Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России. Обобщение".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок обобщения изученного материала по теме "Природные зоны России" проводится в форме проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:

Дата:        

Класс:        4

Предмет:        окружающий мир

Тема:         Природные зоны России. Обобщение.

Педагогические

цели

Создать условия для обобщения  у обучающихся представлений о природных зонах России, их географическом положении, особенностях животного и растительного мира, деятельности людей; способствовать развитию речи, умений наблюдать, анализировать, работать в группах, работать с географической картой

Тип урока

Урок обобщения и систематизации изученного

Планируемые

результаты

(предметные)

Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения причины смены природных зон; обобщать знания о климатических условиях природных зон, характерных растениях и животных этих природных зон; описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) их особенности

Личностные

результаты

Проявляют экологическую и культурологическую грамотность

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, классификацию, оформление вывода; составляют рассказ-рассуждение, рассказ-описание (природных зон); работают с картой; представляют информацию в виде информационного плаката; подготавливают иллюстративные проектные работы.

Регулятивные: оценивают свое участие в совместной групповой деятельности.

Коммуникативные: владеют способами коммуникативного взаимодействия с учителем и сверстниками

Основное содержание темы, понятия и термины

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон

Оборудование

Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; карты-пазлы «Природные зоны России»; конверт с рисунками и фотографиями с изображением растительного и животного мира природных зон, листы ватмана, кораблики разных цветов (всё по числу групп), мешочек с фишками, соответствующими цветам корабликов, по количеству учащихся.


Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредмет

ные

Предметные

I. Мотивационно-целевой этап

Фронталь-ная форма работы. Словесный метод

(беседа, рассказ)

Делит учащихся на 6 групп, путём жеребьёвки,  эмоционально настраивает на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования

Ученики слушают учителя. Принимают участие в жеребьёвке. Демонстрируют готовность к уроку.

- Сначала нам необходимо определить ваши места на этом уроке. Пусть каждый вытянет жетон и сядет за стол, на котором находится кораблик такого же цвета.

- Все, кто оказался за одним столом, является одной командой. Постарайтесь работать дружно, быстро, слаженно.

- Мы с вами изучали большую и, довольно, интересную тему. О чём мы говорили на предыдущих уроках?

- О природных зонах России.

- Сегодня мы проведём урок обобщения, закрепления и повторения. А значит, нам потребуются все ваши знания: и те, что почерпнули из учебника, и те, что получили при чтении других книг, при просмотре телевизионных программ.

- проявление уважительного отношения к людям, их взглядам;

- принятие существующих нравственно-этических норм поведения

познавательные:

- формулиро вать с помощью учителя цель предстоящей работы; прогнозиро-вать возможное развитие процессов

регулятивные

- понимать значение групповой деятельности для успешного решения учебной задачи

- соблюдать правила нравственно-го поведения в социуме;

II. Этап актуализа-

ции знаний.

Фронталь-ная форма работы. Словесный метод

(беседа, рассказ).

Задаёт  вопросы 

Демонстрация видеоролика.

Чтение стихотворения.

- Чтобы мы смогли вести разговор о природных зонах нашей страны, давайте выясним, как вы понимаете, что такое природная зона.

- Территории с похожими климатическими условиями, которые позволяют именно этим растениям здесь произрастать, именно этим животным здесь обитать.

- Ещё мы говорили о России. А кто вспомнит, как называли нашу страну в старину?

 - Русь. Русь, Россия.

- А кто помнит значение этого слова? В прошлом году мы читали произведение, в котором раскрывалось его значение.

- Русь – это нечто светлое.

Русый человек он - светловолосый.

- Когда мы произносим слова «Русь», «Россия», сколько тепла и доброты в них.

- И, прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, я хочу, чтобы вы ещё раз полюбовались красотой нашей Родины.

https://flash-player.net/video/Ul3lEKR52tI/уголок-россии-отчий-дом.html

- Россия! Напев будто слышу старинный.

 Ты гордою птицей над миром летишь.

 Ты гроздья рябины и крик журавлиный,                         Полей опустелых печальная тишь.

- Какие замечательные слова сказал о России поэт  Игорь Сенин.

- становление ценностного отношения к своей Родине – России;

- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям;

- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности, самостоятель-ности в обогащении своих знаний

коммуникативные:

- корректно и аргументиро-ванно излагать своё мнение, приводить доказательство своей правоты;

- соблюдать правила ведения диалога, дискуссии;

регулятивные

- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (причины смены природных зон)

III. Этап обобщения и систематизации изученного

Фронталь-ная форма работы.

Словесный метод

(рассказ,   беседа)

Групповой метод работы.

