Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. рочной деятельности в рамках ФГОС.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_matematika.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Языковская средняя школа имени Н.М.Языкова»
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Срок реализации:
1 год
Возраст детей:
9-10 лет
Составила:
Полнякова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2016год
Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
4.
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
5.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования
Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими и за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2012 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развитие математического образа мышления
Задачи:
-расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширение знаний в области многозначных чисел;
- формирование умений использовать математическую символику;
-формировать умения правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-формировать умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 4 класса.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 2 часа в неделю, 70 учебных часов.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 70 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- умения складывать и вычитать в пределах 1000,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решениязадачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Система контроля и оценки результатов
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых предметных результатов предметное содержание может быть представлено в виде матрицы (таблица 1). В первом столбце даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором перечислены математические средства, овладение которыми определяет меру учебно-предметной (математической) компетентности, а в третьем – математические действия, в которых данные средства используются.
Содержательная область | Средства математического действия (понятия. представления) | Математические действия |
Числа и величины | Последовательность натуральных чисел Числовая прямая Позиционный принцип многозначного числа Порядок действий | Нумерация Выполнение арифметических действий с многозначными числами Определение порядка действий в выражении |
Зависимости | Отношения между однородными величинами Прямая пропорциональная зависимость между величинами Соотношения между единицами | Решения текстовых задач Описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.) Действия с именованными числами. |
Элементы геометрии | Форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) Пространственные отношения между фигурами | Распознавание геометрических фигур Определение взаимного расположения геометрических фигур |
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание программы (70 часов)
Вводное занятие
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
1 Раздел «Мир чисел» (17 часов)
Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Интересные приемы устного счёта.- 3 часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
Упражнения с многозначными числами. – 4часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Игра «Знай свой разряд». – 2часа
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Учимся отгадывать ребусы.- 2часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Знакомьтесь: Архимед!- 2 часа
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
Знакомьтесь: Пифагор! – 2 часа
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
2.Раздел «Занимательный мир задач» (33 часа)
Задачи в стихах.- 2 часа
Решение занимательных задач в стихах на все арифметические действия.
Обратные задачи.- 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Составные задачи.- 6 часов
Решение составных задач на нахождение суммы, на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности; на разностное и кратное сравнение. Решение составных задач на деление суммы на число и числа на сумму.
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.- 2 часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 2 часа
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Решение логических задач.- 2 часа
Решение задач, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ,
задач, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.
Задачи на движение в одном направлении.-2 часа
Решение задач на нахождение неизвестного параметра : скорость, время, расстояние- выражении одной неизвестной величины через две известные по условию задачи.
Задачи на встречное движение- 2 часа
Нахождение различных способов решения задач на встречное движение и выделение наиболее рациональных способов их решения, устанавливание связи между величинами.
Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении. 2 часа
Решение задач на нахождение неизвестных параметров при движении в разных направлениях, используя схематические изображения.
Решение задач с именованными числами.-2 часа
описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)
Задачи на пропорциональное деление- 2 часа
Распределение одного численного значения величины (например, стоимости) соответственно данным числам (например, соответственно числу вещей в одной группе и числу вещей в другой группе)
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.-2 часа
Нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи;
Решение задач международной игры «Кенгуру»- 5 часов
Решение заданий повышенной трудности
3 Раздел « Мир фигур» 19 часов
Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.- 2 часа
Построение числового луча, точки, соответствующие заданным числам и определение числа, соответствующие данным точкам, построение прямого и обратного числового ряда.
Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.- 2 часа
Размещение кораблей на игровом поле 10x10.
Размещения «боевого флота»
- 1 корабль – ряд из четырех клеток («линкоры» или «четырехпалубники»).
- 2 корабля – ряд из трех клеток («крейсеры» или «трехпалубники»).
- 3 корабля – ряд из двух клеток («эсминцы» или «двухпалубники»).
- 4 корабля – одна клетка («подлодки» или «однопалубники»).
Графы на плоскости.- 2 часа
Магические квадраты. Нахождение площади фигур.- 3 часа
Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.
