Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.
рабочая программа (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь , понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.
Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.
Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств.
Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.
Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_t3kl_rabochaya_programmvolshebnyy_karandash.docx | 110.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Принята на "Согласовано" " Утверждаю "
заседании Педагогического Зам.директора по УВР Директор МКОУ "Михайловская СОШ"
совета ___________/Л.Н.Кичигина/ _________/И.Н.Солохина/
Протокол№_______
«__»_________2019г от « _»_________2019г Приказ №__от «__»_________2019г
Рабочая образовательная программа
по внеурочной деятельности
кружок
"Волшебный карандаш"
для 3 класса
общеобразовательной школы
на 2018 – 2019 уч. г.
Срок реализации программы - 1 год
Социальное направление
Составитель программы
учитель начальных классов
Андросова Татьяна Михайловна
I Квалификационная категория
Сл. Михайловка
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь , понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.
Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.
Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств.
Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.
Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Место курса в учебном плане
. В 1 классе – 66 часов,
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Цель учебного курса:
- Приобщение к искусству
- Овладение способами художественной деятельности
- Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
- Формирование чувства прекрасного, приобщение к культурному наследию
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Развитие индивидуальности
Задачи курса:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств
- Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к
эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли
в жизни человека и общества;
- Овладение элементарной художественной грамотой, формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно творческой деятельности;
- Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными
художественными материалами
Объем программы:
На освоение данной программы в 4 классе отводится 68 ч. в год ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты:
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Используемая литература:
- Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006
- В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.
- В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.
- Серия «Школа рисования для малышей».
- Серия «Искусство детям»
- А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.
- Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.
- М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство.
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
- Актуальность и перспективность курса:
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
- исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1классов
1.4. Количество часов
1 кл – 66 ч.,
1.5 . Продолжительность одного занятия:
в 1 классе – 35-45 минут
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
2.1. Основные разделы
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
3 класс - «Мы художники»
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
2.2. Перечень УУД
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3.Содержание программы.
Тематическое планирование.
1-й класс«Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Прогнозируемые результаты первого года обучения
Должны знать:
-названия основных и составных цветов
-понимать значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись
-изобразительные основы декоративных элементов
-материалы и технические приемы оформления
-названия инструментов, приспособлений
Должны уметь:
-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой
-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы
-подбирать краски в соответствии с настроение рисунка
-владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов и их смешением
-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм
-пользоваться материалами.
Первый уровень результатов-занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой , предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.
Второй уровень результатов-использование приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных конкурсах, выставках
Третий уровень результатов –использование приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Календарно-тематический план первого года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 07.09.2017 | |
3-4 | «Что могут краски?» | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | 14.09.2017 | |
4-5 | «Изображать можно пятном». | 1 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | 21.09.17 | |
6-7 | «Изображать можно пятном».. | 1 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку | 28.09.17 | |
8-9 | «Осень. Листопад». | 1 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 05.10.17 | |
10-11 | «Силуэт дерева». | 1 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 12.10.17 | |
12-13 | «Грустный дождик». | 1 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 19.10.17 | |
14-15 | «Изображать можно в объёме». | 1 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 26.10.17 | |
16-17 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. | 16.11.17 | |
18-19 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | 23.11.17 | |
20-21 | «Узоры снежинок». | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 30.11.17 | |
22-23 | Рисуем дерево тампованием. | 1 | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 07.12.17 | |
24-25 | «Зимний лес». | 1 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 14.12.17 | |
26-27 | «Портрет Снегурочки». | 1 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | 21.11.17 | |
28-29 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону | 28.12.17 | |
30-31 | «Снежная птица зимы».. | 1 | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | ||
