вы в своём воображении, слушая этот марш?

Дети: Как маршируют солдаты на праздничном                                 параде…

Учитель: Как бы вы назвали это произведение?

Дети: «Солдатский марш», «Праздничный марш»…

Учитель: Менялось ли настроение марша во время его звучания?

Дети: Нет.

Учитель: Если настроение не меняется, то какова же форма построения музыки «Марша»?

Дети: Одночастная (вывешивается карточка «Одночастная  форма»)

Учитель: Одночастную форму в музыке принято обозначать латинской буквой «А».

Задание: Найдите среди предложенных цветных полосок ту, которая соответствует форме прослушанного произведения.

Учитель: В гостях у нас Незнайка, он пришёл к нам за помощью. Он песню хочет сочинить. Каждая песня тоже имеет своё построение. Из чего же состоит песня?

Дети: Из мелодии и слов…

Учитель: Прослушайте музыку к песне. Знакома ли вам она? (играет припев к песне «Дружат дети всей земли»).

Учитель: Какой у неё характер?

Дети: Весёлый, радостный, задорный.

Учитель: Всегда ли мелодия песни звучит одинаково?

Дети: Нет. В припеве - отрывисто (стаккато), задорно;

           а в запеве - плавно, нежно, напевно (легато) (вывешиваются карточки).

Учитель: Верно, изменяется характер звуковедения.

3.2. Вокально-хоровая работа

Отработка вокально-хоровых навыков через пластическое интонирование, работа над характером исполнения произведения.

Учитель: Итак, сколько в песне отражено характеров?

Дети: Два.

Учитель: Определите форму песни при помощи наших цветовых полосок.

Учитель: Я с вами согласна. Это двухчастная форма. Два характера - две части. В песне принято двухчастную форму называть куплетной. (вывешиваются карточки)

Учитель: Предлагаю вам исполнить песню Д.Львова-Компанейца «Дружат дети всей земли» с танцевальными движениями. Прошу всех встать, настроиться на мажорный лад…

  1. Предварительно попробуем соединить танцевальные движения со словами припева…
  1. Исполняем песню под фонограмму.

Учитель: Незнайка, теперь ты понял, какую форму музыки можно выбрать для песни?

Незнайка: Теперь мне всё ясно! Куплетную форму!

Учитель: Молодец, Незнайка!

4.1. Слушание музыки.

                Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»

Учитель: Предлагаю вам, прослушав произведение немецкого композитора Л.Бетховена (вывесить портрет), изобразить цветовыми пятнами смену характера в музыке на белых полосках без делений. (обратить внимание на инструментарий - фломастеры)

Учитель играет Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».

4.2. Беседа по прослушанному произведению

Учитель: Почему вы так расположили цветовые                                 пятна?

Дети: Это связано с характером произведения.

Учитель: Определите построение музыки в соответствии с характером.

Дети: Два характера: весёлый и печальный.

Учитель: А сколько частей прозвучало?

Дети: Три части. Настроение первой части повторяется.

Учитель: Такую форму музыки принято называть                                 трёхчастной( вывешивается карточка).

Учитель: Какое название вы дали бы этому                                         произведению?

Дети: Два настроения. Весёлая и грустная..…

Учитель: Л.Бетховен, вероятно, сочинил музыку, услышав какую-то историю.   Вы же попробуйте устно сочинить свою небольшую историю под звуки музыки Л.Бетховена. О чём она будет, вам подскажет ваше воображение.

Играет музыка.

   

Подведение итогов творческой  работы учащихся.

5. Домашнее задание:

Изложите свою историю письменно или изобразите в рисунке (на выбор)

6. Итоги урока.

Рефлексия. Учитель предлагает учащимся обратиться к карточкам с изображением "весёлых длительностей"  трёх цветов.

Учитель: Понравился ли вас урок? Если очень понравился, поднимите весёлую карточку красного цвета; если понравился - зелёную; если не понравился -  синюю.

Учитель: Спасибо всем за совместную творческую                                         деятельность на нашем уроке                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...

Презентация к уроку искусства(музыка) 4 класс Музыка Латинской Америки

Презентация знакомит с музыкой Латинской Америки,  с инструментами, с достопримечательностями этой страны....