Адаптированная коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога.
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Программа курса коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 1 – 4 классов с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель:
учитель-дефектолог
Скубриева Светлана Владимировна
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Младший школьный возраст- важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития.Современные требования общества к развитию личности детей имеющих отклонения в развитии диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Необходимо оказывать комплексную дифференцированную помощь детям, направленную на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество.
Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологиии педагогике В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подьяковым, Н.П. Сакулиной и др. Определению коррекционного пространства программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В.В. Воронковой, И.Ю. Левченко, В.Г. Петровой, В.В. Ткачёвой, У.В. Ульенковой, В.В. Эк.
Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе методических материалов Митиевой Л.А., Удаловой Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья».
Программа коррекционно-развивающих занятий имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи курса:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности всех их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвета, вкуса, запаха, звука, ритма);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа предусматривает два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (величин, формы, цвета и т.д.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, совершенствованием координации движений, преодолением моторной неловкости, скованности движений, развитием мелкой моторики рук.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребёнка в слове. Через все разделы программы постепенно усложняются требования к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развёрнутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, то есть планирования.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания;
- развитие слухового восприятия;
- развитие восприятия пространства;
- развитие восприятия времени.
Все разделы программы курса взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Коррекционная направленность занятий по развитию сенсомоторики проявляется в исправлении нарушенных психических функций – недостаточность зрительного, слухового восприятия, трудности осязательного восприятия, нарушения временной и пространственной ориентировки и др., от полноценной работы которых зависит познание ребёнком окружающего мира.
Занятия носят практико-ориентированный характер и основаны на сочетании элементов разных видов деятельности, дидактических играх и упражнениях. Данные занятия способствуют овладению ребёнком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (принятие учебной инструкции), операциональным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (контроль хода работ, адекватная оценка результатов).
На коррекционные занятия по развитию сенсомоторики зачисляются те ученики, у которых не сформированы в нужной степени навыки чувственного познания, наблюдается недоразвитие психомоторики, то есть не создана в полной мере основа для познавательной деятельности.
- Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку;
- Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, у которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.
Подгрупповые занятия (2 – 4 человека) по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с лёгкой умственной отсталостью проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 30 – 40 минут.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
1 класс
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры; составлять предмет из 2 – 3 частей;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
- зрительно определять и называть отличительные и общие признаки 2 предметов;
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток и порядок дней недели.
2 класс
- точно выполнять движения по 3-звенной инструкции педагога;
- согласовывать движения руки глаза, обеих рук;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- конструировать предметы из 3 – 4 геометрических фигур;
- узнавать предмет по части;
- находить различия и сходства в двух аналогичных сюжетных картинках;
- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
- ориентироваться в помещении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
- целенаправленно выполнять действия по 3-4-звенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по 2 заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого разных оттенков;
- конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;
- зрительно дифференцировать 2 – 3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
4 класс
- целенаправленно выполнять действия по 4-звенной инструкции педагога, составлять план действий;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов;
- находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- пользоваться календарём;
- определять возраст людей.
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс (29 часов, 1 час в неделю)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
(7 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий- низкий, выше-ниже, одинаковые, и т.д.).Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (4 часа)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие пространства (4часа)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху/внизу, над/под, справа/слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).
Восприятие времени (4 часа)
Сутки; части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра; дни недели.
