Методический семинар "Современный урок"
презентация к уроку

Алтухова Алёна Васильевна

материал предназначен для методических семинаров, педагогических советов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам

Слайд 2

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника .

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий

Слайд 4

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд 4

Слайд 5

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся готовность к разрешению проблем технологическая компетентность готовность к самообразованию готовность к использованию информационных ресурсов готовность к социальному взаимодействию коммуникативная компетентность 5

Слайд 6

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 7

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

Слайд 8

Основные компоненты образовательного процесса Мотивационно-целевой Содержательный Операциональный Рефлексивно-оценочный

Слайд 9

Мотивационно-целевой компонент Для чего будет осуществляться деятельность? Цель Изучаемые объекты Способы изучения объектов

Слайд 10

Содержательный компонент Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Слайд 11

Операциональный компонент Традиционное образование СДП Тексты Ситуации Чтение, слушание и понимание текстов Действия включенности и рефлексия в ситуации Структура оформленных текстов и методы преподавания Технология организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации

Слайд 12

Рефлексивно-оценочный компонент Помогает сформулировать получаемые результаты Предопределить цели дальнейшей работы Скорректировать свой образовательный путь Осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение

Слайд 13

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности ) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Слайд 14

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Слайд 15

Технологии Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные и коммуникативные

Слайд 16

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик 16

Слайд 17

Деятельность обучающихся Работают с источниками информации Критически осмысливают актуальную социальную информацию Решают познавательные и практические задачи Анализируют современные общественные явления и события Анализируют современные общественные явления и события Осваивают типичные социальные роли Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению Выполняют творческие работы и исследовательские проекты 17

Слайд 18

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учителя разные - ведь они вырастают из учеников

Слайд 3

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

Слайд 4

Учитель - мастер, виртуоз Как по нотам играет он свой урок И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Слайд 5

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства . Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов тоже не так много - часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя - тремя «секретами».

Слайд 6

Об одном из таких секретов мы и поговорим сегодня: Структура современного урока

Слайд 7

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.

Слайд 8

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Урок с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока»

Слайд 9

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Слайд 10

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию . Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

Слайд 11

В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент ряд теоретиков - дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И.Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков : 1.Урок изучения нового материала 2.Урок совершенствования ЗУН 3.Урок обобщения и систематизации 4.Комбинированный урок 5.Урок контроля и коррекции ЗУН 6. Нетрадиционный урок

Слайд 12

Структура урока изучения нового материала Организационный момент 1-2 мин. Подготовка к изучению нового материала 5-7 мин Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин. Ознакомление с новым материалом 20 мин. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин. Подведение итогов урока 3 мин. Сообщение домашнего задания и инструктаж 5 мин.

Слайд 13

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков Организационный момент 1 мин. Сообщение темы и цели урока 2 мин. Проверка домашнего задания 3 мин. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин. Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин. Пробное применение знаний. 15 мин. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.

Слайд 14

Структура урока обобщения и систематизации знаний Организационный момент 1-2 мин. Сообщение темы, цели урока 1 мин. Проверка домашнего задания 3 мин. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера. 10 мин. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин. Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин. Оценка результатов урока 3 мин Подведение итогов урока 3 мин. Сообщение домашнего задания 4 мин.

Слайд 15

Структура комбинированного урок Организационный момент 1 мин. Проверка домашнего задания 2 мин Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин. Всесторонняя проверка знаний. 5 мин Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин. Усвоение новых знаний. 10 мин. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин Подведение итогов урока 2 мин. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин

Слайд 16

Структура урока контроля ЗУН Организационный момент 1 мин Сообщение темы и цели урока 1 мин Изложение содержания контрольной или проверочной работы. 2 мин Выполнение работы учащимися. 40 мин Подведение итогов урока. 1 мин

Слайд 17

Структура урока коррекции ЗУН Организационный момент 1 мин Сообщение темы и цели урока 1 мин Анализ типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях и рекомендации по их устранению.(Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками) (иногда на это уходит следующий урок) 11 мин Выполнение учащимися работы над ошибками. 30 мин Подведение итогов урока. 2 мин

Слайд 18

Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа

Слайд 19

Каждый из нас талантлив в чём - то, а вместе мы гениальны! ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Слайд 20

Работу выполнили: Бабкина Е.А. Зубик Г.Н. Чернакова Л.Г. Яцюк К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...