конспект урока
план-конспект урока
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dab.docx | 30.33 КБ |
pismo_1_kl_22_oktyabrya_2024_g_dab.docx | 233.43 КБ |
tehkarta_uroka_4_kl_russ_yaz.docx | 38.78 КБ |
tehkarta_uroka_4_kl.docx | 29.09 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_azbuki_1_kl._dab.docx | 36.73 КБ |
urok_pisma_19.01.21_dab.docx | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района Алтайского края
Технологическая карта урока математики
4 класс УМК «Школа России»
(автор М. И. Моро и др.)
Тема: «Письменное умножение на трёхзначное число»
Составила: Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов,
первая категория
с. Екатерининское, 2024 год.
Предмет: Математика 4 класс (УМК) «Школа России» (автор М. И. Моро и др.)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Тема: «Письменное умножение на трёхзначное число»
Цели: создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;
провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Планируемые результаты:
- предметные: обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число; познакомиться с алгоритмом письменного умножения на трёхзначное число; решать задачи изученных видов.
- метапредметные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; понимать учебную задачу урока, удерживать её на протяжении урока и стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; структурировать знания, уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, устанавливать и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; уметь управлять поведением партнера
- личностные: умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, проявлять интерес и стремление к самостоятельному освоению знаниями, эмоционально-положительно воспринимать изучаемый предмет.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро и др.), карточки со схемами-опорами (алгоритм письменного умножения на трехзначное число), конверты с заданием для самостоятельной работы, карточки для рефлексии;
Технологическая карта урока математики 4 класс УМК «Школа России»
Этап урока | Ход урока | Планируемые результаты | Оборудование | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Мотивация учебной деятельности | - Ребята, девизом урока математики сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - Как, вы понимаете эти слова? - А на уроке математики часто приходится думать? - Зачем нужно думать? - Если бы вам сегодня на уроке предложили на выбор три дороги: Путь Подражания, Путь Опыта и Путь Размышления, по какой бы дороге вы захотели пойти? Почему? - Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше по выбранным дорогам за новыми знаниями. - Какую тему изучали на прошлых уроках математики? -Откройте тетради, сделайте необходимые записи. | (Отвечают на вопросы) (Предположительные ответы) - Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят - Чтобы развивать ум, сообразительность. (Предположительные ответы детей) - Выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями или выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу. - Умножение многозначного числа на двузначное. - Записывают в тетради число и «Классная работа» | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Р.: целеполагание, прогнозирование. Л.: смыслообразование | |||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 1.Посмотрите на доску. -Игра флажки: См метод стр306 - геометрический материал с.49 №190 учебник 2. Посмотрите на примеры и сравните их. На доске запись: 423х24= 423х240= 423х204= - Чем похожи и чем отличаются примеры? - Какие примеры вы уже умеете решать? -Значит, какой пример мы будем решать? - Выполним умножение на трёхзначное число. Учитель объясняет на доске. | Алгоритм: 1.Пишу двузначное число под многозначным, разряд под разрядом; 2.Умножаю многозначное число на единицы, нахожу первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом; 3.Умножаю многозначное число на десятки, нахожу второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево; 4.Складываю полученные неполные произведения. 5. Читаю ответ. - Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом примере - однозначное число, во втором – двузначное, в третьем – трехзначное число. - Умножение на однозначное и двузначное число. (Два ученика работают самостоятельно на «закрытых» досках, остальные на листочках) | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учет разных мнений. Р: волевая саморегуляция | Карточки с записью выражений | ||||||
3. Выявление места и причины затруднения. |
- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? - Что изменилось при умножении на трёхзначное число? |
- Появилось третье неполное произведение. | П.: анализ, сравнение, обобщение; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; К.: выражение своих мыслей с достаточной полной и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Р.: целеполагание; волевая регуляция в ситуации затруднения | |||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Итак, такую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? - Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число? - Вспомните, как мы составляли алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. По аналогии составьте алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. - Откройте учебник на стр.49. Рассмотрите, как умножили 327х406 Обсудите в паре, каким будет алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.. | - Научиться умножать многозначное число на трехзначное. - Письменное умножение на трёхзначное число. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения. - Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения) (Ученики в паре работают по учебнику) Алгоритм 1.Записываю трёхзначное число под многозначным числом, разряд под разрядом. 2.Умножаю многозначное число на единицы , получаю первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом; ) 3. Умножаю многозначное число на десятки, получаю второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево; 4. Умножаю многозначное число на сотни;получаю третье неполное произведение. 5.Складываю неполные произведения. 6. Читаю ответ | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; подведение под понятие; смысловое чтение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,использование различных диалоговых приёмов; культура и поведение в учебном диалоге; умение выражать свои мысли Р.: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование | Учебник «Математика. 4 класс» (авторы М.И.Моро и др.) Ч.2 | ||||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Давайте, используя данный алгоритм, решим примеры (На доске с комментированием дети решают примеры) №185 с.49 - Каждая пара выставляет на доске свой результат. - Объясните решение выражения. - Какой новый вид умножения вы сегодня для себя открыли? | Учащиеся работают в парах. -Умножение на трёхзначное число | П.: анализ, сравнение, обобщение; выполнение действий по алгоритму;, построение логической цепи рассуждений. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью своего мнения; умение организовать общение друг с другом; умение слушать собеседника. Р.: саморегуляция | |||||||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - А теперь потренируемся в закреплении нового правила. Для чего мы это делаем? - Решите примеры №186-(Проверка) Сейчас мы будем проверять свою работу, с какой целью? - Возьмите конверт №1, там правильно решённые примеры. - Возьмите простой карандаш и проверьте свою работу по образцу. У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг. - Кто допустил ошибку на правило? В каком месте? - Над чем надо еще поработать? - У кого правильные результаты? Молодцы! | - Проверить, как поняли умножение многозначного числа на трёхзначное - Не допустили ли мы ошибки.
