Рабочая программа "Ритмика "
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-8 лет из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika_i_detskiy_tanec.doc | 183.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Обоснование необходимости программы.
Программа по «Ритмике» разработана для детей с нарушениями зрения, обучающихся в классах 4 вида в общеобразовательных школах. Программа является продолжением уже начатой коррекционной работы в специальных ДОУ 3 и 4 видов, из которых и производится набор контингента в классы вида. Данная программа по «Ритмике» общекультурного уровня составлена на основе программы по ритмике для специальных коррекционных учреждений 3 – 4 вида от 1998 года и учебно-методического пособия «Фитнес Данс» для педагогов дошкольных и школьных учреждений от 2006 года и носит художественно-эстетическую направленность.
Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети смогут усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников): укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника); научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.
- Цель и задачи программы.
Цель:
- развитие гибкости, координационных способностей младшего школьника средствами танцевально-игровой гимнастики (ритмики) и умения выражать свои чувства, эмоции в свободном танце.
Задачи:
Развивающие:
*содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
* развивать ручную умелость и мелкую моторику;
* развивать мышление, воображение.
Обучающие:
*формировать навыки самостоятельного ритмичного выражения движений под музыку;
*формировать правильную осанку;
*формировать навык слушания и выполнения указаний педагога.
Воспитательные:
*воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
*воспитывать в учащихся умение взаимодействовать друг с другом и с преподавателем;
*воспитывать чувство свободы и творческого самовыражения.
- Особенности программы.
Оздоровительно-развивающая программа по ритмике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально—ритмическая гимнастика, ритмические нетрадиционные виды упражнений.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа предназначена для детей 7 – 8 лет, имеющих нарушения зрения и обучающихся в классах 4 вида в общеобразовательных школах.
5. Сроки реализации.
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю по одному часу из расчета 72 часа в год.
Обучение детей по программе «Ритмика» проводится в групповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Группа формируется в количестве 10-12 человек из классов 4 вида, что позволяет успешно уделять внимание каждому ребёнку в процессе занятия.
6. Формы занятий.
Формы организации деятельности: занятия по ритмике проводятся в группе, т.е. программа реализуется в групповой форме работы.
Формы занятий: традиционные занятия, занятия – игры, открытые занятия.
Методы обучения:
- Словесный метод – беседа, рассказ, инструкция.
- Практический метод – упражнения, комплексы упражнений, игры, танцы.
- Наглядный метод – демонстрация правильного исполнения заданий учащимся, показ упражнений.
- Ожидаемые результаты.
К концу учебного года предполагается, что у детей:
*разовьётся мелкая моторика, воображение, музыкальный слух, умение согласовывать свои движения с музыкой;
*разовьётся гибкость и они смогут координировать свои движения;
- двигаться и поворачиваться направо, налево;
- выполнять шаги с правой и левой ноги;
- повороты головы, поднимание и опускание правой и левой руки;
*сформируется умение самостоятельного ритмичного выражения движений под музыку;
- ходить легко, ритмично;
- бегать быстро, с высоким подъемом ног;
- скакать с ноги на ногу;
- строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между собой (на месте и в движении), сужать и расширять круг;
- плавно поднимать и опускать руки в стороны и вперед, красиво наклонять голову и качать ее из стороны в сторону;
* сформируется правильная осанка, положение тела, наклон головы, т.е. умение владеть четкой постановкой корпуса, несмотря на зрительные нарушения, из-за которых и возникают некоторые заболевания (сколиоз, нарушение осанки, искривление позвоночника, сутулость и другие);
* сформируется навык четко выполнять указания педагога;
* сформируется умение самостоятельного выражения своих эмоций и настроения в движениях, в танце;
- сможет выразить в движении свое чувствование музыкального произведения;
- сможет передать эмоции, которые вызывает у него музыка при помощи танца;
* окрепнет чувство свободы, раскрепощенности, уверенности в пространстве, в коллективе;
- исчезнет боязнь пространства, скованность в движениях, неуверенность в правильном исполнении;
* окрепнет умение взаимодействовать со сверстниками и с педагогом.
В процессе занятий у детей произойдет постепенное укрепление мышц рук, ног, спины, улучшится осанка.
