конспект урока по музыке "Острый ритм- джаза звуки" 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Третьякова Евгения Владимировна

 

3 класс, 4 четверть

Конспект урока музыки по теме:

 "Острый ритм - джаза звуки"

Выполнила учитель музыки

МОУ СОШ № 3

г. Николаевска-на-Амуре

Третьякова Е.В.

Цели:

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Основной метод: объяснительно- иллюстративный

Наглядность:

  • Презентация POWER POINT;
  • картинки с музыкальными инструментами;
  • сигнальные карточки; 
  • нотный текст песни.

ТСО:

  • муз центр;
  • записи с фонограммами;
  • экран, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56 КБ
Office presentation icon dzhaz.ppt450 КБ
Microsoft Office document icon mister_zhuk.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 класс, 4 четверть

Конспект урока музыки по теме:

 "Острый ритм - джаза звуки"

Выполнила учитель музыки

МОУ СОШ № 3

г. Николаевска-на-Амуре

Третьякова Е.В.

Цели: 

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Основной метод: объяснительно- иллюстративный

Наглядность:

  1. Презентация POWER POINT;
  2. картинки с музыкальными инструментами;
  3. сигнальные карточки;  
  4. нотный текст песни.

ТСО:

  1. муз центр;
  2. записи с фонограммами;
  3. экран, проектор.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ 

-Музыкальное приветствие

-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.

СЛАЙДСегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки» 

СЛАЙД 2

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу)  бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? – возмущались одни.

- Кто он!!! – восхищались другие.

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязан в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

 СЛАЙД 3

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

СЛАЙД 4

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

СЛАЙД  5

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

 И ещё. Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»

А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Работа по учебнику (стр. 118-119)

Чтение текста сопровождается слайдами.

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»

А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.

СЛАЙД 12

ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.

СЛАЙД 13

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

СЛАЙД 14

 Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.

СЛАЙД 15

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)

-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.

ИГРА “Выбери инструменты”

 Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

 ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых  музыкальных инструментов).

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Мистер Жук” 

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мистер Жук

Муз Г.Гладкова

Сл. Дж.Чиарди

  1. Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.

Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук – большой чудак.

  1. Я спросил его: “Куда Вы? Вот так милые забавы!

Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”

Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!”

  1. Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.

Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,

Обожаю водный спорт!

  1. Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
    С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
    Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
    Всё привык я делать сам.
    Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
    Всё привык я делать сам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

         

 МИСТЕР ЖУК  

Музыка Гр. Гладкова
Слова Джона Чиарди, пер. с англ. Романа Сефа

Был когда-то я знаком
С рыжим Мистером Жуком.
Познакомились мы так:
Мистер Жук, большой чудак,
Прямо, честно и открыто
Вечером упал в корыто.
Мистер Жук - большой чудак.

Тут при помощи сука
Мне пришлось достать Жука.
Выполз он, ворча сердито:
"Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыл я курсом вест-вест-норд,
Обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!

Я сказал бы Вам спасибо,
Но, простите, слишком горд.
С детских пор, признаюсь Вам,
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться,
Сам тонуть и сам спасаться,
Всё привык я делать сам!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Что такое ритм линии?" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисункеПланируемые результаты:Предметные:- знать: что такое ритм линии; какие бываю линии; где...

Конспект урока изобразительного искусства "Ритм линий" (2 класс, Школа России)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: Ритм линийЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке; формирование эстетическ...

Конспект урока изобразительного искусства "Ритм линий" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Ритм линий»      Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Пла...

Конспект урока изобразительного искусства "Ритм пятен. Мыльные музыри" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать репродукции картин и решать посредством их учебные задачи.Планируемые р...

Конспект урока по теме «Ритм и движение пятен. Мыльные пузыри»( УМК «Школа России»,2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать  репродукции картин и решать посредством их учебные задачиПланируе...

Конспект урока по теме «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» ( УМК «Школа России» , 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...