| П.: выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К.: выражение своих мыслей; использование критериев для обоснования своего суждения. Р.: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка Л.: объективная оценка результатов своей деятельности | Конверт № 1 с карточками с правильными ответами | ||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | - При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? Повторение №189, № 188 | - При решении выражений, уравнений, задач, в жизни. | П.: выполнение действий по алгоритму; самостоятельное создание алгоритмов действий, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. К.: умение строить речь и грамотно выражать свои мысли. Р.: контроль, оценка своих действий, прогнозирование | Конверт № 2 с заданиями | ||||||
9. Рефлексия учебной деятельности. | -Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? - Каким путём вы сегодня шли? - Давайте возвратимся к нашей китайской мудрости: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» - Что вы можете добавить к сказанному в начале урока? 2. Самооценка. - Заполнение оценочных листов. Конверт №3 - Дома вы повторите алгоритм письменного умножения на трехзначное число и выполните на стр.49.внизу под стрелочкой и №187. |
- Составить правило умножения на трехзначное число, научиться решать эти выражения Путь Опыта, Путь Размышления (Высказывания детей) Учащиеся заполняют таблицы (индивидуально)
(Записывают задание в дневники) |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская СОШ», Третьяковского района, Алтайского края
Технологическая карта урока письма (обучение грамоте)
Класс: 1 .
Дата: 22.10.2024
УМК: Школа России
Предмет: русский язык (обучение грамоте)
Тема урока: Письмо строчной буквы «л».
Составила и провела: Данилова А.Б.,
учитель начальных классов.
с. Екатерининское, 2024г.
Технологическая карта урока письма (обучение грамоте)
Учитель: Данилова Анна Борисовна
Класс: 1 .
Дата: 22.10.2024
УМК: Школа России
Предмет: русский язык (обучение грамоте)
Тема урока: Письмо строчной буквы «л».
Дидактическая цель урока: освоение алгоритма написания строчной буквы «л»;
Задачи урока: - научить обучающихся писать строчную букву «л», ее верхнее и нижнее соединение, выделять звук [л][л,]в речи;
- развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), моторику рук, внимание;
- воспитывать умение общаться, сознательное соблюдение дисциплины, усидчивость. -
Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: писать строчную букву «л», ее верхнее и нижнее соединение;
Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляют пробы, положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
Регулятивные: (способность организовать свою деятельность), понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои действия, адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Коммуникативные :участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
Межпредметные связи: Чтение. Окружающий мир. (Умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: Пропись № 2; методическое пособие; наглядный и раздаточный материал; тетрадь для учащихся в узкую линейку; интерактивная доска.
Организация пространства: фронтальная, в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
1.Мобилизующее начало I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Учитель настраивает детей на работу. | Л1 приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок (Вспомним правила посадки при письме. Придвиньте стульчики. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком) |
2. II. Постановка учебной задачи Цель. Подведение детей к формулированию темы урока. III. Актуализация знаний | -Послушайте внимательно слова: Лимон, лиса, лампа, лось, лук. –Что общего у этих слов? Какие звуки мы слышим в словах первыми? -Какой буквой обозначаются эти звуки? (Учитель вешает её на доску). -Какова тема нашего сегодняшнего урока? -Какие задачи поставим? -Ребята, давайте вспомним характеристику звуков, которые обозначаются буквой эЛь! | Р1. Формулируют ответы на вопросы учителя Формулируют тему урока, задачи. «Письмо строчной буквы л…» «Научимся писать строчную букву «эль», ее верхнее и нижнее соединение, повторим написание изученных букв и элементов, правила письма» -Звук [л] – согласный, звонкий, твердый. Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Ознакомить обучающихся с алгоритмом написания буквы «л» | 1.Анализ печатной и прописной букв Л, л ПОКАЗ БУКВ (Демонстрация печатной и прописной буквы). - А теперь посмотрите на слайд и сравните печатную эЛь и письменную. Какие элементы у них общие? Чем отличаются? -Рассмотрите еще раз письменную букву эЛь, из каких элементов она состоит? - На что похожа эта буква? СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ Чтоб испорченную лампу Разминка для пальчиков. Штриховка. 3. Анализ строчной буквы л. -Откройте пропись с.19 - Рассмотрите внимательно образец прописной буквы л - Из каких элементов она состоит? (карточка гармошка) -Обведите элементы букв, узор, раскрасьте рисунок. 4.Показ образца написания -И так, посмотрите на слайде, как надо писать строчную букву л, волшебный карандаш покажет вам. Учитель комментирует: ( строчная буква эЛь состоит из двух элементов) - (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и доводим до верхней линии РС; - (второй элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному первому элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок (с середины РС). -Теперь возьмите карточку с буквой на «манке», и закрыв глазки, обведите пальчиком строчную букву л. 3 раза. -Какие же ошибки можно допустить при письме элементов строчной буквы «л»? 1. Отсутствие наклона. 2. Элементы пересекают линии рабочей троки. 3. Элементы не доведены до линий рабочей строки. -Возьмите правильно ручку. 5. Письмо «в воздухе» -Два – три ученика выходят к доске и пишут строчную букву «л» мокрой кистью. | П7. (Сравнивают письменную букву с печатной). -У печатной буквы 3 элемента, а у письменной 2; у печатной буквы прямые, острые линии, а у письменной плавные, наклонные. первый элемент- наклонная короткая линия с закруглением внизу влево, второй элемент -наклонная короткая линия с закруглением внизу вправо. К1, К1,4 вступают в учебное сотрудничество с У учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; С.19 пропись (элементы букв, узор, рисунок) Л1,3 принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану и планируют свои действия -Начинаем писать снизу вверх: чуть выше нижней линии рабочей строки ведём вниз до линейки закругляем плавно под наклоном ведём верх линию до точки, затем ведём вниз наклонную линию, закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём элемент вправо. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания, полученные на уроке, научиться писать букву «л» | Работа с прописью 1.Самостоятельное написание элемента -Сядьте правильно, проверьте положение прописи, правильное положение ручки. – Найдите рабочую строку, в которой даны образцы буквы. - Начинаем обводить по контуру и писать самостоятельно. -Подчеркните красным карандашом самые красивые и правильно написанные на ваш взгляд буквы. Физминутка Пальчиковая гимнастика 3. Показ верхнего и нижнего соединения с буквой л _Прочтите слоги, записанные на строках. (ла, ло, ли, лы) - Каким соединением соединена буква «эль» с буквами, а, о, и, ы? ПОКАЗ · Посмотрите на доску и понаблюдайте за движением моей руки. · Пропишите этот слог в воздухе. ·Теперь самостоятельно пропишите слог. ·Поднимите руку, у кого получилось по образцу. 