Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
материал
Данный материал представлен анализом результатов обучающихся внешней экспертизы по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_vpr_okruzhayushchiy_mir.doc | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности
выпускников начальной школы
(апрель 2018 года)
Результат реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 5» - создание фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение выпускниками системы опорных знаний и умений, но и их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
ФГОС НОО предусматривает, как результат изучения всех предметов в начальной школе, сформированность личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки образовательных достижений учащихся.
Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начального общего образования опирается на следующие положения:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;
- разностороннее представление общеучебных умений; навыков и способов действий;
- открытость и доступность информации о сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
В 2018 году на основании приказа Минобрнауки от 20.10.2017 года за № 1025 «О проведении мониторинга качества образования» и согласно графика были проведены мониторинговые исследования - Всероссийские проверочные работы в 4 классе.
Контрольные измерительные материалы ВПР разработаны с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Тексты Всероссийских проверочных работ разрабатывались в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом примерных основных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам.
Всероссийские проверочные работы в 4-х классах в 2017/2018 учебном году проведены в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга качества образования», а также графиком проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2017/2018 годы, утвержденным распоряжением Рособрнадзора
Для обучающихся 4-х классов Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) проведены в штатном режиме. В ходе проверочных работ соблюдались все этапы проведения. После окончания процедур организована проверка работ обучающихся школьными экспертами в соответствии с предложенными критериями оценивания и заполнение электронной формы сбора результатов ВПР.
В целях своевременного получения статистики по результатам проведённых работ согласно графику проведения ВПР заполненную форму сбора результатов ВПР школьные координаторы ВПР в течение двух суток после проведения размещали в систему ВПР.
Содержание проверочных работ соответствовало ФГОС начального общего образования. ВПР были основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой
информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Содержание заданий ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру позволяет сделать заключение об уровне сформированности метапредметных результатов, определяющих качество сформированности учебной деятельности и компетенции «учиться учиться».
Таблица 1.
№ | Метапредметные результаты |
Умение учиться | |
1 | Умение ставить цели учебной деятельности |
2 | Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов) |
3 | Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация) |
4 | Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи |
5 | Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи |
Учебное сотрудничество | |
1 | Инициатива в учебном сотрудничестве |
2 | Планирование учебного сотрудничества |
3 | Позиционное взаимодействие |
4 | Управление коммуникацией |
Грамотность чтения информационных текстов | |
1 | Умение ориентироваться в тексте, поиск информации |
2 | Анализ текстовой информации |
3 | Структурирование и фиксация текстовой информации |
4 | Использование (применение) текстовой информации |
Тексты заданий в вариантах ВПР соответствовали формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Отличительными особенностями ВПР стало единство подходов к проведению самих работ и их оцениванию.
С целью обеспечения объективного оценивания результатов выполнения заданий ВПР рекомендована единая система перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Таблица 2 - Система перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Предмет | 2 | 3 | 4 | 5 |
Математика, 4 класс | 0-5 | 6-9 | 10-12 | 13-18 |
Русский язык, 4 класс | 0-13 | 14-23 | 24-32 | 33-38 |
Окружающий мир, 4 класс | 0-7 | 8-17 | 18-26 | 27-32 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Распределение заданий варианта проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).
Основой задания 3 является карта материков Земли и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы - его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаковосимволических изображений сформулировать правило поведения.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий. Задание носит альтернативный характер - обучающийся может выбрать одно из трех изображений, назвать соответствующую профессию и ответить на вопросы об этой профессии.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также
институтов духовной культуры.
В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности В таблице 3 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.
Таблица 3- Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32 |
Базовый | 7 | 19 | 61,3 |
Повышенный | 3 | 13 | 38,7 |
Итого | 10 | 32 | 100 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы
Правильно выполненная работа оценивается 32 баллами.
Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки - 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки - 1 балл, более двух ошибок - 0 баллов.
Ответы на задания 1, 5, 6.3-10 оцениваются по критериям. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3 оценивается 2 баллами, на задания 7, 8, 9 - 3 баллами, на задание 10 - 6 баллами.
Таблица 4 - Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-17 | 18-25 | 26-31 |
Основные результаты: распределение по отметкам, распределение по первичным баллам
Всероссийскую проверочную работу по окружающему миру в МБОУ «Школа № 5» писали 15 человек из 18 человек: К. В. - АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), Б. Н. - АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), Федотова Любовь - по болезни.
