2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.
учебно-методический материал (2 класс)

Ламухина Светлана Владимировна

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художественного творчества.

- учить детей находить подходящие эпитеты для  определения  характера музыки; объяснения редким в обычной речи словарным оборотам, пословицам и поговоркам.

- развивать интерес и любовь к родному языку и классической музыке; через образы родной природы развивать патриотическое чувство детей. Развивать творческие навыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения

Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художественного творчества.

- учить детей находить подходящие эпитеты для  определения  характера музыки; объяснения редким в обычной речи словарным оборотам, пословицам и поговоркам.

- развивать интерес и любовь к родному языку и классической музыке; через образы родной природы развивать патриотическое чувство детей. Развивать творческие навыки.

 

Задачи:

-прослушать музыкальные и прочитать литературные произведения, создающие неповторимый образ русской зимы.

- обсудить средства выразительности, передающие этот образ.

- поработать над выразительным чтением стихотворения С. Маршака «Декабрь»,  песнями  З.Роот «Музыка Зимы» и «Едет, едет Дед Мороз»и над исполнением танца «Вальс Дружбы» под музыку И.Штрауса «Сказки венского леса»

-создать в результате предпраздничное настроение.

1 часть. Организационная.

- вход под  мелодию песни « Маленькой елочке холодно зимой»                             (муз. З.Александровой);

- муз. приветствие.

-приветствие гостей 

Учитель чтения . Сегодня y нас необычный урок. Во-первых, к нам пришли гости, а во-вторых, сам урок будет немного необычным: урок чтения будет проходить вместе с уроком музыки. Сначала давайте  поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Учитель музыки. Под какую музыку вы зашли в класс?  О чем говорит вам эта музыка, что напоминает?

( О приближении Нового года.  Новогоднюю елку.) 

     На прошлом уроке вам на дом  задание было дано сочинить

       распевку про зиму. Кто предложит нам новую распевку?

       Распевка.

- упражнение « К солнышку» и  распевка о зиме на мотив распевки      

  « Куриный двор» (домашнее задание)

А теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Главная героиня, главный образ сегодняшнего урока, это-…(зима).

А в каких видах искусства мы встречаем этот прекрасный образ?

( в музыке, литературе, живописи)

2 часть. Образ зимы в литературе и музыке.

А.  Повторение по разделу «Снежок порхает, кружится, здравствуй праздник новогодний …».

Учитель литературного чтения. Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений разных жанров о зиме. Давайте вспомним некоторые из них.

  • Викторина по прочитанным произведениям.  Презентация «Викторина»

Прочитайте отрывок, назовите название и автора.

(Слайд 2 )

Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы
в прозрачное стекло.
(«Зима», Зинаида Александрова)

 (слайд 3)

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля

(«Каким бывает снег», Сергей Иванов)

(Слайд 4).

Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрад овались беляки зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

(«Зима в лесу», Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

(Слайд 5)

Шел Морозко первый раз по лесу и ноги промочил.

(«Всем вам крышка», Эдуард Шим)

( Слайд 6)  

Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щеку. Щека даже побелела.

(«Мороз не страшен», Константин Дмитриевич Ушинский)

( Слайд 7)

У деда мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лед, Иней  и Снежинка .

(«Дети Деда Мороза», русская народная сказка)  

( Слайд 8)

 Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.

(«Деревья в лесу» Михаил Михайлович Пришвин)

( Слайд 9)

  Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

(«Девочка Снегурочка», Владимир Иванович Даль)

(Слайд 10)

Молодцы!

                                                                                          «Зима в лесу»  (Слайд№11)

  • Обобщение учителя о зиме

    Зима - волшебное время года. Когда все вокруг становится белым, кажется, что ты попал в зимнюю сказку.

    А вам ребята зима нравится? Что же такое особенное можно совершить только зимой? (Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков, увидеть снежные узоры на окнах.)

     Да. Всё, то вы сказали, все забавы, что в перечислили, всю красоту зимы с ее белоснежными коврами, лютыми морозами и детскими играми  писатели и поэты изображают в своих произведениях.

Б. Повторение по теме «О чём говорит музыка?»

Учитель музыки: А может ли музыка изобразить зиму? Кто может вспомнить произведение, где музыка рисует зиму? («Зима» А.Вивальди)

Давайте вспомним, какая в этом произведении была зима: добрая или злая? Морозная или тёплая? Ветреная или спокойная? А настроение музыки было радостным или печальным? Была ли музыка энергичной или спокойной, умиротворённой? (ответы детей- описание зимы)

Вот, ребята, сколько слов  мы с вами нашли для описания нашей русской зимы! А сейчас давайте ещё раз послушаем фрагмент этой прекрасной музыки и посмотрим какими картинами нашей русской зимы иллюстрирует музыку итальянского композитора(..а  Антонио Вивальди, как известно, итальянец) фото- художник, презентацию которого мы сейчас посмотрим.                                                                                    •         Презентация «Зима. Вивальди»

Каким в думаете: подходят ли эти фотоиллюстрации к музыке Вивальди? Да.

На прошлом уроке у вас было дом задание: вы дома тоже создавали иллюстрации  к песне Музыка зимы. Из ваших рисунков  мы сделали презентацию и,я предлагаю показать её нашим гостям и конечно исполнить саму песню. Если гостям понравится наша песня и иллюстрации к ней, они нам похлопают. Договорились?  Только не забывайте, как мы поём песню ? ( весело, радостно, танцуя).

