Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся выступают в роли экспертов и выполняют ряд творческих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_urok_07.12.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель урока:
- Научиться видеть и выделять художественные связи между литературой, музыкой и живописью;
Задачи урока:
- Закрепление и расширение знаний о композиторах-классиках, художниках-иллюстраторах и поэтов - классиков в творчестве о зиме;
- Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся, умение творчески работать в группах.
- Формирование чувства неразрывной связи человека с природой; развитие творческого воображения;
Краткое описание хода урока:
Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся выступают в роли экспертов и выполняют ряд творческих заданий.
Вид урока: урок-поиск.
Оборудование:
1. Музыкальные композиции А. Вивальди «Зима», П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..».
2. Литературные произведения русских классиков Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Тютчева Ф.И. идр., С. Есенина «Поет зима аукает».
3. Портреты поэтов, художников, композиторов; репродукции картин, рисунки учащихся на тему «Зима»
4. Фрагменты стихотворений по заданной теме.
5. Краски, карандаши, бумага.
6. Компьютер, экран, рисунки, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок-поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пристальное внимание к увиденному и услышанному.
– Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки.
Учитель: Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку А.Вивальди «Зима». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает? Как создается это настроение?
Учащиеся делятся впечатлениями. Учитель обобщает ответы учеников
– Какими красками можно описать зиму? (Белый, блестящий, синий, голубой, серебристый и т.д.)
– Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип, звон, шум ветра, вой вьюги и т.д.)
– А есть ли у зимы какие-то запахи? (еловый, чистоты)
– Сегодня у нас в классе 3 группы экспертов: 1) ПОЭТЫ, 2) МУЗЫКАНТЫ, 3) ХУДОЖНИКИ (У каждой группы на столе опознавательные знаки: перо и лист бумаги, музыкальные инструменты, палитра и кисть).
- группа музыкантов-экспертов – анализирует прослушанное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..»..
- группа поэтов –анализирует стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
- группа художников – по заданному стихотворению (выбирают фрагмент стихотворения) и муз. произведению расписывают тарелку в технике Гжель.
2. Работа экспертных групп
Учитель (вопросы к каждой экспертной группе):
К группе поэтов:
– Ребята, скажите, что такое пейзаж? (Описание природы)
– Как описывает природу поэт? (С помощью слов.)
- Какие формы художественной выразительности использует? (метафору, эпитет, олицетворение и т.д.)
К группе художников:
– А как описывает природу художник? (С помощью красок)
К группе композиторов:
- А Композитор? (С помощью звуков)
– Поэты, художники, музыканты находят много идей для творчества в зимней природе, превращая любой ее уголок в сказку.
Учитель
Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. Живописные образы дополняются поэтическими
Учитель
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыканты всегда учились у природы. Учились у природы и
великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Звучит П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»
Просмотр презентации слайдов.
- Посмотрите репродукции картин художников.
Учитель:
Сегодня у каждой экспертной группы на столе лежит не менее известное и прекрасное стихотворение о зиме «Поет зима – аукает...», которое написал Сергей Александрович Есенин.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Знаменитый композитор, пианист Георгий Васильевич Свиридов не остался равнодушным к этому стихотворению и написал ораторию (музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет).
(Звучит музыка Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает ).
Учитель:
-Сейчас вы прослушали оба произведения. Задания группам следующие. На ваших столах лежат Маршрутные листы, с ними вы и будете работать:
- группа музыкантов-экспертов – анализирует прослушанное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..»..
- группа поэтов –анализирует стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
- группа художников – по заданному стихотворению (выбирают фрагмент стихотворения) и муз. произведению расписывают тарелку в технике Гжель.
На всю работу дается от 5 до 7 минут.
Выступление экспертной группы ПОЭТЫ
Учитель: Давайте теперь подумаем, поразмышляем над содержанием стихотворения С. Есенина.
– Кого напоминает зима в 1 строфе? (Живое существо)
– Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом?
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого она может баюкать?
– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? (Много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней)
– Какие слова использует поэт, описывая облака? (Седые) Почему?
– Какое чувство вызывают облака у поэта? (Тоски и грусти) Почему?
– Какое слово усиливает тоску? (Глубокая)
– Чем необычен образ метелицы у поэта? (Ковром шелковым стелется) Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.
– Почему автор использует слово «шелковый»? (Показать лёгкость снежной метели) Обратите внимание на ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на этот слог, сохранить рифму, народное и поэтическое выражение.