Таблица 5 - Статистика по отметкам Максимальный первичный балл: 32
Регион | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
Свердловская обл. | 44542 | 1,1 | 22,7 | 57,6 | 22,4 |
город Ирбит | 432 | 0, 69 | 17,6 | 60.9 | 18,6 |
(sch666043) МБОУ «Школа № 5» | 15 | 6,7 | 46,7 | 46,7 | 0 |
Таблица 6 - Сравнительные показатели качества образования по МО г. Ирбит и МБОУ «Школа № 5»
Согласно показателям таблицы, можно констатировать невысокий показатель в распределении групп баллов в критерии «неудовлетворительно» относительно показателей школ города.
Для полного понимания результативности выполнения заданий в данном классе, необходимо декодировать цифровую информацию таблицы 5.
Регион | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
Свердловская обл. | 44542 | 1,1 | 22,7 | 57,6 | 22,4 |
город Ирбит | 432 | 0, 69 | 17,6 | 60.9 | 18,6 |
(sch666043) МБОУ «Школа № 5» | 15 | 6,7 Ф.М. | 46,7 | 46,7 | 0 |
Для более детального анализа личностных результатов выпускников начальной школы необходимо проанализировать показатели таблицы 5.
Таблица 6 - Личностные результаты выпускников начальной школы при выполнении ВПР по окружающему миру
N | ФИО | Класс | Вар. | Выполнение заданий | Перв. балл | Отм. | *Отм. по журналу | |||||||||||||||||
№ | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3(1) | 3(2) | 3(3) | 4 | 5 | 6(1) | 6(2) | 6(3) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9(1) | 9(2) | 9(3) | 10(1) | 10(2) | |||||||
2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | |||||||
4 А | ||||||||||||||||||||||||
1 | 4001 | 4 А | 13 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 12 | 3 | 3 |
2 | 4002 | 4 А | 3 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 24 | 4 | 4 |
3 | 4003 | 4 А | 3 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 11 | 3 | 3 |
4 | 4004 | 4 А | 13 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 11 | 3 | 3 |
5 | 4005 | 4 А | 13 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 11 | 3 | 3 |
6 | 4006 | 4 А | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 14 | 3 | 3 |
7 | 4007 | 4 А | 13 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 15 | 3 | 4 |
8 | 4008 | 4 А | 13 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 17 | 3 | 4 |
9 | 4009 | 4 А | 13 | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 24 | 4 | 5 |
10 | 4010 | 4 А | 13 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 21 | 4 | 4 |
11 | 4011 | 4 А | 13 | 0 | 2 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 21 | 4 | 4 |
12 | 4012 | 4 А | 13 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 24 | 4 | 5 |
14 | 4014 | 4 А | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 | 2 | 4 |
15 | 4015 | 4 А | 3 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 | 24 | 4 | 4 |
16 | 4016 | 4 А | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 19 | 4 | 3 |
Таким образом, качество выполнения ВПР по окружающему миру обучающимися 4 класса соответствует 46,7%, успеваемость - 93,4%.
«Неудовлетворительный» результат можно объяснить следующим:
Ф. М. - педагогическая запущенность, мальчик испытывает затруднения в организации целенаправленной познавательной деятельности, требуется выраженная развернутость инструкции, недоразвитие словесно - логического мышления ведет к затрате большого количества времени для освоения свернутых мыслительных операций.
Анализ результатов выполнения заданий представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Выполнение заданий (сводная таблица по ОО (в % от числа участников).
ОО | Кол-во уч. | 1 | 2 | 3(1) | 3(2) | 3(3) | 4 | 5 | 6(1) | 6(2) | 6(3) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9(1) | 9(2) | 9(3) | 10(1) | 10(2) | |||
2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | |||||
Свердловская обл. | 44542 | 93 | 70 | 57 | 92 | 60 | 75 | 75 | 79 | 68 | 36 | 68 | 52 | 73 | 94 | 88 | 53 | 81 | 45 | |||
город Ирбит | 432 | 96 | 72 | 55 | 94 | 55 | 77 | 72 | 83 | 73 | 40 | 67 | 50 | 81 | 93 | 87 | 57 | 88 | 51 | |||
МБОУ «Школа № 5» | 15 | 83 | 50 | 10 | 93 | 24 | 73 | 53 | 67 | 73 | 33 | 67 | 43 | 60 | 80 | 87 | 60 | 73 | 37 |
Задание 1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства для решения задач.
