Разработка интегрированного урока музыки и кубановедения:"Образ Екатерины через века".
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

 

Методическая  разработка

 интегрированного  урока

музыки  и  кубановедения по теме:

«Образ Екатерины  через  века»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  3

муниципального  образования  Каневской  район

Методическая  разработка

 интегрированного  урока

музыки  и  кубановедения по теме:

«Образ Екатерины  через  века»

Автор:

Учитель  музыки  

МБОУ  СОШ  №  3

Хомутько Людмила  Николаевна

станица  Каневская

2012 год

Цель:

                        -Показ  роли  личности    Екатерины  11  в  истории  России  и

                          Краснодарского  края.

                       - Привитие  любви   к  малой  Родине  и  сопричастности

                          к  Отечественной  истории.

Задачи:           - Воспитывать  уважение  к  истории  своей  большой  

                          и  малой  Родины.

                       - Развивать  у  детей  умение  размышлять  и  анализировать.

                       - Развивать  вокально-хоровые  навыки.

Оборудование:

  Портреты  исторических  личностей,  музыкальный  материал  по  кубановедению,  исторические  даты,  стихи  современных  поэтов,  высказывания  просветителей,  архитектурные  памятники  Краснодара,  приложение  в  электронном  виде (диск).        

Ход  урока:

Организационный  момент. Приветствие.

Объявление  темы  и  целей  урока.  

Вступительная  беседа.

  Ребята,  наш  урок  я  хотела  бы  начать  словами  из  песни  Краснодарской

поэтессы  Анастасии  Чжен:

        В  этом  городе  тепло,  уют.

        Здесь  гостей  всегда  с  любовью  ждут,

        Наш  родной  Екатеринодар,

        В  сердце  будешь  навсегда!

*  Ребята,  почему  поэтесса  называет  столицу  Кубани  Екатеринодар?

        ( ответы  детей)

  Да,  морем  и  сушей  двигалась  на  Кубань  лавина  казаков  с  берегов  Днепра  и  Буга,  а  сними  грустные  и  веселые  песни,  думы,  былины  и  небылицы.  А  прибыв  на  земли  степные,  плодородные,  дарованные  Екатериной,  слагали  казаки  новые  песни.  Одна  из  них –  

    «Песня  о  Екатеринодаре»

  4. Исполнение  «Песни  о  Екатеринодаре».

      Вокально-хоровая  работа.

     1. Проскакали  полюшком  конники  казацкие

   От  Днепра  широкого  до  Кубань-реки. Эх!

   Сабелька  да  люлечка,  шапка  атаманская,

   Травушкой-ковылушкой  гнутся  бунчуки.

2. Атаман  Чепига,  да  судья  Головатый

    Придержали  конников  у  крутой  волны. Эх!

    Край  наш  хлеборобный,  солнышком  богатый

    Время  высить  храмы,  строить  курени.

3.  Наши  деды  ратные,  сквозь  века  булатные,

     Донесли  до  правнуков  отблески  стожар. Эх!

     Жито  колыхается,  солнцем  улыбается,

                           Песней  величается  Екатеринодар!

                 5. Раскрытие  темы  урока        

*Ребята,  какое  место в  истории  города  занимает  дата  1793  год?

      ( дата  основания  города  Екатеринодара)

*Сколько  сейчас  лет  Краснодару?

       ( 215  лет )

 

  Два  столетия  живут  в  народе  песни,  повествующие  о  переселении  в  бескрайние  степные  просторы  Кубани,  о  величии  города  Екатерины.

*Ребята,  а  знаете  ли  вы,  что  Антон Головатый  вез  на  Кубань  свою  звонкоголосую  бандуру,  которую  брал  в  руки  в  минуты  душевного  откровения?

  (Вспомнить  что  такое  бандура.

  Бандура – украинский  народный  многострунный  щипковый  инструмент.)

И  где  бы  он  ни  был,  никогда  не  расставался  с  ней.  Переливы  струн  той  бандуры  и  голос  ее  хозяина  покровительственно  слушала  императрица  Екатерина 11,  а  лица  присутствующих  озарялись  мягкими  улыбками,  глаза  искрились  светом  неподдельного  любопытства.

  Сейчас  мы  послушаем  песню  в  исполнении  Кубанского  Казачьего  хора  

« Взяв  бы  я  бандуру».

Послушайте  эти  волшебные  звуки  бандуры  и  подумайте,  чем  так  удивляли  казачьи  песни  императрицу  и  всех  присутствующих.

Слушание  песни  «Взяв  бы  я  бандуру»

*Чем  же  так  удивляли  песни  Антона  Головатого  императрицу?

      (ответы  детей)

*Ребята,  однажды  Екатерина 11  произнесла  такую  фразу:

 «Народ,  который  поет  и  пляшет,  зла  не  думает».

*Как  вы  понимаете  эти  слова?

    (ответы  детей)

Конечно  же,  только  человек  с  чистым  сердцем  и  светлой  душой  может  искренне  воспринимать  настоящее  искусство  и  творить.  Таким  человеком     была  императрица  Екатерина.

          6. Физминутка.  

А  сейчас,  прежде  чем  продолжить  урок,  мы  немного  отдохнем.  Вспомним  плясовую,  кубанскую  песню.

Исполнение  песни  «Ой,  во  поле»  с  движениями.

           7.Расширение  темы.

  Екатерина 11 – яркая  личность  в  русской  истории.  Имела  славу  

просвещенной  государыни.