- Формы подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по «Ритмике» - это организованное проведение открытых занятий для родителей учащихся и отзывы родителей о данных мероприятиях.
Содержание программы.
- Вводная часть.
- Ознакомление с курсом:
Теория - знакомство с коллективом, ознакомление с предметом, инструктаж по технике безопасности.
- Основная часть.
- Игрогимнастика:
Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.
Практика - строевые упражнения, упражнения с предметом, упражнения без предмета, упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
- Игроритмика:
Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.
Практика - хлопки в такт музыке, ходьба, акцентированная ходьба, движения руками в различном темпе, выполнение упражнений под музыку.
- Игротанцы:
Теория – ознакомление с видами игр, с их направленностью, с понятием танца и его происхождением.
Практика - хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические танцы (полька, галоп, весёлые пары, утятки и другие)
- Игропластика:
Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.
Практика - специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях; игры «Карлики и великаны», «Передай мяч», «Шеренга», «Зайцы и совы», «День и ночь», «Сколько можно петушиться?» и другие.
- Танцевально-ритмическая гимнастика:
Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.
Практика - специальные композиции и комплексы упражнений (хлопки, петушки, пингвины, деревца, виды поскоков, притопов и другие).
- Пальчиковая гимнастика:
Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью, с необходимостью их выполнения для тренировки мышц руки.
Практика - общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях; игры «Лягушки», «Два друга», «Дождик», «Скоморохи», «Две бочки» и другие.
- Музыкально-подвижные игры:
Теория – ознакомление с темами игр, с их правилами, с их направленностью.
Практика – разучивание игр и их практическое творческое воплощение в музыкальное произведение; игры «Часики», «В лесу», «Пингвины», «Ловим муху», «На рыбалке».
- Игры-путешествия:
Теория – ознакомление с темой путешествия и правилами игры.
Практика - путешествия в различные области русского классического и современного танца, демонстрация танцевальных умений в данной области; игры «Девочки и мальчики», «Современный танец», «Русские танцы» и «Появление танца».
Теоретические сведения включаются в каждое занятие и несут собой ознакомительную направленность с каждым разделом.
3. Заключительная часть.
- Открытые занятия для родителей.
Практика - проводятся 2 раза в год в декабре и мае месяце.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Название раздела. | Кол-во часов (практика) | Кол-во часов (теория) | Всего часов |
1 | Ознакомление с курсом. | - | 2 | 2 |
2 | Игроритмика | 4 | 1 | 5 |
3 | Игрогимнастика | 9 | 1 | 10 |
4 | Игротанцы | 11 | 1 | 12 |
5 | Танцевально – ритмические упражнения | 19 | 2 | 21 |
6 | Игропластика | 8 | 1 | 9 |
7 | Пальчиковая гимнастика | 2 | 1 | 3 |
8 | Музыкально подвижные игры | 4 | 1 | 5 |
9 | Игры - путешествия | 2 | 1 | 3 |
10 | Открытые занятия | 2 | - | 2 |
ИТОГО ЧАСОВ | 61 | 11 | 72 |
Список использованной литературы.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.
- Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение.
- Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год.
- Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.
- Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
- Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.
- Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.
- 10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.
- Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина Учебно-методическое пособие «Фитнес Данс» для педагогов дошкольных и школьных учреждений. С-Пб «Детство-пресс» 2006 год.
- Детские подвижные игры народов СССР- М., Просвещение, 1989 год
Методическое обеспечение программы.
Методические виды продукции.
- Разработки открытых занятий с видеоматериалом самого занятия (приложение №1)
- Разработки игр - путешествий и музыкально – подвижных игр (приложение №2)
- Разработка этапов работы над новым упражнением (приложение №3)
- Музыкальный материал (приложение №4)
- Разработка бесед, раскрывающих направленность каждого раздела (приложение №5)
Дидактический материал из расчета на каждого учащегося.
Комплект учащегося:
- Мяч большой – 1 штука
- Мяч маленький – 1 штука
- Скакалка – 1 штука
- Волшебный мешочек – 1 штука
- Флажок – 1 штука
Материально – техническое оснащение.
