ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основныепарадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Nashi_nadezhdy_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«НАШИ НАДЕЖДЫ»
(начальная школа)
Автор материала:
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР
и инновационной работе
Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Устав МОУ «СОШ № 21»
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Разработать методику выявления одарённых детей.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ «САМИ»
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
Творческий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Кружки. Секции. |
Программа предусматривает работу по трем направлениям (Приложение):
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
План реализации программы (Приложение):
Этап | Мероприятия программы |
2006-2007 учебный год |
|
2006-2009 учебный год |
|
2009-2010 учебный год |
|
Этапы:
2006-2007 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка программы работы с одаренными учащимися.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2006-2009 учебный год – экспериментальный
Цель:
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ, программ факультативов.
- Повышение квалификации педагогов.
2009-2010 учебный год – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы, заместитель директора по УВР школы первой ступени. |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе. |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Классные руководители, Педагоги-организаторы. Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы и города. | Методист СОИПиПКК, преподаватели учебных заведений дополнительного образования города. |
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение квалификации педагогов.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Достижения учащихся
№ | Фамилия учащегося | Класс | Название конкурса, его статус и место проведения | Результаты, занятое место |
2006 – 2007 учебный год | ||||
1 | Елесичев Денис | 2 | Конкурс детского рисунка «Дети Сахалина против сколиоза» | 3 |
2 | Сергей Султанов | 2 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
3 | ||||
2007 – 2008 учебный год | ||||
1 | Елагина Олеся | 3 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 6 по региону |
2 | Лосева Анастасия | 3 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 7 по региону |
3 | Елесичев Денис | 3 | Конкурс проектов «Зоопарк будущего» (Сахалинский зооботпарк) | Диплом в номинации «Животные будущего» |
4 | Елагина Олеся | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 |
5 | Султанов Сергей | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 |
6 | Мутных Надежда | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 |
7 | Фролов Даниил | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 |
8 | Одерий Кристина | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 |
9 | Молчанова Валерия | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 |
10 | Данько Алексей | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
11 | Бердикулов Эрбол | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
12 | Кубицкий Даниил | 3 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
13 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие |
14 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие |
15 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом за участие |
16 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста |
17 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста |
18 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста |
19 | Елагина Олеся | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз |
20 | Елесичев Денис | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз |
21 | Лосева Анастасия | 3 | Первый Городской конкурс «Я – исследователь» | Поощрительный приз |
22 | Лосева Анастасия | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 1 по региону |
23 | Султанов Сергей | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону |
24 | Елесичев Денис | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону |
25 | Елагина Олеся | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону |
26 | Одерий Кристина | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону |
27 | Черданцева Екатерина | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 7 по региону |
28 | Молчанова Валерия | 3 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 8 по региону |
29 | Елагина Олеся | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера |
30 | Елесичев Денис | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера |
31 | Лосева Анастасия | 3 | Школьная конференция «Шаг в будущее» | Грамота призера |
32 | Султанов Сергей | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
33 | Елагина Олеся | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
34 | Лосева Анастасия | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
35 | Мутных Надежда | 3 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
36 | Елесичев Денис | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом суперчитателя |
37 | Елагина Олеся | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
38 | И Александра | 3 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
39 | ||||
2008 – 2009 учебный год | ||||
1 | Елесичев Денис | 4 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 2 по региону |
2 | Карандашова Алина | 5 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 9 по региону |
3 | Елагина Олеся | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 2 по региону |
4 | Елесичев Денис | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 4 по региону |
5 | Шагалова Дарья | 4 | Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» | 9 по региону |
6 | Елесичев Денис | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 1 |
7 | Лосева Анастасия | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 2 |
8 | Черданцева Екатерина | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 2 |
9 | Елагина Олеся | 4 | Школьная олимпиада по русскому языку | 3 |
10 | Гришина Ирина | 4 | Школьная олимпиада по математике | 2 |
11 | Елагина Олеся | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 1 |
12 | Елеичев Денис | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 2 |
13 | Салата Анна | 4 | Школьная олимпиада по окружающему миру | 3 |
14 | Елагина Олеся | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 1 |
15 | Черданцева Екатерина | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 |
16 | Фролов Даниил | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 2 |
17 | Елесичев Денис | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
18 | Лосева Анастасия | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
19 | Чайкина Виталия | 4 | Школьная конференция «Я – исследователь» | 3 |
20 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
21 | Черданцева Екатерина | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
22 | Фролов Даниил | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
23 | Елесичев Денис | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
24 | Лосева Анастасия | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
25 | Чайкина Виталия | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом участника |
26 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом финалиста |
27 | Елагина Олеся | 4 | Второй Городской конкурс «Я – исследователь» | 3 в секции «Естествознание» |
28 | Елагина Олеся | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
29 | Елесичев Денис | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
30 | И Александра | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
31 | Винникова Анастасия | 4 | Конкурс на лучшего читателя (Сахалинская областная детская библиотека) | Диплом лучшего читателя |
32 | Елесичев Денис | 4 | Городская предметная олимпиада среди младших школьников | 1 место (русский язык), Диплом первой степени |
33 | Елагина Олеся | 4 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
34 | Лосева Анастасия | 4 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» | Диплом |
35 |
Программа предусматривает работу по трем направлениям
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. |
Внеурочная деятельность | На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. | Клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Работа с родителями | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. | Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа с одаренными детьми "Наши надежды"
Программа с одаренными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми "Наши таланты" в начальной школе
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...
Программа работы с одаренными детьми " Наши таланты" в начальной школе
quot; Наши таланты" - программа работы с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"...
Программа работы с одаренными детьми "Наши надежды"
рабочая программа...
Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....
Программа работы с одаренными детьми «НАШИ НАДЕЖДЫ» (2021-2025 уч.гг.)
Программа работы с одаренными детьми «НАШИ НАДЕЖДЫ»...
Комментарии
Воспитательная работа
Спасибо за Вашу оценку моего