32-33 | «Дом снежной птицы». | 1 | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | ||
34-35 | «Ёлочка – красавица». | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | ||
36-37 | «Кто живёт под снегом». | 1 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | ||
38-39 | «Красивые рыбы». | 1 | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала | ||
40-41 | «Мы в цирке». | 1 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | ||
42-43 | «Волшебная птица весны». | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | ||
44-45 | «Моя мама». | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | ||
46-47 | «Цветы и травы» | 1 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». | ||
48-49 | «Цветы и бабочки». | 1 | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | ||
50-51 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | ||
52-53 | «Моя семья» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. | ||
54-55 | «Веселые фигуры» | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | |||
56-57 | «Домашние питомцы» | 1 | Рисование натюрморта | ||
58-59 | «Победителям –Слава! | 1 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. | ||
60-61 | «Весенняя клумба» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. | ||
62-63 | «Веселая игра» | 1 | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. | ||
64-65 | «Лето, здравствуй!» | 1 | Фантазия . Творческая работа. | ||
66 | «Маленькая галерея» | 1 | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельноформулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план второго года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. | ||
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. | ||
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. | ||
4 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. | ||
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации | ||
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени | ||
7. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. | ||
8. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа | ||
9 | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. | ||
10 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | Отношение к животным. Любимое домашнее животное | ||
11 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | Беседа о цветах. Рисование по теме. | ||
12 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме | ||
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. | ||
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | Представления детей о космосе. Рисование. | ||
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | Карнавал. Карнавальная маска. | ||
16 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | Прослушивание сказки. Иллюстрации. | ||
17 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. | ||
18 | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | Рисование по теме | ||
18 | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | Рисование по представлению на заданную тему. | ||
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Прослушивание сказки иллюстрирование. | ||
20 | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему. | ||
21 | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | Беседа о б истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. | ||
22 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | Изображение пейзажа родного края. | ||
23 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. | ||
24 | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | Изображение человека и животных художественными средствами. | ||
25 | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | Беседа о важности бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную тему. | ||
26 | Рисование на тему «Родина моя». | 1 | Передача красоты родного края выразительными средствами. | ||
27 | Изготовление праздничной открытки. | Создание простого подарочного изделия | |||
28 | Конкурс рисунков: «Слава Победе!» | 1 | Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Рисование по представлению на заданную тему. | ||
29 | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | 1 | Создание сюжетных композиций. | ||
30 | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино» | 1 | Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов | ||
31 | Рисование на тему: «Весенние картины» | Беседа о весенних изменениях в природе.. Рисование по представлению на заданную тему. | |||
32 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный. | 1 | Изображение сказочных и фантастических персонажей | ||
33 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | Беседа о любимых игрушках детей. Рисование по теме | ||
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. |
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
- Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
- Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Дата по плану | Дата по факту |
Основы художественной грамоты. 16 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | 5.09 | |
2 | . Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг | 12.09 | |
3 | Натюрморт из трёх предметов. | 1 | Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. | 19.09 | |
4 | Рисующий свет. | 1 | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 26.09 | |
5 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 3.10 | |
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | . Акварель. рисование по методу ассоциаций. | 10.10 | |
7. | . « Осенние листья». | 1 | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. | 17.10 | |
8. | Природная форма – лист. | 1 | Тоновая растяжка цвета, акварель. | 24.10 | |
9 | Натюрморт. | 1 | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | 31.10 | |
10 -11 | Портрет мамы. | 2 | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | 14.11 21.11 | |
12 | «Дворец Снежной королевы». | 1 | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | 28.11 | |
13 | «Цветы зимы». | 1 | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | 5.12 | |
14 | «Прогулка по зимнему саду» | 1 | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | 12.12 | |