С заданием справились 83% обучающихся, что составляет расхождение в 13% по сравнению с результатами выборки по МО г. Ирбит - 96%.
Данный показатель характеризует готовность большинства выпускников начальной школы использовать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) на высоком уровне при получении основного образования. Неточности при выполнении задания допустил С. А.: по условию задания необходимо было отметить по одному предмету из обозначенных материалов. Обучающийся отметил только один предмет, что не позволило оценить положительным количественным баллом. Причина кроется в особенностях ребенка. а именно, за единицу времени мальчик воспринимают маленький объем информации, так как снижена скорость выполнения заданий. Ориентировочно-исследовательская деятельность затруднена, которая направленная на исследование свойств и качеств предметов. Большее время занимает количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, для того, чтобы закрепить и усвоить.
Частично выполнил задание и Ф. М.. Причина неуспешности объяснена выше, а также особые трудности проявляются у мальчика в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях, наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений. Данное задание представляло собой набор предметов, что в принципе создало образ сложного изображения. Обозначенные недостатки являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие анализаторы, прежде всего двигательный, что создает затруднения у ребенка в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.
Рекомендации: системная педагогическая поддержка, работа по развитию ВПФ (высших психических функций) обучающихся.
Задание 2. Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы. Использовать знаковосимволические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
С заданием 2 справились 50% обучающихся, что на 12% ниже по сравнению с результатами обучающихся образовательных школ МО г. Ирбит - 72%. Детальные данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Причины неуспешности при выполнении задания № 2.
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 1) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 1 | Написана лишняя цифра | |
4002 | 2 | ||
4003 | 2 | ||
4004 | 1 | Написана лишняя цифра | |
4005 | 1 | Написана лишняя цифра | |
4006 | 0 | Неправильно выполнено задание | |
4007 | 1 | Написана лишняя цифра | |
4008 | 0 | Неправильно выполнено задание | |
4009 | 0 | Неправильно выполнено задание | |
4010 | 1 (2) | Экспертная ошибка | |
4011 | 2 | ||
4012 | 2 | ||
4014 | 0 | Неправильно выполнено задание | |
4015 | 2 | ||
4016 | 0 | Неправильно выполнено задание |
Таким образом, анализируя показатели таблицы 8, можно констатировать неуспешность при выполнении данного задания 50% обучающихся. Причины - в ответе записана лишняя цифра, ввиду того, что обучающиеся данной категории необходимо точно обозначать количество верных ответов, чтобы создать ситуацию успешности.
Рекомендации: включать в содержательную часть урока задания, направленных на совершенствование выявленных учебных дефицитов.
Задание 3(1). Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).
С заданием справились 10% учащихся, что на 45% ниже по сравнению с результатами обучающихся образовательных учреждений МО г. Ирбит (55%). Данное задание предполагало работу с физической картой, а именно, определение природных зон. Личностные достижения обучающихся представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Причины неуспешности при выполнении задания № 3(1).
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 2) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4002 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4003 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4004 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4005 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4006 | 1 | ||
4007 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4008 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4009 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4010 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4011 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4012 | 2 | ||
4014 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4015 | 0 | Неправильно выполнено задание. | |
4016 | 0 | Неправильно выполнено задание. |
Согласно показателям таблицы, большинство обучающихся с заданием не справились. Отсюда вытекает проблема - у обучающихся выявлен критический уровень умений работы с картами. Первичные умения по работе с картами ученики получили на уроках окружающего мира и исторической пропедевтики в начальной школе. Обучающиеся имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Учащиеся знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У обучающихся сложились представления о различии географических и исторических карт. Соответственно, на уроках окружающего мира использовались графические изображения при объяснении нового материала, закреплении знаний, но в штатный режим не вводились из-за отсутствия дидактических материалов. Рекомендация: углубление и развитие пространственных представлений обучающихся средством деятельности с контурными, физическими картами.
