Конспект интегрированного урока для 2 класса.
план-конспект занятия (2 класс)

Конспект интегрированного урока для 2 класса. Интеграция предметов русский язык и окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и русскому языку.

2 класс

Тема урока

«Однокоренные слова в Царстве грибов»

Разработала учитель начальных классов

Редька Т.И.

2020 год

 

1.Пояснительная записка

  Мечта каждого педагога - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.  

К традиционным школьным  занятиям  принадлежат,  как  известно,  уроки.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни –   это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребенка”.

 Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления.  В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. 

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время  ощутить свою

    Интеграция позволяет мне приобщить детей к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

     

2.Общие данные.

Название образовательного учреждения:  МАОУ СОШ №7

ФИО автора:  Редька Татьяна Ивановна, учитель начальных классов.

Тема занятия: «Однокоренные слова в Царстве грибов»

Класс:  2

Продолжительность занятия:  40минут

Интегрированный блок: русский язык, окружающий мир.

Изучаемые темы по предметам: 1. Русский язык  «Обобщение по разделу «Природа и мы».

2. Окружающий мир: «Царство грибов».

Тип урока по ФГОС: комбинированный урок.

Цели урока:

Предметные:

Формировать умения в подборе родственных слов, в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов. Познакомить учащихся с царством грибов. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, в работе в парах.

Метапредметные: создание условий для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные:

• обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;

• осознания гражданской идентичности  «Я» - как житель планеты Земля.

Формирование  УУД:

-; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

-умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, использую свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Методы обучения:

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

 Основной структурный элемент: диалог

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.                                 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деят. уч-ся

1.Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло, Он считает – повезло. (Гриб).

Что вы знаете о грибах?

Ответы детей, основанные на жизненном опыте.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Запишите слова (гриб, грибной, грибовница, грибница, грифель), обозначьте орфограммы, докажите их написание.

Что общего в этих словах?

Можно ли назвать их однокоренными?

Объясните значение слов грибница и грибовница.

Оказывается, у слова грибница есть еще одно значение.

Дети подбирают проверочные слова.

Часть слова –гри-.

Нет, слово грифель лишнее, так как имеет другое значение.

Грибовница – суп, грибница – женщина.

Постановка цели урока.

Подумайте, какой будет тема нашего урока?

Будем говорить о грибах и об однокоренных словах.

Конкретизация способа действия. Решение частных задач.

  1. Строение гриба.
  2. Выделение корня в однокоренных словах.

Рассмотрите строение гриба. Назовите его составные части.

А как в разговорной речи мы привыкли называть плодовое тело?

Рассмотрите рисунок, назовите «лишний» гриб. Объясните.

Можно ли по названию гриба узнать, почему он так называется?

Запишите слова, выделите корень.

Шляпка и ножка – плодовое тело, грибница – корневая система.

Гриб.

Мухомор, несъедобный.

Лисички схожи по цвету с лисой, у моховика под шляпкой кожица, как мох, рыжики – рыжие, свинушки, как уши у свиней.

Взаимопроверка в парах.

  1. Взаимосвязь в природе.

В природе все взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Недаром в пословице говорится:

Леса нет, и гриб не родится.

Где дубы, там и грибы.

В чем же заключается эта дружба?

Грибы дают дереву воду и соль, деревья грибам – питательные вещества и сахар.

  1. Словообразование.

Отгадайте загадку:

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - …. (боровик).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Растет в бору.

Суффиксы –ов-, -ик-.

Отгадайте загадку.

В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядим растяпой.

Будто плюшевое ушко, Для соления - …(волнушка).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Шляпка волнистая.

Физкультминутка.

Отгадайте, о каком грибе идет речь?

Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок –

Гриб такой зовут… (масленок).

Запишите название этого гриба.

Почему его так называют?

Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова?

Шляпка масляная, липкая.

5)Работа в парах со справочным материалом.

Определите, в каких лесах, местах растут такие грибы, как подберезовик, подосиновик, лисички, грузди, маслята, сыроежки, шампиньоны.

6)Работа в группах с кроссвордом.

Разгадайте кроссворд о грибах по загадкам.

Какое слово лишнее, почему?

Запишите его, выделите корни.

Сыроежка образовано от двух слов.

Рефлексия.

Почему так говорят: «Иди в лес по грибы с хорошим грибознатцем – с ним и лукошко будет полным.

Кого можно назвать грибознатцем?

Как называется это слово?

Какие же слова называются однокоренными?

Как найти корень в слове?

О чем говорят пословицы:

Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке.

Выдранный с землей гриб – навек погиб.

Срезанный под корешок – даст приплод мешок.

 Почему к грибам нужно относиться бережно?

Что нового узнали на уроке, что понравилось, а что показалось сложным?

Сложное.

                                       

Литература:

1.Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа, 1991. – № 8

2. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.

3.Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1999. - №9.

4.Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока 2 класс

полный конспект интегрированного урока 2 класс . окружающий мир и математика по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока 3 класс. (литературное чтение, музыка) . Тема: Письма с фронта.

Цель урока:Изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом. Задачи урока:УУД:Познавательные: анализировать услышанные и прочитанные письма, ...