Адаптированная коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога.
рабочая программа

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Программа курса коррекционно-развивающих  занятий

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся 1 – 4 классов с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

                       Составитель:

                                   учитель-дефектолог

                                                             Скубриева Светлана Владимировна

                                                                      высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Младший школьный возраст- важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития.Современные требования общества к развитию личности детей имеющих отклонения в развитии диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Необходимо оказывать комплексную дифференцированную помощь детям, направленную на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество.

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта  и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации помощи; об индивидуализированном и дифференцированном  подходе к детям в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологиии педагогике В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подьяковым, Н.П. Сакулиной и др. Определению коррекционного пространства программы  способствовали научно-практические и методические рекомендации В.В. Воронковой, И.Ю. Левченко, В.Г. Петровой, В.В. Ткачёвой, У.В. Ульенковой, В.В. Эк.

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе методических материалов Митиевой Л.А., Удаловой Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья».

Программа коррекционно-развивающих занятий имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие  психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи курса:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности всех их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвета, вкуса, запаха, звука, ритма);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программа предусматривает два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (величин, формы, цвета и т.д.), и обучение использованию специальных  (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием  моторной системы, совершенствованием координации движений, преодолением моторной неловкости, скованности движений, развитием мелкой моторики рук.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребёнка в слове. Через все разделы программы постепенно усложняются требования к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развёрнутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели  и программы действий, то есть планирования.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие моторики, графомоторных навыков;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия;

- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания;

- развитие слухового восприятия;

- развитие восприятия пространства;

- развитие восприятия времени.

Все разделы программы курса взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями  недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Коррекционная направленность занятий по развитию сенсомоторики проявляется в исправлении нарушенных психических функций – недостаточность зрительного, слухового восприятия, трудности осязательного восприятия, нарушения временной и пространственной ориентировки и др., от полноценной работы которых зависит познание ребёнком окружающего мира.

Занятия носят практико-ориентированный характер и основаны на сочетании элементов разных видов деятельности, дидактических играх и упражнениях. Данные занятия способствуют овладению ребёнком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (принятие учебной инструкции), операциональным  (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (контроль хода работ, адекватная оценка результатов).

На коррекционные занятия по развитию сенсомоторики зачисляются те ученики, у которых не сформированы в нужной степени навыки чувственного познания, наблюдается недоразвитие психомоторики, то есть не создана в полной мере основа для познавательной деятельности.

  • Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку;
  • Дети с лёгкой степенью умственной отсталости, у которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.

Подгрупповые занятия (2 – 4 человека) по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с лёгкой умственной отсталостью  проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 30 – 40 минут.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

1 класс

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать и называть основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры; составлять предмет из 2 – 3 частей;

- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

- зрительно определять и называть отличительные и общие признаки 2 предметов;

- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

- выделять части суток и порядок дней недели.

2 класс

- точно выполнять движения по 3-звенной инструкции педагога;

- согласовывать движения руки глаза, обеих рук;

- рисовать и обводить по трафарету, штриховать;

- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

- различать и называть основные цвета и их оттенки;

 - конструировать предметы из 3 – 4 геометрических фигур;

- узнавать предмет по части;

- находить различия и сходства в двух аналогичных сюжетных картинках;

- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов  и их изображений;

- ориентироваться в помещении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс

- целенаправленно выполнять действия по 3-4-звенной инструкции педагога;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по 2 заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;

- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого разных оттенков;

- конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

- зрительно дифференцировать 2 – 3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- определять время по часам.

4 класс

- целенаправленно выполнять действия по 4-звенной инструкции педагога, составлять план действий;

- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

- группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначать их словом;

- смешивать цвета, называть их;

- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов;

- находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- пользоваться календарём;

- определять возраст людей.

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 класс (29 часов, 1 час в неделю)

Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)

         Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(7 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий- низкий, выше-ниже, одинаковые, и т.д.).Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

        Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных  и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие пространства (4часа)

        Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху/внизу, над/под, справа/слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).