Задание 3 (2). Владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
С заданием справились 93% учащихся, что на 1% ниже по сравнению с результатами обучающихся образовательных учреждений города. Данный показатель позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения учителем проектировалась продуктивная деятельность, направленные, первоначально, на формирование и развитие более простых мыслительных операций (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление; на последующих этапах обучения - более сложные мыслительные операции (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, так и на словесно-логическое мышление.
Таким образом, педагогам необходимо использовать методы и приемы, рассчитанные на включение в деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического) обучающихся; учитывающие особенности межанализаторных связей, свойственных этим детям.
Задание 3(3). Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.
С заданием справились 24% обучающихся, что ниже результатов обучающихся по образовательным учреждения МО г. Ирбит на 31%. Результат отрицательный. Данный показатель необходимо проанализировать, основываясь на личностных достижениях, которые представлены таблице 10.
Таблица 10 - Личностные показатели выполнения задания.
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 3) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 1 | Допущены две ошибки | |
4002 | 0 | Ответ оформлен неправильно | |
4003 | 1 | Допущены две ошибки | |
4004 | 2 | Допущена одна ошибка | |
4005 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4006 | 1 | Допущены две ошибки | |
4007 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4008 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4009 | 3 | ||
4010 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4011 | 3 | ||
4012 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4014 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4015 | 0 | Неправильно ответил на вопрос | |
4016 | 0 | Неправильно ответил на вопрос |
Таким образом, можно констатировать неуспешность при выполнении данного задания обучающимися. Объяснить такой результат можно тем, что обучающиеся на недостаточном уровне усвоили программный материал по теме «Природные зоны». Отсутствие у обучающихся прочных знаний о климате, рельефе, составе почвы, флоре и фауне природных зон способствовали возникновению трудностей у обучающихся при выполнении задания, что предполагает педагогическую запущенность. Соответственно, педагогам необходимо акцентировать внимание на повторении данного материала и включить его в тематическое планирование для исключения дефицитарного проявления.
Задание 4. Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
С заданием справились 73% обучающихся, что ниже результатов обучающихся по образовательным учреждения МО г. Ирбит на 4%. Результат высокий и обусловлен систематической деятельностью по формированию и развитию навыков здоровьесбережения у обучающихся.
Рекомендацией станет необходимость создания здоровьесберегающего пространства средством внедрения в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий.
Задание 5. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображения. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач.
С заданием справились 53% учащихся, что на 19% ниже данных по сравнению с результатами обучающихся школ города. Данный показатель необходимо проанализировать, основываясь на личностных достижениях, которые представлены таблице 11.
Таблица 11 - Личностные показатели выполнения задания.
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 2) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 2 | ||
4002 | 1 | Ответ неполный | |
4003 | 0 | Ответ неправильный | |
4004 | 0 | Ответ неправильный | |
4005 | 1 | Ответ неполный | |
4006 | 1 | Ответ неполный | |
4007 | 2 | ||
4008 | 1 | Ответ неполный | |
4009 | 1 | Ответ неполный | |
4010 | 1 | Ответ неполный | |
4011 | 1 | Ответ неполный | |
4012 | 1 | Ответ неполный | |
4014 | 1 | Указана одна часть тела | |
4015 | 2 | ||
4016 | 1 | Указана одна часть тела |
Анализируя показатели таблицы, можно констатировать частичные ответы обучающихся на данный вопрос. Затруднения прослеживаются в обозначении на схеме тела человека бедренной кости (вариант 6) и поясницы (вариант 5), что наводит на вывод о недостаточной работе педагога по теме «Человек» в направлении изучения частей тела и органов человека.
Рекомендацией станет повторительный процесс на уроках цикла естествознания программного материала по теме «Человек».
Задание 6 (1). Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание.
С заданием справились 67% учащихся, что на 16% ниже данных по сравнению с результатами обучающихся школ города.
Общий показатель обучающихся подвержен детальному анализу выполнения задания, который представлен в таблице 12.
