конспект урока по музыке "Острый ритм- джаза звуки" 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме
3 класс, 4 четверть
Конспект урока музыки по теме:
"Острый ритм - джаза звуки"
Выполнила учитель музыки
МОУ СОШ № 3
г. Николаевска-на-Амуре
Третьякова Е.В.
Цели:
1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность:
- Презентация POWER POINT;
- картинки с музыкальными инструментами;
- сигнальные карточки;
- нотный текст песни.
ТСО:
- муз центр;
- записи с фонограммами;
- экран, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 56 КБ |
dzhaz.ppt | 450 КБ |
mister_zhuk.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
3 класс, 4 четверть
Конспект урока музыки по теме:
"Острый ритм - джаза звуки"
Выполнила учитель музыки
МОУ СОШ № 3
г. Николаевска-на-Амуре
Третьякова Е.В.
Цели:
1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность:
- Презентация POWER POINT;
- картинки с музыкальными инструментами;
- сигнальные карточки;
- нотный текст песни.
ТСО:
- муз центр;
- записи с фонограммами;
- экран, проектор.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Музыкальное приветствие
-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.
СЛАЙДСегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»
СЛАЙД 2
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он!!! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязан в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
СЛАЙД 3
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
СЛАЙД 4
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
СЛАЙД 5
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»
А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Работа по учебнику (стр. 118-119)
Чтение текста сопровождается слайдами.
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»
А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.
СЛАЙД 12
ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.
СЛАЙД 13
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
СЛАЙД 14
Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.
СЛАЙД 15
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
ИГРА “Выбери инструменты”
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).
5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.
Разучивание песни “Мистер Жук”
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1) Исполнение учителем
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.
После исполнения – похвала:
У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.
А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мистер Жук
Муз Г.Гладкова
Сл. Дж.Чиарди
- Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.
Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!
Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.
Мистер Жук – большой чудак.
- Я спросил его: “Куда Вы? Вот так милые забавы!
Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”
Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!
Отвяжитесь, я тону!”
- Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.
Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!
- Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МИСТЕР ЖУК
Музыка Гр. Гладкова
Слова Джона Чиарди, пер. с англ. Романа Сефа
Был когда-то я знаком
С рыжим Мистером Жуком.
Познакомились мы так:
Мистер Жук, большой чудак,
Прямо, честно и открыто
Вечером упал в корыто.
Мистер Жук - большой чудак.
Тут при помощи сука
Мне пришлось достать Жука.
Выполз он, ворча сердито:
"Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыл я курсом вест-вест-норд,
Обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!
Я сказал бы Вам спасибо,
Но, простите, слишком горд.
С детских пор, признаюсь Вам,
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться,
Сам тонуть и сам спасаться,
Всё привык я делать сам!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Ритм и движение пятен. Мыльные пузыри» 2 класс
Ритм и движение пятен. Мыльные пузыри...
Конспект урока "Что такое ритм линии?" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисункеПланируемые результаты:Предметные:- знать: что такое ритм линии; какие бываю линии; где...
Конспект урока изобразительного искусства "Ритм линий" (2 класс, Школа России)
Конспект урока изобразительного искусстваТема: Ритм линийЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке; формирование эстетическ...
Конспект урока изобразительного искусства "Ритм линий" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Ритм линий» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Пла...
Конспект урока изобразительного искусства "Ритм пятен. Мыльные музыри" (УМК Школа России, 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать репродукции картин и решать посредством их учебные задачи.Планируемые р...
Конспект урока по теме «Ритм и движение пятен. Мыльные пузыри»( УМК «Школа России»,2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать репродукции картин и решать посредством их учебные задачиПланируе...
Конспект урока по теме «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» ( УМК «Школа России» , 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...