Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России. Обобщение".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок обобщения изученного материала по теме "Природные зоны России" проводится в форме проектной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_po_teme_prirodnye_zony_rossii.docx | 100.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Дата:
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема: Природные зоны России. Обобщение.
Педагогические цели | Создать условия для обобщения у обучающихся представлений о природных зонах России, их географическом положении, особенностях животного и растительного мира, деятельности людей; способствовать развитию речи, умений наблюдать, анализировать, работать в группах, работать с географической картой |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации изученного |
Планируемые результаты (предметные) | Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения причины смены природных зон; обобщать знания о климатических условиях природных зон, характерных растениях и животных этих природных зон; описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) их особенности |
Личностные результаты | Проявляют экологическую и культурологическую грамотность |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, классификацию, оформление вывода; составляют рассказ-рассуждение, рассказ-описание (природных зон); работают с картой; представляют информацию в виде информационного плаката; подготавливают иллюстративные проектные работы. Регулятивные: оценивают свое участие в совместной групповой деятельности. Коммуникативные: владеют способами коммуникативного взаимодействия с учителем и сверстниками |
Основное содержание темы, понятия и термины | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; карты-пазлы «Природные зоны России»; конверт с рисунками и фотографиями с изображением растительного и животного мира природных зон, листы ватмана, кораблики разных цветов (всё по числу групп), мешочек с фишками, соответствующими цветам корабликов, по количеству учащихся. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Содержание учебной деятельности | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредмет ные | Предметные | ||||
I. Мотивационно-целевой этап | Фронталь-ная форма работы. Словесный метод (беседа, рассказ) | Делит учащихся на 6 групп, путём жеребьёвки, эмоционально настраивает на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования | Ученики слушают учителя. Принимают участие в жеребьёвке. Демонстрируют готовность к уроку. - Сначала нам необходимо определить ваши места на этом уроке. Пусть каждый вытянет жетон и сядет за стол, на котором находится кораблик такого же цвета. - Все, кто оказался за одним столом, является одной командой. Постарайтесь работать дружно, быстро, слаженно. - Мы с вами изучали большую и, довольно, интересную тему. О чём мы говорили на предыдущих уроках? - О природных зонах России. - Сегодня мы проведём урок обобщения, закрепления и повторения. А значит, нам потребуются все ваши знания: и те, что почерпнули из учебника, и те, что получили при чтении других книг, при просмотре телевизионных программ. | - проявление уважительного отношения к людям, их взглядам; - принятие существующих нравственно-этических норм поведения | познавательные: - формулиро вать с помощью учителя цель предстоящей работы; прогнозиро-вать возможное развитие процессов регулятивные - понимать значение групповой деятельности для успешного решения учебной задачи | - соблюдать правила нравственно-го поведения в социуме; |
II. Этап актуализа- ции знаний. | Фронталь-ная форма работы. Словесный метод (беседа, рассказ). | Задаёт вопросы Демонстрация видеоролика. Чтение стихотворения. | - Чтобы мы смогли вести разговор о природных зонах нашей страны, давайте выясним, как вы понимаете, что такое природная зона. - Территории с похожими климатическими условиями, которые позволяют именно этим растениям здесь произрастать, именно этим животным здесь обитать. - Ещё мы говорили о России. А кто вспомнит, как называли нашу страну в старину? - Русь. Русь, Россия. - А кто помнит значение этого слова? В прошлом году мы читали произведение, в котором раскрывалось его значение. - Русь – это нечто светлое. Русый человек он - светловолосый. - Когда мы произносим слова «Русь», «Россия», сколько тепла и доброты в них. - И, прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, я хочу, чтобы вы ещё раз полюбовались красотой нашей Родины. https://flash-player.net/video/Ul3lEKR52tI/уголок-россии-отчий-дом.html - Россия! Напев будто слышу старинный. Ты гордою птицей над миром летишь. Ты гроздья рябины и крик журавлиный, Полей опустелых печальная тишь. - Какие замечательные слова сказал о России поэт Игорь Сенин. | - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - проявление культуры общения, уважительного отношения к людям; - проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности, самостоятель-ности в обогащении своих знаний | коммуникативные: - корректно и аргументиро-ванно излагать своё мнение, приводить доказательство своей правоты; - соблюдать правила ведения диалога, дискуссии; регулятивные | - использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (причины смены природных зон) |
III. Этап обобщения и систематизации изученного | Фронталь-ная форма работы. Словесный метод (рассказ, беседа) Групповой метод работы. Практичес-кий метод. | 1.Постановка учебной задачи 2.Практическая деятельность Контролирует работу в группах в соответствии с алгоритмом ответа, при необходимости, оказывает помощь | - Нам с вами сегодня тоже предстоит рассказать о своей любимой стране. Так как на уроках мы уже побывали в каждой природной зоне, то я могу смело отправить вас туда одних. - Мы уже разделились на 6 групп. Назовём их группы – экспедиции. Но в экспедиции нужно быть очень внимательными. Давайте проверим, какая группа самая внимательная.