3.Работа у доски -Лиса просит нас помочь, нужно дописать слова, записав новую букву л с нужным соедиением. -Запишите слова, дописав в них новую букву. -Какое соединение будем использовать? Кук…а, ..уна, ..иса, с..он. - Прочитаем слова. Разделим их на слоги, поставим ударение. -Какие слова я изобразила вам схемой? лиса, слон -Назовите новый изучаемый звук в слове. -Он гласный или согласный и почему? -Он звонкий или глухой? Твердый или мягкий? -Пропишите слово по образцу. .- Произнесите слово с ударением, какая буква находится в слабой позиции? (и) -Ребята, такое слово нужно проверять, чтоб не сделать ошибку, нужно изменить слово так, что б буква и была под ударением. Например, лисы. Такое правило мы будем изучать позже. -А теперь пропишите слово. -Следующее слово слон, какой слог в этом слове с буквой л, какое у него соединение. -Пропишите слово слон. - Дидактическая игра «Собери слово». в них простым карандашом все буквы - А теперь потренируемся в написании слогов и слов с изученными буквами | Л4; Р2, 4; П4, 7; К2. Ученики учатся обводить элементы буквы безотрывно, не выходя за пределы строки; писать букву в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удачный вариант, ориентироваться на него. Ученики учатся соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. |
П3, 4. | ||
Р4. Ученики вписывают изученную букву и прочитывают полученное предложение. ·Слоги бывают открытые и закрытые. ·Соединения слогов бывают нижнее, среднее и верхнее. ·ла, лы, ли, ло –открытые. ·Ла, ло –нижнее соединение, лы, ли –верхнее соединение. ·Мы будем писать слог ла, сначала букву л, потом снизу букву а. Дети наблюдают за рукой учителя, прописывают слог в воздухе. Дети выполняют задания. | ||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель -самоконтроль усвоения знаний. | 1.Самостоятельная работа, с.19 (резерв) -- Прочитайте предложение в прописи. (жужжащим способом, вслух) - Какой знак стоит в конце предложения? Почему? - Сколько слов в предложении? - Прочитайте 1 слово, 2 слово, 3 слово. - Как нужно писать первое слово? - Почему слово Оля с большой буквы? - пропишите предложение, соблюдая все правила письма, обратите внимание на посадку. 2.Письмо под диктовку -Поупражняемся в написании слогов и слов с изученными буквами Н,у,О, сы, ни, осы, лук. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте и оцените его работу по лесенке успеха. | Р4; П7. Ученики обводят слова. Списывают предложение с печатного текста. «Молодцы, ребята, все старались, дружно отвечали на вопросы учителя, красиво писали и при всём при этом не забывали о правильной осанке. Я вами довольна. |
VII. Рефлексия | - С написанием какой новой буквы мы с вами сегодня познакомились? (Строчной буквы л). - Что мы узнали о ней? (Состоит из….). -Кто доволен своей работой на уроке? Покажите зелёный кружок. - А чем именно? - Что было трудно? - Оцените свою работу по лесенке успеха. |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,
Третьяковского района, Алтайского края.
Технологическая карта урока русского языка
в 4 классе
по теме: «Повторение. Части речи».
(Школа России)
Составила и провела: Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов.
с. Екатерининское,
2024 год.
Урок русского языка в 4 классе
по теме:
"Повторение. Части речи."
(Школа России)
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Цель: закрепление и осмысление изученного материала.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
- формировать умения различать слова по значению и вопросам;
- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;
- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;
- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;
- формирование умения аргументировать своё мнение.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
• ценностное отношение к морфологическому разбору слов;
• осознание практической важности, определения морфологических признаков разных частей речи;
• ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
• осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
• умение принимать и сохранять цель урока;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,
• умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
• умение провести рефлексию своих действий.
Предметные:
• знание о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;
• умение применять знания на практике.
Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.
Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, карточки дифференцированных заданий, презентация,
интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.
- Встаньте прямо. Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.
Настроимся на рабочий лад. Желаю удачи!
слайд
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
(Психологический настрой на урок Личностные: самооценка готовности к уроку)
-Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
-Следим при письме за осанкой.
Словарная работа (На слайде) Тренажер №3
-Вставить пропущенную букву в слове, записать, выделить орфограмму.
На интерактивной доске дети по одному вставляют букву и самостоятельно записывают в тетради.
Работа в паре. Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Карандашом исправьте ошибки.
Эталон на экране. Оцените работу. Плюс, полуплюс или минус.
Поднимите руку у кого поставлен плюс? У кого полуплюс? У кого минус?
-Молодцы. Спасибо!
2.Актуализация знаний учащихся
слайд
- Прочитайте слова и найдите среди них лишнее. На экране слова:
имя прилагательное,
приставка,
имя существительное,
глагол.
-Докажите, что слово приставка лишнее. (часть слова)
слайд
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься?
- Сформулируйте тему урока и цель урока.
- Где пригодятся нам знания по этой теме?
- Узнайте, о чем идет речь?
слайд
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Обозначено словами.
Слайд- Имя существительное
- Назовите имена сущ., которые спрятались в стихотворении.
- Узнайте второго гостя:
Слайд
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Слайд: Имя прилагательное
Слайд: -Подбери как можно больше прилагательных к слову яблоко.
Слайд
- Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Слайд: Глагол
- Какое общее название можно дать всем этим словам?
Слайд: Имя существительное, имя прилагательное, глагол – части речи.
-Расскажите, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, о глаголе.
3.Обобщение и систематизация знаний
1) Слайд
- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:
Р…бота- рабочий – работать.
М…роз- морозный – заморозить.
- Чем похожи все слова?
- Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол.
- Как можно отличить каждую часть речи?
2) Слайд (задание на карточке и на слайде. 3человека у доски)
- Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи:
Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный.
-Проверим при помощи «сигналиков»
Красный цвет – не верно.