15 - 16 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | 19.12 26.12 | |
Графика. 8 ч. | |||||
17 | Вводное занятие, введение в тему. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | 16.01 | |
18 | «Листья и веточки». | 1 | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | 23.01 | |
19 | «Осенние листья» | 1 | Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | 30.01 | |
20 | Натюрморт | 1 | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. | 6.02 | |
21 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного | 20.02 | |
22 | «Село родное» | 1 | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | 27.02 | |
23 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | 6.03 | |
24 | «Терема». | 1 | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала | 13.03 | |
Наше творчество. 1ч. | |||||
25 | «Мир вокруг нас» | 1 | Рисование с натуры. Гуашь . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. | 20.03 | |
Техники изобразительного искусства.4ч. | |||||
26 | Волшебные нитки. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. | 3.04 | |
27 | Кляксография. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. | 10.04 | |
28 | Выдувание. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. | 17.04 | |
29 | Пальчиковая живопись | 1 | Практическая работа. Работа выполняется пальцами | 24.04 | |
Наше творчество. 5 ч. | |||||
30 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | 8.05 | |
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | 15.05 | |
32 | «Мы рисуем бабочку». | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | 22.05 | |
33 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | 27.05 | ||
34 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | 29.05 | ||
Итого: 34 часа |
4 -й класс«Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
- Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Дата по плану | Дата по факту | |
Основы изобразительной грамоты.26 ч | ||||||
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | 1 | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. | |||
2 | Творческие работы на тему «Здравствуй школа...» | 1 | Беседа о летних каникулах. Рисование по теме. Рисование цветными карандашами и красками. | |||
3-4 | Творческие работы на тему «Один день лета...» | 2 | Беседа о изобразительных материалах: цветные карандашами, акварельные и гуашевые краски. | |||
5 | Рисующий свет. | 1 | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | |||
6 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | |||
7-8 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | Акварель. рисование по методу ассоциаций. | . | ||
9-10 | Осенние листья». | 1 | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. | |||
11-12 | Осенний натюрморт | 2 | . Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | |||
13 | Небо в искусстве.. | 1 | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт | |||
14-15 | Монотипия. «Отражение в воде». | 2 | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | |||
16-17 | «Зимние забавы». | 2 | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | |||
18-19 | « Цветы и травы осени». | 2 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | |||
20 | « Скачущая лошадь». | 1 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |||
21-22 | «Улицы моего села». . | 2 | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам | |||
23-24 | «Новогодний бал» | 2 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |||
25-26 | Выставки, экскурсии. | 2 | Обсуждение . | |||
Декоративно – прикладное искусство. 25ч | ||||||
27 | Введение в тему. | 1 | Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. | |||
28-29 | «Цветы». | 2 | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | |||
30 | «Цветы и травы». | 1 | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | |||
31-32 | «Цветы и бабочки» | 2 | Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | |||
33-34 | Плакат – вид прикладной графики. | 2 | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | |||
35-36 | Поздравления к 23 февраля. | 2 | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | |||
37-38 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 2 | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | |||
39-40 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 2 | Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. | |||
41-42 | «Осенние листья». | 2 | Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | |||
43-44 | «Туманный день».. | 2 | Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией | |||
46 | Кукольный антураж. | 1 | Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | |||
47-48 | Цветоведение. | 2 | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | |||
49-50 | Флористика.. | 2 | Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий | |||
51-52 | Оформление работ, выставки, посещение выставок. | 2 | ||||
Наше творчество. 5ч | ||||||
53-54 | «День Победы» | 2 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал | |||
55 | Творческая аттестационная работа.. | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | |||
56 | Оформление работ к выставке | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | |||
57 | «Наша галерея». | 1 | Выставка творческих работ |
Наше творчество. 2ч. | |||||
58-59 | «Мир вокруг нас» | 1 | Рисование с натуры. Гуашь . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. | ||
Техники изобразительного искусства.9ч. | |||||
60-61 | Волшебные нитки. | 2 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. | ||
62-63 | Кляксография. | 2 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. | ||
64-65 | Выдувание. | 2 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. | ||
66 | Пальчиковая живопись | 1 | Практическая работа. Работа выполняется пальцами | ||
67 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | ||
68 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | |||
Итого 68 часов |
4. Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
- Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьника
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
