Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии деятельностного и исследовательского метода обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ
Основные методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, контроль и самоконтроль.
Краткое описание: урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_budnikova_o.n._8.12.2022.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
(окружающий мир и физика) 4 класс
По теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»
Подготовила :
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Льгова
Будникова О.Н.
Льгов 2022г
Технологическая карта
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии деятельностного и исследовательского метода обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ
Основные методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, контроль и самоконтроль.
Краткое описание: урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.
Тема урока | Природные зоны. Арктика -царство снега и льда. Три состояния вещества . |
Цель | Основная дидактическая цель: создание условия для открытия обучающимися новых знаний .Создать условия для формирования знаний у учащихся о природных зонах, климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека. Дать представление о процессе, как явлении перехода вещества из одного состояния в другое; познакомить с процессами испарения, конденсации, замерзания и таяния воды; показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе . |
Задачи | Опережающее обучение: связь природоведения и физики. Образовательная: формировать представление о природных зонах России, о состояниях веществ, обучение сравниванию и классификации веществ по основным признакам; Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, исследовать, анализировать и делать выводы. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Предметные: Научить правильно употреблять понятия «природная зона», «вещества», «состояние вещества». Систематизировать знания по характеристике природной зоны. Познакомить с веществами, их свойствами. Научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам. Научить выдвигать предположения (гипотезы) и доказывать их. |
Личностные результаты | Личностные: уметь бережно относиться окружающему миру; формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать эстетические потребности, ценности и чувства. формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы. Коммуникативные : формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета. |
Оборудование урока | Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть, автор Виноградова Н.Ф., Вентана- Граф, 2015. « Естествознание» ( введение в естественно-научные предметы) 5-6 кл. Дрофа 2012 г , автор А.Е.Гуревич Модель-аппликация «Природные зоны», автор канд геогр наук Марголина И.Л., Климанова О.А. , Атлас «Окружающий мир 4 класс М.Просвещение 2022 г. Презентация. Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, духи, стеклышко Раздаточное: 2 стакана на каждую парту, вода, воздушные шары, сосуды с водой. |
Сценарий урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие и проверка готовности рабочего места -Здравствуйте, ребята, садитесь. -Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, атлас , пенал и дневник. Я рада вас вести дорогой знаний. Мы снова вместе – вы и я, Мы будем вместе грызть Гранит науки, в добрый час. (читает подготовленный ученик) Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. (В. Степанов) - Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг, то сможем понаблюдать, как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами. - совокупность разных природных условий –называется природная зона. Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные зоны бывают? Как они обозначаются? (ответы детей и показ природных зон на карте). | -Здравствуйте. (садятся на места) (Проверяют рабочее место) Видеоролик Смотрят на карту |
Актуализация и пробное учебное действие. Формирование темы и цели урока. | - А вот о какой природной зоне пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. “Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, а в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”. – Попробуйте сами сформулировать тему урока. ( Зона Арктики. Снежная пустыня). | -Отвечают на вопрос |
Выявление места и причины затруднения | - Откройте атласы на стр. 8. Найдите природную зону Арктических пустынь. - Какую информацию о природной зоне вы получили из атласа -– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. – Назовите и покажите на карте северные моря. Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн кв. км С Арктикой "граничат" пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия - 22 600 км). -К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона? - А теперь мы посмотрим ещё небольшой отрывок и вы мне ответите: всё ли мы узнали о данной природной зоне? | -Природная зона не является целостной территорией. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.) (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). (Ответы учащихся.) Смотрят видеоролик №2 |
Построение проекта выхода из затруднения | - Нам сейчас предстоит самим добыть недостающие знания. Для этого каждая группа получит карточки , характеризующие одну из сторон природной зоны, нужно предположить и выбрать подходящую характеристику: - климат; -почвы; -растительность; -животный мир; В помощь воспользуйтесь учебником с.8-11 | Работа в группах уч-ся вывешивают подходящие карточки на магнитной доске) Читают материал в учебнике |
Физминутка ( повторение знаний о телах и веществах) | Ребята, прежде чем мы перейдем ко второй части урока, давайте вспомним, что мы знаем о телах и веществах. -Итак,в 3 классе вы узнали, что любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока-это тела. Солнце, планеты, луна-это тоже тела. Их называют небесными телами. Вещество — то, из чего состоят тела. Стекло, железо, алюминий, вода, углекислый газ — это вещества. Из одного вещества может состоять множество тел. - Сейчас я буду называть слова, а вы при помощи движений показывать, к чему они относятся: -если тело –руки на пояс, если вещество –руки вверх -Солнце - кислород -Дерево - древесина -Книга – бумага Мяч - резина -Ручка - пластмасса -Молодцы, ребята. | -ученики рассказывают. ( Тела бывают естественными-это те, что создано природой и искусственными –это те тела, которые созданы руками человека.) Выполняют физ упражнение. |
