Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
материал

Адамбаева Людмила Анатольевна

Данный материал содержит анализ по результатам внешней экспертизы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_vpr_russkiy.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности

выпускников начальной школы

(апрель 2018 года)

Результат реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 5» - создание фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение выпускниками системы опорных знаний и умений, но и их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

ФГОС НОО предусматривает, как результат изучения всех предметов в начальной школе, сформированность личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки образовательных достижений учащихся.

Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начального общего образования опирается на следующие положения:

- комплексный подход к оценке результатов образования;

- обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;

- разностороннее представление общеучебных умений; навыков и способов действий;

-  открытость и доступность информации о сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

В 2018 году на основании приказа Минобрнауки от 20.10.2017 года за № 1025 «О проведении мониторинга качества образования» и согласно графика были проведены мониторинговые исследования - Всероссийские проверочные работы  в 4 классе.

Контрольные измерительные материалы ВПР разработаны с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.

Назначение ВПР - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Тексты Всероссийских проверочных работ разрабатывались в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом примерных основных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам.

Всероссийские проверочные работы в 4-х классах в 2017/2018 учебном году проведены в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга качества образования», а также графиком проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2017/2018 годы, утвержденным распоряжением Рособрнадзора

Для обучающихся 4-х классов Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) проведены в штатном режиме. В ходе проверочных работ соблюдались все этапы проведения. После окончания процедур организована проверка работ обучающихся школьными экспертами в соответствии с предложенными критериями оценивания и заполнение электронной формы сбора результатов ВПР.

В целях своевременного получения статистики по результатам проведённых работ согласно графику проведения ВПР заполненную форму сбора результатов ВПР школьные координаторы ВПР в течение двух суток после проведения размещали в систему ВПР.

Содержание проверочных работ соответствовало ФГОС начального общего образования. ВПР были основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные действия:        поиск и выделение необходимой

информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание заданий ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру позволяет сделать заключение об уровне сформированности метапредметных результатов, определяющих качество сформированности учебной деятельности и компетенции «учиться учиться».

Таблица 1.

Метапредметные результаты

Умение учиться

1

Умение ставить цели учебной деятельности

2

Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов)

3

Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация)

4

Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи

5

Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи

Учебное сотрудничество

1

Инициатива в учебном сотрудничестве

2

Планирование учебного сотрудничества

3

Позиционное взаимодействие

4

Управление коммуникацией

Грамотность чтения информационных текстов

1

Умение ориентироваться в тексте, поиск информации

2

Анализ текстовой информации

3

Структурирование и фиксация текстовой информации

4

Использование (применение) текстовой информации

Тексты заданий в вариантах ВПР соответствовали формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

Отличительными особенностями ВПР стало единство подходов к проведению самих работ и их оцениванию.

С целью обеспечения объективного оценивания результатов выполнения заданий ВПР рекомендована единая система перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Таблица 2 - Система перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Предмет

2

3

4

5

Математика, 4 класс

0-5

6-9

10-12

13-18

Русский язык, 4 класс

0-13

14-23

24-32

33-38

Окружающий мир, 4 класс

0-7

8-17

18-26

27-32

РУССКИЙ  ЯЗЫК

Вариант проверочной работы по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Распределение заданий варианта проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задания части 1 проверочной работы направлены, прежде всего, на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебноязыковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 п. 1) - умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 п. 2) - умение распознавать изученные части речи в предложении (учебноязыковое морфологическое опознавательное умение).

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму; задание 5 - на проверку умения классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебноязыковые опознавательные и классификационные умения, вместе с тем - 4 задание способствует и проверке коммуникативных универсальных учебных действий).

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание - уровень владения общеучебными универсальными действиями.

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 10 одновременно проверяется и учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), и предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи, и коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов с целью эффективного речевого общения.

Задания 11-15 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу, задания 12-14 - уровень учебноязыкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задания 11-15 направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова, преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6-10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.

Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

В таблице 3 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.

Таблица 3. - Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

Уровень

сложности

заданий

Количество

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 38

Базовый

13

32

84

Повышенный

2

6

16

Итого

15

38

100

Основные результаты: распределение по отметкам, распределение по первичным баллам

Всероссийскую проверочную работу по русскому языку в МБОУ «Школа № 5» писали 16 человек из 18 человек: К. В. - АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), Б. Н. - АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).

Таблица 4. - Статистика по отметкам         Максимальный первичный балл: 38

Регион

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Свердловская обл.

41 354

5,6

22,5

45,7

26,3

город Ирбит

424

8,5

19,6

42,9

29

(sch666043) МБОУ «Школа № 5»

16

37,5

25

37,5

0

Таблица 5. - Сравнительные показатели качества образования по МО г. Ирбит и МБОУ «Школа № 5»

Согласно показателям таблицы, можно констатировать существенную разницу в распределении групп баллов  в критерии «неудовлетворительно» относительно показателей школ города.

