Образовательная программа по внеурочной деятельности "Необычное в обычном" 1 класс
электронный образовательный ресурс
Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол от « » 2019 г. № руководитель МО _______Г.А. Зайцева | Согласовано Зам. директора по ВР ______О.В. Ядрышникова « » 2019 г. | Утверждено Приказом директора Салемальской школы-интерната от « » 2019 г. № _______И.А. Огородникова |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Необчное в обычном
Направление «общеинтеллектуальное»
1 класс
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов | Количество часов в год |
40 минут | 1 раза | 1 час | 33 часа |
Салемал,
2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Необычное в обычном» составлена на основе программы Уразбаева С. У., Конова Н. Г., Вьюгова Т. С. «Мир моих интересов. Комплексная образовательная программа» / под ред. Н. Г. Коновой. - Томск: АНО ДПО «Открытый молодёжный университет», 2016. - 50 с.
Программа «Необычное в обычном» (далее - Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 1 класса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса. Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.
Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.
Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.
Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательных отношений: родитель, обучающийся и учитель. В связи с этим разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.
Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научнотехнической (изобретательской) деятельности.
Задачи:
1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.
2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей.
3. Удовлетворение важных потребностей учащихся - в уважении, признании, общественном одобрении, возможности реализовать свои способности, сохранении и повышении самооценки, в активной деятельности.
4. Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.
5. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды - детей, педагогов, родителей - навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.
Связь содержания программы
с другими предметами
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.
В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».
Особенности реализации программы
Занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;
В основе программы - единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала.
Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока.
Описание места программы в учебном плане
Занятия по курсу «Необычное в обычном» проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы отводится 1 ч в неделю (33 ч. - в 1 классе (33 учебные недели).
Программа внеурочной деятельности «Необычное в обычном» основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.
Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе программы «Необычное в обычном» закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по данной программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.
Принцип системности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Принцип диалогичности. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.
Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.
Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел - реализация - рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Методическая основа занятий - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
К концу учебного года у выпускника программы «Необычное в обычном» предполагается развитие и формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.
Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.
В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.
Личностными результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать свойства, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
Предметными результатами изучения курса «Необычное в обычном» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- как работать с учебной программой в копьютере;
- функциональные отношения между понятиями;
- закономерности и проводить аналогии.
- как отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь:
-делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, интернет ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать химические и физические свойства.
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Формы занятий:
В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:
. в классе:
. занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;
. в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников; образовательные экспедиции и др.
. дома: самостоятельная деятельность на портале.
Занятия в классе
Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах, в парах и группах. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.
На основе предоставляемых к занятиям дополнительных материалов можно организовать проектную и творческую деятельность в классе, либо вместе с родителями провести домашние эксперименты или подготовиться к творческому мероприятию в классе.
Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.
Самостоятельная деятельность учащихся на портале.
Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов:
1 класс - «Кувырком» (Kuvirkom.com).
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.
5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения.
Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Содержание курса
Введение в программу.
Знакомство с содержанием курса, интерактивный электронный учебник. Рабочая тетрадь.
Игровой образовательный портал «Кувырком».
Раздел 1. Природа и естествознание.
Природные явления и жизнь животных в различных условиях. Особенности человека и создаваемых им продуктов. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 2. Гуманитарная сфера
Спортивные достижения и любимые литературные произведения. Персонажи сказок и русские богатыри. Традиции встречи праздников и их истоки. Как оформить и создать своё портфолио. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 3. Математика и техника.
Особенности числа «3». Известные нам системы счёта и меры веса и длины. Что такое головоломки, для чего они нужны и кому полезны. Время и часы. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Раздел 4. Художественно-изобразительное.
Знакомство с понятием «мода» и её историей. Какие узоры бывают и для чего служат. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».
Праздник Портфолио
Сценарий включает: подготовку и проведение выставки творческих работ учеников, выполненных в течение учебного года; выполнение творческих заданий и присвоение номинаций;
создание общего портфолио класса; чаепитие; вручение сертификатов ученикам.
Посвящение в исследователи
«Посвящение в исследователи» является связующим звеном между первой и второй ступенями Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» и представляет собой познавательную командную игру с участием главных героев программы 2 класса «Другой взгляд-другой мир».
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Необычное в обычном»
Выпускник научится: | |
Выполненять задания и работу с интерактивным электронным учебником, заниматься творческой деятельностью. Выполненять задания индивидуально и в парах, в парах и группах. | - активно использовать метод проектов, самостоятельно выбирать темы (подтем) проекта, приобретению опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
Получит возможность научиться | |
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. - осуществлять проектную деятельность | - получать самостоятельный социальный опыт. - участвовать в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
Учебно-тематический план (1 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | Из них | Виды деятельности обучающегося | |||
теор. | прак. | ||||||
Раздел1. Природа и естествознание | |||||||
Различают предметы по цвету, форме, размеру. Описывают то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составляют и преобразовывают фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различают главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделяют закономерности, завершать схемы. Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называют предметы по описанию. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание Объясняют значение слов и выражений. Составляют загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Демонстрируют целенаправленное и осмысленное наблюдение. Демонстрируют чувство времени, веса, расположенности в пространстве
| |||||||
1 | Пузыри | 1 | 1 | ||||
2 | Жизнь в океане | 1 | 1 | ||||
3 | Мыши | 1 | 1 | ||||
4 | Камни | 1 | 1 | ||||
5 | Органы чувств | 1 | 1 | ||||
6 | Собака-друг человека | 1 | 1 | ||||
7 | Необычные природные явления | 1 | 1 | ||||
8 | Океаны | 1 | 1 | ||||
9 | Времена года | 1 | 1 | ||||
10 | Стекло | 1 | 1 | ||||
11 | Вода | 1 | 1 | ||||
12 | Расения-экстремалы | 1 | 1 | ||||
13 | Космос | 1 | 1 | ||||
14 | Самые-самые | 1 | 1 | ||||
Раздел 2. Гуманитарная сфера. | |||||||
1 | |||||||
15 | Леший и Ко | 1 | 1 | ||||
16 | Книжки | 1 | 1 | ||||
17 | Портфолио | 1 | 1 | ||||
18 | Новогодние приключения | 1 | 1 | ||||
19 | 8 марта | 1 | 1 | ||||
20 | Бумага | 1 | 1 | ||||
21 | Спортивные игры | 1 | 1 | ||||
22 | Слова иностранцы | 1 | 1 | ||||
23 | Олимпийские игры | 1 | 1 | ||||
24 | Фразеологизмы | 1 | 1 | ||||
25 | Богатыри | 1 | 1 | ||||
26 | Бюджет | 1 | 1 | ||||
Раздел 3. Математика и техника. | 1 | ||||||
27 | Узоры | 1 | 1 | ||||
28 | Мода | 1 | 1 | ||||
29-32 | Подведение итогов Творческая мастерская | 3 | 2 | 1 | |||
33 | Посвящение в исследователи | 1 | 1 | ||||
| 33 | 14 | 19 |
Материально-техническое обеспечение
В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:
Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).
Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических мате- риалов и методические рекомендации для учителя.
Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).
Образовательно-игровые порталы.
Литература для учителя:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Литература для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Смета на 1 ученика
Наименование | Количество |
Бумага А 4 | 1 |
Ватман Клей гуашь | 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»
Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на со...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»
Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)
Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг» ( 3 класс)...
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс
Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и пред...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...