Восприятие времени (4 часа)

        Сутки; части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра; дни недели.

Перспективное тематическое планирование

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Тема

Направления работы

Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)

1

Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 1.

2

Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 2.

3

Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 3.

4

Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 4.

5

Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 5.

6

Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 6.

7

Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 7.

8

Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 8.

9

Занятие 9. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 9.

10

Занятие 10. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 10.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(7 часов)

1

Плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг и квадрат. Выделение признака формы, называние  фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши).

2

Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, овал.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал.Выделение признака формы, называние фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши).

3

Различение плоскостных геометрических фигур.

Различение плоскостных геометрических фигур: круг, овал, квадрат – прямоугольник. Сравнение по признаку формы; называние  фигур. Работа с геометрическими фигурами (доски вкладыши), нахождение такой же фигуры.

4

Форма предметов.

Различение плоскостных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Нахождение такой же фигуры, выделение четвёртой лишней.

5

Цветовой спектр. Основные цвета.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Подбор геометрических фигур заданного цвета. Работа с досочкамиСегена.

6

Конструирование геометрических фигур.

Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (3-5 деталей).

7

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-5 деталей с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

1

Развитие зрительного восприятия.

Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия».  Карточки №1, №2, №3, №4, №5, №6.

2

Развитие зрительного восприятия.

Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия».  Карточки №7, №8, №9, №10№11, №12.

3

Развитие зрительной памяти.

Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти». Карточки  №1, №2, №3, №4, №5, №6.

4

Развитие зрительной памяти.

Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти».  Карточки №7, №8, №9, №10№11, №12.

Восприятие пространства (4 часа)

1

Ориентировка на собственном теле.

Ориентировка на собственном теле: правой/левой части тела.

2

Определение расположения предметов в пространстве.

Определение расположения предметов в пространстве: вверху/внизу, над/под, справа/слева, спереди/сзади.

3

Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).

Ориентировка в линейном ряду: понятия первый – последний. Формирование умения выполнять порядковый счёт. Располагать предметы по порядку.

4

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона, верхний левый и правый угол, нижний левый и правый угол).

Восприятие времени (4 часа)

1

Сутки; части суток.

Знакомство с временными понятиями: сутки, утро, день, вечер, ночь. Работа с картинками: части суток.

2

Смена времени суток.

Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток), изменения в деятельности ребёнка в зависимости от части суток. Режим дня.

3

Временные понятия: вчера, сегодня, завтра.

Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий: что было вчера, что происходит сегодня, что будет происходить завтра.

4

Временные понятия: дни недели.

Знакомство с днями недели, их последовательность. Введение в речь понятий выходной и рабочий день. Работа с картинками: дни недели.

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

2 класс (30 часов, 1 час в неделю)

Развитие моторики, графомоторных навыков (9 часов)

        Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики рук, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами.  Графический диктант по показу.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

Формирование набора эталонов  геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков.  Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машина, дом и т.д.).  Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

        Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие пространства (4 часа)

        Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных  отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Восприятие времени (5 часов)

        Порядок месяцев в году; времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до часа).

Перспективное тематическое планирование

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Тема

Направления работы

Развитие моторики, графомоторных навыков (9 часов)

1

Занятие 1. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 11.

2

Занятие 2. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 12.

3

Занятие 3. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 13.

4

Занятие 4. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 14.

5

Занятие 5. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 15.

6

Занятие 6. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 16.

7

Занятие 7. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 17.

8

Занятие 8. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 18.

9

Занятие 9. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 19.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

1

Формирование эталонов плоскостных  геометрических фигур.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выделение признака формы, называние  фигур. Работа с геометрическим комодом (доски вкладыши, методика Монтессори).

2

Формирование эталонов объёмных   геометрических фигур.

Формирование эталонов  объёмных геометрических фигур (куб, шар). Сравнение с соответствующими плоскостными фигурами. Работа с конструктором.

