Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Будникова Ольга Николаевна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии деятельностного и  исследовательского  метода  обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ

Основные методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, контроль и самоконтроль.

 Краткое описание: урок проходит с применением  исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_budnikova_o.n._8.12.2022.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

(окружающий мир и физика) 4 класс

По теме: «Природные зоны. Арктика-царство снега и льда. Три состояния вещества»

Подготовила :

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г.Льгова

Будникова О.Н.

Льгов 2022г

Технологическая карта

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии деятельностного и исследовательского метода обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ

Основные методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, контроль и самоконтроль.

Краткое описание: урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.

Тема урока

Природные зоны. Арктика -царство снега и льда. Три состояния вещества .

Цель

Основная дидактическая цель: создание условия для открытия обучающимися новых знаний .Создать условия для формирования знаний у учащихся о природных зонах, климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека. Дать представление о процессе, как явлении перехода вещества из одного состояния в другое; познакомить с процессами испарения, конденсации, замерзания и таяния воды; показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе .

Задачи

Опережающее обучение: связь природоведения и физики.

Образовательная: формировать представление о природных зонах России, о состояниях веществ, обучение сравниванию и классификации веществ по основным признакам;

Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, исследовать, анализировать и делать выводы. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Предметные: Научить правильно употреблять понятия «природная зона», «вещества», «состояние вещества». Систематизировать знания по характеристике природной зоны. Познакомить с веществами, их свойствами. Научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам. Научить выдвигать предположения (гипотезы) и доказывать их.

Личностные результаты

Личностные: уметь бережно относиться окружающему миру; формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать эстетические потребности, ценности и чувства. формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы.

Коммуникативные : формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета.

Оборудование урока

Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть, автор Виноградова Н.Ф., Вентана- Граф, 2015. « Естествознание» ( введение в естественно-научные предметы) 5-6 кл. Дрофа 2012 г , автор А.Е.Гуревич Модель-аппликация «Природные зоны», автор канд геогр наук Марголина И.Л., Климанова О.А. , Атлас «Окружающий мир 4 класс М.Просвещение 2022 г. Презентация.

Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, духи, стеклышко

Раздаточное: 2 стакана на каждую парту, вода, воздушные шары, сосуды с водой.

Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие и проверка готовности рабочего места

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

-Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, атлас , пенал и дневник.

Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я,

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

(читает подготовленный ученик)

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (В. Степанов)

- Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг, то сможем понаблюдать, как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами.

- совокупность разных природных условий –называется природная зона. Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные зоны бывают? Как они обозначаются? (ответы детей и показ природных зон на карте).

-Здравствуйте.

(садятся на места)

(Проверяют рабочее место)

Видеоролик

Смотрят на карту

Актуализация и пробное учебное действие. Формирование темы и цели урока.

- А вот о какой природной зоне пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете, прослушав отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, а в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.

Попробуйте сами сформулировать тему урока. ( Зона Арктики. Снежная пустыня).

-Отвечают на вопрос

Выявление места и причины затруднения

- Откройте атласы на стр. 8. Найдите природную зону Арктических пустынь.

- Какую информацию о природной зоне вы получили из атласа

-– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

– Назовите и покажите на карте северные моря.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн кв. км С Арктикой "граничат" пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия - 22 600 км).

-К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

- А теперь мы посмотрим ещё небольшой отрывок и вы мне ответите: всё ли мы узнали о данной природной зоне?

-Природная зона не является целостной территорией.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

(Ответы учащихся.)

Смотрят видеоролик №2

Построение проекта выхода из затруднения

- Нам сейчас предстоит самим добыть недостающие знания. Для этого каждая группа получит карточки , характеризующие одну из сторон природной зоны, нужно предположить и выбрать подходящую характеристику:

- климат;

-почвы;

-растительность;

-животный мир;

В помощь воспользуйтесь учебником с.8-11

Работа в группах уч-ся вывешивают подходящие карточки на магнитной доске)

Читают материал в учебнике

Физминутка ( повторение знаний о телах и веществах)

Ребята, прежде чем мы перейдем ко второй части урока, давайте вспомним, что мы знаем о телах и веществах.

-Итак,в 3 классе вы узнали, что любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока-это тела. Солнце, планеты, луна-это тоже тела. Их называют небесными телами.

Вещество — то, из чего состоят тела. Стекло, железо, алюминий, вода, углекислый газ — это вещества. Из одного вещества может состоять множество тел.

- Сейчас я буду называть слова, а вы при помощи движений показывать, к чему они относятся:

-если тело –руки на пояс, если вещество –руки вверх

-Солнце - кислород

-Дерево - древесина

-Книга – бумага

Мяч - резина

-Ручка - пластмасса

-Молодцы, ребята.

-ученики рассказывают.

( Тела бывают естественными-это те, что создано природой и искусственными –это те тела, которые созданы руками человека.)

Выполняют физ упражнение.

Практическая работа «Состояния вещества» Реализация построенного проекта

По данным российских ученых, в Арктике находится пятая часть общемировых запасов пресной воды. А на двух полюсах нашей планеты содержится 70% запасов пресной воды .

- Как вы думаете, как такое огромное количество воды умещается на таких маленьких участках?

-Вода – это тело или вещество?

- В каком состоянии вода находится в Арктике ?

- Исследование №1 ( твердое тело)

- Возьмите кусочек льда –

- При перемещении сохраняет ли он свою форму?

-Положите его в пустой стакан, будем наблюдать за ним на уроке

- Изменился ли его объем в стакане и в руках у вас?

