 Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Акишева Людмила Алексеевна

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся  выступают в роли экспертов и выполняют ряд  творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_urok_07.12.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:  Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.


Цель урока:

             

  • Научиться видеть и  выделять художественные связи между литературой, музыкой и живописью;

Задачи урока:

  • Закрепление и расширение знаний о композиторах-классиках, художниках-иллюстраторах и поэтов - классиков в творчестве о зиме;
  • Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся, умение творчески работать в группах.
  • Формирование чувства неразрывной связи человека с природой; развитие творческого воображения;

Краткое описание хода урока: 

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся  выступают в роли экспертов и выполняют ряд  творческих заданий.

Вид урокаурок-поиск.

Оборудование:

1. Музыкальные композиции А. Вивальди «Зима», П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..».
2. Литературные произведения русских классиков Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Тютчева Ф.И. идр.,  С. Есенина «Поет зима аукает».
3. Портреты поэтов, художников, композиторов; репродукции картин, рисунки учащихся на тему    «Зима»
4. Фрагменты стихотворений по заданной теме.
5. Краски, карандаши, бумага.
6. Компьютер, экран, рисунки, музыкальный центр.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок-поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пристальное внимание к увиденному и услышанному.

– Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки.

Учитель: Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку А.Вивальди «Зима». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает? Как создается это настроение?

Учащиеся делятся впечатлениями. Учитель обобщает ответы учеников

– Какими красками можно описать зиму? (Белый, блестящий, синий, голубой, серебристый и т.д.)
– Какие звуки можно услышать зимой? 
(Скрип, звон, шум ветра, вой вьюги и т.д.)
– А есть ли у зимы какие-то запахи?  (
еловый, чистоты)

– Сегодня у нас в классе 3 группы экспертов: 1) ПОЭТЫ, 2) МУЗЫКАНТЫ, 3) ХУДОЖНИКИ (У каждой группы на столе опознавательные знаки: перо и лист бумаги, музыкальные инструменты, палитра и кисть).

  • группа музыкантов-экспертов – анализирует прослушанное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..»..
  • группа поэтов –анализирует стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
  • группа художников – по заданному стихотворению (выбирают фрагмент стихотворения) и муз. произведению расписывают тарелку в технике Гжель.

2. Работа экспертных групп

Учитель (вопросы к каждой экспертной группе):

К группе поэтов:

– Ребята, скажите, что такое пейзаж? (Описание природы)
– Как описывает природу поэт? 
(С помощью слов.)

- Какие формы художественной выразительности использует? (метафору, эпитет, олицетворение и т.д.)

К группе художников:

– А как описывает природу художник? (С помощью красок) 

К группе композиторов:

- А Композитор? (С помощью звуков)

– Поэты, художники, музыканты находят много идей для творчества в зимней природе, превращая любой ее уголок в сказку.

Учитель 

Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. Живописные образы дополняются поэтическими

Учитель 

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыканты всегда учились у природы. Учились у природы и
великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Звучит П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Просмотр презентации слайдов.

- Посмотрите репродукции картин художников.

Учитель: 

Сегодня у каждой экспертной группы на столе лежит не менее известное и  прекрасное стихотворение о зиме «Поет зима – аукает...», которое написал Сергей Александрович Есенин. 

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Знаменитый композитор, пианист Георгий Васильевич Свиридов не остался равнодушным к этому стихотворению и написал ораторию (музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет).

(Звучит музыка Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает ).

Учитель: 

-Сейчас вы прослушали оба  произведения. Задания группам следующие. На ваших столах лежат Маршрутные листы, с ними вы и будете работать:

  • группа музыкантов-экспертов – анализирует прослушанное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..»..
  • группа поэтов –анализирует стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
  • группа художников – по заданному стихотворению (выбирают фрагмент стихотворения) и муз. произведению расписывают тарелку в технике Гжель.

На всю работу дается от 5 до 7 минут.

                                                   Выступление экспертной группы ПОЭТЫ

Учитель: Давайте теперь подумаем, поразмышляем над содержанием стихотворения С. Есенина. 
– Кого напоминает зима в 1 строфе? 
(Живое существо)
– Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом?
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого она может баюкать?
– Как называется такой литературный приём? 
(Олицетворение)
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете
? (Много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней) 
– Какие слова использует поэт, описывая облака? 
(Седые) Почему?
– Какое чувство вызывают облака у поэта? 
(Тоски и грусти) Почему?
– Какое слово усиливает тоску? 
(Глубокая)
– Чем необычен образ метелицы у поэта? 
(Ковром шелковым стелется) Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.
– Почему автор использует слово «шелковый»? 
(Показать лёгкость снежной метели) Обратите внимание на ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на этот слог, сохранить рифму, народное и поэтическое выражение.
– Какие чувства вызывают у автора воробышки? Докажите 
(Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им). Этот приём называется сравнение (воробышки…как детки сиротливые) 
– Подберите синонимы к слову 
озябли. (Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
– Почему автор употребил именно это слово – 
озябли(Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным)
– Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе? Как он теперь её называет? 
(Вьюга)
– Сначала она 
стелилась шелковым ковром, а теперь?
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель? 
(Ей на смену пришла весна)
Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение – одно из самых любимых средств художественной выразительности автора, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь.

