Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основная цель проектного метода в начальной школе: развитие свободной творческой личности ребенка.
Проектная деятельность свое центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Заниматься проектами мы начинаем с 1-го класса, когда дети ещё совсем маленькие.
Что такое исследования для маленького ребёнка?
Это наблюдения за жизнью; открытие многих явлений; открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.
Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом
возникают вопросы, находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности, и, таким образом, вовлекается в новые исследования окружающей жизни.
При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка.
В начале обучения (1 класс) в центре внимания ученика находится он сам. Ребенок осознает себя как личность. Поэтому можно предложить ученику первые творческие работы выполнить индивидуально, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например, “Моя семья”, «Родословная». (Слайды)
Далее в процессе обучения (2 класс) зона внимания ученика расширяется. Ребенок начинает соотносить себя с окружающими. Теперь можно предлагать, как индивидуальные проекты, так и работу в небольших группах, и такие темы, как «Мой город», «Профессии» (Слайды, детские работы).
На следующем этапе развития ребенка (конец 2-го класса - 3 класс) возрастает его внимание к окружающему коллективу, повышается интерес к тому, что думают о нем окружающие, проявляются лидерские качества. В этот период можно организовать выполнение коллективного проекта. Мы, например, работали над проектом «В памяти - наше будущее»
И в 3-ем классе уже официально в нашем классе вводится внеурочное занятие «Мир проектов». Готовятся и индивидуальные проекты, и большой коллективный проект.
В течение двух последних лет мы работали над следующими видами проектов: исследовательские проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты.
1. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Примером информационных проектов являются проекты Широкова. В. «Танк - призрак» и Никитиной А. «Этапы космического пути».
Слайды
2. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, выводы и рекомендации.
Рассказ о проектах Бахтадзе А. «Удивительные рыбы рядом с нами» и «Разоблачение легенды»… Слайды
3. Практико-ориентированные проекты
отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.
Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.
Рассказ о проекте «В памяти – наше будущее» … Слайды
Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.
Просмотр видеозаписи защиты проекта победителя районного конкурса «Первые шаги в науку» Бахтадзе Александра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...