Зеленый цвет – верно.
- На какие группы можно разделить все имена сущ.? (одуш, неодуш, собственное и нарицательное)
- Как изменяются имена сущ.? т.е морфологические признаки частей речи.
(род, число, склон, падеж)
Аналогично разбираются глаголы и имена прил.
4.Физкультминутка
Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. –
изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки.
5. Закрепление. Работа в группе.
Слайд
- Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.
Присяпала колявая калуша.
- Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные
слова.
Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие
вопросы:
- На какой вопрос отвечает слово?
Слайд
- Прочитайте записанные слова:
бабочка
из
весной
вылетела
убежище
- Можем ли мы назвать их предложением? Почему?
- Словами какой части является каждое слово?
- Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось
предложение.
Слайд: Весной бабочка вылетела из убежища.
- Докажите, что получилось предложение. Запишите в тетрадь.
- Найдите основу предложения и второстепенные члены.
- Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
6.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Задание по рядам:
- Запишите предложение:
Слайд: Девятого мая проходит военный парад.
Выберите из него:
Слайд: 1 ряд – имя сущ.
2 ряд – имя прил.
3 ряд – глагол
и разберите как часть речи.
- Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.
Слайд:
- Мая – Н.Ф. май, ед. ч., м.р., 1 скл, Р.п., неодуш., нариц. Второст.чл.
Парад – Н.Ф. парад, ед. ч., м.р., 2 скл, И.п., неодуш., нариц. Подлежащее.
- Военный – Н.Ф. военный, ед. ч., м.р., 2 скл, И.п. Второст.чл.
- Проходит – Н.Ф. проходить, ед. ч., м.р., 2 спр., сказуемое.
Слайд:
- Определите часть речи следующих слов:
печь
пила
больной
- Докажите свое мнение.
- Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.
7. Практический метод: выполнение разноуровневых заданий
Ребята, сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выберите себе одно задание –1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Слайд:
Задание по выбору с последующей проверкой
1. Определить часть речи следующих слов: рож..., мощ..ный, друз…я,
скуч…ет, ч…рный, быстро.
- Как определяли часть речи?
2. В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:
• б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;
• з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;
• п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет.
- Как вы находили лишнее слово?
3. От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы:
Веселье,…, … .
Шум, …, … .
Скука, …, …, .
Проверим: Слайды
8.Минитестирование. Работа в паре.
(Личностные: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные: умение контролировать и оценивать свою работу иполученный результат.
Предметные: самооценка.)
1. Какая часть речи обозначает людей и животных? (сущ)
2. На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать? (что делать?)
3. Что обозначает имя прил.? (признак)
4. Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, ведро. (Анна – собственное)
5. В каком времени могут стоять глаголы? (наст, прош, будущ.)
6. Как определить падеж имени прил.? (по сущ и по вопросу)
7. Каким членом предложения чаще всего явл. глагол? (сказуемое)
8. Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее? (нет, дополнение)
Проверка в парах. Правильные ответы на слайде.
- Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего
соседа.
Дополнительный тест три слайда.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Подведем итоги нашего урока.
Слайд:
- Какова была цель нашего урока?
-Что вспомнили? Что нового вы узнали на уроке? Какое задание на уроке было самым интересным?
- Какое задание было самым трудным? Почему?
- Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать?
- Ребята, в 5 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этих частей речи.
- Оцените свою работу:
На столе у вас лежат «сигналики», покажите мне:
Зелёный круг – если поняли тему и самостоятельно можете справиться с заданиями.
красный круг – поняли тему, но справиться с заданиями можете с помощью взрослых.
синий круг – не понял тему.
-Я рада, ребята, что нет синих кругов!
-Покажите мне свою ладошку и ……….
-Кому было интересно – загните мизинец.
-Кто считает, что эти знания пригодятся в жизни – безымянный.
-Кто хорошо работал – средний.
-Кому урок понравился – указательный.
-У кого получился класс? Отлично! Я желаю вам такого настроения на весь день!
слайд: смайлик
Выставление оценок за урок. Похвалить.
10. Домашнее задание
- Найдите в сборниках пословиц и поговорок или в учебнике
литературы такие, в которых используются слова одной части речи.
- Я благодарю вас. Урок окончен. Всем спасибо!
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
по теме:
"Повторение. Части речи."
(Школа России)
Составила и провела: Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Екатерининская СОШ»,
Третьяковского района,
Алтайского края.
Тема урока: «Повторение. Части речи»
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Цель: закрепление и осмысление изученного материала.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
- формировать умения различать слова по значению и вопросам;
- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;
- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;
- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;
- формирование умения аргументировать своё мнение.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
• ценностное отношение к морфологическому разбору слов;
• осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;
• ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
• осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
• умение принимать и сохранять цель урока;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,
• умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
• умение провести рефлексию своих действий.
Предметные:
• знание о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;
• умение применять знания на практике.
Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки дифференцированных заданий, презентация,
интерактивная доска, компьютер.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В моём классе два ребёнка ОВЗ обучаются по специальной коррекционной программе 8 вида. Работа на уроке с этими детьми велась по индивидуальному плану. Другие дети были все вовлечены в работу по теме урока. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Методика проведения урока:
-На организационном этапе урока был дан эмоциональный настрой на решение проблемного вопроса и создана ситуация актуализации темы и мотивации к дальнейшей проработке материала, что позволило сформировать у учащихся позитивный настрой на урок. В процессе беседы дети владели предложенным содержанием, самостоятельно сформулировали тему и задачи урока. Учебный материал не давался в готовом виде.
На следующем этапе урока актуализировались знания, необходимые для выполнения практической работы и одновременно содействующие развитию интеллектуальных способностей.
Проблемные вопросы, предлагаемые учащимся, были посильны и доступны, помогали сделать плавные переходы между этапами урока.
При повторении изученного материала прослеживалась опора на ранее изученный материал. Стимулированию познавательной активности способствовало использование межпредметных связей.
Усвоение материала было активным через создание и решение проблемных ситуаций. Учебную деятельность на уроке формировали
фронтальная, парная и индивидуальные формы работы.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети
оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе
материала), принцип связи обучения с жизнью.