                                       Выступление экспертной группы МУЗЫКАНТЫ

– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила? (2 контрастных образа, определяют 2-хчастное строение)
– В каком исполнении прозвучала эта музыка? 
(Многоголосный хор и оркестр) 
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? 
(Показать многоликость зимы)
– А какова роль оркестра в создании такого образа зимы? 
(Кружение зимней метели, завывание вьюги)

                                          Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ

- Какой фрагмент стихотворения выбрали вы?

- Почему именно этот? Что больше всего, как художников вас в нем затронуло?

- Какую картину перед вами рисовало воображение?

- Какие краски больше всего использовались в вашем воображении и работе? Основной цвет?

-Что у вас получилось? Покажите!

Учитель:  Давайте подведем итог нашей работы и сделаем  выводы.

Выводы: художники, поэты, композиторы стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине через слова, звуки, краски. Зима привлекала их свои волшебством и необычной красотой.

– На сегодняшнем уроке мы научились видеть и понимать связь  музыки, живописи и поэзии, как единое целое, что называется искусством.

Учитель:  Мы сегодня услышали много  прекрасных произведений о природе. Надеемся, что
после этого урока вы будете еще больше  любить и лучше охранять природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.

Рефлексия.

-А сейчас, каждый из вас подумайте и скажите, какой у нас была сегодняшняя тема?

(ответы детей)

- Молодцы! Но……

Домашнее задание: Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой посмотрите на природу глазами поэтов, художников, композиторов. Попробуйте представить себя на их месте, что у вас получится. Всем спасибо за урок.

Маршрутный лист экспертной группы ПОЭТЫ

– Кого напоминает зима в 1 строфе? ____________________________________________
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого она может баюкать?________________________
– Как называется такой литературный приём? 
_____________________________________________
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете
? ____________________________

____________________________________________________________________________________ – Какие слова использует поэт, описывая облака? _______Почему?___________________________

____________________________________________________________________________________
– Какое чувство вызывают облака у поэта? 
_____________Почему?___________________________

____________________________________________________________________________________
– Чем необычен образ метелицы у поэта? 
Найдите в тексте. ___________________________  _________________________________________________________________________________

Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется  _________________
– Почему автор использует слово «шелк
Овый»? __________________________________________

 Обратите внимание на ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на этот слог, как вы думаете для чего?____________________________________________________________________

– Какие чувства вызывают у автора воробышки? Докажите _________________________________

____________________________________________________________________________________

Как называется этот прием____________________________ (воробышки…как детки сиротливые) 
– Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе? Как он теперь её называет? 
___________

– Сначала она стелилась шелковым ковром, а теперь?_____________________________________

_____________________________________________________________________________________
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель?
_____________________

_____________________________________________________________________________________

Маршрутный лист экспертной группы МУЗЫКАНТЫ

– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила_____________________________

– В каком исполнении прозвучала эта музыка? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________ 
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? 
____________________________

_____________________________________________________________________________________
– А какова роль оркестра в создании такого образа зимы? 
___________________________________

_____________________________________________________________________________________

-Какие музыкальные инструменты вам запомнились более всего в исполнении оркестра?____________________________________________________________________________

-Дайте характеристику темпа, ритма, лада прослушанного произведения:

Темп_______________________________________________________________________________

Ритм_______________________________________________________________________________

Лад________________________________________________________________________________

Маршрутный лист экспертной группы ХУДОЖНИКИ

- Какой фрагмент стихотворения выбрали вы?

- Почему именно этот? Что больше всего, как художников вас в нем затронуло?

- Какую картину перед вами рисовало воображение?

- Какие краски больше всего использовались в вашем воображении и работе? Основной цвет?

-Что у вас получилось? Покажите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Методическая разработка интегрированного урока "Художественный образ"

Разработка интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству, посвященному художественному образу ветра. В уроке используются образы ветра, созданные средствами поэзии, живоп...

методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"

Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...

Осень и зима в творчестве поэтов и художников.

Живопись - это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись. Замечательные  картины русских художников в стихах обретают свой голос. Картина говорит как бы звуками, а слова блещут красками. То и д...

Материалы к занятию группы продлённого дня обучающихся 4 класса "Краски осени в творчестве поэтов и художников"

Предлагаемые тематические материалы подобраны в соответствии с общеобразовательной программой "Школа России" для 4 класса. На занятии обучающиеся более подробно знакомятся с взглядами русски...

Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса

Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса...