Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Полнякова Татьяна Юрьевна

  Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

  Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. рочной деятельности в рамках ФГОС.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_matematika.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Языковская средняя  школа имени Н.М.Языкова»

Образовательная программа

 по внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

                                                                                                      Срок реализации:

1 год

Возраст детей:

9-10 лет

Составила:

Полнякова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

                                                                                  2016год

Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.

1.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.

Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении

и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования».

4.

Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении  воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

5.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования

Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

 Пояснительная записка

  Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими и за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2012 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развитие  математического  образа  мышления
Задачи:
-
расширение  кругозора   учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширение знаний  в области многозначных чисел;
- формирование умений  использовать математическую символику;
-формировать умения  правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-формировать умения  делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 4 класса.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 2 часа в неделю, 70 учебных часов.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий  направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность 
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 70 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

                                Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

                                                     Предполагаемые результаты:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.


Метапредметные результаты:

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;

•        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

•        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

•        осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

•        выражать речь в устной и письменной форме;

•        проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•        задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

•        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

           Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 1000,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решениязадачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

   Моделировать  объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.                           

 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Система контроля  и  оценки результатов

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых предметных результатов предметное содержание может быть представлено в виде матрицы (таблица 1). В первом столбце даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором перечислены математические средства, овладение которыми определяет меру учебно-предметной (математической) компетентности, а в третьем – математические действия, в которых данные средства используются.

Содержательная область

Средства математического действия

(понятия. представления)

Математические действия

Числа и величины

Последовательность натуральных чисел

Числовая прямая

Позиционный принцип многозначного числа

Порядок действий

Нумерация

Выполнение арифметических действий с многозначными числами

Определение порядка действий в выражении

Зависимости

Отношения между однородными величинами

Прямая пропорциональная зависимость между величинами

Соотношения между единицами

Решения текстовых задач

Описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами,  формулами и пр.)

Действия с именованными числами.

Элементы геометрии

Форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)

Пространственные отношения между фигурами

Распознавание геометрических фигур

Определение взаимного расположения геометрических фигур

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Содержание программы  (70 часов)

Вводное занятие

Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

1 Раздел «Мир чисел»  (17 часов)

 Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

Интересные приемы устного счёта.- 3 часа

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Упражнения с многозначными числами. – 4часа

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Игра «Знай свой разряд». – 2часа

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

Учимся отгадывать ребусы.- 2часа

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

Загадки- смекалки. – 2 часа

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Знакомьтесь: Архимед!- 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

Знакомьтесь: Пифагор! – 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

2.Раздел «Занимательный мир задач»  (33 часа)

Задачи в стихах.- 2 часа

Решение занимательных задач в стихах на все арифметические действия.

Обратные задачи.- 2 часа

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Составные задачи.- 6 часов

Решение составных задач на нахождение суммы, на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности;  на разностное и кратное сравнение. Решение составных задач на деление суммы на число и числа на сумму.

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.- 2 часа

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 2 часа

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Решение логических задач.- 2 часа

Решение  задач, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ,

задач, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

Задачи на движение в одном направлении.-2 часа

Решение задач на нахождение неизвестного параметра : скорость, время, расстояние- выражении одной неизвестной величины через две известные по условию задачи.

Задачи на встречное движение- 2 часа

Нахождение  различных способов решения задач на встречное движение и выделение наиболее рациональных способов их решения, устанавливание  связи между величинами.

Задачи на противоположное движение  и движение в обратном направлении. 2 часа

Решение задач на нахождение неизвестных параметров при движении в разных направлениях, используя схематические изображения.

Решение задач с именованными числами.-2 часа

описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)

Задачи на пропорциональное деление- 2 часа

Распределение  одного численного  значения величины (например, стоимости) соответственно данным числам (например, соответственно числу вещей в одной группе и числу вещей в другой группе)

Задачи на нахождение неизвестного по двум  разностям.-2 часа

Нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи;

Решение задач международной игры «Кенгуру»- 5 часов

Решение заданий повышенной трудности

3 Раздел « Мир фигур» 19 часов

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.- 2 часа

Построение  числового  луча,  точки, соответствующие заданным числам и определение числа, соответствующие данным точкам, построение  прямого и обратного числового ряда.

Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.- 2 часа

Размещение кораблей на игровом поле 10x10.

Размещения «боевого флота»

  • 1 корабль – ряд из четырех клеток («линкоры» или «четырехпалубники»).
  • 2 корабля – ряд из трех клеток («крейсеры» или «трехпалубники»).
  • 3 корабля – ряд из двух клеток («эсминцы» или «двухпалубники»).
  • 4 корабля – одна клетка («подлодки» или «однопалубники»).

Графы на плоскости.- 2 часа

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.- 3 часа

Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.

( Магический квадрат – это квадрат разделенный на клетки (количество клеток по вертикали и горизонтали одинаково), где в каждую клетку вписан последовательный ряд чисел. Числа записаны так, что их сумма по любым направлениям (диагоналям, горизонталям, вертикалям) постоянна. Каждое число магического квадрата участвует в нескольких разных суммах, и все эти суммы равны между собой)

Решение задач на нахождение площади  фигур.

Магический квадрат. Нахождение объёма фигур.- 3часа

Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.

Решение задач на нахождение объёма  фигур.

Танграм: древняя китайская головоломка.- 1 часа

Знакомство с правилами игры  в головоломку «Танграм»

 Изучение взаимосвязи танграма – древней китайской игры-головоломки и математики.

Конструирование многоугольников из деталей танграма. 4 часа

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

 Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

 Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

                 Тематическое планирование программы «Занимательная математика»

                                                                    4 класс (70 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

(теория  и практика)

Форма контроля

Дата проведения

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Беседа

(презентация «Математика-царица наук»)

  1. Мир чисел

17

2

 Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3

Интересные приемы устного счёта.

3

Выполнение различных приёмов устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

 Использование  презентации для устного счёта.

математический диктант

4

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

4

работа с алгоритмами

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Нахождение значений выражений, определяя порядок действий.

тестирование

5

Игра «Знай свой разряд»

2

Работа с таблицей разрядов.

 Выполнение  заданий на знание разрядов и классов.

тестирование

6

 Учимся отгадывать ребусы.

2

Разгадывание математических ребусов.

Составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

Загадки- смекалки.

2

Разгадывание загадок-смекалок.

Составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

8

Знакомьтесь: Архимед!

2

работа с энциклопедиями и справочной литературой.

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

Презентация «Архимед»

9

Знакомьтесь: Пифагор!

2

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

  1. Занимательный мир задач.

33

10

Задачи в стихах.

2

Решение занимательных задач в стихах.

инсценирование  задач в стихах.

Викторина

11

Обратные задачи.

2

Составление  и решение обратных задач.

познавательная игра «Где твоя пара?»

12

Составные задачи.

6

Решение составных задач на нахождение суммы, на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности;  на разностное и кратное сравнение. Решение составных задач на деление суммы на число и числа на сумму.

тест

14

 Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу

2

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

15

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

16

Решение логических задач.

2

Решение  задачи, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ,

задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

17

Задачи на движение в одном направлении.

2

схематическое изображение задач

18

Задачи на встречное движение

2

схематическое изображение задач

19

Задачи на противоположное движение  и движение в обратном направлении.

2

схематическое изображение задач

20

Решение задач с именованными числами.

2

представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами

21

Задачи на пропорциональное деление

2

Распределение  одного численного  значения величины соответственно данным числам

22

Задачи на нахождение неизвестного по двум  разностям.

2

Нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи;

23

Решение задач международной игры «Кенгуру»

5

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

3 . Мир фигур

19

24

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

2

Построение  числового  луча,  точки, соответствующие заданным числам и определение числа, соответствующие данным точкам, построение  прямого и обратного числового ряда.

25

 Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.

2

Размещение кораблей на игровом поле 10x10.

Размещения «боевого флота»

  • 1 корабль – ряд из четырех клеток («линкоры» или «четырехпалубники»).
  • 2 корабля – ряд из трех клеток («крейсеры» или «трехпалубники»).
  • 3 корабля – ряд из двух клеток («эсминцы» или «двухпалубники»).
  • 4 корабля – одна клетка («подлодки» или «однопалубники»).

Графический диктант

26

Графы на плоскости

2

Знакомство с основными понятиями графов на плоскости (.(плоский граф., вершина графов, рёбра).

Рисование фигур на плоскости не отрывая карандаша.

27

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

3

Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.

Решение задач на нахождение площади  фигур.

28

Магический  квадрат. Нахождение объёма фигур

3

Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.

Решение задач на нахождение объёма  фигур.

29

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

Знакомство с правилами игры  в головоломку «Танграм»

 Изучение взаимосвязи танграма – древней китайской игры-головоломки и математики.

30

Конструирование многоугольников из деталей танграма

4

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Выставка

Фигур из деталей танграма

31

Математический КВН

1

Систематизация знаний по изученным разделам.

31

. Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее ра...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Программа кружка "Занимательная математика" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4  2022г, олимпиады и занимательный материал...