Работа в парах позволила организовать взаимодействие учащихся между
собой, создать условия для само- и взаимообучения детей, само- и
взаимопроверке, формировались навыки контроля и самоконтроля (работа в паре).
Степень привлекательности учебного материала и поддержания интереса детей на уроке осуществлялась не только путем постановки проблемных задач, но и также использование информационно – коммуникационных технологий. Была использована интерактивная доска, как средство наглядности, соответствующее программе «Школе России».
Для повышения мотивации и более полного усвоения материала использовала компьютерную презентацию, в ходе словарной работы использовала интерактивный тренажер по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных», что позволило более качественному закреплению знаний по данной теме на это этапе. Обратная связь осуществлялась с помощью интерактивной доски, на которую выводились ответы (эталоны).
Наглядный материал был использован мною на уроке не только для эмоциональной поддержке, но и для решения познавательных задач. Он достаточен и уместен на данном уроке.
Урок способствовал развитию речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Важным моментом также на уроке было соблюдение
здоровьесберегающего режима: смена положении тела, физминутки, смена видов деятельности. Общая организация работы на уроке позволила создать в
классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом
этапе. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности,
что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята
были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою
точку зрения. Учащиеся не боялись выражать своё мнение.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть
каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои
знания и умения в практической деятельности и получить одобрение
педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно
находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет
на развитие учащихся.
Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало
высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на
положительном эмоциональном уровне.
Заключительный этап урока – рефлексия, которая показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и мою. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Вывод: Оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развиваться и применять свои знания и творческие способности. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была эффективной и поставленные задачи урока реализованы.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,
Третьяковского района, Алтайского края.
Конспект урока русского языка
в 4 классе
по теме: «Правописание –ться и –тся в глаголах»
(Школа России)
Составила и провела: Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов.
с. Екатерининское,
2024 год.
Урок русского языка в 4 классе
по теме:
"Правописание -ться и -тся в глаголах"
(Школа России)
Цель:
Организация деятельности обучающихся по закреплению, повторению и уточнению знаний о глаголе, по осознанию, осмыслению нового правила и его первичного закрепления
Задачи:
- Познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах;
- Работать над обогащением словарного запаса;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей;
- Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком;
- Формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку; положительное отношение к учёбе, к знаниям;
Формируемые УУД.
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
- Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
- Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, рисунок коромысла, карточки для исследовательской работы, карточки дифференцированных заданий, листы диагностики знаний, презентация.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.
- Встаньте прямо. Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.
Настроимся на рабочий лад.
Слайд 1
-На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что-то новое и интересное о языке. А писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил так «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
-А зачем это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать. (Ответы детей).
Я предлагаю продолжить такую вот фразу:
Слайд 2
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем … (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, и т.д.)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
-Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
-Следим при письме за осанкой.
Словарная работа (На слайде) Тренажер №3
-Вставить пропущенную букву в слове, записать, выделить орфограмму.
На интерактивной доске дети по одному вставляют букву и самостоятельно записывают в тетради.
Работа в паре. Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Карандашом исправьте ошибки.
Эталон на экране. Оцените работу. Плюс, полуплюс или минус.
Поднимите руку у кого поставлен плюс? У кого полуплюс? У кого минус?
-Молодцы. Спасибо!
- Константин Паустовский много писал о русской природе. Сейчас у нас за окном весна, а впереди лето. Будет светить яркое теплое солнце, мы пойдем в лес за ягодами, грибами.
- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте
Слайд 3 Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
О каком летнем чуде идёт речь в стихотворении? (о мухоморе)
- Что вы знаете о мухоморе?
Мухомор - Как образовано это слово? Какой способ? (сложение двух корней).
Записать, выделить орфограммы.
Слайд 4
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
- Я прошу вас обратить внимание на выделенные слова.
Какой частью речи они являются? (глаголы)
- Что такое глагол? УМНИЦА
- На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? (что делать?, что сделать?) МОЛОДЕЦ
3. Постановка учебной задачи.
- Ещё раз посмотрим на эти 2 слова. Что вы здесь видите интересного? (оканчиваются на тся, ться)
Почему? (Разные версии. Точно можно сказать? (нет)
- Появилась проблема. (ь и без ь)
-Можем мы с вами прямо сейчас ответить на вопрос? (нет)
-Значит это нужно изучить на уроке.
-Это и будет темой нашего урока.
- Сформулируйте тему урока. (Правописание -тся и –ться в глаголах)
Слайд 5
- А что мы должны понять на уроке? ( В каких случаях ться пишется с мягким знаком, в каких нет)
-Правильно, это и будет наша цель.
Надо всё нам тут узнать
-тся и –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.
Физкультминутка для глаз
4. Совместный поиск решения проблемы
1) Работа в парах
-Для того чтобы решить задачи урока и понять в каких случаях пишется ь, а в каких нет мы с вами проведём небольшое исследование.
Слайд 6
- На слайде напечатаны слова. Разделите их на 2 группы, запишите в 2 столбика: кусаться, кусается, купаться, купается, стараться, старается
(разделим на 2 группы, запишем в 2 столбика)
Зададим, подпишем вопросы над столбиками……………………………………
Проверка: 1. Послушать ответы групп (кто попробует ответить, у кого также , а у кого не так) МОЛОДЦЫ
2. слайд 7 Давайте проверим по эталону
3. Оцените свою работу. (Плюс, полуплюс, минус)
- Итак, какой вывод можно сделать? (Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.)
Давайте, теперь определим правописание этих глаголов
Слайд 8 3 глагола: Кувыркает (?)ся, Улыбат(?)ся, Волнует(?)ся МОЛОДЦЫ
Мы в своём исследовании разобрались, в каких случаях нужно писать ь, а в каких нет.
- А, я вам хочу показать ещё один способ: Слайд 9
1 столбик- (что делать?) – эти глаголы стоят в начальной форме на конце пишется Ь
2 столбик – (0н что делает? 3 лицо ед. или мн ч) Ь не пишется
Работа по учебнику:
-Откройте учебник на странице 104, прочитайте правило. Рассмотрите № 216.
-Правильно ли мы определили правописание -тся и -ться в глаголах?