Для проведения занятий необходим актовый зал, который должен иметь:
- места для переодевания учащихся (за кулисами сцены)
- место площадью 12 квадратных метров обозначенное цветным скотчем по периметру, чтобы учащиеся могли видеть границы танцевального и игрового пространства
- места для родителей, желающих посетить открытые занятия
- музыкальный центр
- аудио кассеты и CD-диски для данных занятий
Кадровое обеспечение.
Занятия проводятся педагогом с высшим тифлопедагогическим образованием, имеющим сертификат на преподавание курса «Ритмика и детский танец».
Приложение №3.
Этапы работы над новым упражнением.
Целостный процесс обучения упражнениям можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап-обучение отдельному движению;
- этап углубленного разучивания;
-этап закрепления и совершенствования упражнения (введение упражнения в танец).
- Начальный этап – характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (название упражнения, показ, объяснение Опробование).
- Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к пониманию движения, уточнению закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
- Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Одновременно педагог на каждом занятии обращает внимание детей на музыку, которая сопровождает движения, при этом развивается чувство ритма, умение слышать паузы, вступления и конец мелодии.
Приложений №4.
Музыкальный материал
- А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем.
- П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка.
- П. Ломовой “Ускоряй и замедляй”
- П. Чайковский “Щелкунчик”. Трепак.
- M. Мусорский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”. Пружинки.
- И. Дунаевский. Песня о Родине.
- Ю. Богословский. Марш.
- Обработка Н. Римского Корсакова, “Заплетись, плетень” русская народная мелодия.
- Н. Любарский. Игра.
- П. Чайковский. Марш из балета “Лебединое озеро”.
- Ф. Шуберт. Вальс,
- В. Белого. Тачанка,
- П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “Щелкунчик”,
- Д.Шестакович. “Хороший день”.
- П.Чайковский. “Январь”,
- Л. Бетховен. “Багатель”,
- Н. Раков. Полька.
- Д. Шостакович Гавот.
- Л.Бетховин Вариации,
- П.Чайковский Мазурка из “детского альбома”.
- Музыкальные игры: “Звери и птицы”, “После дождя”, “Запомни музыку”.
Календарно – тематический план.
№ п/п | Тема. | Методы и приемы работы. | Формы подведения итогов. |
1 | Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. | Беседа, прослушивание музыкальных произведений, игра. | Фронтальный опрос. |
2 | Строение музыкального произведения. | Беседа, прослушивание музыкальных произведений, игра. | Разбор произведения (самостоятельный). |
3 | Игрогимнастика: упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. | Практические упражнения, игры. | Подготовка к открытому занятию, самостоятельное выполнение изученных упражнений, игр, танцев. |
4 | Игропластика: вытягивания, разворачивание и сокращение стопы. | Практические упражнения, игры. | |
5 | Игропластика: повороты головы “упражнения на развитие мышц шеи”. | Практические упражнения, игры. | |
6 | Игропластика: упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава. | Практические упражнения, игры. | |
7 | Игропластика: упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов. | Практические упражнения, игры. | |
8 | Игропластика: упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника. | Практические упражнения, игры. | |
9 | Игропластика: упражнения на улучшение гибкости позвоночника. | Практические упражнения, игра «кошечки» | |
10 | Игра - путешествие «как появились танцы» | Практические упражнения, игра, беседа. | |
11 | Игропластика: упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра. | Практические упражнения, игры. | |
12 | Игропластика: упражнения на улучшения гибкости коленных суставов. | Практические упражнения, игры. | |
13 | Игропластика: упражнения на исправление осанки. | Практические упражнения, игры. | |
14 | Игротанцы : поклон реверанс. | Практические упражнения, игры. | |
15 | Игротанцы : сценический шаг. | Практические упражнения, игры. | |
16 | Игротанцы : шаг на полу пальцах. | Практические упражнения, игры. | |
17 | Танцевально - ритмическая гимнастика: легкий бег. | Практические упражнения, игры. | |
18 | Танцевально - ритмическая гимнастика: поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя. | Практические упражнения, игры. | |
19 | Танцевально - ритмическая гимнастика: танцевальный бег с различным поворотами. | Практические упражнения, игры. | |
20 | Игроритмика: притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах. | Практические упражнения, игры. | |
21 | Игротанцы : ковырялочка; | Практические упражнения, игры. | |
22 | Игроритмика: движения плеч и корпуса. | Практические упражнения, игры. | |