– Какие чувства вызывают у автора воробышки? Докажите (Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им). Этот приём называется сравнение (воробышки…как детки сиротливые)
– Подберите синонимы к слову озябли. (Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
– Почему автор употребил именно это слово – озябли? (Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным)
– Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе? Как он теперь её называет? (Вьюга)
– Сначала она стелилась шелковым ковром, а теперь?
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель? (Ей на смену пришла весна)
Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение – одно из самых любимых средств художественной выразительности автора, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь.
Выступление экспертной группы МУЗЫКАНТЫ
– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила? (2 контрастных образа, определяют 2-хчастное строение)
– В каком исполнении прозвучала эта музыка? (Многоголосный хор и оркестр)
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? (Показать многоликость зимы)
– А какова роль оркестра в создании такого образа зимы? (Кружение зимней метели, завывание вьюги)
Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ
- Какой фрагмент стихотворения выбрали вы?
- Почему именно этот? Что больше всего, как художников вас в нем затронуло?
- Какую картину перед вами рисовало воображение?
- Какие краски больше всего использовались в вашем воображении и работе? Основной цвет?
-Что у вас получилось? Покажите!
Учитель: Давайте подведем итог нашей работы и сделаем выводы.
Выводы: художники, поэты, композиторы стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине через слова, звуки, краски. Зима привлекала их свои волшебством и необычной красотой.
– На сегодняшнем уроке мы научились видеть и понимать связь музыки, живописи и поэзии, как единое целое, что называется искусством.
Учитель: Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что
после этого урока вы будете еще больше любить и лучше охранять природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.
Рефлексия.
-А сейчас, каждый из вас подумайте и скажите, какой у нас была сегодняшняя тема?
(ответы детей)
- Молодцы! Но……
Домашнее задание: Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой посмотрите на природу глазами поэтов, художников, композиторов. Попробуйте представить себя на их месте, что у вас получится. Всем спасибо за урок.
Маршрутный лист экспертной группы ПОЭТЫ
– Кого напоминает зима в 1 строфе? ____________________________________________
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого она может баюкать?________________________
– Как называется такой литературный приём? _____________________________________________
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? ____________________________
____________________________________________________________________________________ – Какие слова использует поэт, описывая облака? _______Почему?___________________________
____________________________________________________________________________________
– Какое чувство вызывают облака у поэта? _____________Почему?___________________________
____________________________________________________________________________________
– Чем необычен образ метелицы у поэта? Найдите в тексте. ___________________________ _________________________________________________________________________________
Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется _________________
– Почему автор использует слово «шелкОвый»? __________________________________________
Обратите внимание на ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на этот слог, как вы думаете для чего?____________________________________________________________________
– Какие чувства вызывают у автора воробышки? Докажите _________________________________
____________________________________________________________________________________
Как называется этот прием____________________________ (воробышки…как детки сиротливые)
– Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе? Как он теперь её называет? ___________
– Сначала она стелилась шелковым ковром, а теперь?_____________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель?_____________________
_____________________________________________________________________________________
Маршрутный лист экспертной группы МУЗЫКАНТЫ
– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила_____________________________
– В каком исполнении прозвучала эта музыка? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? ____________________________
_____________________________________________________________________________________
– А какова роль оркестра в создании такого образа зимы? ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
-Какие музыкальные инструменты вам запомнились более всего в исполнении оркестра?____________________________________________________________________________
-Дайте характеристику темпа, ритма, лада прослушанного произведения:
Темп_______________________________________________________________________________
Ритм_______________________________________________________________________________
Лад________________________________________________________________________________
Маршрутный лист экспертной группы ХУДОЖНИКИ
- Какой фрагмент стихотворения выбрали вы?
- Почему именно этот? Что больше всего, как художников вас в нем затронуло?
- Какую картину перед вами рисовало воображение?
- Какие краски больше всего использовались в вашем воображении и работе? Основной цвет?
-Что у вас получилось? Покажите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.
В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...
Методическая разработка интегрированного урока "Художественный образ"
Разработка интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству, посвященному художественному образу ветра. В уроке используются образы ветра, созданные средствами поэзии, живоп...
методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...
Осень и зима в творчестве поэтов и художников.
Живопись - это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись. Замечательные картины русских художников в стихах обретают свой голос. Картина говорит как бы звуками, а слова блещут красками. То и д...
Материалы к занятию группы продлённого дня обучающихся 4 класса "Краски осени в творчестве поэтов и художников"
Предлагаемые тематические материалы подобраны в соответствии с общеобразовательной программой "Школа России" для 4 класса. На занятии обучающиеся более подробно знакомятся с взглядами русски...
Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса
Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса...