Смысловое чтение как фактор повышения качества образования
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смысловое чтение как фактор повышения качества образования | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: · в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; · в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; · в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Современные дети медленно читают , потому что они по большей части – визуалы, т.е. предпочитают графическую информацию текстовой. Это сказывается на школьной успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Ни для кого не секрет, что существует взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся . Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. Исследования показали, что среди быстро читающих детей 55% учащихся учатся на «хорошо» и «отлично», а среди медленно читающих таких единицы. Увеличение скорости чтения происходит, главным образом в начальных классах. Первые 3-4 года скорость возрастает на 70 слов, далее только на 20-30 слов.
Поэтому, несмотря на то, что официально темп чтения (скорость чтения) не должен оцениваться в начальной школе, этот темп все равно постоянно проверяется.
А занятия по скорочтению должны проходить разнообразно и системно , чтобы результат был устойчивым и прочным .
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? 2. Какие факторы (причины) влияют на скорость чтения? 3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро? СКОРОЧТЕНИЕ. Как научить детей читать быстро, осознанно и с удовольствием
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью . Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребёнка проглатывать слова с феноменальной скоростью, но при этом он не будет понимать, что прочитал, то скорочтение не окажет ему помощи в учёбе, а даже наоборот. Под скорочтением, в правильном смысле, принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения у младшего школьника при этом должна быть не менее 100-120 слов в минуту. В более старшем возрасте – до 200 слов в минуту.
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? А если ребёнок читает со скоростью не 100 слов в минуту, а 80? Или даже 60? Что-то надо предпринимать? Или как читает, так пусть и читает? Ведь, очень часто можно услышать, что скорочтение детям ни к чему, что мол поспешишь – людей насмешишь. Пусть читают медленно, лучше поймут и запомнят. Предлагаю проанализировать это утверждение.
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? ВПР. Русский язык. 4 класс. На выполнение 2-й части работы по русскому языку отводится 45 минут. 12 заданий. Общее количество слов во 2-й части работы – 484. 100 сл/мин : 4,8 мин – читает; 7,2 мин – пишет = 12 мин, «на подумать» остаётся 33 мин, т.е. 2,8 мин на обдумывание каждого задания. 80 сл/мин : 6 мин – читает; 9 мин – пишет = 15 мин, «на подумать» остаётся 30 мин, т.е. 2,5 мин на обдумывание каждого задания. 60 сл/мин : 8,1 мин – читает; 12,2 мин – пишет = 20,3 мин, «на подумать» остаётся 24,7 мин, т.е. 2 мин на обдумывание каждого задания.
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? ВПР. Математика. 4 класс. На выполнение работы по математике даётся 45 минут. 12 заданий. Общее количество слов во всей работе – 761. 100 сл/мин : 7,6 мин – читает; 11,4 мин – пишет = 19 мин, «на подумать» остаётся 26 мин, т.е. 2,2 мин на обдумывание каждого задания. 80 сл/мин : 9,5 мин – читает; 14,3 мин – пишет = 23,8 мин, «на подумать» остаётся 21,2 мин, т.е. 1,8 мин на обдумывание каждого задания. 60 сл/мин : 12,6 мин – читает; 18,9 мин – пишет = 31,5 мин, «на подумать» остаётся 13,5 мин, т.е. 1,1 мин на обдумывание каждого задания.
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? ВПР. Окружающий мир. 4 класс. На выполнение работы по окружающему миру даётся 45 минут. 10 заданий. Общее количество слов во всей работе – 834. 100 сл/мин : 8,3 мин – читает; 12,5 мин – пишет = 20,8 мин, «на подумать» остаётся 24 мин, т.е. 2,4 мин на обдумывание каждого задания. 80 сл/мин : 10,4 мин – читает; 15,6 мин – пишет = 26 мин, «на подумать» остаётся 19 мин, т.е. 1,9 мин на обдумывание каждого задания. 60 сл/мин : 13,9 мин – читает; 20,9 мин – пишет = 34,8 мин, «на подумать» остаётся 10,2 мин, т.е. 1 мин на обдумывание каждого задания.
1. Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно? Таким образом, цифры показывают, что если ребёнок читает медленно, у него остаётся меньше времени на анализ информации и выбор способа выполнения задания. Для того, чтобы ученик успешно осваивал учебную программу , уверенно чувствовал себя на различных контрольных и проверочных работах, ему надо научиться быстро читать .
2. Какие факторы (причины) влияют на скорость чтения? Неразвитое внимание Артикуляция Регрессия глаз Узкое поле зрения
Узкое поле зрения Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Для освоения техники быстрого чтения необходимо, чтобы пространство восприятия текста составляло 7-8 см, т.е нужно развивать область периферийного зрения. Как это сделать? С помощью специальных приёмов можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см. Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком , то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро? Расширение поля зрения Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе занятий по быстрочтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребёнок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы. Таблицы Шульте – числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом занятии, отмечая прогресс. Необходимо тренировать умение воспринимать слова целиком , не разделяя их на слоги. На начальном этапе надо использовать короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем ребёнок не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесёт.
Регрессия глаз Главный тормоз , сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Регрессия глаз происходит машинально . Этот процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения.
3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро? Регрессия глаз Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки. Что делаем? Закладка. Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца. Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку. Продолжает чтение, двигая закладку по странице. Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Автоматически вырабатывается закономерность движения только вперед. Указка. Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель, родитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.
Артикуляция Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна . Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста . Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всём желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.
3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро? Подавление артикуляции Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза, вслух ничего не произносим. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения. Читаем под музыку. Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Бормотун или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно. Карандаш или замок. Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой. Барабанная дробь. Отстукивать ритм может учитель, родитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию. Важно!!! Регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника и т.д.
Неразвитое внимание Высокий темп чтения требует повышенного внимания . Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.
Развиваем внимание Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения: Меняем шрифты . Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребёнку их прочитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось. Путаем слова . Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы прочитать предложение верно. Отмечаем главное . После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли. Включаем в работу оба полушария . Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот приём используйте как домашнее задание или разминку в классе. 3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро?
Развиваем внимание Развитие антиципации (угадывание, предвосхищение) . Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий: чтение текста «вверх ногами». Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или «вверх ногами». Линейка . Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребёнку придется догадываться по смыслу, какие слова там написаны. Можно линейкой закрыть верхние (или нижние) половинки букв на одной строчке. Текст, в словах которого есть пропущенные буквы . Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас. Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий: чтение одновременно с родителем; Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться. 3. Какие формы, методы и приемы помогут научиться читать быстро?
Научиться читать быстро, кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы. Если нужно повысить успеваемость ребёнка в школе, скорочтение может стать для него спасательным кругом . С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребёнок формирует у себя много полезных умений и качеств . А это помогает осваивать школьную программу , быть успешным
ДИКТАНТ №1 Идёт снег. Я иду в лес. Пришла зима. Трещит мороз. Очень холодно. В лесу красиво.
Текст с конца Начинай читать с последнего предложения Довольные они вернулись домой. А дедушка нашел много опят. Катя сделала красивый букет. Там она нарвала цветов и листьев. Однажды Катя ходила с дедушкой в лес.
Прочитай слова, написанные разными буквами Л м о к е л О а е д С б н в Ь е а ь д н ь Б б Е ё в а о Л ж р л и К к с А к у к
Прочитай слова по первым буквам картинок
Прочитай слова, написанные удивительными буквами
Сидел снег Мишка под липою. Липа снег в цвету, мёдом пахнет. И – хлоп! Ласточкино снег гнездо упало снег на голову. А в гнезде – снег птенчики… Прочитай текст, пропуская «лишнее» слово.
Прочитай текст, заменяя картинку словом.
Рефлексия Ув12аж45аем89ые коллеги! НаНКдеСМюсь, чтополученнаясегодняинформация по1м2о7ж8ет Вам в ртобате.
Сайт: www.planeta-kniga.ru 1.ФГОС начального и основного образования - http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosnoo.htm l 2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как он работает на практике. В пр...
Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...
"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования
Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...