Для полного понимания результативности выполнения заданий в данном классе, необходимо декодировать цифровую информацию таблицы 4.

Регион

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Свердловская обл.

41 354

5,6

22,5

45,7

26,3

город Ирбит

424

8,5

19,6

42,9

29

(sch666043) МБОУ «Школа № 5»

16

37,5

25

37,5

0

Для  более детального анализа личностных результатов выпускников начальной школы необходимо проанализировать показатели таблицы 10.

Таблица 6 - Личностные результаты выпускников начальной школы при выполнении ВПР по русскому языку

N

ФИО

Вар.

Выполнение заданий

Перв. балл

Отм.

*Отм. по журналу

1К1

1К1

1К2

2

3(1)

3(2)

4

5

6

7

8

9

10

11

12(1)

12(2)

13(1)

13(2)

14

15(1)

15(2)

4

3

3

1

3

2

1

2

3

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

4001    

3

2  

2  

2  

1  

0  

2  

1  

1  

2  

1  

1  

1  

2  

1  

0  

0  

2  

1  

1  

0  

23

3

3

2

4002    

9

3  

3  

0  

1  

3  

2  

1  

2  

2  

2  

1  

0  

2  

1  

0  

0  

2  

1  

2  

1  

29

4

4

3

4003    

3

0  

1  

0  

0  

0  

1  

1  

1  

2  

2  

1  

0  

0  

0  

1  

0  

1  

1  

0  

1  

13

2

3

4

4004    

3

0  

1  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

4

2

3

5

4005    

3

0  

1  

0  

0  

3  

1  

1  

2  

2  

0  

0  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

11

2

3

6

4006    

3

0  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

1  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

3

2

3

7

4007    

3

3  

3  

3  

1  

3  

1  

1  

0  

3  

0  

1  

1  

1  

0  

1  

1  

2  

1  

0  

0  

26

4

4

8

4008    

9

3  

1  

3  

1  

3  

0  

1  

0  

1  

0  

1  

1  

2  

0  

1  

0  

0  

1  

0  

0  

19

3

4

9

4009    

9

4  

3  

1  

1  

3  

2  

1  

2  

1  

0  

1  

1  

2  

1  

2  

1  

2  

1  

0  

0  

29

4

5

10

4010    

9

0  

0  

0  

1  

3  

0  

1  

0  

2  

2  

1  

1  

1  

0  

1  

1  

2  

1  

0  

0  

17

3

3

11

4011    

9

4  

3  

3  

1  

3  

2  

1  

2  

2  

2  

1  

1  

0  

1  

1  

0  

2  

1  

0  

0  

30

4

4

12

4012    

9

2  

3  

0  

1  

3  

0  

1  

2  

1  

0  

1  

1  

2  

0  

2  

1  

2  

1  

2  

0  

25

4

5

13

4013    

3

0  

2  

0  

0  

0  

0  

0  

1  

1  

1  

1  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

7

2

3

14

4014    

3

0  

1  

0  

0  

0  

2  

1  

0  

1  

0  

1  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

0  

6

2

3

15

4015    

3

4

  3

3  

3  

0  

3  

2  

0  

0  

1  

1  

1  

1  

2  

1  

2  

1  

2  

1  

2  

1  

31

4

4

16

4016    

9

2

3  

3  

0  

1  

3  

2  

0  

0  

1  

0  

1  

1  

2  

1  

0  

0  

0  

1  

0  

0  

18

3

3

Таким образом, качество выполнения ВПР по русскому языку обучающимися 4 класса соответствует 37, 5%, успеваемость - 65%.

«Неудовлетворительные» результаты можно объяснить следующим:

_____________ - педагогическая запущенность, бесконтрольность со стороны родителей, систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины.

_______________ -  мальчик проживает в семье глухонемых родителей, что затормаживает  получение опыта разговорной речи,  прочного навыка читательской компетентности. Отсутствие языковой  среды в семье ребенка определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе  учебной деятельности мальчика. Ошибки присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются  им. В процессе  чтения нередки ошибки привнесения, повторное называние слов, прочтенных ребенком. Вследствие недостаточной сформированности синтетических процессов у мальчика  обнаруживается слабое развитие умения опираться на живую речь в целях контроля правильности чтения. При воспроизведении текста у  Н. отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий,  признаков. Следовательно, полного осознанного восприятия текста не происходит. Другим фактом, закрепляющий низкий уровень читательской компетенции, можно назвать бесконтрольность со стороны родителей. Законные представители считают, что они не в состоянии и не в силах контролировать процесс формирования читательской компетенции, что затрудняет использование общих требований при обучении мальчика.