Практичес-кий метод.

1.Постановка учебной задачи

2.Практическая деятельность

Контролирует работу в группах в соответствии с алгоритмом ответа, при необходимости, оказывает помощь

- Нам с вами сегодня тоже предстоит рассказать о своей любимой стране. Так как на уроках  мы уже побывали в каждой природной зоне, то я могу смело отправить вас туда одних.

- Мы уже разделились на 6 групп.

Назовём их группы – экспедиции. Но в экспедиции нужно быть очень внимательными. Давайте проверим, какая группа самая внимательная.

 

- А что бы вы взяли с собой в экспедицию?

- Карту, компас.

- Каждая группа получает задание выполнить мини-проект, рассказать об одной из природных зон. На листе ватмана вам необходимо указать название природной зоны и дать ей описание по плану.  

- Загвоздка в том, что  с ваших карт природных зон исчезли все обозначения. К тому же какой-то вредина разрезал их на кусочки.  Сложите свою карту, и вы увидите выделенную зону, о которой необходимо подготовить информацию.

- Определитесь, кто в вашей группе будет докладчиком, консультантом, оформителем. Работайте дружно, но тихо. На столах вы найдёте клей, маркеры, черновики, картинки с изображениями, соответствующими разным природным зонам.

- Обсудите, что будете делать, распределите обязанности и начинайте творить. На выполнение задания вам отводится 7 минут.

Групповое выполнение мини-проекта по плану:

1. Название зоны.

2. Климатические условия зоны.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Цепь питания.

6. Основные занятия коренного населения.

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

- применение привил совместной деятельности, проявление способности договариваться;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей художественной деятельности

познавательные:

- устанавли-

вать связи и зависимости между объектами;

- определять существенный признак для классификации, классифи-цировать предложен-ные объекты;

-распознавать достоверную и недостовер-ную информацию;

коммуникативные:

- в процессе диалога задавать вопросы, высказывать суждения;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументиро-ванно высказывать своё мнение, приводить доказательство своей правоты;

- готовить небольшие публичные выступления с презента-цией;

регулятивные

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

- распреде-лять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- ответствен-но выполнять свою часть работы

- распознавать изученные объекты природы по их рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- группировать изученные объекты, классифицировать;

- обобщать знания о климатических условиях природных зон, характерных растениях и животных этих природных зон;

IV. Этап самоконтроля

Словесный метод (использование загадок, защита проекта). Наглядный метод

(иллюстрация плакатов).

Предлагает отгадать загадки.

Организует выступление группы учащихся после отгадывания загадки.

Учитель магнитами прикрепляет на доску проектные работы учащихся. Обобщает и дополняет ответы учащихся, при необходимости.

Ученики, отгадав загадки, по группам рассказывают о природной зоне. Внимательно слушают проекты других групп.

1)Что за регион планеты,

Где не тает лёд  в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите, место это как зовётся?

           Арктика.

2)Здесь берёзы по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасёт с семьёй каюр.

Чум у них из дымных шкур.

           Тундра.

3)Его весной и летом 

Все видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

            Лес.

4)Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят.

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами.

            Степи.

5)Вот песчаный океан, 

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика – тоска.

Всюду горы из песка.

            Пустыни.

6)Здесь природа всем на диво,

Всюду зелено, красиво.

Море тёплое шумит,

Отдыхать к себе манит.

              Субтропики.

 - проявление уважительного отношения к людям, их взглядам;

- принятие существующих нравственно-этических норм поведения

познавательные:

- выполнять по предложенному плану проект;

- формулиро-вать выводы, подкреплять их доказательствами;

коммуникативные:

- оценивать выступления участников;

регулятивные

- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости, корректиро-вать их;

- осуществ-лять контроль процесса и результата своей деятельности

- узнавать природную зону по загадке;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказыва-ния;

-  описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) их особенности

V. Этап рефлексии учебной деятельности

Фронталь-ная форма работы. Словесный метод

(беседа)

Наглядный метод.

Приём рефлексии «Выбор»

(На экран выводится изображение карты природных зон России.)

Организует рефлексию

Предлагает домашнее задание

- Давайте перечислим изученные нами природные зоны России, начиная с самой северной.

- Какая природная зона занимает самую большую территорию?

- Какая природная зона занимает самую маленькую территорию?

- Оцените свою работу на уроке.

- Написать сочинение  о наиболее понравившейся природной зоне.

- оценивание собственного вклада в работу группы

коммуникативные:

корректно и аргументиро-ванно высказывать своё мнение;

регулятивные

- объективно оценивать результаты своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...