3

Сравнение предметов по размеру и  высоте.

Сопоставление двух предметов контрастных величин. Работа с геометрическим комодом (Монтессори). Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша». Работа с предметными картинками (большой – маленький, высокий  - низкий).

4

Сравнение предметов по длине и толщине.

Сопоставление двух предметов контрастных величин. Работа сошнурками, верёвками разной длины, с брусочками разной ширины. Работа с предметными картинками (длинный  - короткий, широкий – узкий, толстый - тонкий).

5

Группировка предметов по форме, величине и цвету.

Сопоставление и группировка предметов по форме, величине  и цвету. Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша», геометрическим комодом (Монтессори).

6

Составление сериационных рядов  по заданному признаку.

Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Работа с геометрическимистолбиками разной высоты, геометрическими фигурами «Блоки Дьенеша», геометрическим комодом (Монтессори).

7

Конструирование предметов из геометрических фигур.  

Работа с пирамидками «Геометрия», «Геометрик», индивидуальным раздаточным материалом «Геометрические фигуры»: конструирование предметов по изображённому образцу.

8

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5-6 деталей с разрезами по диагонали).  

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

1

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1.

Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания».  Карточки №1, №2, №3.

Развивающая игра «Тренажёр для развития зрительного восприятия».  Карточки №13, №14.

Развивающая игра «Тренажёр для развития памяти».  Карточки №13, №14.

2

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2.

Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания».  Карточки №4, №5, №6.

Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память».  Карточки №1, №2, №3, №4

3

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3.

Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания».  Карточки №7, №8, №9.

Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память».  Карточки №5, №6, №7, №8

4

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4.

Развивающая игра «Тренажёр для развития внимания».  Карточки №10, №11, №12.

Развивающая игра «Готов ли ты к школе. Память».  Карточки №9, №10, №11, №12

Восприятие пространства (4 часа)

1

Ориентировка в помещении.

Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше, низко, ниже – высоко, выше.Выполнение инструкции педагога по перемещению в классе. Манипуляции с предметами, игрушками по инструкции педагога. Определение, где находится предмет, относительно человека или другого предмета.

2

Ориентировка в поле листа бумаги (выделение всех углов).

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений».

3

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений».

4

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Пространственная ориентировка на поверхности парты. Расположение предметов, игрушек на поверхности парты по инструкции педагога.  Работа с развивающей игрой «Тренажёр для развития пространственных представлений».

Восприятие времени (5часов)

1

Времена года. Порядок месяцев в году.

Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень. Знакомство с названием месяцев каждого времени года, их количество. Работа с картинным материалом, выделение отличительных признаков времён года и месяцев.

2

Работа с графической моделью «Времена года».

Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень; названием месяцев каждого времени года, их количество. Работа с графической моделью «Времена года».

3

Измерение времени (сутки, неделя, месяц).

Актуализация знаний по теме «Сутки», «Неделя», «Месяц». Работа с картинным материалом по систематизации временных представлений: сутки- утро, день, вечер, ночь; неделя – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; месяца года.

4

Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).

Знакомство с видами часов: песочные, механические, электронные. Знакомство с составляющими элементами механических часов: циферблат, стрелки. Их назначение и система работы. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Формирование представлений о времени и единицах его измерения»

5

Определение времени по часам  (с точностью до часа).

Актуализация знаний о  составляющих элементах механических часов: циферблат, стрелки. Формирование умения определять время по часам (с точностью до часа). Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток».

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

3 класс (30 часов, 1 час в неделю)

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Обучение целенаправленным действиям по 3-4-звенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров, изображение         предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

        Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словомформы 3 – 4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

        Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие пространства (4часа)

        Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственногопраксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Восприятие времени (6 часов)

        Определение времени по часам.  Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).  Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная схема.

Перспективное тематическое планирование

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Тема

Направления работы

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

1

Занятие 1.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 20.