_________ - испытывает затруднения в организации целенаправленной познавательной деятельности, требуется выраженная развернутость инструкции, недоразвитие словесно - логического мышления  ведет к затрате большого количества времени  для освоения свернутых мыслительных операций.

_________ - замедленный темп восприятия  и переработки информации, сниженный уровень познавательной активности, выраженный в недостаточности пытливости и любознательности. Отмечается неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации, отсутствие орфографической интуиции.

__________ - обучающийся с низкой интенсивностью учебной деятельностью. Уровень развития речи мальчика удовлетворяет потребностям только повседневного бытового общения, наблюдается речевая неактивность, нецеленаправленность монологических высказываний, быстрое соскальзывание с заданной темы на более знакомую, привнесение случайных ассоциаций, использование устоявшихся штампов. Основным видом нарушений является смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию.  Своеобразие словарного запаса и понимания речи у ребенка связано и интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью, которые определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире. Ограниченный, бедный словарь. Страдает предметная отнесенность слов - номинативная функция речи. Использование элементарных обобщающих понятий вызывает затруднения. Затрудняется в правильном интонировании текста. Трудности обусловлены: замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложности установления взаимных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля. Несформированность мотивации к чтению.

____________ - педагогическая запущенность, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы. Индивидуальные особенности темпа деятельности.

Анализ результатов выполнения заданий представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Выполнение заданий (сводная таблица по ОО (в % от числа участников).

ОО

Кол-во уч.

1К1

1К2

2

3(1)

3(2)

4

5

6

7

8

9

10

11

12(1)

12(2)

13(1)

13(2)

14

15(1)

15(2)

4

3

3

1

3

2

1

2

3

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Свердловская обл.

44164

62

87

67

88

82

82

69

55

65

69

84

73

66

74

72

71

67

85

45

39

город Ирбит

424

59

86

66

87

86

80

69

57

70

70

85

80

68

77

71

74

67

85

49

40

МБОУ «Школа № 5»

16

42

65

31

56

62

56

69

41

46

38

94

56

50

38

41

31

53

75

22

19

Задание 1. Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

С заданием справились 42% (1К1) и 65% (1К2) учащихся, что составляет расхождения в пределах 17% и 21% соответственно по сравнению с результатами выборки по МО г. Ирбит.

Вывод: в диктанте выпускники начальной школы допустили  орфографические  ошибки, что  предполагает несформированность умения распознавать орфограммы, их проверять и грамотно  оформлять в письменной речи. Частотной орфографической ошибкой учащихся  оказалась безударная гласная, замена букв, их искажение, пропуск букв. Допущение большинства ошибок  в некоторых работах связано с  индивидуальными особенностями учащихся. Необходимо отметить качественное оформление диктанта: почерк стабильный, начертание букв верное, безотрывное письмо у большинства обучающихся, грубые собственные нарушения письма (зачеркивания, замазывание,  кляксы) отсутствуют. Рекомендации: систематическая работа по развитию орфографической зоркости.

Задание 2. Умение распознавать однородные члены предложения.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно - языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) - умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) - умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно - языковое морфологическое опознавательное умение).

С заданием 2 справились 31% учащихся, что на 35% ниже по сравнению с результатами обучающихся МО г. Ирбит. Объяснить несформированностью умения определять однородные члены предложения нельзя, так как в число несправившихся с данным заданием попали и обучающиеся, которые предложение с однородными членами выписали верно, но стали определять части речи каждого слова или однородных сказуемых, что не предполагалось критериями оценивания. Детальные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Причины неуспешности при выполнении задания № 2.

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 3)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

2

Однородные члены определены верно. Пропущен при записи предложения предлог.

4002

0

Выписано предложение с однородными наречиями

4003

0

Предложение выписано верно. Стал определять части речи слов в предложении.

4004

0

Предложение выписано неверно.

4005

0

Предложение выписано с однородными второстепенными членами.

4006

0

Предложение выписано неверно.

4007

3

Предложение выписано верно.

4008

3

Предложение выписано верно.

4009

1

Предложение выписано верно. Допущены ошибки. 

4010

0

Предложение выписано верно. Стал определять части речи слов в предложении.

4011

3

Предложение выписано верно.

4012

0

Предложение выписано с однородными второстепенными членами.

4013

0

Предложение выписано неверно.

4014

0

Предложение выписано верно. Стал определять части речи слов в предложении, допущены орфографические ошибки.

4015

3

Предложение выписано верно.

4016

0

Выписано предложение с однородными наречиями

Таким образом, анализируя показатели таблицы 8, можно констатировать неуспешность не в освоении темы «Однородные члены предложения», а в недостаточном уровне сформированности целенаправленной деятельности, включая умение быть внимательным, верно считывать инструкцию задания и четко ей следовать. Значит, на следующем уровне обучения необходимо включать в образовательную деятельность задания со сложной инструкцией и алгоритмом её выполнения.