Таблица 12 - Личностные достижения выполнения задания
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 1) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 0 | Показатели выбраны неправильно | |
4002 | 1 | ||
4003 | 1 | ||
4004 | 0 | Показатели выбраны неправильно | |
4005 | 0 | Показатели выбраны неправильно | |
4006 | 1 | ||
4007 | 1 | ||
4008 | 1 | ||
4009 | 1 | ||
4010 | 1 | ||
4011 | 1 | ||
4012 | 1 | ||
4014 | 0 | Показатели выбраны неправильно | |
4015 | 1 | ||
4016 | 0 | Показатели выбраны неправильно |
Таким образом, большинство обучающихся справились с заданием, что позволяет сделать вывод о том, что инструкция к заданию осознанна, сделан правильный выбор. Данный показатель основан на систематической работе с текстовой информацией, её анализом, выделением ключевых слов или фраз. Представили неуспешный результат Б. Д. - отличается формальным подходом к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, В. Н., Г. Н. - бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, Ф. М. - замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей функции речи, в частности, внутренней, Ч. Д. - умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).
Рекомендацией станет включение в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию умения осознавать содержательную линию текста, анализировать его и формулировать простые и сложные выводы.
Задание 6 (2). Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Данное задание успешно выполнили 73% обучающихся, что равнозначно результатам обучающихся образовательных учреждений города (73%).
Качественный результат, а именно, осознанное построение речевого высказывания выпускниками начальной школы в соответствии с задачами коммуникации, получен в процессе систематической работы с текстом, ключевыми словами или фразами, осознания при восприятии.
Соответственно, рекомендацией станет совершенствование данного умения в процессе дальнейшего обучения.
Задание 6 (3). Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
С заданием справились 33% учащихся, что на 7% ниже по сравнению с результатами выборки по МО г. Ирбит. Необходимо проанализировать личностные показатели выполнения данного задания, которые представлены в таблице № 13.
Таблица 13 - личностные показатели обучающихся выполнения задания № 8.
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 2) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 0 | К заданию не приступил | |
4002 | 1 | В описании опыта отражены только различия в условиях опыта | |
4003 | 0 | Задание выполнено неправильно | |
4004 | 0 | К заданию не приступил | |
4005 | 0 | Задание выполнено неправильно | |
4006 | 0 | Задание выполнено неправильно | |
4007 | 0 | Задание выполнено неправильно | |
4008 | 0 | К выполнению задания не приступил | |
4009 | 2 | ||
4010 | 1 | В описании опыта отражены только различия в условиях опыта | |
4011 | 2 | ||
4012 | 1 | В описании опыта отражены только различия в условиях опыта | |
4014 | 0 | К выполнению задания не приступил | |
4015 | 2 | ||
4016 | 1 | В описании опыта отражены только различия в условиях опыта |
Таким образом, анализирую данные таблицы, можно констатировать факт попытки сформулировать выводы на основе представленной информации, что подтверждает системную работу по формированию и развитию регулятивных действий. Однако, Б. Д., В. Н., М. Е., Ф. М. - к выполнению задания не приступили, в связи с неуверенностью в собственных возможностях, снижением работоспособности, бедностью словаря, не позволяющего строить речевое высказывание в соответствии с условием задания, нарушениями речи.
Данный факт предполагает необходимость проектирования образовательной деятельности, направленной на постоянное оречевление своей деятельности обучающимися, обучение восприятию сложной инструкции небольшими фрагментами.
Задание 7 (1). Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
С заданием справились 67% обучающихся, что равнозначно результатам обучающихся образовательных школ города. Данный факт позволяет сделать вывод об эффективной работе педагога в направлении духовно-нравственного развития обучающихся, принятию ценностных ориентиров государства и нации.
Рекомендацией станет совершенствование умений использования знаково-символических средств в реальной жизни.
Задание 7 (2). Использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач/ выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде.
С заданием справились 43% обучающихся, что на 7% ниже по сравнению с результатами обучающихся образовательных школ города (50%).
При выполнении данного задания можно констатировать факт чтения знаков, их умения декодировать и использовать в жизненной ситуации. Безусловно, в замешательство обучающихся ввел тот факт, что знаки были представлены в черно-белом варианте, что не соответствует их реальности. Причем, черно-белый вариант одного знака можно интерпретировать в разных вариациях (цвета - синий и красный).
Рекомендацией станет использование знаково-символической записи, приближенной к реальности, в частности, использование цветового различия.
Задание 8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
С заданием справились 60% учащихся, что 21% ниже по сравнению с результатами выпускников начальной школы образовательных организаций города.
Необходимо проанализировать личностные показатели выполнения данного задания, которые представлены в таблице № 14.