Перспективное тематическое планирование
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
№ | Тема | Направления работы | |
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов) | |||
1 | Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 1. | |
2 | Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 2. | |
3 | Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 3. | |
4 | Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 4. | |
5 | Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 5. | |
6 | Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 6. | |
7 | Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 7. | |
8 | Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 8. | |
9 | Занятие 9. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 9. | |
10 | Занятие 10. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 10. | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7 часов) | |||
1 | Плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг и квадрат. Выделение признака формы, называние фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши). | |
2 | Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, овал. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал.Выделение признака формы, называние фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши). | |
3 | Различение плоскостных геометрических фигур. | Различение плоскостных геометрических фигур: круг, овал, квадрат – прямоугольник. Сравнение по признаку формы; называние фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши), нахождение такой же фигуры. | |
4 | Форма предметов. | Различение плоскостных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Нахождение такой же фигуры, выделение четвёртой лишней. | |
5 | Цветовой спектр. Основные цвета. | Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Подбор геометрических фигур заданного цвета. Работа с досочкамиСегена. | |
6 | Конструирование геометрических фигур. | Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (3-5 деталей). | |
7 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-5 деталей с разрезами по диагонали). | |
Развитие зрительного восприятия (4 часа) | |||
1 | Развитие зрительного восприятия. | Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия». Карточки №1, №2, №3, №4, №5, №6. | |
2 | Развитие зрительного восприятия. | Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия». Карточки №7, №8, №9, №10№11, №12. | |
3 | Развитие зрительной памяти. | Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти». Карточки №1, №2, №3, №4, №5, №6. | |
4 | Развитие зрительной памяти. | Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти». Карточки №7, №8, №9, №10№11, №12. | |
Восприятие пространства (4 часа) | |||
1 | Ориентировка на собственном теле. | Ориентировка на собственном теле: правой/левой части тела. | |
2 | Определение расположения предметов в пространстве. | Определение расположения предметов в пространстве: вверху/внизу, над/под, справа/слева, спереди/сзади. | |
3 | Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | Ориентировка в линейном ряду: понятия первый – последний. Формирование умения выполнять порядковый счёт. Располагать предметы по порядку. | |
4 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона). | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона, верхний левый и правый угол, нижний левый и правый угол). | |
Восприятие времени (4 часа) | |||
1 | Сутки; части суток. | Знакомство с временными понятиями: сутки, утро, день, вечер, ночь. Работа с картинками: части суток. | |
2 | Смена времени суток. | Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток), изменения в деятельности ребёнка в зависимости от части суток. Режим дня. | |
3 | Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. | Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий: что было вчера, что происходит сегодня, что будет происходить завтра. | |
4 | Временные понятия: дни недели. | Знакомство с днями недели, их последовательность. Введение в речь понятий выходной и рабочий день. Работа с картинками: дни недели. |
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
2 класс (30 часов, 1 час в неделю)
Развитие моторики, графомоторных навыков (9 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики рук, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Графический диктант по показу.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
(8 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машина, дом и т.д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (4 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие пространства (4 часа)
Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени (5 часов)
Порядок месяцев в году; времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до часа).
Перспективное тематическое планирование
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
№ | Тема | Направления работы |
Развитие моторики, графомоторных навыков (9 часов) | ||
1 | Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 11. |
2 | Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 12. |
3 | Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 13. |
4 | Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 14. |
5 | Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 15. |
6 | Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 16. |
7 | Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 17. |
8 | Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 18. |
9 | Занятие 9. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 19. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 часов) | ||
1 | Формирование эталонов плоскостных геометрических фигур. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выделение признака формы, называние фигур. Работа с геометрическим комодом (доски вкладыши, методика Монтессори). |
2 | Формирование эталонов объёмных геометрических фигур. | Формирование эталонов объёмных геометрических фигур (куб, шар). Сравнение с соответствующими плоскостными фигурами. Работа с конструктором. |
3 | Сравнение предметов по размеру и высоте. | Сопоставление двух предметов контрастных величин. Работа с геометрическим комодом (Монтессори). Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша». Работа с предметными картинками (большой – маленький, высокий - низкий). |
4 | Сравнение предметов по длине и толщине. | Сопоставление двух предметов контрастных величин. Работа сошнурками, верёвками разной длины, с брусочками разной ширины. Работа с предметными картинками (длинный - короткий, широкий – узкий, толстый - тонкий). |
5 | Группировка предметов по форме, величине и цвету. | Сопоставление и группировка предметов по форме, величине и цвету. Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша», геометрическим комодом (Монтессори). |
6 | Составление сериационных рядов по заданному признаку. | Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша», геометрическим комодом (Монтессори). |
7 | Конструирование предметов из геометрических фигур. | Работа с пирамидками «Геометрия», «Геометрик», индивидуальным раздаточным материалом «Геометрические фигуры»: конструирование предметов по изображённому образцу. |
8 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5-6 деталей с разрезами по диагонали). |
Развитие зрительного восприятия (4 часа) | ||
1 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1. | Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания». Карточки №1, №2, №3. Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия». Карточки №13, №14. Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти». Карточки №13, №14. |
2 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2. | Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания». Карточки №4, №5, №6. Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память». Карточки №1, №2, №3, №4 |
3 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3. | Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания». Карточки №7, №8, №9. Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память». Карточки №5, №6, №7, №8 |