- А что бы вы взяли с собой в экспедицию? - Карту, компас. - Каждая группа получает задание выполнить мини-проект, рассказать об одной из природных зон. На листе ватмана вам необходимо указать название природной зоны и дать ей описание по плану. - Загвоздка в том, что с ваших карт природных зон исчезли все обозначения. К тому же какой-то вредина разрезал их на кусочки. Сложите свою карту, и вы увидите выделенную зону, о которой необходимо подготовить информацию. - Определитесь, кто в вашей группе будет докладчиком, консультантом, оформителем. Работайте дружно, но тихо. На столах вы найдёте клей, маркеры, черновики, картинки с изображениями, соответствующими разным природным зонам. - Обсудите, что будете делать, распределите обязанности и начинайте творить. На выполнение задания вам отводится 7 минут. Групповое выполнение мини-проекта по плану: 1. Название зоны. 2. Климатические условия зоны. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Цепь питания. 6. Основные занятия коренного населения. | - принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; - применение привил совместной деятельности, проявление способности договариваться; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей художественной деятельности | познавательные: - устанавли- вать связи и зависимости между объектами; - определять существенный признак для классификации, классифи-цировать предложен-ные объекты; -распознавать достоверную и недостовер-ную информацию; коммуникативные: - в процессе диалога задавать вопросы, высказывать суждения; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументиро-ванно высказывать своё мнение, приводить доказательство своей правоты; - готовить небольшие публичные выступления с презента-цией; регулятивные - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; - распреде-лять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - ответствен-но выполнять свою часть работы | - распознавать изученные объекты природы по их рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; - группировать изученные объекты, классифицировать; - обобщать знания о климатических условиях природных зон, характерных растениях и животных этих природных зон; |
IV. Этап самоконтроля | Словесный метод (использование загадок, защита проекта). Наглядный метод (иллюстрация плакатов). | Предлагает отгадать загадки. Организует выступление группы учащихся после отгадывания загадки. Учитель магнитами прикрепляет на доску проектные работы учащихся. Обобщает и дополняет ответы учащихся, при необходимости. | Ученики, отгадав загадки, по группам рассказывают о природной зоне. Внимательно слушают проекты других групп. 1)Что за регион планеты, Где не тает лёд в морях? Где отчётливо видна Наших звёзд галактика? Подскажите, место это как зовётся? Арктика. 2)Здесь берёзы по колени. Щиплют мох стада оленьи. Их пасёт с семьёй каюр. Чум у них из дымных шкур. Тундра. 3)Его весной и летом Все видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Лес. 4)Тут, куда ни кинем взгляд, Травы ровные стоят. И колышутся волнами Под душистыми ветрами. Степи. 5)Вот песчаный океан, Раз бархан и два бархан. Тут без дождика – тоска. Всюду горы из песка. Пустыни. 6)Здесь природа всем на диво, Всюду зелено, красиво. Море тёплое шумит, Отдыхать к себе манит. Субтропики. | - проявление уважительного отношения к людям, их взглядам; - принятие существующих нравственно-этических норм поведения | познавательные: - выполнять по предложенному плану проект; - формулиро-вать выводы, подкреплять их доказательствами; коммуникативные: - оценивать выступления участников; регулятивные - оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости, корректиро-вать их; - осуществ-лять контроль процесса и результата своей деятельности | - узнавать природную зону по загадке; - создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказыва-ния; - описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) их особенности |
V. Этап рефлексии учебной деятельности | Фронталь-ная форма работы. Словесный метод (беседа) Наглядный метод. Приём рефлексии «Выбор» | (На экран выводится изображение карты природных зон России.) Организует рефлексию Предлагает домашнее задание | - Давайте перечислим изученные нами природные зоны России, начиная с самой северной. - Какая природная зона занимает самую большую территорию? - Какая природная зона занимает самую маленькую территорию? - Оцените свою работу на уроке. - Написать сочинение о наиболее понравившейся природной зоне. | - оценивание собственного вклада в работу группы | коммуникативные: корректно и аргументиро-ванно высказывать своё мнение; регулятивные - объективно оценивать результаты своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...