Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки»
проект (2 класс) на тему

Шилова Мария Михайловна

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла

«Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки»

Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, одним из основополагающих принципов которой является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Школьный младший  возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности ребенка. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.

Роль взрослых в формировании духовно-нравственных качеств ребенка велика. Семья и детский сад в нравственно - патриотическом воспитании должны действовать согласованно. Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного, патриотического воспитания детей.

Педагог должен помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные старшем поколением, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Продуктивным средством привлечения родителей к совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является проектная деятельность.

Тогда возникает вопрос: «Что мы знаем о своих дедушках и бабушках?»

Здесь хочется прочитать строки советского педагога и психолога Шалва Амонашвили

«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе».

Участники проекта стали: учащиеся 2 класса , учитель, родители, бабушки и дедушки.

Тип проекта: средней продолжительности, сроки реализации – сентябрь

По составу участников: групповой;

По целевой установки: практико – ориентированный, информационный, исследовательский, творческий;

Место реализации проекта: школа и семья.

Организация работы по нравственно - патриотическому образованию учащихся  охватывает несколько образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Цель проекта:

Оптимизировать формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.

Формировать у детей ценностное отношение к членам своей семьи (бабушкам, дедушкам).

Задачи проекта:

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам.);

Познакомить детей с традициями и особенностями детства старшего поколения (бабушки, дедушки) с их интересами, играми, занятиями.

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;

Условие реализации проекта способствовала

Естественная для ребенка среда жизнедеятельности;

Организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядного материала, иллюстраций, фотоальбомов; а так же

Тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между  педагогам, детьми, родителями и старшего поколения.

Основными направлениями реализации проекта являются этапы:

Подготовительный этап в него входит:

- Составление плана реализации проекта.

- Опрос детей «Что я знаю о семье?»; В результате, которого было выявлено, что знания детей о старшем поколении своей семьи достаточно глубокие. Дети знают  родственные связи своих бабушек и дедушек.

- Беседа с детьми «Мои бабушка и дедушка»;

- Прошло анкетирование бабушек (дедушек) «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков».

В результате,  которого выявлено, что  бабушки  и дедушки проживают совместно с семьей, и принимают активное участие в воспитание внуков, утверждая, что их влияние на детей, нельзя упускать из виду. Как более опытные представители семьи, признаются, что оказывают неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения.

- Организован сбор детских фотографий ;

- А так же было проведено анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей». В результате анкетирования родителей выявлено, что большинство из них признают важность нравственно - патриотического воспитания и готовы принимать активное сотрудничество со школой  в данном вопросе.

В ходе основного этапа был сделан акцент на:

1. Изучение, чтение, анализ, рассматривание художественной литературы

  • «Бабушкин халат» М. Садовский.
  • «Дедушка» Е. Дюк.
  • «Моя бабуленька» О. Чусовитина.
  • «Вместе с бабушкой» Н. Майданик.
  • «Мой дедуля» А. Чурбанова.
  • «Моя бабушка» Н. Майданик.
  • «Моя бабушка» Р. Рождественский.
  • «Очень бабушку люблю!» Т. Маршалова.
  • «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить»
  • Л. Зиминой.
  • «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».
  • «Волшебное слово» В. Осеевой.
  • «Дедуля» Т. Боковой.
  • «Бабушкины руки» Л. Квитко.
  • «Бабушка» А. Барто.
  • «Бабушка, ты тоже маленькой была?» А. Плещеев.

2. Проводилась работа с загадками, потешками, считалками, пословицами, поговорками

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед!

Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа!.

3. Был проведен конкурс рисунков «Моя любимая бабушка, дедушка.»

4. Была оформлена фотовыставка «Моя дружная семья»; «Традиции моей семьи»; «Мой дедушка – военный».

5. Проведение дидактические игры:

«Похвали бабушку, дедушку»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

В ходе реализации основного этапа была подготовлена и проведена:

6. Консультации с родителями по нравственно – патриотическому воспитания детей: «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно – нравственном и патриотическом воспитании»;

7. Организация встречи с бабушками «Я тоже была маленькая».

8. Подготовлены вопросы для интервью с бабушками, где использовалась «Модель трёх вопросов» (Что знаем,Что хотим узнать, Как узнать). На экране представлены вопросы

9. Интервью:

  • В какие игры играли наши бабушки и дедушки?
  • Как выглядели их игрушки?
  • С кем бабушка дружила?
  • Какие песни любила бабушка?
  • Как познакомилась с дедушкой?
  • Помнит ли бабушка свою воспитательницу (первую учительницу?
  • Кем мечтала стать?
  • Любимая книга (сказка, рассказ, стихотворение?

Заключительный этап – результат

1. Дети презентовали свое генеалогического древа семьи;

2. Оформление класса, коллажами из детских фотографий наших дедушек и бабушек;

4. Создание сборника игр «Веселая игротека» со слов бабушек и дедушек;

5. Презентация проекта «Наши бабушки и дедушки»

6. Создание буклета «Семейные ценности – передача важной информации от поколения к поколению».

Главный результат реализации проекта - усвоение детьми ценностей: любовь к родным и близким, стремление к добру. За время реализации проекта, уровень знаний детей о семье значительно повысился.

Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.

У детей сформировались представления о дружной, крепкой семье, уважительные отношения к родителям и старшему поколению: бабушкам и дедушкам, чувства сопереживания, дети стали добрее, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки?"

Как мы работали над проектом "В какие игры играли наши бабушки и дедушки? Продуктом проекта является презентация и конспект проведения классного часа "Играй с нами! Играй как мы! Играй лучше нас!"...

Праздник "Наши бабушки и дедушки – самые лучшие в мире!"

Праздник для бабушек и дедушек, посвященный Дню пожилого человека"...

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки"

 Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель изучение и пропаганда национальной культуры - русских народных игр. Также бы...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

Проект «Наши бабушки и дедушки» (ко дню пожилого человека)

Защита пректа в необычной форме. Ребята не только рассказывают о своих любимых и дорогих бабушках и дедушках, но и рассказывают стихи, даже и те, которые сочинили сами, поют песни. Своими руками сдела...

проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»

Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь».         Каждый русский человек должен знать...

Классный час «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Мероприятие проводится с целью способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным бабушкам и дедушкам, взаимопон...