Таблица 15 - Личностные показатели обучающихся выполнения задания
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 3) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 3 | ||
4002 | 3 | ||
4003 | 0 | Неправильно выполнил задание | |
4004 | 2 | Не обозначены материалы или оборудование | |
4005 | 0 | Неправильно выполнил задание | |
4006 | 0 | Неправильно выполнил задание | |
4007 | 2 | Не обозначена польза | |
4008 | 3 | ||
4009 | 3 | Неправильно выполнил задание | |
4010 | 2 | Не обозначены материалы или оборудование | |
4011 | 0 | Неправильно выполнил задание | |
4012 | 3 | ||
4014 | 0 | Неправильно выполнил задание | |
4015 | 3 | Неправильно выполнил задание | |
4016 | 3 |
Таким образом, можно констатировать факт достаточного уровня сформированности умения использовать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. Обучающиеся в большинстве правильно выполнили задание, но были и частичные ответы, которые позволяют сделать вывод о том, что выпускники начальной школы испытывают затруднения с многоступенчатыми инструкциями.
Рекомендацией станет глубокая работа педагогов в направлении четкого выполнения сложной инструкции, с предварительной разбивкой её на простые.
Задание 9 (1). Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
С заданием справились 80% учащихся, что на 13% ниже по сравнению с результатами обучающихся по МО г. Ирбит. Положительный эффект от деятельности в направлении ценностного отношения к Родине, русской культуре проявился в результате реализации воспитательный функций урочной и внеурочной деятельности. Неуспешность при выполнении данного задания показали: В. М. - педагогическая запущенность, немотивированность на познавательную деятельность и собственное развитие, В. Н. - поверхностное восприятие окружающего мира и программного материала вследствие поздней речевой деятельности, Ч. Е. - проявление усталости, выраженное в пропуске ответа на задание.
Рекомендацией станет совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни.
Задание 9 (2). [Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.
С заданием справились 87% учащихся, что равнозначно (87%) результатам обучающихся по МО г. Ирбит. Данный показатель подтверждает вышеизложенное мнение о системной работе в направлении духовно-нравственного развития обучающихся.
Рекомендацией станет совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни.
Задание 9 (3). Осознание своей неразрывной связи с окружающими социальными группами.
С заданием справились 60% учащихся, что на 3% выше (57%) результатов выборки по МО г. Ирбит. Данный показатель вновь подтверждает вышеизложенное мнение о системной работе в направлении духовно-нравственного развития обучающихся.
Рекомендацией станет совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни.
Задание 10 (1). Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
С заданием справились 73% учащихся, что на 15% ниже (88%) результатов выборки по МО г. Ирбит. Данный показатель вновь подтверждает вышеизложенное мнение о системной работе в направлении духовно-нравственного развития обучающихся.
Рекомендацией станет совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни.
Задание 10 (2). [Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края.
С заданием справились 37% учащихся, что на 14% ниже (51%) результатов выборки по МО г. Ирбит. Данный показатель требует детального анализа, представленный в таблице 16.
Таблица 16 - Личностные показатели обучающихся выполнения задания
Код обучающегося | ФИ обучающегося | Кол-во полученных баллов (мак. 4) | Выполнение задания и причины неуспешности |
4001 | 0 | К выполнению задания не приступил | |
4002 | 3 | Рассказ содержит только впечатления | |
4003 | 1 | Перечислены животные, особенности кормления | |
4004 | 1 | Перечислены животные, особенности кормления | |
4005 | 1 | Перечислены животные, особенности кормления | |
4006 | 2 | Перечислены животные, особенности кормления, жизни | |
4007 | 0 | Примитивный ответ | |
4008 | 0 | К заданию не приступила | |
4009 | 1 | Перечислены только достопримечательности | |
4010 | 3 | Ответ правильный, но скудный | |
4011 | 3 | Рассказ содержит только впечатления | |
4012 | 1 | Перечислены только достопримечательности | |
4014 | 0 | К заданию не приступил | |
4015 | 4 | ||
4016 | 3 | Рассказ содержит только впечатления |
Таким образом, неуспешность выполнения данного задания выпускниками начальной школы обусловлена скудностью словаря, несформированностью умения строить логически выстроенные предложения, обозначать в ответе все условия задания.