2

Занятие 2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 21.

3

Занятие 3.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 22.

4

Занятие 4.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 23.

5

Занятие 5.

 Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 24.

6

Занятие 6.

 Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 25.

7

Занятие 7.

 Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 26.

8

Занятие 8.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 27.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

1

Соотнесение  фигур с предметами окружающей обстановки.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Работа с развивающими заданиями «Логические таблицы».

2

Сравнение величины предметов по двум параметрам.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).  Игры с блоками Дьенеша: магазин (карточка 16)

3

Составление сериационных рядов по заданному признаку.

Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Логическая мозаика».

4

Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.

Подбор оттенков цвета к основным цветам.  Введение понятий тёплый и холодный цвет. Работа с цветными вкладышами (Монтессори). Работа с картинками: нахождение предметов указанного цвета «Логические таблицы».

5

Узнавание  предмета по его отдельным частям

Узнавание  предмета по его отдельным частям. Игра «Волшебный мешочек». Развитие умения собирать пазлы, работать с конструктором.

6

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей  (5-6 деталей). Работа с пазлами, мозаикой, конструктором.

7

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

8

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (6 – 7 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

1

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза,тренировка зрительной памяти: дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память».

2

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза,тренировка зрительной памяти: дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память».

3

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3.

Составление картинки из разрезных частей. Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память».

4

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4.

Составление картинки из разрезных частей. Выполнение заданий в рабочей тетради Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», «Развиваем память».

Восприятие пространства (4 часа)

1

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Ориентировка в помещении, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом. Выполнение инструкции педагога по перемещению в классе. Манипуляции с предметами, игрушками по инструкции педагога. Определение, где находится предмет, относительно человека или другого предмета.

2

Вербальное обозначение пространственных отношений посредством предлогов.

Работа над пониманием положения предметов в окружающей среде, посредством предлогов (в, из, на, с, со, возле, около, у). Формирование умения использовать предлоги в речи.

3

Вербальное обозначение пространственных отношений посредством предлогов.

Работа над пониманием положения предметов в окружающей среде, посредством предлогов (под,  из-под, над, за, из-за). Формирование умения использовать предлоги в речи.

4

Пространственная ориентировка на  парте, листе бумаги.

Пространственная ориентировка на поверхности парты, листе бумаги, расположение и перемещение предметов.Деление парты, листа бумаги, на глаз на равные части, расположение предметов. Игра «Муха», «Вратарь». Составление схемы комнаты (помещения). Прохождение лабиринтов.

Восприятие времени (6 часов)

1

Времена года, их закономерная схема.

Актуализация знаний по теме «Времена года»: зима, весна, лето, осень, названия месяцев. Работа с картинным материалом, выделение отличительных признаков времён года и месяцев.

2

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).  

Актуализация знаний временных понятий: сутки, неделя, месяц, год. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток».

3

Длительность временных интервалов.

Наблюдение за работой механических часов (1секунда, 1 минута, 1 час). Рассмотрение  макета механических часов. Определение промежутков времени.

4

Длительность временных интервалов.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность».

5

Определение времени по часам.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность».

6

Определение времени по часам.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность».

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

4 класс (30 часов, 1 час в неделю)

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

        Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по 3-4-звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

        Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их  в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие пространства (4 часа)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов  и игрушек.

Восприятие времени (6 часов)

        Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Перспективное тематическое планирование

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Тема

Направления работы

Развитие моторики, графомоторных навыков (8 часов)

1

Занятие 1.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 28.

2

Занятие 2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 29.

3

Занятие 3.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 30.

4

Занятие 4.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 31.

5

Занятие 5.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» К.В. Шевелев. Занятие 32.

6

Занятие 6.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Птицы.

7

Занятие 7.

 Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Насекомые.

8

Занятие 8.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий в рабочей тетради «Графические диктанты» Г.А.Сыропятова. Пауки.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов.

2

Составление сериационных рядов по выделенным признакам.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Работа с блоками Дьенеша. Работа с логической мозаикой.