- Назовите твердые вещества у меня в руках, изменяется ли их объем и форма в моих руках?

Заполните свой вывод в таблицу

Исследование №2 ( жидкость)

- Возьмите пустой стакан, налейте половину стакана воды из бутылки.

- Как вы думаете, форма воды в стакане и бутылке отличается?-А объем?

Пример: Однажды Петя разлил на пол стакан молока и мама его очень ругала. Как вы думаете почему?

- Запишите свой вывод в таблицу

Исследование №3 ( газ)

А что вы видите во втором стакане?

- Во втором стакане спрятался невидимка.

Отгадайте:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем…

- И ещё в стакане что?

-Надуйте шарик (надувают шарики разной формы, света)

- Как вы думаете, газ заполнил весь шарик или только его часть?

-Какую форму приобрёл газ в шарике?

-А какаю форму имеет воздух в стакане?

- Учитель брызгает туалетной водой)

Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылилась только у доски?

- Сохраняет ли газ свою форму? Выпустите воздух из шарика, сохраняет ли он свой объем?

-Запишите свой вывод в таблицу .

Газ – заполняет всё пространство

Пример: протереть доску влажной тряпкой, что произойдет с водой через некоторое время?

- А теперь подведем итог

- Кто согласен, поднимите руку.

Исследование №4 ( дополнительное) –

- Сейчас я вам в стакан добавлю кристаллы марганца, размешайте.

-Что произошло в стакане с водой?

- Как думаете, почему это произошло?

Таким образом, мы можем сделать ещё один вывод о воде: она состоит из частиц , поэтому растворяет многие вещества. Именно поэтому все лекарства врачи рекомендуют запивать водой, чтобы они быстрее растворились и перемешались с частицами воды. Этот опыт нам доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц.

-Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

- Мы сегодня проделали опыты с водой, но …

-Практически любое вещество может быть и твердым, и жидким и газообразным?

-Верно! Твердое состояние — воды-это лёд, жидкое-это вода и газообразное –это пар.

Проверим результаты :

-Что произошло со льдом?

- А куда делось мокрое пятно на доске?

-Ребята, на свете много различных веществ. Сейчас их известно несколько миллионов. Практически любое вещество может быть в разных состояниях при определенных условиях.

- Какие условия необходимы, чтобы вода сохранялась в Арктике в твердом состоянии?

Ответы детей ( вода находится там в виде льда и снега)

Выполняют практическую работу. Выводы заполняют в таблицу после проведенных опытов

( на каждой парте 2 пустых стакана и бутылка с водой)

Вода испарится

( читают выводы из таблицы)

Вода изменила цвет?

Кристаллы растворились в воде

Он растаял

Вода испарилась

Температура воздуха ниже нуля

Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи

- Ребята, чтобы закрепить материал, мы поиграем в игру да/нет. Я буду называть высказывания, если вы с ними согласны, то поднимаете руку.

- В России много природных зон.

-Природная зона – это совокупность природных условий.

- Арктика- самая теплая природная зона.

-Арктика –самая холодная природная зона.

- Вода – это тело.

- Вода –это вещество.

- Вода не может быть в твердом состоянии.

- Состояние веществ может меняться.

- Ребята , мы сегодня не только узнали новое о природе России, но побыли физиками. Физика – самая понятная из естественных наук.

- Физические явления окружают тебя повсюду, их законы часто понятны.

-Однако физика – вовсе не скучная наука.

Вы можете сегодня продолжить опыты дома с другими веществами и рассказать о них на следующем уроке.

Дети принимают участие в игре.

Рефлексия .

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами незаконченные предложения. Вам нужно выбрать любое и закончить его. Продолжите предложения.

Сегодня я узнал о том…

Я испытал трудности при……

У меня получилось ….

Я бы похвалил себя за …..

На уроке я научился…

Дома родителям я расскажу…

Знания, полученные на уроке, я использую…

Оценки.

- Самое важное –что мы должны сегодня помнить. Вода – главный источник жизни на Земле, который нужно беречь изо всех сил.

Где-то на Марсе, далекой планете

Ходят несчастные взрослые, дети.

Негде умыться и негде проплыть,

Нет даже лужицы, чтобы попить…

Смотрят на Землю в подзорные трубы,

Видят вершины под снежною шубой,

Видят озера, моря, океаны –

Всюду вода – из колодца, из крана….

Рощи, сады и тайга голубая,

Всех напоила вода дождевая.

Людям, животным везде и всегда

Жизнь подарила живая вода…

- Нам бы на Марс хоть немного воды,

И зацвели бы весною сады,

Пели бы птицы, цвели бы цветы…

Видно, придется лететь до Земли.

Пусть нам подарят хоть дождик, хоть град.

Будет Вселенная – сказочный сад!

Берегите воду!!!!

(Выбирают предложение и заканчивают его самостоятельно)

Домашнее задание

- Ребята, мы ещё много не знаем об удивительной и суровой природной зоне Арктики, поэтому продолжим её изучать дома. Каждой группе я дам свое домашнее задание, капитаны берут себе в команду 3 человека и готовят сообщение к следующему уроку.

1Задание для группы. Тема: « Растительный мир Арктики».

2 Задание для группы. Тема: «Животный мир Арктики».

3 Задание для группы. Тема: «Птицы»

4Задание для группы «Освоение Арктики человеком».

- Урок окончен . Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"

Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...

Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»

Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»Тип урока: Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)Цель: систематизация предметных зн...