Слайд 10
Обобщение темы по таблице
Определение правописания – тся/ ться в глаголах
По форме По вопросу
- тся – 3 лицо, ед. или мн. ч.: что делает? кувыркается
Кувыркается, кувыркаются что делать? кувыркаться
- ться – начальная форма что делают? кувыркаются
глагола: кувыркаться
Вывод: Не только по форме слова можно определить с ь знаком пишется (-тся, -ться) и без него, но и по вопросам.
- Какой способ определения правописания вам легче запомнить (ответы детей).
Вы вправе сами выбрать, как вам легче запомнить: определив форму глагола или по вопросу.
Физминутка.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
И на корточки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5. Первичное закрепление с проговариванием
- Какие слова связанные с темой урока вы услышали в стихотворении на физминутке? Объясните их правописание.
-Читаю стихотворение медленно, а вы запишите в тетрадь, в строчку, через запятую слова связанные с темой урока. (Потянуться, умыться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться.)
-Докажите, что все слова пишутся с ь на конце, т.е. – ться.
-Проверьте свою работу. Оцените.
6. Закрепление.
Выполнение упражнения № 217 стр.104
-Прочитайте инструкцию к заданию.
-Что нужно сделать?
-Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло) Показ картинки.
- Объясните, что это за предмет и для чего он нужен?
-Прочитаем объяснение в толковом словаре.
-Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы. Кто желает объяснить, какие буквы вставим?
-Какое слово нужно разобрать по составу? (повисли)
Один ученик разбирает у доски.
Текст загадки:
Выполнение упражнения № 218 стр.104
--Прочитайте инструкцию к заданию.
-Что нужно сделать?
1-3 предложение записывают учащиеся с объяснением у доски, по цепочке.
4-5 предложение самостоятельно.
Игра «Молодец»
-На столе у вас лежат карточки, на них таблица со словами. Вам нужно отметить галочкой в каком слове вы будете писать -ться, а в каком –тся.
ться | тся | |
Несё… | ||
Влюбля… | ||
Влива… | ||
Бои… | ||
Соревнуе… | ||
Ошибае… | ||
Умывае… | ||
Волнова… | ||
Собирае… | ||
Приближае… | ||
Возвращае… | ||
Качае… |
-Проверим. Сравним с эталоном на доске. Слайд
ться | тся | |
Несётся | ||
Влюбляться | ||
Вливаться | ||
Боится | ||
Соревнуется | ||
Ошибается | ||
Умывается | ||
Волноваться | ||
Собирается | ||
Приближается | ||
Возвращается | ||
Качается |
-Оцените свою работу. У кого всё верно, вы МОЛОДЦЫ!
- Кто допустил ошибки, как вы думаете, что вы должны сделать? Потренироваться в правописании -ться и -тся в глаголах, правильно ставить вопросы. СТАРАЙТЕСЬ!
Напишите на листочках Ф.И. , сдайте мне.
7. Итог урока.
- Ребята, давайте снова посмотрим на строчки из стихотворения
Слайд 12 Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
-Какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)
-Теперь мы можем ответить на этот вопрос? Достигли мы поставленных целей в начале урока?
-Как вы думаете мы всё узнали о глаголе? (ответы детей)
-Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. Ещё в 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.
Слайд 13
8. Рефлексия.
-Оцените ещё свои достижения по критериям:
1.Тема усвоена. Научился применять правило. Покажите плюс.
2.Тема усвоена ещё недостаточно. Научился ещё недостаточно. Покажите полуплюс.
3.Тема ещё не усвоена. Ещё не научился применять. Покажите минус.
-Я рада, ребята, что нет минусов.
-Покажите мне свою ладошку и ……….
-Кому было интересно – загните мизинец.
-Кто считает, что эти знания пригодятся в жизни – безымянный.
-Кто хорошо работал – средний.
-Кому урок понравился – указательный.
-У кого получился класс? Отлично! Я желаю вам такого настроения на весь день!
Выставление оценок за урок. Похвалить.
7. Домашнее задание: с.104 правило, с.105 упр.219
2.Доп.задание: Найти пословицы и поговорки с глаголами на –ться и –тся (5)
-Урок окончен. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,
Третьяковского района, Алтайского края.
Технологическая карта урока
по обучению грамоте (Литературное чтение)
(УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л, л»
Класс: 1.
Составила и провела:
Данилова А.Б.,
учитель начальных классов
с. Екатерининское, 2024г.
Технологическая карта урока
по учебнику «Азбука, 1 класс» автор В.Г. Горецкий
Тема урока: «Звуки [л], [л’], буква Л, л»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для закрепления и систематизации знания о звуках [л], [л’], букве Л, л.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование умения отличать букву Л, л, среди других букв
- формирование умения определять место звуков [л], [л’] в слове, обозначать их буквой;
- формирование умения читать слоги и слова с буквой Л, л;
- формирование умения выполнять звуко-буквенные сопоставления.
- Метапредметные:
регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестно;
- прогнозировать результат усвоения знаний;
- контролировать свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки;
познавательные:
- уметь использовать полученную информацию в новой учебной ситуации;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
коммуникативные:
- уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- уметь слушать собеседника и понимать речь других;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные:
- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
- осознавать роль языка в речи людей, быть толерантным к чужим ответам;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оборудование к уроку: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть (автор В.Г. Горецкий), ИКТ.