23 | Игроритмика: движение головы; повороты направо - налево, в различном характере, вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной амплитудой). | Практические упражнения, игры. | |
24 | Игротанцы : боковой голоп. | Практические упражнения, игры. | |
25 | Игротанцы : шаг польки | Практические упражнения, игры. | |
26 | Игротанцы : шаг польки | Практические упражнения, игры. | |
27 | Пальчиковая гимнастика: «огородники» | Практические упражнения, игры. | |
28 | Танцевально - ритмическая гимнастика: прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед; | Практические упражнения, игры. | |
29 | Игра - путешествие «русские танцы» | Практические упражнения, игры. | |
30 | Танцевально - ритмическая гимнастика: перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию. | Практические упражнения, игры. | |
31 | Танцевально - ритмическая гимнастика: положения рук в танцах: руки на поясе «большой палец обращен назад»; подбоченившись «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс»; девочки придерживают руками юбочку «руки в локтях закруглены» | Практические упражнения, игры. | |
32 | Танцевально - ритмическая гимнастика: положения рук в танцах: руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения; руки скрещены перед грудью; одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”; руки убраны за спину. | Практические упражнения, игры. | |
33 | Игрогимнастика: упражнения на ориентировку в пространстве: различие правой, левой, ноги, руки, плеча; повороты вправо и влево; построение в колонну по одному, по два в пары. | Практические упражнения, игры. | |
34 | Игрогимнастика: упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; | Практические упражнения, игры. | |
35 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «хлопки» | Практические упражнения, игры. | |
36 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «петушки» | Практические упражнения, игры. | |
37 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «петушки» | Практические упражнения, игры. | |
38 | Игроритмика: хлопки с акцентом на 1,2 ,3,4 и т.д. | Практические упражнения, игры. | |
39 | Игрогимнастика: упражнения с мячом и без него. | Практические упражнения, игры. | |
40 | Игрогимнастика: упражнения с лентой и без неё. | Практические упражнения, игры. | |
41 | Игрогимнастика: упражнения с флажочками и без них. | Практические упражнения, игры. | |
42 | Игрогимнастика: упражнения с озвученными браслетами и без них. | Практические упражнения, игры. | |
43 | Игротанцы: танец «веселые пары» | Практические упражнения, игры. | |
44 | Открытое занятие | Демонстрация своих умений родителям. | Отзывы родителей. |
45 | Музыкально - подвижная игра «ловим муху» | Игра | |
46 | Музыкально - подвижная игра «в лесу» | Игра | |
47 | Игра - путешествие «девочки и мльчики» | Беседа, практические упражнения, игры. | |
48 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «пингвины» | Практические упражнения, игры. | |
49 | Пальчиковая гимнастика: «семья» | Практические упражнения, игры. | |
50 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «пингвины» | Практические упражнения, игры. | |
51 | Игрогимнастика: упражнения на тренировку мышц диафрагмы. | Практические упражнения, игры. | |
52 | Игрогимнастика: вдох и выдох | Практические упражнения, игры. | |
53 | Игротанцы: танец «утятки» | Практические упражнения, игры, танец. | |
54 | Игротанцы : попеременный шаг | Практические упражнения, игры. | |
55 | Игротанцы : шаг с выбросом ноги | Практические упражнения,игры. | |
56 | Музыкально - подвижная игра «часики» | игра | |
57 | Игрогимнастика: постановка корпуса (муз. размер 4/4; 3/4) | Практические упражнения, игры. | |
58 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
59 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
60 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
61 | Музыкально - подвижная игра «на рыбалке» | Практические упражнения, игры. | |
62 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
63 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
64 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
65 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
66 | Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения | Практические упражнения, игры. | |
67 | Музыкально - подвижная игра «непогода» | Игра | |
68 | Игроритмика: хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары) | Практические упражнения, игры. | |
69 | Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «деревца» | Практические упражнения, игры. | |
70 | Игра - путешествие «современный танец» | Практические упражнения, игры, беседа. | |
71 | Пальчиковая гимнастика: лягушатки. | Практические упражнения, игры. | |
72 | Открытое занятие | Демонстрация своих умений родителям. | Отзывы родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Комментарии
Рабочая программа "Ритмика "