Задание 3(1). Умение распознавать главные члены предложения

С заданием справились 56% учащихся, что на 31% ниже по сравнению с результатами образовательных учреждений МО г. Ирбит.

Основной ошибкой обучающихся при выполнении данного задания стал тот факт, что главные члены обучающимися были определены верно, но выпускники начальной школы разобрали по членам все предложение, включая не только главные члены, но и второстепенные, что не соответствовало критериальному оцениванию. В результате 13% обучающимся был присвоен нулевой балл. Абсолютно не справились с данным заданием _______________________________., что соответствует 31% от общего числа обучающихся.

Отсюда вновь вытекает проблема - недостаточном уровне сформированности целенаправленной деятельности, в первую очередь, и педагогическая запущенность, что требует совершенствования данного навыка в следующем классе в период активного повторения.

Задание 3(2) Умение распознавать части речи (Распознавать грамматические признаки слов).

С заданием справились 62% учащихся, что на 22% ниже по сравнению с результатами по МО г. Ирбит. Данный результат обусловлен следующими показателями (таблица 9).

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 3)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

0

Не определил части речи двух слов.

4002

3

4003

0

Определил части речи только двух слов.

4004

0

Определил части речи только двух слов.

4005

3

4006

0

Не определил части речи двух слов..

4007

3

4008

3

4009

3

4010

3

4011

3

4012

3

4013

0

Определила части речи только двух слов.

4014

0

Не определил часть речи одного слова..

4015

3

4016

3

Задание 4. Умение распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий.

С заданием справились 56% учащихся, что на 24% ниже по сравнению с результатами обучающихся образовательных учреждений города. В большинстве случаев обучающиеся допустили орфоэпическую неточность при постановке ударения в словах «поняла» (вариант 3), «звонят», «кварталы» (вариант 6). Случай варианта 3 «поняла» и варианта 6 «звонят» в образовательном процессе употребляются правильно и всегда делается акцент учителем на исправление ошибки. Однако, в семьях обучающихся данные слова произносят неверно, что закрепляет орфоэпическую неграмотность при произношении данных слов. Слово «кварталы» в свободной речи обучающихся используется редко, что и спровоцировало неуспешность при выполнении данного задания.  Таким образом, следует обратить внимание на систематическое использование данных слов в текстовой информации тренинговых упражнений на уроках.

Задание 5. Умение классифицировать согласные звуки (гласные/согласные, звонкие/глухие),  в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

С заданием справились 69% учащихся, что соответствует результатам выборки по МО г. Ирбит (69%). Данный результат достигнут средством эффективного изучения раздела «Фонетика» при освоении учебного  предмета «Русский язык» в каждом классе.

Задание 6. Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные действия и универсальные коммуникативные действия.

С заданием справились 41% учащихся, что на 16% ниже данных по сравнению с результатами школ города.

Показатели выполнения данного задания выпускниками начальной школы представлены в таблице 10.

 

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 2)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

1

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно.

4002

2

4003

1

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно.

4004

0

Не определил основную мысль текста.

4005

2

4006

0

Не определил основную мысль текста.

4007

0

Скудная формулировка.

4008

0

Скудная формулировка.

4009

2

4010

0

Сформулирована мысль неточно

4011

2

4012

2

4013

1

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно.

4014

0

Не определил основную мысль текста.

4015

0

Не определил основную мысль текста.

4016

0

Не определил основную мысль текста.

Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод о недостаточной работе педагога по формированию умения обработки текстовой информации, в частности, определению основной мысли текста. 31% обучающихся абсолютно справились с заданием, 10% обучающихся сделали попытку выполнить задание. Однако, 59% обучающихся не смогли сформулировать основную мысль текста, что предполагает неосознанность воспринимаемой информации, что предполагает необходимость включения в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию читательской компетенции.

Задание 7. Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Задание проверяет предметное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Данное задание успешно выполнили 46% обучающихся, это на 24% ниже результатов обучающихся образовательных учреждений города. Данный показатель приближен к показателю выполнения задания № 6 выпускниками начальной школы, что предполагает взаимосвязь содержания заданий № 6 и № 7. Отсюда вытекает вывод, что причиной неуспешности обучающихся при выполнении задания № 7 является недостаточная работа педагога по формированию умения обработки текстовой информации, в данном случае, составлению плана текста. Соответственно, рекомендацией станет необходимость включения в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию читательской компетенции. 

Задание 8. Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста (задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста)

Задание предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание - уровень владения общеучебными универсальными действиями.

С заданием справились 38% учащихся, что на 32% ниже по сравнению с результатами выборки по МО г. Ирбит. Необходимо проанализировать личностные показатели выполнения данного задания, которые представлены в таблице № 11.

Таблица 11 - личностные показатели обучающихся выполнения задания № 8.

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 2)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

1

Вопрос относится к содержанию текста. Допущены орфографические ошибки.

4002

2

4003

2

4004

0

Ответ на задание дан в искаженной формулировке.

4005

0

Ответ на задание дан не в форме вопроса.

4006

1

Вопрос относится к содержанию текста. Допущены орфографические ошибки.

4007

0

Скудная формулировка вопроса.

4008

0

Ответ на задание дан в искаженной формулировке.

4009

0

Скудная формулировка вопроса.

4010

2

4011

2

4012

0

Скудная формулировка вопроса.

4013

1

Вопрос относится к содержанию текста. Допущены орфографические ошибки.

4014

0

Ответ на задание дан в искаженной формулировке.

4015

1

Вопрос относится к содержанию текста. Допущены орфографические ошибки.

4016

0

Ответ на задание дан в искаженной формулировке.

Таким образом, анализирую данные таблицы, можно констатировать  факт наличия вопросов к тексту. Однако, формулировки были либо очень скудные, примитивные, что не позволило, согласно критериальному оцениванию присвоить заданию количественный балл. Вызвали тревогу ответы на данное задание обучающихся с высокой скоростью чтения, положительной мотивацией к обучению, высоким уровнем читательской компетенции (активность на уроках, лидерские качества в групповом взаимодействии и т.д.) - ______________________________________. Причина неуспешности выполнения данного задания обучающимися кроется в недостаточной работе по формулировке и оформлению предложений в вопросительной форме.

Данный факт предполагает необходимость проектирования образовательной деятельности, направленной на совершенствование читательской компетенции обучающихся, тщательно продуманную работу с текстом.

Задание 9. Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления (Определять значение слова по тексту)

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

С заданием справились 94% учащихся, что на 11% выше по сравнению с результатами обучающихся образовательных школ города. Данный факт позволяет сделать вывод об эффективной работе педагога в направлении изучения слова как лексической единицы языка.

Задание 10. Умение подбирать к слову близкие по значению слова (подбирать синонимы для устранения повторов в тексте).

В задании одновременно проверяется: учебно - языковое умение подбирать к слову синонимы; предметное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

С заданием справились 56% учащихся, что на 24% ниже по сравнению с результатами выпускников начальной школы образовательных организаций города. Неуспешность выполнения данного задания можно объяснить тем, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. 

Из этого следует, что на уроках области «Филология» необходимо выстраивать работу по формированию  учебно - языкового умения подбирать к слову синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

Задание 11. Умение классифицировать слова по составу (Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс).

Задания 11 -14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями:        анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно - следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12-14 - уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки

С заданием 11 справились 50% учащихся, что на 18% ниже по сравнению с результатами по МО г. Ирбит. Детальный анализ выполнения задания отражен в таблице 12.

Таблица 12 - Личностные результаты выполнения задания № 11.

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 2)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

2

4002

2

4003

0

Выписано неправильное слово.

4004

0

Выписано неправильное слово.

4005

0

Выписано неправильное слово.

4006

0

Выписано неправильное слово.

4007

1 (2)

При оценивании допущена экспертная ошибка.

4008

2

4009

2

4010

1

Слово выписано верно. Допущена орфографическая ошибка.

4011

0

Выписано неправильное слово.

4012

2

4013

0

Выписано неправильное слово.

4014

0

Выписано неправильное слово.

4015

2

4016

2

Таким образом, 50% обучающихся успешно выполнили задание, а 50% обучающихся выписали неправильное слово, хотя классифицировали слово по составу верно. Причина неуспешности выпускников начальной школы кроется в особенностях психологических феноменов  детей с ЗПР, в частности памяти и внимания: свойственна крайняя слабость активного внимания,  сам процесс внимания нарушен,    его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Причем, надо отметить, что данной задание обучающимися выполнялось в конце работы, что также сказалось на активности внимания. Но, рекомендацией по развитию высших психических функций (ВПФ) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  будет включение в образовательный процесс тренинговых упражнений.

Задание 12(1). Умение распознавать имена существительные в предложении.

Задание 12(2). Умение распознавать грамматические признаки имени существительного (проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму)

С заданием 12(1) справились 38% учащихся, что на 39% ниже по сравнению с результатами по МО г. Ирбит.

С заданием 12(2) справились 41% учащихся, что на 30% ниже по сравнению с результатами по МО г. Ирбит.

Детальный анализ выполнения задания отражен в таблице 13.

Таблица 13 - Личностные результаты выполнения задания № 12(1), 12(2).