Содержание урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Модули ,приёмы |
Организационный момент. Эмоцион. настр. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь, улыбнитесь. – Прозвенел звонок весёлый, Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. - Повернитесь друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение. Садитесь. Молодцы! | Выполняют движения в паре | НП Создание коллаборативной среды |
Дыхательная гимнастика | - Карандаш – свеча. Вдохнём много воздуха и подуем на свечу. -Ещё сильнее подуем. 4 раза -А теперь представьте, что перед вами торт, а на нем много свечей, наберем много воздуха и задуем каждую свечу.2 раза. - А сейчас вдохнём воздуха и на выдохе произнесем звук у, с, о. -Молодцы. | ||
Актуализация опорных знаний Игровой момент. Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок. Этап вызова Этап осмысления 1. Характеристика звука | Игра «Найди свой домик». -Была хорошая погода, буквы вышли погулять (а, о, у, ы, и, н, к, т, с ). Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но растерялись, кому в какой домик. Поможем буквам? - Кто в какой домик попадает? Почему? а о у ы и - гласные н, к, т, с - согласные - Молодцы, все буквы дома. Повторение о гласных и согласных звуках. -Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.) -Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие;.) -Как произносятся звонкие согласные'? (С шумом и голосом.) -Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом.) -Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и.) -Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы.) -К нам на урок сегодня пришла ещё гости, они принесли нам подарок. Угадайте, кто это? 1. Всех зверей она хитрей, ПОКАЗ -Что вы знаете о лисе? СООБЩЕНИЕ 2. Горбоносый, длинноногий С ним тягаться трудно в беге. (лось). Картинка – лось. -Что вы знаете о лосе? СООБЩЕНИЕ -Кто догадался, какой подарок они нам принесли? (Новую букву и её звуки, с которых начинается их название Л.) А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква? Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. - Посмотрите внимательно на букву, на что она похожа? Алфавит продолжит наш Буква Л- лесной шалаш. -Что такое шалаш? Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. - На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.) - Как называется новая буква? (Эль). -Встанем и покажем букву Л, так как вы её себе представляете. -Напечатайте её в тетради, простым карандашом(Л) - А сейчас скажите мне, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л. - Сформулируйте цель нашего урока. Сообщение темы и цели урока Сегодня на уроке: Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они. Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки. Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки. Научиться читать слоги и слова с этими буквами. -Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами. 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -Ребята. А для чего мы всё это будем делать? Звукобуквенный анализ слов лось и лиса Выделение новых звуков [Л], [Л']. Приготовьте карандаши. -Сколько слогов в слове? (1) Сколько звуков? Вытащим звуки из кулачка, произносим и считаем.(3) -Нарисуем 3 квартирки в тетради. Поймаем и послушаем первый звук. -Какой звук слышите в начале слова? (Звук [л] и звук [л']) -Гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой фишкой обозначим? -Произнесём и поймаем второй звук. Какой фишкой обозначим? -Произнесём и поймаем третий звук. Какой фишкой обозначим?
[о] [c’] -Произнесите хором слово лиса. -Сколько слогов в слове? (2) Сколько звуков? Вытащим звуки из кулачка, произносим и считаем.(4) -Нарисуем 4 квартирки в тетради. Поставим ударение. Поймаем и послушаем первый звук. -Какой звук слышите в начале слова? (Звук [л] и звук [л']) -Гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой фишкой обозначим? -Произнесём и поймаем второй звук. Какой фишкой обозначим? -Произнесём и поймаем третий звук. Какой фишкой обозначим? -Произнесём и поймаем четвёртый звук. Какой фишкой обозначим? [Л’] [И] [С] [А] -Сравним первые звуки. Каким может быть звук Л? (твердым и мягким) -Звонкий или глухой? Проверьте, нужен Звуковичку колокольчик или нет. Звонкий, дадим колокольчик Звуковичку. -Какой буквой обозначаются звуки л, л’? (эль) -В какой домик её поселим? На какую улицу? -Найдем её в алфавите. 2. Игра «Кто больше назовёт слов со звуком Л». -Назовите слова, в которых живёт звук л и л’ -Молодцы. 3. Распознавание нового звука в словах. - 1) Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите. Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка. 2) А сейчас, если услышите звуки вначале слова, то встанут из-за парт девочки, а если в середине или конце слова, то встанут мальчики. Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол. Физминутка Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! Работа по учебнику с.59 -Откройте учебник с.59 -Рассмотрите справа картинку и схему, какое слово? Стул. -Что такое стул? (мебель) Какое следующее слово? (руль) -Что такое руль? -Чем отличаются последние звуки? Произнесите слова и послушайте(ТВ и мяг) -Какой буквой обозначаются? (эль) 1.Чтение слогов: - На доске прочитаем слияние звука с известными нам гласными. Произносим л тянем и называем гласные А о у ы и С -Чтение «по цепочке» -Молодцы, а сейчас каждый сам прочитайте слоги в учебнике. Потренируемся игра «Вышли буквы погулять» Карточки с буквами, дети выходят каждый со своей карточкой. Все прочитывают слог. -Поднимите руку, кто научился читать слоги с новой буквой? 2. Чтение слов. -Давайте, попробуем прочитать слова на с.59 в учебнике. Начинаем читать первое слово, пальчики поставили, хором -кукла. Следующее слово -куклы. Аналогично: уснули-уснул, катала – катал, стол-стул. -Чем отличаются слова по значению? -Игра «Собери слово» -На столе у вас лежит набор букв. В паре составьте слово из этих букв. (Кукла, слон, лук, лиса) -Поднимите руки домиком, если вы готовы. -Прочитайте, какое слово у вас получилось. -Поднимите руку кто научился читать слова с новой буквой. -Молодцы. 3. Чтение предложений: -А сейчас прочитаем предложения. У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули. Пальчики поставили. Читают по предложению читающие дети. -Рассмотрите картинку. -Как можно озаглавить текст? Придумайте такой же рассказ про мальчика. -Прочитаем хором по предложению. Я паровоз, вы мои вагоны, не отставайте. -Поднимите руку, у кого получилось прочитать предложения? | отвечают по очереди В паре В паре В паре В паре В группах В паре индивидуально отвечают по очереди В группах Мыло, сила, шило, игла Лиса, лето, лама, лото, Моль, соль, роль, вол, боль, ноль В паре |
НП. Диалоговое обучение УВО НП. Диалоговое обучение НП. Диалоговое обучение НП. Диалоговое обучение КМ «Кластер» ИКТ ОдО «Похвала» ОдО «Похвала» ОдО «Похвала» НП. Диалоговое обучение КМ ИКТ |
На странице 58 рассмотрите рисунок. К какому произведению К.Чуковского он подходит? (Путаница) -Прочитаем отрывок из этого произведения. (Читают читающие дети). -Как слониху называет автор? (Щеголиха) - Как вы понимаете, что значит щеголиха? -Что значит кубарем упала? Дома выясните значение этих слов у взрослых или в словаре посмотрите. | |||
Итог урока Оценивание (рефлексия). | - Что нового узнали на уроке? Какие задачи мы ставили? -Покажите мне плюс или полуплюс кто может различать согласные звуки [л], [л'], и правильно их произносить. -А какой буквой их можно обозначить? -Покажите плюс или полуплюс, кто может читать слоги, слова с буквами Лл. - Какое задание было трудным? -Молодцы, спасибо за урок. |
|
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»
Третьяковского района Алтайского края
Урок письма 1 класс
(обучение грамоте, послебукварный период)
по программе «Школа России»
Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»
составила: Данилова Анна Борисовна,
учитель начальных классов,
первой категории.