Рекомендацией станет совершенствование педагогической деятельностью над обогащением пассивного и активного словарей обучающихся, включение тренинговых упражнений по работе с текстом, его анализу, творческих проб стихосложения или сочинительства.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить задания, выполненные 50% обучающихся и задания, которые выполнили менее 50% обучающихся. Данная статистика представлена в таблице 17.
Таблица 17 - Результативность выполнения ВПР (в порядке убывания)
№ задания | Умения | Содержание | Процент выполнения | ФИ неуспешных обучающихся | Причины | Рекомендации |
Задание 3 (2) | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Использовать готовые модели (глобус, карту, план). | Соотносят животный мир с территорией проживания. | 93% | Ф.М. | Педагогическая запущенность, мальчик испытывает затруднения в организации целенаправленной познавательной деятельности, требуется выраженная развернутость инструкции, недоразвитие словесно - логического мышления ведет к затрате большого количества времени для освоения свернутых мыслительных операций. | Необходимо использовать методы и приемы, рассчитанные на включение в деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического) обучающихся; учитывающие особенности межанализаторных связей, свойственных этим детям. |
Задание 9 (2) | [Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России. | Определяют день недели государственного праздника. | 87% | В. Н. Ч. Д. | Педагогическая запущенность, мальчик испытывает затруднения в организации целенаправленной познавательной деятельности, требуется выраженная развернутость инструкции, недоразвитие словесно - логического мышления ведет к затрате большого количества времени для освоения свернутых мыслительных операций. | Совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни. |
Задание 1 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства для решения задач. | Определяют объекты окружающего мира и вещества, из которых они изготовлены. | 83% | Ф.М. | Педагогическая запущенность, мальчик испытывает затруднения в организации целенаправленной познавательной деятельности, требуется выраженная развернутость инструкции, недоразвитие словесно - логического мышления ведет к затрате большого количества времени для освоения свернутых мыслительных операций. | Необходимо использовать методы и приемы, рассчитанные на включение в деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического) обучающихся; учитывающие особенности межанализаторных связей, свойственных этим детям. |
Задание 9 (1) | Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Соотносят объекты окружающего мира и вещества. | 83% | К.Я. Ф. Л. | Педагогическая запущенность. Колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации). | Включение в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию умения работать с информацией в любом формате. |
Задание 4 | Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Делают выбор позиции жизнесбережения | 73% | Б. Д. В. М. В. Н. Ф.М. | Формальный подход к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, бедность словарного запаса, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи, педагогическая запущенность. | Необходимость создания здоровьесберегающего пространства средством внедрения в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий. |
Задание 10 (1) | Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Записывают название региона, края, области, в котором живут. | 72% | Б. Д. Ф. М. | Формальный подход к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи. | Совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни. |
Задание 6 (2) | Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака. | Делают вывод по результатам опыта. | 73% | Б. Д. В. М. В. Н. Ф.М. | Формальный подход к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, бедность словарного запаса, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи, педагогическая запущенность. | Совершенствовать умение выделять признаки, делать выводы в процессе дальнейшего обучения. |
Задание 7 (1) | Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Делают обобщение по символическим знакам. | 67% | Б. Д. В. М. В. Н. Г.Н. М.М. | Педагогическая запущенность. Колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации). | Совершенствование умений использования знаково-символических средств в реальной жизни. |
Задание 6 (1) | Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание | Сравнивают условия процессов | 67% | Б. Д. В. Н. Г. Н. Ф. М. Че. Д. | Формальный подход к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, бедность словарного запаса, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи, педагогическая запущенность. | Включение в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию умения осознавать содержательную линию текста, анализировать его и формулировать простые и сложные выводы. |
Задание 8 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. | Выявляют сущность процесса действительности, строят высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 60% | В. М. К.Я. Г. Н. С. А. Ф. М. | Многоступенчатость действий не позволила обучающимся в точности выполнить задание. | Включение в педагогическую практику тренинговых упражнений по совершенствованию умения выполнять многоступенчатые инструкции. |
Задание 9 (3) | Осознание своей неразрывную связь с окружающими социальными группами. | Обоснование необходимости празднования государственных праздников. | 60% | Б. Д. В. М. Г. Н. В. Н. К.Я. М. М. | Формальный подход к восприятию информации, утомляемостью в силу особенностей здоровья, бедность словарного запаса, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи, педагогическая запущенность | Совершенствование действий обучающихся, проявляющихся в уважительном отношении к Родине, своей семье, культуре страны, современной жизни. |