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 3)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

1/0

Правильно выписаны все формы слов. Морфологические признаки не указаны.

4002

1/0 (1)

Правильно выписаны все формы слов. Указаны два морфологических признака. Допущена экспертная ошибка

4003

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4004

0/0

Неправильно выписаны формы слов.

4005

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4006

0

Задание выполнено неправильно.

4007

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4008

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4009

1/2

4010

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4011

1/1

Выписаны все слова, допущена ошибка.

4012

0/2

Выписаны только два слова. Указаны все морфологических признака.

4013

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4014

0/0

Задание выполнено неправильно.

4015

1/2

4016

1/0

Выписаны все слова. Морфологические  признаки не определены.

Анализируя показатели таблицы можно констатировать, что обучающиеся выполнили задание частично, что не позволило присвоить количественный балл: выписали только два слова, морфологические признаки определены не все. Безусловно, причина кроется в недостаточной работе по формированию умения распознавать имена существительные в тексте, проводить морфологический разбор, хотя, обучающимся с ЗПР необходимо уточнять количество искомых слов, так как внимание таких детей обусловлено особенностями их здоровья. Также следует отметить что при выполнении данного задания обучающиеся с ЗПР уделяли внимание номинативному значению слова, так как морфологическое оформление не является для них ведущим, что свидетельствует о трудностях в установлении ряда синтагматических связей. Рекомендацией станет включение педагогами  в образовательный процесс тренинговых упражнений по развитию ВПФ.

Задание 13(1). Умение распознавать имена прилагательные в предложении.

С заданием справились 31% учащихся, что на 35% ниже по сравнению с результатами по образовательным учреждениям города Ирбита.

Задание 13(2). Умение распознавать грамматические признаки имени прилагательного (Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному алгоритму).

С заданием справились 53% учащихся, что на 14% ниже результатов выпускников начальной школы образовательных учреждений.

Детальный анализ выполнения задания отражен в таблице 14.

Таблица 14 - Личностные результаты выполнения задания № 13(1), 13(2).

Код обучающегося

ФИ обучающегося

Кол-во полученных баллов (мак. 3)

Выполнение задания и причины неуспешности

4001

0/2

Выписаны не  все слова, признаки обозначены правильно.

4002

0/2

Выписаны не  все слова, признаки обозначены правильно.

4003

0/1

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4004

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки указаны неправильно.

4005

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки указаны неправильно.

4006

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки указаны неправильно.

4007

1/2

Выписаны только два слова. Указаны два морфологических признака.

4008

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки указаны неправильно.

4009

1/2

4010

1/2

4011

0/2

Выписаны не  все слова, признаки обозначены правильно.

4012

1/2

4013

0/1

Все формы выписаны неправильно, признаки указаны неправильно.

4014

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки не указаны.

4015

1/2

4016

0/0

Все формы выписаны неправильно, признаки не указаны.

Таким образом, причина неуспешности кроется в низком уровне сформированности у обучающихся умения распознавать имена прилагательные в предложении. Низкий уровень данной компетенции образовался в связи с недостаточном использовании учителем  на уроках  задания данного вида, так как детям с ограниченными возможностями здоровья  необходимо многократное повторение для закрепления определенного навыка в связи с особенностями психических процессов. Рекомендацией может быть включение в тренинговые упражнения на уроках русского языка заданий на совершенствование умения распознавать части речи и определять их признаки. Однако, адаптировать данное задание необходимо на предмет уточнения количества слов для поиска, так как данной категории обучающихся такая установка будет более эффективной.

Задание 14. Умение распознавать личные местоимения в предложении, распознавать грамматические признаки личных местоимений

С заданием справились 75% учащихся, что на 10% ниже по сравнению с результатами по МО г. Ирбит.

Данный результат был достигнут обеспеченностью  учебного курса тренинговыми упражнениями.

Задание 15. Умение правильно истолковать в контексте выражение. Задание предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).

С заданием 15 (1) справились 22% обучающихся 4-ого класса; с заданием 15 (2) -19% обучающихся, что ниже результатов обучающихся образовательных организаций города соответственно на 27% и 21%.

Очевидную неуспешность обучающихся 4 класса при выполнении данного задания можно объяснить психофизиологическими особенностями, хотя в процессе образовательной деятельности систематически реализовывалась работа с различными единицами речи. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, а интерпретация пословицы в контексте конкретной жизненной ситуации является сложной деятельностью. Несформированность планирующей функции речи, как внутренней, так и внешней, незрелость операций программирования и грамматического структурирования, недоразвитие познавательной сферы повлекло за собой  низкие результаты.