2021 г.
Урок письма 1 класс
(обучение грамоте, послебукварный период)
Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»
Задачи: формировать у учащихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»; продолжить работу по формированию умения записывать предложение, находить в нем основу; развивать навыки письменной речи; развивать орфографическую зоркость.
Формируемые УУД: умение работать с текстом; выделять в речи ключевые слова; определять особенности устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль и самопроверку.
Пропедевтика: имена существительные, их классификация; здоровый образ жизни.
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
(слайд 1)
- На прошлом уроке мы много говорили о предложении. Наша речь состоит из предложений.
- Может ли человек обойтись без устной речи, если он живет среди других людей? (нет)
- Что выражает предложение? (законченную мысль)
- Из чего состоит предложение? (из слов, связанных по смыслу)
- Для чего человеку дана возможность общения при помощи слов?
(чтобы понимать друг друга, выражать свои эмоции и чувства)
- Слова помогают людям понимать друг друга.
- Назовите слова, которые наиболее вам приятны или важны для вас.
- В русском языке много красивых, добрых, нужных слов. Но порой взрослые и дети употребляют слова, услышав которые многие люди отворачиваются, удивляются или смотрят на сказавших их осуждающе. Старайтесь говорить только те слова, за которые вам не будет стыдно.
-Каждое слово что-либо означает, обращаться со словом нужно аккуратно и бережно.
(слайд3)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Я. Козловский
II. Постановка целей и определение темы урока
-Предположите тему сегодняшнего урока. Какие цели вы поставите перед собой?
- Сегодня мы с вами будем работать со словами, учиться их правильно употреблять, ставить к ним вопросы.
-Посмотрите на слайд:
(Учитель показывает слайды: корова, пенал, собака, пальто и др.)
- На какие две группы можно разделить эти слова?(живое и неживое)
- Какой вопрос вы поставите к каждой группе слов7 (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IIi. Чистописание
-Откройте тетради. Положите правильно. Приготовьте ручки.
Разминка для рук.
- Проведем разминку для рук: «Сороконожки», «Для пальчиков», «Дождик».
Работа в тетради: (слайд4)
-Возьмите правильно ручки, сядьте правильно и запишите сегодняшнее число и классная работа. (19 января, Классная работа)
-Какой показ у вас в тетради? (И,и)
Один раз учитель пишет на доске, дети с ним в воздухе. Самостоятельно прописывают в тетради до конца.
-Возьмите простой карандаш и обведите кружком самую красивую, самую правильную букву на каждой строчке, которую вы написали.
-Молодцы.
-Назовите слова, в которых есть звук –и-. (Лиса, кино, Ира, Мила, пирог)
-Запишем несколько слов в тетрадь и подчеркнем букву и.
- Прочитайте запись на доске (на слайде 5).
Катаются, на, дети, коньках.
- Можно ли эту запись назвать предложением? (нет)
- Почему?
- Составьте из этих слов предложение. (на слайде 6). Запишите его.
- Докажите, что словосочетание, которое вы записали - предложение.
- Как вы укрепляете свое здоровье?
- Какими видами спорта любите заниматься? Какие спортивные игры знаете?
IV. Работа по теме урока
- Слов, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?», в русском языке, по-вашему, много или мало?
- Что обозначают эти слова? Определите название каждой группы.
(Учитель показывает слайды.)
- Книга, тетрадь, ручка. (Учебные вещи.)
- Именины, карнавал, война, парад. (События.)
- Дождь, снег, град, молния. (Явления природы.)
- Грусть, радость, удивление. (Чувства.)
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
-Назовите слова, отвечающие на вопрос «Что?»
— Выпишите эти слова, самостоятельно в тетрадь.
-Проверим, посмотрите на слайд:
(Учащиеся выполняют задание, после чего проводится проверка:
Что? Солнце, земля, ночь, мороз, двор, нос. (снежная баба по смыслу- снеговик, неодушевленный, вопрос что?))
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
-Послушайте внимательно стихотворение Е.Благининой, запомните кто пришел в гости?
Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок — в сапожках, Курочка — в сережках, Селезень — в кафтане, Утка — в сарафане!
Котик в новой свитке, Кошечка — в накидке
С перстеньком на лапке,
А собака — в шляпке.
Все по лавкам сели, Сели и запели.
Е. Благинина
-Кто пришел в гости к Даши?
(Петушок, курочка, селезень, утка, котик, кошечка, собака)
- Что общего у этих слов? (Обозначают одушевленные существа.)
- На какой вопрос они все отвечают? (кто?)
- Запишите 3 слова, по памяти, кто какие запомнил.
VII. Закрепление изученного
— Я буду называть вам слова, а вы подумайте и запишите их в 2 столбика: слова, отвечающие на вопрос «Кто?» в первый, и слова, отвечающие на вопрос «Что?» во второй.
Лиса, лед, кот, снег, коза, парта.
-Проверим.
-Оцените свою работу на полях.
VIII. Подведение итогов урока
(На столах у детей лежат картинки.) Работа в паре.
-Разложите на столе слова на две группы: отвечающие на вопрос «Кто?» и отвечающие на вопрос «Что?».
-Проверим. Образец на слайде:
- Сегодня на уроке, мы работали со словами, которые отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?».
-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто?»? (живые, одушевленные)
-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что?»? (неживые, неодушевленные)
-Продолжите предложения…
-Вспомните какие цели вы ставили в начале урока, оцените?
-Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали на все вопросы и выполняли задания. Но больше всех сегодня отличились... (Отметить отдельных учащихся).
-Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....