  • Исполнение песни «Музыка зимы» (З.Роот)        и  
  •                                 Презентация детских рисунков на тему Музыка Зимы)

3 часть. Образ Ёлки в литературе и музыке.

А.   Учитель чтения.

Работа над стихотворением «Декабрь» С.Я.Маршака.                                                        

Скоро-скоро уже постучится в наши дома Новый год. Когда это произойдёт? (В полночь 1 января).

А сейчас идёт месяц …?

Что вы знаете об этом месяце?

(Декабрь – двенадцатый месяц календаря, которым мы пользуемся сейчас.)

Какие пословицы вы знаете о декабре?

 Презентация  Пословицы о зиме.                                               Сл №12,13,14)

 Декабрь – зиме начало, году – конец.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

  • Знакомство со стихотворением С.Маршака “Декабрь”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Самуила Яковлевича Маршака «Декабрь». Послушайте внимательно.

                                                                              слайд №15.Портрет Маршака.                       

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись:
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки 
Самый смелый огонёк.

Какое настроение возникло?

  • Повторное восприятие текста.

Прочитайте стихотворение вполголоса.

  • Беседа по содержанию

Прочитайте начало стихотворения.

Что значит, «все деревья в серебре»?                      слайд Все деревья в серебре№16,17,18

А как вы понимаете выражение «речку вымостил мороз», «обновил коньки, салазки»?-                                                              

                                                                                              слайд Река подо льдом №19, 20,21

Читаем дальше.    

Подумайте, почему елка «плакала сначала». А что значит «задышала, ожила?»                                                                    

                                                                                                  слайд Новогодняя ёлка №22,23

Прочитайте описание уже нарядной ёлки. Какое возникает настроение?

Найдите и прочитайте строчки, где поэт говорит о елке, как о человеке.

3 часть. Б.  Учитель музыки. Работа над песней «Едет едет Дед Мороз». 

        А теперь, дорогие ребята, давайте споём о ёлочке песню! «Едет едет Дед Мороз»!.А чтобы петь было веселее, я предлагаю вам помочь мне в аккомпанементе. (Раздаёт шумовые инструменты, предварительно посоветовавшись, какие к этой песне подойдут.(маракасы, бубенцы, треугольники,коробочка)                                                                  

 Задание: Подыгрывать мне будете на проигрышах. Договорились? Давайте потренируемся!                                                                                                

  •Пробный проигрыш.   Исполнение песни «Едет Дед Мороз»

Слушание. П.Чайковский «Вариации №2 из балета «Щелкунчик»

Учитель музыки. А знаете ли вы, ребята сказку, где главным героем является Ёлка? Вот эта сказка. Накануне Рождества привезли из лесу ёлку, поставили в большом зале, нарядили и ушли. Закрыли высокие двери и осталась красавица-Ёлка одна .Но вот наступила полночь, часы в доме пробили 12 раз и… А вот что произошло дальше. Вы сочините сами, познакомившись сейчас с музыкой П.И.Чайковского.                                                          

                                                                                                                Слайд П.ЧАЙКОВСКИЙ,№24

Прослушивание. Обсуждение        

                                                                                  Слайды из Балета ЩЕЛкуник-  ЁЛКА№25,26,27 

Раздать новый материал на листочках (чтобы не терять время на запись)

3 часть. В.   Работа над выразительным чтением

                 Учитель чтения.

Ребята, чтобы елка в стихотворении Маршака засверкала и засияла также как у Чайковского, нужно прочитать его выразительно. Постарайтесь передать настроение, своё отношение к елочке, выберите нужный темп чтения. А сейчас потренируйтесь.

Выразительное чтение (2-3 ученика)  

4 часть. Обобщение

▪ Новогодний словарь ( подведение итогов урока)                                                   слайд Кроссворд

А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего урока, составим новогодний словарь, для этого разгадаем кроссворд. Работать вы будете в парах.  

  1. Символ нового года. (Елка)
  2. Хозяин нового года (Дед Мороз)
  3. Девочка из снега. (Снегурочка)
  4. Палка в руках Деда Мороза (Посох)
  5. Их получают на новый год (Подарки).

 Появилось ли у вас праздничное настроение?

Так давайте ж пригласим друг друга на вальс!

Учитель музыки: Вальс И.Штрауса «Сказки венского леса»- необыкновенно выразительный вальс. Мы слушали его на прошлом уроке, ребята. Как вы думаете, ребята, сможем мы под эту музыку станцевать наш «Вальс дружбы»? Будьте внимательны, слушайте счёт!

Звучит «Сказки венского леса». Мальчики приглашают девочек.«Вальс дружбы»

( «Раз, два, три - на носочки»)

                                                                               

                                                                                      Слайд С Наступающим НОВЫМ ГОДОМ! №28

Учитель чтения: Давайте поблагодарим гостей за то что пришли к нам на урок.

Учитель музыки: Наш урок окончен. Д/з вам понятно? До свидания.

Звучит «Бубенцы». Дети уходят из класса.

 Урок составили и провели:

Ламухина Светлана Владимировна.- учитель литературного чтения

 Якимова Елена Павловна – учитель музыки

МАОУ «Петропавловская СОШ№1» 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Интегрированный урок Окружающий мир, Литературное чтение и Музыка

Конспект, материалы к уроку, презентация урока. Использованы музыкальные и видеофайлы, которые не здесь не разместить:...

Конспект открытого урока "Образ зимы в литературе и музыке"

Интегрированный урок музыки и литературного чтения по теме "Образ зимы в музыке и литературе"....