Однако, совершенствованием педагогической деятельности в этом направлении, развитием речевой деятельности обучающихся и обеспечением качественного образования станет использование в учебных ситуациях упражнений и заданий способствующих  развитию речевой активности обучающихся во всех видах деятельности,  экспрессивной и импрессивной речи, обогащению пассивного и активного словаря, совершенствованию грамматического строя речи, сформировавшихся функций и форм речи (в частности, диалогической речи); развитию словесного опосредствования и саморегуляции, творческого рассказывания, осознания языковой действительности.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить задания, выполненные 50% обучающихся и задания, которые выполнили менее 50% обучающихся. Данная статистика представлена в таблице 15.

Таблица 15 - Результативность выполнения ВПР (в порядке убывания)

№ задания

Умения

Содержание

Процент выполнения

ФИ неуспешных обучающихся

Причины

Рекомендации

Задание 9

Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления (Определять значение слова по тексту)

Выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

94%

Г. Н.

Задание 14

Умение распознавать личные местоимения в предложении, распознавать грамматические признаки личных местоимений

Ориентация в тексте с местоимениями, их выделение, определение морфологических признаков.

75%

Г. Н.

К.Я.

Ф. Л.

Ф. М.

Задание 5

Умение классифицировать согласные звуки (гласные/согласные, звонкие/глухие).

Частичный фонетический анализ

69%

В. Н.

К. Я.

Ф. Л.

Ч. Е.

Ч. Д.

Задание 1(2)

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте

65%

Н. И.

ТНР

Систематическая работа по развитию орфографической зоркости.

Задание 3(2)

Умение распознавать части речи ().

Распознавание грамматических признаков слов

62%

Б. Д.

В. Н.

К. Я.

Ф. Л.

Ф.М.

Формальный подход в восприятию информации

Развитие ВПФ

Задание 10

Умение подбирать к слову близкие по значению слова (подбирать синонимы для устранения повторов в тексте).

Учебно - языковое умение подбирать к слову синонимы; предметное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

56%

Б. В.

В. М.

В. Н.

Г. Н.

К. Я.

Бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. 

Прооектирование деятельности по формированию  учебно - языкового умения подбирать к слову синонимы, антонимы, омонимы т .д.

Задание 4

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму

56%

К.Я.

М.Е.

Н. И.

С. Я.

Ф. Л.

В семьях обучающихся данные слова произносят неверно, что закрепляет орфоэпическую неграмотность при произношении данных слов. Слово «кварталы» в свободной речи обучающихся используется редко

Систематическое использование данных слов в текстовой информации тренинговых упражнений на уроках

Задание 3(1)

Умение распознавать главные члены предложения

56%

В. М.

В. Н.

Г. Н.

К.Я.

Ф. Л.

Ф.М.

Ч. Е.

Недостаточном уровне сформированности целенаправленной деятельности, в первую очередь, и педагогическая запущенность

Совершенствования данного навыка в следующем классе в период активного повторения

Задание 13(2)

Умение распознавать грамматические признаки имени прилагательного

Морфологический разбор имен прилагательных по предложенному алгоритму

53%

В. Н.

Г. Н.

К. Я.

М. Е.

Ф. Л.

Ф.М.

Ч. Д.

Недостаточном использовании учителем  на уроках  задания данного вида, так как детям с ограниченными возможностями здоровья  необходимо многократное повторение для закрепления определенного навыка в связи с особенностями психических процессов

Включение в тренинговые упражнения на уроках русского языка заданий на совершенствование умения распознавать части речи и определять их признаки. Адаптировать данное задание необходимо на предмет уточнения количества слов для поиска, так как данной категории обучающихся такая установка будет более эффективной

Задание 11

Умение классифицировать слова по составу

Выделение морфем: окончание, корень, приставку, суффикс

50%

Особенности психологических процессов детей с ЗПР, в частности памяти и внимания: свойственна крайняя слабость активного внимания,  сам процесс внимания нарушен,    его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Причем, надо отметить, что данной задание обучающимися выполнялось в конце работы, что также сказалось на активности внимания.

Включение в образовательный процесс тренинговых упражнений на развитие ВПФ

Задание 7

Умение составлять план прочитанного текста

Воспроизведение прочитанного текста с заданной степенью свернутости

46%

Недостаточная работа педагога по формированию умения обработки текстовой информации, в данном случае, составлению плана текста.

Необходимость включения в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию читательской компетенции.

Задание 1 (1)

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.

 

Адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте

42%

Несформированность умения распознавать орфограммы, их проверять и грамотно  оформлять в письменной речи. Частотной орфографической ошибкой учащихся  оказалась безударная гласная, замена букв, их искажение, пропуск букв. Допущение большинства ошибок  в некоторых работах связано с  индивидуальными особенностями учащихся. Необходимо отметить качественное оформление диктанта: почерк стабильный, начертание букв верное, безотрывное письмо у большинства обучающихся, грубые собственные нарушения письма (зачеркивания, замазывание,  кляксы) отсутствуют.