( Магический квадрат – это квадрат разделенный на клетки (количество клеток по вертикали и горизонтали одинаково), где в каждую клетку вписан последовательный ряд чисел. Числа записаны так, что их сумма по любым направлениям (диагоналям, горизонталям, вертикалям) постоянна. Каждое число магического квадрата участвует в нескольких разных суммах, и все эти суммы равны между собой)
Решение задач на нахождение площади фигур.
Магический квадрат. Нахождение объёма фигур.- 3часа
Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов.
Решение задач на нахождение объёма фигур.
Танграм: древняя китайская головоломка.- 1 часа
Знакомство с правилами игры в головоломку «Танграм»
Изучение взаимосвязи танграма – древней китайской игры-головоломки и математики.
Конструирование многоугольников из деталей танграма. 4 часа
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематическое планирование программы «Занимательная математика»
4 класс (70 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма контроля | Дата проведения |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. Беседа (презентация «Математика-царица наук») | ||
| 17 | ||||
2 | Как люди научились считать. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | ||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 3 | Выполнение различных приёмов устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Использование презентации для устного счёта. | математический диктант | |
4 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 4 | работа с алгоритмами Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Нахождение значений выражений, определяя порядок действий. | тестирование | |
5 | Игра «Знай свой разряд» | 2 | Работа с таблицей разрядов. Выполнение заданий на знание разрядов и классов. | тестирование | |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 2 | Разгадывание математических ребусов. Составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |
7 | Загадки- смекалки. | 2 | Разгадывание загадок-смекалок. Составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |
8 | Знакомьтесь: Архимед! | 2 | работа с энциклопедиями и справочной литературой. создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | Презентация «Архимед» | |
9 | Знакомьтесь: Пифагор! | 2 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |
| 33 | ||||
10 | Задачи в стихах. | 2 | Решение занимательных задач в стихах. инсценирование задач в стихах. | Викторина | |
11 | Обратные задачи. | 2 | Составление и решение обратных задач. | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
12 | Составные задачи. | 6 | Решение составных задач на нахождение суммы, на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности; на разностное и кратное сравнение. Решение составных задач на деление суммы на число и числа на сумму. | тест | |
14 | Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу | 2 | Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. | ||
15 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 2 | Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. | ||
16 | Решение логических задач. | 2 | Решение задачи, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ, задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется. | ||
17 | Задачи на движение в одном направлении. | 2 | схематическое изображение задач | ||
18 | Задачи на встречное движение | 2 | схематическое изображение задач | ||
19 | Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении. | 2 | схематическое изображение задач | ||
20 | Решение задач с именованными числами. | 2 | представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами | ||
21 | Задачи на пропорциональное деление | 2 | Распределение одного численного значения величины соответственно данным числам | ||
22 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | 2 | Нахождение неизвестного по двум разностям с использованием графической модели задачи; | ||
23 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 5 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |
3 . Мир фигур | 19 | ||||
24 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | 2 | Построение числового луча, точки, соответствующие заданным числам и определение числа, соответствующие данным точкам, построение прямого и обратного числового ряда. | ||
25 | Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. | 2 | Размещение кораблей на игровом поле 10x10. Размещения «боевого флота»
| Графический диктант | |
26 | Графы на плоскости | 2 | Знакомство с основными понятиями графов на плоскости (.(плоский граф., вершина графов, рёбра). Рисование фигур на плоскости не отрывая карандаша. | ||
27 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. | 3 | Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов. Решение задач на нахождение площади фигур. | ||
28 | Магический квадрат. Нахождение объёма фигур | 3 | Решение магических квадратов. Создание своих магических квадратов. Решение задач на нахождение объёма фигур. | ||
29 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Знакомство с правилами игры в головоломку «Танграм» Изучение взаимосвязи танграма – древней китайской игры-головоломки и математики. | ||
30 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 4 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | Выставка Фигур из деталей танграма | |
31 | Математический КВН | 1 | Систематизация знаний по изученным разделам. | ||
31 | . Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....
Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее ра...
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Программа кружка "Занимательная математика" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....
Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал
Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал...