Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
статья по теме

Апатеева Ирина Владимировна

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»'.

К.Д. Ушинский.м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_vnimanie.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие секреты большого успеха.

(Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования)

Добрый день уважаемые коллеги. Учителем начальных классов я работаю 3 год. Это мой первый выпуск. Интересно с детьми, общение с ними заставляет быть «впереди планеты всей».

Мои наставники – коллеги говорили: «Ирина Владимировна, главное, чтобы вас дети научились видеть и слышать, в этом и состоит начало профессионализма учителя».

Ещё великий педагог-психолог Л.С.Выготский говорил: «Степень развития внимания служит одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе».

Когда я познакомилась с моими будущими учениками, мне вспомнились такие строчки:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко

из–за недостатка внимания  ребёнку трудно учиться в школе.  

Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Всё выше сказанное говорит о том, что тема моей методической работы «Пути воспитания внимания младших школьников как фактор повышения качества образования» неслучайна.

Когда я определилась в своей методической теме, передо мной встало сразу несколько вопросов:

- Что такое внимание?

- Какие существуют виды и свойства внимания?

- С помощью каких средств и методов можно развивать произвольное внимание в школе?

Конечно, я начала с того, что ознакомилась с некоторыми теоретическими аспектами.

Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определённом объекте или явлении.

Основными свойствами внимания являются:

  • Концентрация внимания 
  • Устойчивость внимания
  • Распределение внимания 
  • Переключение внимания 
  • Объём

Виды внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание вызвано яркостью, новизной, необычностью Ребёнку интересно – просмотр мультфильма, чтение любимой книги, рисование… Это низкий уровень внимания, вызванный раздражителями.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Итак, произвольное внимание – не данное природой качество, его необходимо развивать. Но как? Программа начальных классов сегодня настолько сложна и объёмна, что ребёнку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредотачивается на работе, рассеян очень трудно держаться на одном уровне с остальным классом.

Использование эффективных средств:

  • Наглядное обучение.
  • Применение технических средств обучения.
  • Применение на уроках аудиовизуальных средств обучения.
  • Различные виды игровой деятельности.

Способствует развитию внимания. Перечисленные средства использует каждый современный учитель.

А как и с помощью чего я ещё могу развивать произвольное внимание детей?

  1. Применение физкультминуток на развитие внимания. Они могут быть не обязательно в стихотворной форме. Например, на уроке русского языка одновременно можно выполнить физические упражнения и закрепить правила, а при этом ещё и развивать внимание

( времена глаголов)

  1. Игра голосом: громче – тише, выражение эмоций.
  2. Смена видов деятельности на уроке.

Например, проектная деятельность ( как одна из форм работы на уроке)  может активировать внимание детей. При её организации используются разные виды деятельности: общение, диспут, чтение.. . Проектная деятельность вызывает интерес. А если ребята увлечены, то произвольное внимание переходит в послепроизвольное.

Уроки обобщения и повторения провожу в форме КВНа…

Даю заранее домашнее задание по группам, тем самым заинтересовывая ребят, привлекая их внимание. На таких видах уроках ребята очень внимательны. Так как их объединяет и воля к победе.

Но не каждый урок проходит в форме КВНа или требует создание какого то проекта. Как быть? В этом мне помогли курсы «Интол. Путь к успеху». Учитель выполняет роль направляющего, урок ведут сами дети. Например: «Ребята, сегодня тема нашего урока умножение. Кто слышал это слово? Напишите знаки умножения. Что означает запись 3*5. Дети рассказали больше, чем я ожидала. Новое для  ребят было то, как называются компоненты при умножении.»

Игра на развитие внимания на уроках (если это уместно) и на переменах.

Детям очень нравится такой   вид деятельности, как театрализация.  Она вызывает интересен, где интерес там и внимание. Со своими небольшими спектаклями мы выступаем в школе, в детских садах и даже участвуем в республиканских конкурсах.

Внимание можно развивать не только на уроках, но и на переменах, во время внеурочной деятельности.

( настольные игры. подвижные, классный час)

Чтобы отслеживать результаты работы в данном направлении, с 1 класса я веду мониторинг уровня внимания каждого ребёнка.

Помогает мне в этом методика Пьерона-Рузера, которая применяется для исследования характеристик внимания.

В течение 3 лет есть выбывшие и вновь прибывшие ученики. В классе всего 18 ребят. 12 из них обучаются вместе  все 3 года. Поэтому они и вошли в опытно-экспериментальную группу.

Из таблицы и круговых диаграмм видно, что система приёмов и методов, применяемых на уроках и во внеучебной деятельности, повышает внимание детей младшего школьного возраста.

Значит, меня дети видят и слышат. Всё не зря.

 «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»'.

К.Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...

«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»

Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных ст...