3

Смешение цветов.

Смешение цветов, получение нового цвета или оттенка. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.).

4

Узнавание целого по одному фрагменту.

Узнавание целого по одному фрагменту. Работа с моделями предметов, пазлами. Развитие умения составить словесное описание.

5

Определение предмета по словесному описанию

Актуализация умения узнавать целый предмет по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Работа по схематическим таблицам – описаниям.

6

Конструирование предметов посредством объёмных геометрических фигур.

Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов геометрического конструктора. Работа с блокамиДьенеша.

7

Конструирование предметов посредством объёмных геометрических фигур.

Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов геометрического конструктора. Работа с блоками Дьенеша.

8

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (7 – 10  частей). Сбор пазлов.

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

1

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 1.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память».

2

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 2.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память».

3

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 3.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (3-4 предмета или сюжетной картинки). Выполнение заданий и упражнений из сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память».

4

Развитие зрительного восприятия и памяти. Занятие 4.

Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Выполнение заданий и упражнениииз сборника И.Ю. Матюгина «Зрительная память».

Восприятие пространства (4 часа)

1

Ориентировка в помещении.

Ориентировка в помещении, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом, спереди, сзади и т.д. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Определение, своего местоположения, относительно человека или  предмета.

2

Моделирование расположения различных объектов.

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчёта. Формирование умения использовать предлоги в речи.  Развитие воображения  и пространственной ориентировки обучающихся.

3

Ориентировка на листе бумаги разного формата

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов  и игрушек.

4

Составление простейших схем – планов комнаты.

Пространственная ориентировка на поверхности  листа бумаги, расположение и перемещение предметов. Деление парты, листа бумаги, на глаз на равные части, расположение предметов. Составление схемы комнаты (помещения).

Восприятие времени (6 часов)

1

Длительность различных временных интервал.

Актуализация знаний временных понятий: сутки, неделя, месяц, год. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток».

2

Работа с календарём и моделью календарного года

Рассмотрение календаря. Актуализация знаний по временным понятиям: время года, год, месяц, дни недели, количество дней в неделе, месяце. Формирование умения находить в календаре названное педагогом число, месяц, определять день недели.

3

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей

Актуализация знаний о возрасте людей. Соотнесение периода жизни с возрастом людей: младенец, ребёнок (мальчик, девочка), подросток (девушка, юноша), взрослый человек (женщина, мужчина), пожилой человек (дедушка, бабушка). Определение примерного возраста человека по картинке.

4

Определение времени по часам.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени».

5

Определение времени по часам.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени».

6

Определение времени по часам.

Работа с макетом механических часов, определение времени. Работа в рабочей тетради О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «3000 примеров по математике. Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность. Единицы измерения времени».

Литература:

  1. Митиева Л.А., Удоловой Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья». – М.: Национальный книжный центр, 2016г.- 192 с. – (Специальная психология).
  2. Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2010 – 64с.: ил.
  3. Шабурова Е.А. Готовим руку к письму. Рисуем по линиям.: Издательский дом «Литера», 2013.
  4. Султанова М.  Правильные задания. Развиваем моторику руки.
  5. Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Птицы. Рабочая тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32 с.
  6. Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Насекомые. Пауки. Рабочая тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32 с.
  7. Матюгин И.Ю. Чакаберия Е. И. Зрительная память.- Изд. 2 – е, без изменений.- Волгоград: Учитель, 2004 – 76 с.; ил.
  8. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Формирование представлений о времени и единицах его измерения. 1 класс. – ООО «Издательство АСТ».
  9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Навыки ориентирования во времени в течение суток 2 класс. – ООО «Издательство АСТ».
  10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике «Учимся определять время по часам. Промежутки времени и их последовательность 3 класс. – ООО «Издательство АСТ».
  11.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь.
  12.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем память. Рабочая тетрадь.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования

Адаптированная  программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...