«Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников»
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Демонстрация опыта работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» на заседании районного-методического объединения учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников»
Бекетова Любовь Федоровна
2024г.
Формирование самоорганизации у младших школьников является одной из приоритетных задач школы. В стандарте прописан результат деятельности ученика начальной школы: формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание способности к самоорганизации с целью решения учебных задач - умения учиться.
В настоящее время умения самоорганизации учебной деятельности включены в структуру универсальных умений. Важнейшими показателями, характеризующими умение самоорганизации учебной деятельности, являются осознанность и полнота. Осознанность выступает как главное свойство действий, характеризуется актуальным осознанием знаний, используемых субъектом в процессе деятельности.
Я работаю над методической темой: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В начальной школе каждые 4 года происходит смена детского и родительского коллектива, но проблема формирования навыков самоорганизации остается актуальной для каждого нового класса. Поэтому над этой темой я работаю на протяжении нескольких лет, ищу новые, эффективные средства.
С учетом актуальности проблемы, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования базовых навыков самообразования самоорганизации и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных творческих возможностей учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Одним из эффективных средств достижения поставленной цели являются информационно – коммуникационные технологии. ФГОС предполагает использование электронных образовательных ресурсов, а информатизация и индивидуализация образовательного процесса становятся приоритетными задачами современной школы.
В период с 2018 по 2020 годы я, в составе творческой группы нашей школы, участвовала в апробации программного обеспечения для начальной школы – онлайн-тренажера «Мат-решка» в рамках реализации регионального проекта по повышению качества образования.
Данный тренажёр предоставлял каждому учащемуся возможность получать знания и совершенствовать свои умения в собственном темпе, соответствующем его способностям и уровню подготовленности. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности на оптимальном уровне для каждого. Работа обучающихся 2 – 4 классов в онлайн-тренажере «Мат-решка» велась в соответствии с составленным расписанием, задания тренажера включались в уроки, внеурочную деятельность, использовались в домашней работе. Использование онлайн-тренажера «Мат-решка» позволило повысить интерес учащихся к изучению математики, успеваемость по этому предмету повысилась. Более того, обучающиеся классов, систематически работающих в тренажере, в дальнейшем показали более высокие результаты при выполнении всероссийской проверочной работы по математике. (рис. 1)
Рисунок 1
Апробация тренажера закончилась, его дальнейшее использование, к сожалению, оказалось недоступным, это побудило меня к поиску столь же эффективных образовательных онлайн-платформ, позволяющих не только индивидуализировать учебный процесс, но и предоставить детям возможность для формирования базовых навыков самообразования самоорганизации и самовоспитания.
В своей работе я использую средства разных образовательных платформ: «Реши-Пиши» (подборка комплектов заданий разных уровней сложности, направленных на формирование навыков письма и счета), платформа ЯндексУчебник (более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов), «Российская электронная школа», OnlineTestPad (посвященный тестированиям сайт включает целый образовательный раздел, где можно проверить свои знания по разным школьным темам) и другие.
Наиболее эффективным для достижения поставленной цели, я считаю использование средств образовательной платформы «Учи.ру». На ней остановлюсь более подробно.
Все ученики моего класса зарегистрированы и активно работают на платформе. Использование в работе интерактивного курса онлайн-платформы «Учи.ру» дает возможность учителю внедрить в учебный процесс компьютерную программу, которая позволяет:
- формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;
- контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;
- оценивать достижения учащихся;
- корректировать знания и самообучение;
- работать с одарѐнными детьми.
- использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.
Ученик получает возможность:
- достигать планируемых результатов;
- контролировать свои действия с помощью системы;
- оценивать свои достижения;
- повышать уровень своего интеллектуального развития;
- работать в комфортном для себя режиме.
Ключевые преимущества «Учи.ру»
Повышение образовательных результатов
Измерения показывают: при регулярных занятиях на сайте ученики на 30% успешнее справляются с контрольными работами в школе и олимпиадными заданиями.
Усвоение материала без пробелов
Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу. Такой подход позволяет изучить материал полностью и избежать возникновения пробелов в знаниях.
Рост интереса к обучению
Онлайн-занятия на платформе Учи.ру способствуют развитию у детей интереса к школьным предметам.
Задания платформы можно использовать как для организации самостоятельной работы обучающихся, так и для визуализации образовательного процесса на различных этапах урока, например, на этапе актуализации знаний, на уроке с 1м классом по теме «Задача», демонстрирую карточку платформы для совместного выполнения на интерактивной доске (рис. 2).
Рисунок 2
Эффективным оказывается также и использование средств платформы, например, при закреплении слов с непроверяемыми гласными в любом классе начальной школы, для этого предлагаю своим обучающимся в парах или малых группах выполнить задания по этой теме на планшетах (рис. 3).
Рисунок 3
Активно использую предлагаемые платформой рабочие листы, тематические задания, способствующие успешному закреплению учебного материала.
Учителю «Учи.ру» позволяет оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику, обучающимся же предоставляется возможность самостоятельно изучить предметный курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок, добавляет эффект соревновательности в образовательный процесс, что тоже способствует формированию навыков самоорганизации и повышению мотивации к обучению.
Онлайн-платформа даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.
Применение образовательной платформы позволяет повышать учебную мотивацию обучающихся. Ученики первого класса были зарегистрированы на платформе «Учи.Ру» в октябре 2023 года. Диагностика учебной мотивации, проведенная школьным психологом, показала рост мотивации первоклассников (за первое полугодие 2023-2024 уч.года) с 44% до 49%.
Таким образом, систематическое применение образовательной платформы «Учи.ру» на уроках и внеурочной деятельности, индивидуальной работе в начальной школе оказывает положительное влияние на процесс обучения, повышает эффективность учебной деятельности, формирует положительную учебную мотивацию, способствует формированию навыков самоорганизации и учебной самостоятельности обучающегося начальной школы. Успех укрепляет веру школьника в собственные возможности и силы. У него возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать ещё большие трудности.
Строя уроки, проводя внеурочные занятия и различные внеклассные мероприятия, с использованием электронных образовательных ресурсов, я убедилась в том, что традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Высокий уровень самоорганизации учебной деятельности положительно влияет на успешность обучения на последующих этапах, в результате чего такого рода деятельность приобретает особую значимость как в масштабах обучения в начальной школе, так и в обучения, в общем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....
Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...
«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
доклад по теме...
«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Актуальность:В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основ...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному ...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....