Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
статья на тему
Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как он работает на практике. В презентации показано как используются на уроках в начальной школе нетбуки для учащихся и СМАРТ-доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskoy_konferencii.rar | 1015.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №2 г. Буинска
Республики Татарстан»
Выступление на августовской конференции
Тема:
«Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования».
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №2 г. Буинска РТ»
Тимина Светлана Юрьевна
2012 г.
«Применение современных информационных
технологий в обучении открывает новые
возможности для школьников, позволяет
индивидуализировать образовательный
процесс, занятия становятся более
разнообразными и увлекательными»
Иванов В. И.
Процесс информатизации образования – один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в настоящее время в образовании. Школа продолжает ориентироваться на человека обученного, тогда как сегодняшнему информационному обществу требуется человек обучаемый.
Какую бы профессию ни выбрали сегодняшние ученики после окончания школы, они должны уметь пользоваться персональным компьютером и Интернетом для исследований, поиска и обмена информацией. Чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни в интеллектуальном обществе, государства всего мира разрабатывают долгосрочные программы, объединяющие современные информационные технологии и образование, и стремятся предоставить школьникам знания, умения и навыки, необходимые для успеха в глобальной экономике 21 века.
Чтобы решить эту задачу, правительство Татарстана с 2010 года реализует новую программу, названную «Электронное образование в РТ», в сотрудничестве с компанией INTEL. В республике созданы школы-центры компетенции в электронном образовании. В их числе «Лицей №2 г. Буинска». Школа оснащена новейшими технологиями, включая комплекты «Мобильные компьютерные классы». Каждый МКК содержит достаточное количество устройств для учеников одного класса, так что все ученики получают возможность использовать их на уроках в электронной образовательной среде «1 ученик: 1 компьютер».
Таким образом, в школе созданы все условия для внедрения ИКТ во все сферы учебной деятельности, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, создание в школе единого информационного пространства. Можно ли при этом назвать информатизацию образования одним из основных факторов повышения качества образования?
Мониторинг показателей информатизации показывает значительные как качественные, так и количественные изменения в образовательной системе лицея.
1. В школе создана необходимая материально-техническая база для использования ИКТ не только на уроках информатики, но во всех направлениях образовательной деятельности. Имеется компьютерная техника, учащиеся имеют свободный доступ в Интернет, педагоги создают предметные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
2. Посредством ИКТ решаются задачи обучения и управления учебно-воспитательным процессом, которые при использовании традиционных технологий не решаются вообще или не дают должного эффекта. Например, школьники с повышенным интересом работают с компьютерными программами контроля и коррекции знаний, отработки навыков, диагностики пробелов. Традиционные же способы контроля и диагностики, вызывающие у большинства школьников состояние стресса и развивающие комплекс неполноценности, считаются психологами главной причиной перегрузки учащихся.
3. Активно идет процесс формирования ИКТ - компетентности учителей. В прошлом учебном году прошли курсовую подготовку по программе «Путь к успеху» все учителя начальных классов школы. Тренинги , проводимые преподавателями , позволили каждому из нас почувствовать себя в роли учащихся, пропустить через себя все, чего мы хотим добиться от ребенка. Благодаря этим занятиям наши учителя приобрели новые профессиональные компетенции, повысили свою педагогическую культуру. В процессе создания проектов, мы учились работать по-новому: по- другому мыслить, говорить, оценивать свою работу и работу коллег. И ,конечно же, все приобретенные знания сразу стали использовать на практике. Это разработки уроков с использованием ИКТ, создание проектов. Также на базе лицея проходил семинар, где каждый учитель начальных классов показал свои знания на практике.
4. С помощью школьных нетбуков можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для творческого развития. К тому же приобщение школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психологических процессов ( восприятия, мышления, внимания, логики). К тому же работа с нетбуками предусматривает работу в группах, то есть создание условий к совместной деятельности. Это сотрудничество помогает ученикам достичь больших успехов в обучении, поскольку они должны задавать вопросы, обсуждать идеи, исследовать возможности и пути решения, учиться размышлять, помогать друг другу, приобретая тем самым важные социальные навыки.
Со своими первоклассниками я провела несколько занятий по модулю «Работа с текстом». Работа велась по строго заданному алгоритму, что очень дисциплинировало детей. За короткое время ребята научились печатать текст, находить и применять различный цвет и шрифт, пропечатывать заглавные буквы. Многие дети постоянно играли в компьютерные игры и даже не подозревали, что компьютер можно еще как-то использовать. Каждый ученик напечатал свое имя различным шрифтом и цветом, некоторые использовали возможности wordАrt, затем напечатал имя своего соседа. Работая в паре, дети написали друг другу письменные послания.
5. Также нельзя недооценивать роль интерактивной доски в повышении эффективности обучения. Использование ее позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Это оборудование поддерживает атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии, что существенно повышает эффективность урока при ознакомлении учащихся с новым материалом. В чем могли убедиться присутствующие на наших уроках учителя начальных классов.
Таким образом, ИКТ можно рассматривать как дополнительную возможность выхода на качественно новый уровень обучения учащихся и управления этим процессом. При наличии меры и целесообразности в использовании ИКТ путь информатизации системы образования представляется перспективным в решении проблемы повышения качества образования и воспитания человека обучаемого, отвечающего запросам современного информационного общества. Создание единого информационного пространства ОУ – является именно тем фактором, который будет определять развитие школы на ближайший период.
Что дает единое информационное пространство школе?
-Создает условия для повышения качества, доступности и гибкости образования, для организации вариативного и индивидуального образования. -Способствует снижению перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных педагогических технологий на основе информационных.
-Развивает междисциплинарные связи в обучении. Реализует программы дополнительного образования школьников, предусматривающие освоение ими новых информационных технологий.
-Формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса.
-Ведет к совершенствованию административно-управленческой работы и развитию материально-технической базы учебного заведения.
Создание такого пространства возможно только в условиях существования коллектива единомышленников, не только администрации и учителей, но и учащихся и их родителей. Единая информационная среда, ее создание и использование призвано улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса и, как следствие, способствует выполнению миссии школы и реализации ее целей. Создание единого информационного пространства создает условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.
Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы, в частности при реализации новой образовательной модели «1ученик:1 компьютер», вызывает положительные изменения в качестве образовательного процесса и всех его участников.
Неоспоримый успех проекта убеждает в важности программы, соответствующей целям и задачам формирования человека XXI века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...
"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования
Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...
Доклад : « Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном процессе, как фактор повышения качества образования в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ».
Доклад о механизме развития, воспитания, а также социализации подрастающего поколения....