Творческие работы на тему «Здравствуй школа...» | Беседа о летних каникулах. Рисование по теме. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 7.09 | |
Творческие работы на тему «Один день лета...» | Беседа о изобразительных материалах: цветные карандашами, акварельные и гуашевые краски. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 14.09 | |
Рисунки на тему «Дары природы» | Рассказ времени года осень. Рисование по теме. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 21.09 | |
Секреты мастера | Знакомство с пальчиковыми красками. Орнамент. Просмотр презентации. Рисование восковыми мелками | Воскография | 1 | 26.09 | |
Осеннее дерево | Воскография | 1 | 5.10 | ||
Кораблик | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени, а именно дерева с использованием техники аппликация. | РИСОВАНИЕ НА МЯТОЙ БУМАГЕ | 1 | 12.10 | |
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. | Конкурс рисунков. Рисование цветными карандашами. | 1 | 19.10 | |
Мои любимые животные (лепка). | Рассказ о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки использование изобразительных материалов: цветные карандашами, акварельные и гуашевые краски, пластилин. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | 1 | 26.10 | |
Иллюстрация к сказке | Прослушивание сказки. Рисование медведя кулачками и пальчиками. | Рисование пальчиками и ладошками. | 1 | 9.11 | |
Конкурс рисунков на тему: «Несуществующие животные» | Просмотр презентации. Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 16.11 | |
Рисуем домашних питомцев | Беседа о домашних животных. Просмотр презентации. Рисование по теме. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 23.11 | |
Рисуем диких животных. | Беседа о диких животных. Просмотр презентации. Рисование белым мелом по чёрном фоне. | Рисование белым мелом. | 1 | 30.11 | |
«Снеговик» | Просмотр презентации. Рисование снеговика ватными палочками. | Рисование ватными палочками. | 1 | 7.12 | |
Новогодняя открытка «Дед Мороз» | Беседа о праздновании Нового года. | Рисование фломастерами и карандашами цветными | 1 | 14.12 | |
Конкурс рисунков на тему: «Новогодняя красавица» | Беседа о праздновании Нового года. Рисование на стекле. | Рисование акварелью. | 1 | 21.12 | |
«Рисуем узоры» | Рисование по представлению на заданную тему. | Рисование гуашью и свечой. | 1 | 28.12 | |
«Снежное дерево» | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. | Рисование ватными палочками. | 1 | 18.01 | |
Знакомство с хохломской росписью. | Знакомство с народными промыслами. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 25.01 | |
Ежик | Прослушивание сказки. Рисование по теме. «Кляксография» | Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали | 1 | 01.02 | |
Рисуем цветы | Беседа о цветах. Загадки. «Рисование по мокрой бумаге». | Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. | 1 | 08.02 | |
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья» | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование птицы. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 15.02 | |
Поздравительная открытка к 23 февраля | Просмотр презентации. | Рисование в технике «граттаж» | 1 | 29.02 | |
«Моя Родина» | Презентации репродукций картин русских художников. | «Монотопия» Лист бумаги складывается пополам, наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. Получается зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить. | 1 | 14.03 | |
Портрет мамы | Видеофильм о цветах. Рисование по теме. | Рисование ватными палочками. | 1 | 21.03 | |
Конкурс на самый красивый рисунок | Изображение орнамента для фантика разнымихудожественными средствами. | Конкурс на самый красивый фантик | 1 | .03 | |
Рисование на тему: « Красота вокруг нас» (гуашь) | Рисование цветов методом «кляксография-ниточкой» | Рисование красками. | 1 | .03 | |
Рисунки на тему: «Вселенная и мы» (гуашь,набрызг) | Создание сюжетных композиций на тему Космос». Изображение ракеты. | Рисование красками в технике набрызг. | 1 | 04.04 | |
Стрекоза и роза | Создание сюжетной композиции. Изображение предметов. | «Фроттаж». Рисование восковыми мелками или карандашами. | 1 | 11.04 | |
«На лугу» | Создание сюжетной композиции. Изображение предметов. | «Фроттаж». Рисование восковыми мелками или карандашами. | 1 | 18.04 | |
Рисование на тему «Родина моя» (У реки…) (гуашь) | Передача красоты родного края выразительными средствами. Рисование кулачками, ладошками и пальчиками. | Рисование цветными карандашами и красками. | 1 | 25.04 | |
Рисунки на тему: «День победы» | Беседа о празднике День Победы. | Рисование в технике граттаж. | 1 | 16.05 | |
Рисунки на тему: «Скоро лето» | Создание сюжетных композиций разнымихудожественными средствами. | Рисунки на тему: «В предчувствии летних каникул» | 23.05 | ||
33-34 | «Чему мы научились за год» | Просмотр с обсуждением работ. | Выставка наших работ. | 1 | 30.05 |
1. Список рекомендуемой учебно – методической литературы:
1. Методическое пособие. Учимся рисовать. Шалаева Г. П., 2007;
2. Краткий словарь художественных терминов Сокольникова Н. М., 2010;
3. Методическое пособие. Изобразительное искусство в школе Чарнецкий Я. Я., 2010;
4. Методическое пособие. Изобразительное искусство и художественный труд Михайлова Н. М., 2010;
5. Методическое пособие. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Башаева Т. В., 2008;
6. Методическое пособие. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования Биляева С. Е., 2006;
7. Методическое пособие. Русская глиняная игрушка. БогуславскаяИ. Я., 2009;
8. Методическое пособие. Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкин Е. К., 2010.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов в год., продолжительность каждого занятия 40- 60 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе. Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные програм...
Внеурочная деятельностьобщеинтеллектуальной направленности«Мир вокруг нас » на 2018 – 2019 учебный год
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно&helli...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-2 классе "Хор", 2016-2018 уч. год
Календарно- тематическое планирование...