Систематическая работа по развитию орфографической зоркости.

Задание 6

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении

Формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

41%

Недостаточная работа педагога по формированию умения обработки текстовой информации, в частности, определению основной мысли текста.

Необходимость включения в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию читательской компетенции

Задание 12(2)

Умение распознавать грамматические признаки имени существительного

Морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму

41%

Недостаточная работа по формированию умения распознавать имена существительные в тексте, проводить морфологический разбор, хотя, обучающимся с ЗПР необходимо уточнять количество искомых слов, так как внимание таких детей обусловлено особенностями их здоровья. Также следует отметить что при выполнении данного задания обучающиеся с ЗПР уделяли внимание номинативному значению слова, так как морфологическое оформление не является для них ведущим, что свидетельствует о трудностях в установлении ряда синтагматических связей.

Включение педагогами  в образовательный процесс тренинговых упражнений по развитию ВПФ.

Задание 8

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста

Формулирование  вопросов по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

38%

Причина неуспешности выполнения данного задания обучающимися кроется в недостаточной работе по формулировке и оформлению предложений в вопросительной форме.

Проектирования образовательной деятельности, направленной на совершенствование читательской компетенции обучающихся, тщательно продуманную работу с текстом.

Задание 12(1)

Умение распознавать имена существительные в предложении.

38%

Недостаточная работа по формированию умения распознавать имена существительные в тексте, проводить морфологический разбор

Включение педагогами  в образовательный процесс тренинговых упражнений по развитию ВПФ

Задание 2

Умение распознавать однородные члены предложения.

Знание основных языковых единиц.

31%

Недостаточный уровень сформированности целенаправленной деятельности, включая умение быть внимательным, верно считывать инструкцию задания и четко ей следовать

Необходимо включать в образовательную деятельность задания со сложной инструкцией и алгоритмом её выполнения

Задание 13(1)

Умение распознавать имена прилагательные в предложении.

31%

Недостаточное использовании учителем  на уроках  задания данного вида, так как детям с ограниченными возможностями здоровья  необходимо многократное повторение для закрепления определенного навыка в связи с особенностями психических процессов.

Включение в тренинговые упражнения на уроках русского языка заданий на совершенствование умения распознавать части речи и определять их признаки. Однако, адаптировать данное задание необходимо на предмет уточнения количества слов для поиска, так как данной категории обучающихся такая установка будет более эффективной.

Задание 15(1).

Умение правильно истолковать в контексте выражение.

Понимание обучающимися письменно предъявляемой информации; умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы

22%

Психофизиологические особенности обучающихся:

замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей функции речи, как внутренней, так и внешней, незрелость операций программирования и грамматического структурирования, недоразвитие познавательной сферы

Использование в учебных ситуациях упражнения и заданий способствующих  развитию речевой активности обучающихся во всех видах деятельности,  экспрессивной и импрессивной речи, обогащению пассивного и активного словаря, совершенствованию грамматического строя речи, сформировавшихся функций и форм речи (в частности, диалогической речи); развитию словесного опосредствования и саморегуляции, творческого рассказывания, осознания языковой действительности.

Задание 15(2).

Умение правильно истолковать в контексте выражение.

Понимание обучающимися письменно предъявляемой информации; умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы

19%

Все обучающиеся

Психофизиологические особенности обучающихся:

замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей функции речи, как внутренней, так и внешней, незрелость операций программирования и грамматического структурирования, недоразвитие познавательной сферы

Использование в учебных ситуациях упражнения и заданий способствующих  развитию речевой активности обучающихся во всех видах деятельности,  экспрессивной и импрессивной речи, обогащению пассивного и активного словаря, совершенствованию грамматического строя речи, сформировавшихся функций и форм речи (в частности, диалогической речи); развитию словесного опосредствования и саморегуляции, творческого рассказывания, осознания языковой действительности.

 

В заключении хочется выделить обучающихся, у которых, возможно, при обучении в следующем классе возникнут проблемы знаниевого и умениевого характера:

___________________________________________.

 С данными обучающимися необходимо организовать дополнительные занятия по совершенствованию языковой культуры.


22.08.2018 г.                                        Адамбаева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

Технологическая карта по выявлению уровня сформированности общеучебных умений и навыков

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ...

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (автор М.Ступницкая) учащихся 3 «А» класса

Описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей....

Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью  составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал отражает аналитическую деятельность педагога по результатам проведения внешней экспертизы...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал представлен анализом результатов обучающихся внешней экспертизы по окружающему миру...

Мониторинг уровня сформированности двигательных умений (навыков) у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

В материале представлен инструментарий диагностических параметров "Двигательные действия" и "Физические способности"....