Программа «Работа с одаренными детьми»
рабочая программа
Важнейшим направлением работы с одаренными детьми является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить далбнейшее развитие одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
города Вязьмы Смоленской области
Программа «Работа с одаренными детьми»
Учитель начальных классов
Ваулина Вероника Юрьевна
2020-2024 г.г.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- выявить уровень творческих возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- проводить диагностические исследования для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся и консультировать их;
- стимулировать познавательные способности обучающихся;
- проводить для одаренных детей мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
Пояснительная записка
С точки зрения психологии, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Важнейшим направлением работы с одаренными детьми является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития
одаренных детей (организация учебного процесса):
- нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса, ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
- выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: организация элективных курсов, работа кружков по предметам;
- общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в олимпиадах школьников (очных и заочных);
- Тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Ожидаемые результаты
- Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей.
- Мониторинг качества образования одаренных детей.
- Целенаправленная работа с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
- Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой и интеллектуальной деятельностью.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
План реализации программы.
№ п/п | Основные направления |
Подготовительная работа | |
1 | Формирование банка данных «Одаренные дети»:
|
2 | Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка |
3 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка |
Научно-методическое и образовательное направление | |
4 | Внедрение программ развития и поддержки одаренности |
5 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
6 | Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, концертах. |
7 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей |
8 | Сбор и оформление и распространение материалов: - опыт работы с одаренными детьми - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты ) |
9 | Анализ работы с одаренными детьми |
10 |
|
11 | Взаимосвязь учебной деятельности с кружковой работой. |
12 | Пополнение «Портфолио достижений» учащихся |
Участие в ежегодных мероприятиях в рамках программы
№п/п | Название темы. |
1. | Участие в ежегодном районном конкурсе «Дети. Техника. Творчество» |
2. | Участие в ежегодном районном конкурсе творческих и исследовательских работ «Первые шаги» |
3. | Участие в ежегодных школьных конкурсах-выставках: «Золотая осень», |
4. | Участие в ежегодном районном фестивале детского творчества. |
5. | Участие в школьных концертах: «День Учителя», «День матери», «8 марта», «Новогодние чудеса» |
6. | Еженедельные классные часы (план воспитательной работы) |
7. | Участие в ежегодном районном конкурсе «Пусть всегда будет мама!» |
8. | Участие в ежегодном международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» |
9. | Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Олимпус» |
10. | Работа над дикцией и артикуляцией. Подготовка к ежегодному конкурсам художественного чтения «Удивительная страна-детство», «И мы сохраним тебя русская речь…», |
11. | Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Умники России» |
12. | Участие в различных этапах КВН на противопожарную тематику. |
13. | Участие в ежегодной районной методической выставке-семинаре «Ученик-учитель» |
14. | Участие в ежегодном областном конкурсе «В единстве наша сила» |
15. | Участие во всероссийском конкурсе «Спасатели». |
16. | Подготовка и участие в 4 классе в районной предметной олимпиаде для младших школьников |
17. | Участие в предметной олимпиаде для школьников «Пятерочка» |
18. | Участие в спортивных соревнованиях, сдача норм ГТО. |
19. | Подготовка к концерту, посвященному «Дню Победы» в Доме инвалидов. |
20. | Участие в предметных олимпиадах на платформе «Учи.ру» (ежегодно) |
21. | Участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа». |
22. | Участие в международном игровом конкурсе «Русский медвежонок» |
23. | Участие в олимпиадах на портале «Яндекс. Класс» |
24. | Участие в «Нахимовских чтениях» |
25. | Участие в международном дистанционном конкурсе «Старт» |
26. | Участие в областном конкурсе детского рисунка «Открой глаза, посмотри вокруг» |
27. | Участие в патриотическом конкурсе творческих работ «Память сильнее времени» |
28. | Участие в областном конкурсе «СтопКадр» |
29. | Участие в олимпиаде «Белый мишка» |
30. | Участие в олимпиаде «Клеверенок» |
31. | Участие в районном конкурсе макетов и моделей. |
32. | Участие в областном конкурсе детских творческих работ «Беречь леса-творить добро» |
Приложение 1
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.
3. Склонен к рисковым действиям.
4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не могут казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
- У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
- Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.
(Да / нет)
- Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
- Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
- Он очень любит рисовать (Да / нет)
- Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
- Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
- Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
__________________________________________________________________
- С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
__________________________________________________________________
Приложение 3
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- математика и техника (1-й столбец листа ответов);
- гуманитарная сфера (2-й столбец);
- художественная деятельность (3-й столбец);
- физкультура и спорт (4-й столбец);
- коммуникативные интересы (5-й столбец);
- природа и естествознание (6-й столбец);
- труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию
__________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
- Петь, музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
- Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Собирать технический конструктор.
- Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
- Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях и кружках.
- Помогать другим людям.
- работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
- Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....
Программа работы с одаренными детьми.
Программа работы с одаренными детьми,способствующая реализации творческогои интеллектуального потенциала....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...
программа работы с одаренными детьми
план работы, цели, задачи...
Программа работы с одаренными детьми 2 класс
Программа работы с одаренными детьми 2 класс...
Программа "Работа с одаренными детьми"
Программу "Работа с одаренными детьми" можно использовать в 1-4 классах....