Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме “Природные зоны России”
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
Касьянова Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №33 г. Сызрани
Самарской области
Технологическая карта урока окружающего мира
в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: “Природные зоны России”
Система: “Школа России”
Класс: 4
Тип урока: урок-обобщение
Цель: обобщение знаний о природных зонах России, их особенностях и обитателях;
Задачи:
- формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
- воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
- развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировать у детей умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- уметь классифицировать природные зоны;
- учить находить признаки природных зон;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к уроку;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формулировать умение соотносить определение и термин;
- осуществлять самоконтроль;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать умение работать в парах, в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;
- Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею.
Оборудование: карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с заданиями, конверты с заданиями, презентация в программе POWER POINT, электронное приложение к учебнику, видеофильм на сервисе YOUTUBE.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационный этап урока | Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Целеполагание и мотивация, постановка цели и задач урока. | Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? | - Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Актуализация опорных знаний | - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» | Отвечают на вопросы Показывают стрелками на доске. - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
|
Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре, лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Сообщения учащихся о заповедниках:
Обсуждение экологических ситуаций
| Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Использование доски. Использование доски. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах. Обсуждают экологические ситуации | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: Формировать умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: Формировать сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: Формировать осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: Формировать умение соотносить определение и термин; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы их достигли? - На какой из станций вам было особенно интересно? - Что не удалось? - Что не получилось? Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |
Приложение
Интернет ресурсы
https://youtu.be/kbfQWLl5ZjU?si=sUA2ecHgHRrLLU8G
https://youtu.be/gWRfiIiOoz4?si=cT6MzutKNEKdn1hw
Литература
Природные зоны России. Школа России. Окружающий мир. 4 класс, 1 часть. Учебник А.А. Плешаков стр. 71-75, Москва, «Просвещение» 2021г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Гроза. Безопасное поведение во время грозы" (УМК "Школа России" 3 класс)
Урок с использованием приёмов технологии критического мышления....
Технологическая карта урока окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс УМК ПНШ
Технологическая карта "Природные зоны России"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Птицы" в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России. Обобщение".
Урок обобщения изученного материала по теме "Природные зоны России" проводится в форме проектной деятельности учащихся....