Практическая работа «Состояния вещества» Реализация построенного проекта | По данным российских ученых, в Арктике находится пятая часть общемировых запасов пресной воды. А на двух полюсах нашей планеты содержится 70% запасов пресной воды . - Как вы думаете, как такое огромное количество воды умещается на таких маленьких участках? -Вода – это тело или вещество? - В каком состоянии вода находится в Арктике ? - Исследование №1 ( твердое тело) - Возьмите кусочек льда – - При перемещении сохраняет ли он свою форму? -Положите его в пустой стакан, будем наблюдать за ним на уроке - Изменился ли его объем в стакане и в руках у вас? - Назовите твердые вещества у меня в руках, изменяется ли их объем и форма в моих руках? Заполните свой вывод в таблицу Исследование №2 ( жидкость) - Возьмите пустой стакан, налейте половину стакана воды из бутылки. - Как вы думаете, форма воды в стакане и бутылке отличается?-А объем? Пример: Однажды Петя разлил на пол стакан молока и мама его очень ругала. Как вы думаете почему? - Запишите свой вывод в таблицу Исследование №3 ( газ) А что вы видите во втором стакане? - Во втором стакане спрятался невидимка. Отгадайте: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем… - И ещё в стакане что? -Надуйте шарик (надувают шарики разной формы, света) - Как вы думаете, газ заполнил весь шарик или только его часть? -Какую форму приобрёл газ в шарике? -А какаю форму имеет воздух в стакане? - Учитель брызгает туалетной водой) Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылилась только у доски? - Сохраняет ли газ свою форму? Выпустите воздух из шарика, сохраняет ли он свой объем? -Запишите свой вывод в таблицу . Газ – заполняет всё пространство Пример: протереть доску влажной тряпкой, что произойдет с водой через некоторое время? - А теперь подведем итог - Кто согласен, поднимите руку. Исследование №4 ( дополнительное) – - Сейчас я вам в стакан добавлю кристаллы марганца, размешайте. -Что произошло в стакане с водой? - Как думаете, почему это произошло? Таким образом, мы можем сделать ещё один вывод о воде: она состоит из частиц , поэтому растворяет многие вещества. Именно поэтому все лекарства врачи рекомендуют запивать водой, чтобы они быстрее растворились и перемешались с частицами воды. Этот опыт нам доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц. -Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. - Мы сегодня проделали опыты с водой, но … -Практически любое вещество может быть и твердым, и жидким и газообразным? -Верно! Твердое состояние — воды-это лёд, жидкое-это вода и газообразное –это пар. Проверим результаты : -Что произошло со льдом? - А куда делось мокрое пятно на доске? -Ребята, на свете много различных веществ. Сейчас их известно несколько миллионов. Практически любое вещество может быть в разных состояниях при определенных условиях. - Какие условия необходимы, чтобы вода сохранялась в Арктике в твердом состоянии? | Ответы детей ( вода находится там в виде льда и снега) Выполняют практическую работу. Выводы заполняют в таблицу после проведенных опытов ( на каждой парте 2 пустых стакана и бутылка с водой) Вода испарится ( читают выводы из таблицы) Вода изменила цвет? Кристаллы растворились в воде Он растаял Вода испарилась Температура воздуха ниже нуля |
Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи | - Ребята, чтобы закрепить материал, мы поиграем в игру да/нет. Я буду называть высказывания, если вы с ними согласны, то поднимаете руку. - В России много природных зон. -Природная зона – это совокупность природных условий. - Арктика- самая теплая природная зона. -Арктика –самая холодная природная зона. - Вода – это тело. - Вода –это вещество. - Вода не может быть в твердом состоянии. - Состояние веществ может меняться. - Ребята , мы сегодня не только узнали новое о природе России, но побыли физиками. Физика – самая понятная из естественных наук. - Физические явления окружают тебя повсюду, их законы часто понятны. -Однако физика – вовсе не скучная наука. Вы можете сегодня продолжить опыты дома с другими веществами и рассказать о них на следующем уроке. | Дети принимают участие в игре. |
Рефлексия . | Ребята, посмотрите на доску. Перед вами незаконченные предложения. Вам нужно выбрать любое и закончить его. Продолжите предложения. Сегодня я узнал о том… Я испытал трудности при…… У меня получилось …. Я бы похвалил себя за ….. На уроке я научился… Дома родителям я расскажу… Знания, полученные на уроке, я использую… Оценки. - Самое важное –что мы должны сегодня помнить. Вода – главный источник жизни на Земле, который нужно беречь изо всех сил. Где-то на Марсе, далекой планете Ходят несчастные взрослые, дети. Негде умыться и негде проплыть, Нет даже лужицы, чтобы попить… Смотрят на Землю в подзорные трубы, Видят вершины под снежною шубой, Видят озера, моря, океаны – Всюду вода – из колодца, из крана…. Рощи, сады и тайга голубая, Всех напоила вода дождевая. Людям, животным везде и всегда Жизнь подарила живая вода… - Нам бы на Марс хоть немного воды, И зацвели бы весною сады, Пели бы птицы, цвели бы цветы… Видно, придется лететь до Земли. Пусть нам подарят хоть дождик, хоть град. Будет Вселенная – сказочный сад! Берегите воду!!!! | (Выбирают предложение и заканчивают его самостоятельно) |
Домашнее задание | - Ребята, мы ещё много не знаем об удивительной и суровой природной зоне Арктики, поэтому продолжим её изучать дома. Каждой группе я дам свое домашнее задание, капитаны берут себе в команду 3 человека и готовят сообщение к следующему уроку. 1Задание для группы. Тема: « Растительный мир Арктики». 2 Задание для группы. Тема: «Животный мир Арктики». 3 Задание для группы. Тема: «Птицы» 4Задание для группы «Освоение Арктики человеком». - Урок окончен . Всем спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков
Целью урока по окружающему миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"
Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»
Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...
Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»
Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»Тип урока: Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)Цель: систематизация предметных зн...