"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
статья по теме
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья предназначена для учителей начальных классов. | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Бакушева Людмила Михайловна, п. Приаргунск, ул.Чернышевского 24-2, МОУ Приаргунская СОШ, учитель начальных классов, « Почетный работник народного образования».
Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлена и максимально эксплуатируется компьютер с мультимедиапроектором.
Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.
Активное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Большой поток информации, рекламы, Интернет, применение компьютерных технологий в кино и на телевидении оказывают влияние на ребёнка (к сожалению, не всегда положительное) и его восприятие мира. Использование компьютеров в учебной, игровой, домашней деятельности - это очень естественный, с точки зрения современного ребёнка, процесс.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
- работать в группе и принимать решения;
- использовать новые технологии информационные и коммуникативные;
Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.
Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию в начальных классах с целью активизации учебной деятельности младших школьников.
Модернизация образования в настоящее время невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс ИКТ.
И формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью ИКТ.
Эффективность использования в УВП информационных технологий зависит, на мой взгляд, от того, с какой целью, как мы их используем, от способов и форм применения.
Грамотное использование ИКТ в обучении позволяет ребёнку стать активным участником учебного процесса, развивает творческие и коммуникативные способности, познавательную активность, повышает интерес к учёбе и уровень самоконтроля, формирует информационную культуру. А это в свою очередь позволяет более эффективно решать задачу повышения качества образования.
ИКТ позволяет внести изменения в деятельность учителя, расширяет возможности. ИКТ индивидуализирует работу не только ученика, но и учителя, позволяя в полной мере учителю раскрыться в творчестве.
Лично у меня информатизация и использование ИКТ в учебном процессе вызывает большой интерес. И в ближайшем будущем я хочу более детально изучить систему электронных школьных журналов, принять участие со своими учениками в дистанционных олимпиадах, пробую создать собственные тесты на основе оболочки.ИКТ идут вперёд стремительными шагами и, чтобы успеть за ними, нужно не бояться этого процесса, всё время учиться (и у своих учеников, между прочим, тоже). Было бы желание…
Применяя ИКТ, я ставлю цель - активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников на уроках.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
- Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
- Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
- Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
- Повышение уровня обученности и качества знаний;
- Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Я согласна и придерживаюсь такого высказывания, что «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».
Использование ИКТ дает большие возможности для формирования у учеников личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий.
Конечно разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов уроков с использованием ИКТ требует много времени, но большую помощь в этом оказывает Интернет
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;
Методы и приемы (кроме традиционных).
- Создание роликов, презентаций , использование презентаций созданных другими педагогами. В своей работе использую презентации для уроков созданных Писаревской Т.П., презентации физкультминуток с музыкальным сопровождением, «Электронные физминутки для глаз» автор Галкина И.А..
- Использование обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка, окружающего мира (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Мир информатики» для начальной школы, обучающие игры «Гарфилд», «Малыш» , электронное пособие «Окружающий мир» по системе Л.В. Занкова, тренажеры по математике по русскому языку, как для коллективной так и для индивидуальной работы.
В обучающих программах, таких как «Гарфилд первоклассникам», электронные пособия изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.
Литература:
- 1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального образования.
- Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 - 384с.
- Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.
- Материалы ресурса Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Презентация к докладу...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».
условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.»....
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....
Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения
В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...