4 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4. | Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания». Карточки №10, №11, №12. Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память». Карточки №9, №10, №11, №12 |
Восприятие пространства (4 часа) | ||
1 | Ориентировка в помещении. | Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше, низко, ниже – высоко, выше.Выполнение инструкции педагога по перемещению в классе. Манипуляции с предметами, игрушками по инструкции педагога. Определение, где находится предмет, относительно человека или другого предмета. |
2 | Ориентировка в поле листа бумаги (выделение всех углов). | Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений». |
3 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений». |
4 | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. Расположение предметов, игрушек на поверхности парты по инструкции педагога. Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений». |
Восприятие времени (5часов) | ||
1 | Времена года. Порядок месяцев в году. | Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень. Знакомство с названием месяцев каждого времени года, их количество. Работа с картинным материалом, выделение отличительных признаков времён года и месяцев. |
2 | Работа с графической моделью «Времена года». | Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень; названием месяцев каждого времени года, их количество. Работа с графической моделью «Времена года». |
3 | Измерение времени (сутки, неделя, месяц). | Актуализация знаний по теме «Сутки», «Неделя», «Месяц». Работа с картинным материалом по систематизации временных представлений: сутки- утро, день, вечер, ночь; неделя – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; месяца года. |
4 | Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). | Знакомство с видами часов: песочные, механические, электронные. Знакомство с составляющими элементами механических часов: циферблат, стрелки. Их назначение и система работы. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Формирование представлений о времени и единицах его измерения» |
5 | Определение времени по часам (с точностью до часа). | Актуализация знаний о составляющих элементах механических часов: циферблат, стрелки. Формирование умения определять время по часам (с точностью до часа). Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток». |
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
3 класс (30 часов, 1 час в неделю)
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Обучение целенаправленным действиям по 3-4-звенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров, изображение предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
(8 часов)
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словомформы 3 – 4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия (4 часа)
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие пространства (4часа)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственногопраксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени (6 часов)
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная схема.
Перспективное тематическое планирование
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
№ | Тема | Направления работы |
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов) | ||
1 | Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 20. |
2 | Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 21. |
3 | Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 22. |
4 | Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 23. |
5 | Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 24. |
6 | Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 25. |
7 | Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 26. |
8 | Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 27. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 часов) | ||
1 | Соотнесение фигур с предметами окружающей обстановки. | Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Работа с развивающими заданиями «Логические таблицы». |
2 | Сравнение величины предметов по двум параметрам. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Игры с блоками Дьенеша: магазин (карточка 16) |
3 | Составление сериационных рядов по заданному признаку. | Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Логическая мозаика». |
4 | Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. | Подбор оттенков цвета к основным цветам. Введение понятий тёплый и холодный цвет. Работа с цветными вкладышами (Монтессори). Работа с картинками: нахождение предметов указанного цвета «Логические таблицы». |
5 | Узнавание предмета по его отдельным частям | Узнавание предмета по его отдельным частям. Игра «Волшебный мешочек». Развитие умения собирать пазлы, работать с конструктором. |
6 | Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей. | Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Работа с пазлами, мозаикой, конструктором. |
7 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
8 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (6 – 7 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
Развитие зрительного восприятия (4 часа) | ||
1 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза,тренировка зрительной памяти: дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память». |
2 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза,тренировка зрительной памяти: дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память». |
3 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3. | Составление картинки из разрезных частей. Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память». |
4 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4. | Составление картинки из разрезных частей. Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память». |
Восприятие пространства (4 часа) | ||
1 | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. | Ориентировка в помещении, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом. Выполнение инструкции педагога по перемещению в классе. Манипуляции с предметами, игрушками по инструкции педагога. Определение, где находится предмет, относительно человека или другого предмета. |
2 | Вербальное обозначение пространственных отношений посредством предлогов. | Работа над пониманием положения предметов в окружающей среде, посредством предлогов (в, из, на, с, со, возле, около, у). Формирование умения использовать предлоги в речи. |
3 | Вербальное обозначение пространственных отношений посредством предлогов. | Работа над пониманием положения предметов в окружающей среде, посредством предлогов (под, из-под, над, за, из-за). Формирование умения использовать предлоги в речи. |
4 | Пространственная ориентировка на парте, листе бумаги. | Пространственная ориентировка на поверхности парты, листе бумаги, расположение и перемещение предметов.Деление парты, листа бумаги, на глаз на равные части, расположение предметов. Игра «Муха», «Вратарь». Составление схемы комнаты (помещения). Прохождение лабиринтов. |
Восприятие времени (6 часов) | ||
1 | Времена года, их закономерная схема. | Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень, названия месяцев. Работа с картинным материалом, выделение отличительных признаков времён года и месяцев. |
2 | Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). | Актуализация знаний временных понятий: сутки, неделя, месяц, год. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток». |
3 | Длительность временных интервалов. | Наблюдение за работой механических часов (1секунда, 1 минута, 1 час). Рассмотрение макета механических часов. Определение промежутков времени. |
4 | Длительность временных интервалов. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность». |
5 | Определение времени по часам. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность». |
6 | Определение времени по часам. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность». |
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс (30 часов, 1 час в неделю)
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по 3-4-звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
(8 часов)
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).
