Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год».
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года (из расчета 1 час в неделю.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Мир, в котором я живу»
Автор: Ионова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о.Кинель
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год».
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года (из расчета 1 час в неделю.)
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Целью данной программы является формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта.
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа «Мир, в котором я живу» по духовно-нравственному направлению развития личности представлена групповыми занятиями, которые входят в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Групповые занятия «Мир, в котором я живу» проводятся с 1-го по 4-й год обучения и предполагают проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками во второй половине дня (1 час в неделю).
- 1 год обучения – 33 часа;
- 2 год обучения – 34 часа;
- 3 год обучения – 34 часа;
- 4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Виды деятельности и предлагаемые формы:
- коллективные творческие дела;
- беседы;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения;
- экскурсии;
- заочные путешествия;
- исследование объектов;
- практические работы;
- тренинги;
- творческие проекты;
- презентации.
Общая характеристика курса
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» в занимательно-игровой форме познакомит обучающихся с планетой Земля, с миром природы. Дети получат расширенные представления о растениях и животных, о морях, океанах, реках и озерах, узнают, что человек – часть экологической системы.
В программу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» входят занятия, которые помогут детям получить знания о планете Земля – единой экосистеме.
Учащиеся должны уметь применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ. Данная программа развивает умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в незнакомых ситуациях.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с 1-го класса. Знания и навыки, полученные учениками в 1-м классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Проблема взаимодействия человека и окружающей среды сохраняет актуальность. Ведь у всех нас только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. Человек и его планета – нас только двое во Вселенной. Поэтому программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» направлена на усвоение детьми экологических правил, знаний о строении Земли, истории возникновения Солнечной системы, умение ориентироваться в окружающем мире, практическое применение своих знаний. При составлении программы учтены интересы и возрастные особенности детей.
Данная программа по пропаганде бережного отношения к окружающей природе – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на природе, тем красивее будет наша Земля.
Механизм оценки результатов по программе
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдений).
В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика, которая проводится после изучения основных разделов;
- решение проблемных ситуаций в ходе проведения сюжетно – ролевых игр с какой-либо проблемной ситуацией, где они должны предложить наиболее конструктивное ее решение;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
- анкетирование учащихся и родителей;
- конкурсы;
- выставки рисунков и поделок;
- защиты творческих работ.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
К концу 4-го класса дети должны:
Знать | Уметь | Владеть |
– наиболее типичных представителей животного мира России; – какую пользу приносят представители животного мира; – некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; – планета Земля – наш большой дом; – Солнце – источник жизни на Земле; – неживое и живое в природе; – основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); – влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); – значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); – значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; – многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; – основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); – организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; – условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; – различия съедобных и несъедобных грибов; – позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; – способы сохранения окружающей природы; – что такое наблюдение и опыт; – экология – наука об общем доме; – экологически сообразные правила поведения в природе. | – узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; – ухаживать за домашними животными и птицами; – выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; – применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; – ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); составлять экологические модели, трофические цепи; – доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; – заботиться о здоровом образе жизни; – заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; – предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); – улучшать состояние окружающей среды (жилища, двора, улицы, ближайшего природного окружения); – осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; – наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; – оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; – ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; | – теоретическими знаниями из области экологии; – рядом экологических понятий; – начальными навыками практической природоохранной деятельности; – начальными формами исследовательской деятельности; – элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. |
Ожидаемые результаты
Личностные результаты::
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результататы:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни.
Курс «Мир, в котором я живу» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Уровни результатов освоения программы
Первый уровень результатов освоения программы – уровень представления (знакомства) | Второй уровень результатов – уровень воспроизведения | Третий уровень результатов – уровень умений, навыков и творчества |
Обучающийся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение, а также духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурс рисунков, | Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На этом уровне необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо «добывать» прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. |
Программа «Мир, в котором я живу» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- любовь к Родине;
- патриотизм;
- уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Содержание курса
1-й год обучения
Раздел 1. Мой дом за окном. Дом, где мы живем. Откуда берется и куда девается мусор? Деревья твоего двора. Птицы нашего двора. Практические занятия «Уборка школьного двора», «Изготовление кормушек для птиц». Экскурсии «Краски и звуки зимы» по территории школы.
Раздел 2. Я и мое окружение. Моя квартира. Моя семья. Комнатные растения в квартире, в классе. Животные в доме. Практические занятия «Создание уюта в классной комнате», «Уход за комнатными растениями», «Маленький огород на подоконнике».