Благодаря  ей  в  России  было  открыто  первое  государственное  учебное  заведение  для  девочек – Смольный  институт,  где  преподавали  арифметику,  географию,  русскую  словесность,  иностранные  языки,  а  также  обучали

 танцам  и  приобщали  к  ведению  домашнего  хозяйства.

 

  Екатерина  11  издала  указ  о  том,  что  в  России  должны  получить  начальное  образование  дети  всех  сословий  (кроме  крепостных  крестьян).

  Императрица  уважала  и  поддерживала  талантливых,  трудолюбивых,  

смелых  людей:  М.В.Ломоносова  (оставил  яркий  след  в  химии  и  физике,  астрономии  и  географии,  металлургии  и  геологии,  был  знатоком  в  горном  и  мореходном  деле;  писал  стихи,  занимался  мозаикой);  А.В.Суворова – великого  русского  полководца,  а  также  никому  неизвестного  механика-самоучку  Ивана  Петровича  Кулибина.  

  Однажды,  посещая  Нижний  Новгород,  императрица  заинтересовалась  показанными  ей  Кулибиным  механизмами (в  том  числе  часами  «Яичной  фигуры»)  и  распорядилась  определить  его  на  службу  в  Академию  наук.  В  числе  его  изобретений: «фонарь» - предшественник  современного  прожектора,  самодвижущиеся  экипажи,  модели  лифта.

  Кто  знает,  если  бы  не  покровительство  императрица  и  умение  видеть  настоящий  талант  узнали  бы  мы  имя  Кулибина  и  его  важные  открытия.

  Как  сказал  А.Грибоедов:  «Чем  человек  просвещеннее,  тем  он  полезнее  своему  Отечеству».

  Прошло  более  двух  столетий,  но  мы  видим,  что  эти  слова  как  нельзя

 лучше  характеризуют  стремление  Екатерины 11 – просвещенной  государыни.

Умного  и  вперед  смотрящего  человека.  Великая  императрица  сумела  присоединить  земли  с  плодородной  почвой,  прекрасным  климатом,  значительным  населением  и  развитыми  хозяйственными  связями.

Земли  эти – наша  Кубань.

*Ребята,  подумайте  и  скажите,  чем  может  гордиться  сегодня  

  Краснодарский   край?

   (житница  России,  курорты  Кубани,  столица  Олимпиады  2014 года -  Сочи,  туризм…)  

*А  как  прекрасен  Краснодар!  Я  знаю, ребята, что  совсем  недавно  вы  

  совершили  экскурсию  по  этому  замечательному  городу  и  предлагаю  вам  

  вспомнить  самые  красивые  места  и  достопримечательности  столицы  Кубани.

  (  дети  просматривают  слайды  с  изображением  современного  Краснодара,

узнают  места,  в  которых  побывали,  рассказывают о  них)

  Ребята,  мы  увидели,  что  Краснодар  прекрасен  в  любое  время  года!

Хорошеет  наша  столица – наследие  Екатерины  Великой  с  каждым  днем!  И  только  от  вас,  ребята,  будущего  поколения  зависит  станет  ли    преображаться  в  дальнейшем  наша  любимая  станица  Каневская,  наша  столица  Кубани – Краснодар,  наша  Россия!  

Давайте  все  вместе  исполним  песню  Г.Струве  «Моя  Россия».

             8. Исполнение  песни  «Моя  Россия».

Солнце  светит,  ветры  дуют,

Ливни  льются  над  Россией.

В  небе  радуга  цветная,

Нет  земли  красивей.  

И  нет  земли  красивей,  чем  наша  Кубань!

Ребята,  скажите,  а  вы  любите  мечтать?

      (ответы  детей)

*Давайте  с  вами  помечтаем  и  представим  какой  будет  столица  Кубани

в  2093  году?  

*  Случайно  ли  я  назвала  эту  дату?

          (нет,  Краснодару  исполнится  300  лет)  

       9.  Работа  над  проектом.

(Дети   разбиваются  на  группы  по  4-5  человек  и  создают  проект  «Каким  мы  видим  Краснодар  2093  года».  На  работу  дается  5-7  минут.  Затем  проекты  защищают)

Молодцы,  ребята!

Думаю,  что  все  ваши  самые  лучшие  фантазии  сбудутся!

       10. Подведение  итогов  урока.

       11. Выход  под  музыку  «Гимн  молодежи  Кубани».

     

          Список  литературы:

1. Илья  Петрусенко  «Кубань  в  песне».

2. Энциклопедия  «История  России  18-19 веков».

3. Владимир  Соловьев «Золотая  книга  Русской  культуры»

4. О.Д. Ушакова  «Мудрые  мысли  мудрых  людей»

5. Периодическая  литература

6. Практический  курс «Учимся  понимать  музыку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка интегрированного урока "Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение. I класс, 5 вид коррекции"

Повторение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Развитие творческих способностей, самомассаж с помощью шишек. Инсценеровка задачи....

Методическая разработка интегрированного урока "Художественный образ"

Разработка интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству, посвященному художественному образу ветра. В уроке используются образы ветра, созданные средствами поэзии, живоп...

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве

Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве...

 Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся...

Разработка интегрированного урока "Объем и художественный образ животных и растений Красной книги"

УМК: Перспективная начальная школаКласс: 2Тема: «Объем и художественный образ животных и растений Красной книги»Тип урока: интегрированный, урок открытия новых знанийУрок-триада. Содержани...

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...