«Патриотическое воспитание через решение проектных задач»
учебно-методический материал
«Патриотическое воспитание через решение проектных задач»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yausheva_i.n.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание через решение проектных задач»
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территорииРоссии»
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: обучающимся начальной школы доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.
Что значит любить Родину? Значит, знать её прошлое, жить её настоящим, переживать и думать о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Во ФГОСах представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования. Первыми качествами личности среди других в «портрете ученика начальной школы» указаны:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.
В наши дни решение задач патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является, на мой взгляд, проектная деятельность, основу которого составляет активная, самостоятельная, творческая, исследовательская деятельность детей. Но, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную, как правило, неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников являются проектные задачи.
По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Как отмечалось ранее, проектная задача — совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным». Еще одной особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий.
Таким образом, отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Вполне логично, что решая Проектные Задачи в группах, дети постепенно переходят к индивидуальным проектам. Как сказал Л. Выготский:
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Создание проектной задачи.
Попробуйте преобразовать предложенную задачу в проектную. Например:
Условие задачи. К Дню защитника Отечества по выбранным макетам изготовить 50 открыток.
Является ли данная задача проектной? Нет:1) Задача содержит чёткую формулировку. 2) Результат прогнозируем и одинаков для всех .
Изменённое условие. К Дню защитника Отечества по выбранным макетам изготовить 50 открыток. Сколько денег нужно потратить вашей группе на приобретение цветной бумаги и картона, чтобы изготовить открытку по выбранному вами макету, если каждой группе необходимо изготовить 25 открыток?
Класс(ы): 2 - 4 класс
Предмет: Технология
Тема: работа с картоном и бумагой. поздравительная открытка
Связанные предметы: математика
Задача 2.
Условие задачи: Нам нужно создать журнал «Моя малая Родина»
Является ли данная задача проектной? Нет:1) Задача содержит чёткую формулировку. 2) Результат прогнозируем и одинаков для всех.
Изменённое условие: К нам в школу приедут ребята из другого района. Как можно презентовать наш поселок Бохан?
Класс(ы): 2-4 класс
Предмет: окружающий мир
Тема: Создание журнала «Моя малая Родина»
Связанные предметы: математика, чтение, технология.
Считаю , что патриотическое воспитание начинается с любви к своей малой Родине – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его культурой, обычаями и традициями. Нами была проведена подготовительная работа: экскурсии в библиотеку, по поселку, на природу, знакомство с историей п.Бохан. Итогом всей работы была проведена проектная задача на тему «Моя малая Родина». После проведенных бесед, с ребятами изготовили поздравительные открытки для участников боевых действий. Также была проведена проектная задача на тему «Символы страны и нашего региона»
Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков итог профессионального пути педагога.
Технология проектной деятельности в воспитательной системе школы в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибольший простор для дифференциации работы с учащимися, создает оптимальные условия для программируемого формирования духовно-нравственных качеств личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, раскрытия творческого потенциала учащихся
Каждый педагог обязан «сеять семена разумного, доброго, вечного», чтобы со временем наше любимое Отечество собрало добрые плоды в наших воспитанниках – мудрых и справедливых, способных на великие дела, способных любить Родину не по приказу, а по высокому велению своего сердца. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов произнёс такие слова: «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.
Первое заседание проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода". Знакомство в творческой гру...
Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».
Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Патриотическое воспитание через проектную работу.
Проектная работа даёт огромную возможность при формировании патриотического воспитания у младших школьников. Хочу пделиться своим опытом в этом виде деятельности....
Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки»
Проектная деятельность для 2 класса...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...