Задание 5 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображения. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач. | Определяют части тела и органы человека | 53% | В.М. В. Н. | Бедность словарного запаса, несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи, замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности, несформированность планирующей, внутренней речи, педагогическая запущенность | Повторительный процесс на уроках цикла естествознания программного материала по теме «Человек». |
Задание 2 | Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы. Использовать знаковосимволические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. | Декодирование графической таблицы. | 50% | К. Я. М.М. Н. Н. Ф.М. Ч. Д. | В ответе записана лишняя цифра, ввиду того, что обучающиеся данной категории необходимо точно обозначать количество верных ответов, чтобы создать ситуацию успешности. | Включать в содержательную часть урока задания, направленных на совершенствование выявленных учебных дефицитов. |
Задание 7 (2) | Использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач/, выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде | Декодирование заково-символической записи в текстовую информацию. | 43% | Б. Д. В. М. Г.Н. В. Н. К. Я. М. М. Ч. Д. | В замешательство обучающихся ввел тот факт, что знаки были представлены в черно-белом варианте, что не соответствует их реальности. Причем, черно-белый вариант одного знака можно интерпретировать в разных вариациях (цвета - синий и красный). | Использование знаково-символической записи, приближенной к реальности, в частности, использование цветового различия. |
Задание 10 (2) | [Будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края. | Дать развернуты й ответ на вопрос. | 37% | Большинство обучающихся | Неуспешность выполнения данного задания выпускниками начальной школы обусловлена скудностью словаря, несформированностью умения строить логически выстроенные предложения, обозначать в ответе все условия задания. | Совершенствование педагогической деятельностью над обогащением пассивного и активного словарей обучающихся, включение тренинговых упражнений по работе с текстом, его анализу, творческих проб стихосложения или сочинительства. |
Задание 6(3) | Умение изображать геометрические фигуры. | Выполнение построения геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. | 33% | Большинство обучающихся | Неуверенность в собственных возможностях, снижением работоспособности, бедностью словаря, не позволяющего строить речевое высказывание в соответствии с условием задания, нарушениями речи. | Необходимость проектирования образовательной деятельности, направленной на постоянное оречевление своей деятельности обучающимися, обучение восприятию сложной инструкции небольшими фрагментами. |
Задание 3 (3) | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе. | Определяют естественную среду обитания животных. | 24% | Большинство обучающихся | Недостаточный уровень усвоения программного материала по теме «Природные зоны». Отсутствие у обучающихся прочных знаний о климате, рельефе, составе почвы, флоре и фауне природных зон способствовали возникновению трудностей у обучающихся при выполнении задания, что предполагает педагогическую запущенность. | Необходимо акцентировать внимание на повторении данного материала и включить его в тематическое планирование для исключения дефицитарного проявления. |
Задание 3 (1) | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) | Работаю с картой. | 10% | Большинство обучающихся | Выявлен критический уровень умений работы с картами. Первичные умения по работе с картами ученики получили на уроках окружающего мира и исторической пропедевтики в начальной школе. Обучающиеся имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Учащиеся знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У обучающихся сложились представления о различии географических и исторических карт. Соответственно, на уроках окружающего мира использовались графические изображения при объяснении нового материала, закреплении знаний, но в штатный режим не вводились из-за отсутствия дидактических материалов. | Углубление и развитие пространственных представлений обучающихся средством деятельности с контурными, физическими картами. |
В заключении хочется выделить обучающихся, у которых, возможно, при обучении в следующем классе возникнут проблемы знаниевого и умениевого характера:
- В. М.
- В. Н.
- Г. Н.
- К. Я.
- Ф. М.
- Ч. Д. (умственная отсталость).
С данными обучающимися необходимо организовать дополнительные занятия по совершенствованию умений активного действия с объектами окружающего мира.
29.09.2018 г. Адамбаева Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"
Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...
Технологическая карта по выявлению уровня сформированности общеучебных умений и навыков
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ...
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (автор М.Ступницкая) учащихся 3 «А» класса
Описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей....
Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся...
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
Данный материал отражает аналитическую деятельность педагога по результатам проведения внешней экспертизы...
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
Данный материал содержит анализ по результатам внешней экспертизы...