Развитие зрительного восприятия (4 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие пространства (4 часа)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов и игрушек.
Восприятие времени (6 часов)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Перспективное тематическое планирование
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
№ | Тема | Направления работы | |
Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов) | |||
1 | Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 28. | |
2 | Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 29. | |
3 | Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 30. | |
4 | Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 31. | |
5 | Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 32. | |
6 | Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Птицы. | |
7 | Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Насекомые. | |
8 | Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков. | Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Пауки. | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 часов) | |||
1 | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. | |
2 | Составление сериационных рядов по выделенным признакам. | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Работа с блоками Дьенеша. Работа с логической мозаикой. | |
3 | Смешение цветов. | Смешение цветов, получение нового цвета или оттенка. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). | |
4 | Узнавание целого по одному фрагменту. | Узнавание целого по одному фрагменту. Работа с моделями предметов, пазлами. Развитие умения составить словесное описание. | |
5 | Определение предмета по словесному описанию | Актуализация умения узнавать целый предмет по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Работа по схематическим таблицам – описаниям. | |
6 | Конструирование предметов посредством объёмных геометрических фигур. | Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов геометрического конструктора. Работа с блокамиДьенеша. | |
7 | Конструирование предметов посредством объёмных геометрических фигур. | Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов геометрического конструктора. Работа с блоками Дьенеша. | |
8 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (7 – 10 частей). Сбор пазлов. | |
Развитие зрительного восприятия (4 часа) | |||
1 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1. | Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память». | |
2 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память». | |
3 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (3-4 предмета или сюжетной картинки). Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память». | |
4 | Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4. | Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Выполнение заданий и упражнениииз сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память». | |
Восприятие пространства (4 часа) | |||
1 | Ориентировка в помещении. | Ориентировка в помещении, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом, спереди, сзади и т.д. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Определение, своего местоположения, относительно человека или предмета. | |
2 | Моделирование расположения различных объектов. | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчёта. Формирование умения использовать предлоги в речи. Развитие воображения и пространственной ориентировки обучающихся. | |
3 | Ориентировка на листе бумаги разного формата | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов и игрушек. | |
4 | Составление простейших схем – планов комнаты. | Пространственная ориентировка на поверхности листа бумаги, расположение и перемещение предметов. Деление парты, листа бумаги, на глаз на равные части, расположение предметов. Составление схемы комнаты (помещения). | |
Восприятие времени (6 часов) | |||
1 | Длительность различных временных интервал. | Актуализация знаний временных понятий: сутки, неделя, месяц, год. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток». | |
2 | Работа с календарём и моделью календарного года | Рассмотрение календаря. Актуализация знаний по временным понятиям: время года, год, месяц, дни недели, количество дней в неделе, месяце. Формирование умения находить в календаре названное педагогом число, месяц, определять день недели. | |
3 | Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей | Актуализация знаний о возрасте людей. Соотнесение периода жизни с возрастом людей: младенец, ребёнок (мальчик, девочка), подросток (девушка, юноша), взрослый человек (женщина, мужчина), пожилой человек (дедушка, бабушка). Определение примерного возраста человека по картинке. | |
4 | Определение времени по часам. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени». | |
5 | Определение времени по часам. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени». | |
6 | Определение времени по часам. | Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени». |
Литература:
- Митиева Л.А., Удоловой Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья». – М.: Национальный книжный центр, 2016г.- 192 с. – (Специальная психология).
- Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2010 – 64с.: ил.
- Шабурова Е.А. Готовим руку к письму. Рисуем по линиям.: Издательский дом «Литера», 2013.
- Султанова М. Правильные задания. Развиваем моторику руки.
- Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Птицы. Рабочая тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32 с.
- Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Насекомые. Пауки. Рабочая тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32 с.
- Матюгин И.Ю. Чакаберия Е. И. Зрительная память.- Изд. 2 – е, без изменений.- Волгоград: Учитель, 2004 – 76 с.; ил.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Формирование представлений о времени и единицах его измерения. 1 класс. – ООО «Издательство АСТ».
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток 2 класс. – ООО «Издательство АСТ».
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность 3 класс. – ООО «Издательство АСТ».
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем память. Рабочая тетрадь.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...