Раздел 3. Гигиена моего дома. Уход за квартирой. Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда. Моделирование и демонстрация одежды. Практические занятия «Русская национальная одежда», «Уход за одеждой».
2-й год обучения
Введение. Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Принятие в юные экологи.
Раздел 1. Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.
Раздел 2. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.
3-й год обучения
Введение. История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и животные живут сегодня? Наблюдения в природе.
Раздел 1. Среда обитания. Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Наблюдение за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле». Круговорот азота в природе.
Раздел 2. Жизнь животных. Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?». Почему нужно защищать природу? Экологический проект. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Наблюдения в живой природе.
4-й год обучения
Раздел 1. Моря и океаны. Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела. «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки». Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Острова. Как создаются острова?
Раздел 2. Равнины. Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Равнинные хищники.
Раздел 3. Пустыни. Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.
Раздел 4. Леса. Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизнь лиственного леса. Вечнозеленые леса Севера. Зима в северных лесах. Сухие и жаркие леса Австралии. Роль человека в изменении животного мира Австралии.
Раздел 5. Горы. Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Редкие животные.
Раздел 6. Реки и озера. Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.
Раздел 7. Человек и животные. Ролевая игра «Это все – кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья».
Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подведения итогов | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Личностные: стремление к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Коммуникативные: построение понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. | – Знакомятся с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ. – Выясняют, что такое экология. | ||||
1. | Что такое экология? | Понятие «Экология» | Беседа | |||
Раздел 1. Мой дом за окном. | – Определяют внешний вид своего дома, из чего он сделан, окраску стен, этажность. – Изучают технику безопасности. Распределяют обязанности. – Выясняют, откуда берется мусор и куда девается мусор. – Наблюдают за природой, за изменениями в неживой природе, за деревьями. – Знакомятся с зелеными насаждениями перед домом, во дворе школы. – Знакомятся с многообразием птиц, выделяют их существенные и отличительные признаки. | |||||
2. | Дом, где мы живем | Составление ус- тного рассказа | ||||
3. | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Практическое занятие | ||||
4. | Откуда берется и куда девается мусор? | Беседа | ||||
5. | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | Снегопад | Экскурсионная беседа | |||
6. | Деревья твоего двора | Беседа | ||||
7. | Экскурсия по территории школы | Экскурсионная беседа | ||||
8. | Птицы нашего двора | Составление письменного рассказа | ||||
9. | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Практическое занятие | ||||
Раздел 2. Я и мое окружение | Личностные: приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Познавательные: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной формах; Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. | – Знакомятся с происхождением слова «семья». – Читают стихи, художественную литературу о семье, любви, дружбе, труде. – Определяют познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. – Подготавливают семена к посеву, подготавливают почву. – Наблюдают за набуханием почек на деревьях и веточках в природе и в классе. – Знакомятся с домашними животными. – Читают рассказы, стихи о домашних животных | ||||
10. | Моя квартира | Беседа | ||||
11. | Моя семья | Происхождение слова «семья» | Беседа | |||
12. | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | Практическое занятие | ||||
13. | Рассказы, стихи о семье | Конкурс | ||||
14. | Комнатные растения в квартире, в классе | Анкетирование | ||||
15. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | Практическое занятие | ||||
16. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | Практическое занятие | ||||
17. | Экскурсия в парк | Экскурсионная беседа | ||||
18. | Животные в доме | Составление проекта | ||||
19. | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | Конкурс | ||||
Раздел 3. Гигиена моего дома | Личностные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Познавательные: использование дополнительных источников информации, нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; Коммуникативные: понимание различных позиций других людей, отличных от собственной. | – Устанавливают режим проветривания класса. – Знакомятся с бытовыми приборами. Составляют список бытовых приборов в квартире. – Наблюдают за развитием ростков, листочков на срезанных веточках. – Знакомятся с одеждой и обувью, с русской народной одеждой. – Знакомятся с историей русского костюма. | ||||
20. | Уход за квартирой | Беседа | ||||
21. | Гигиена класса | Беседа | ||||
22. | Практическое занятие «Гигиена класса» | Составление памяток | ||||
23. | Бытовые приборы в квартире | Беседа | ||||
24. | Экскурсия в школьную столовую | Экскурсионная беседа | ||||
25. | Природа в квартире и в классе | Беседа | ||||
26. | Наша одежда и обувь | Беседа | ||||
27. | Русская народная одежда | Беседа | ||||
28. | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | Проекты | ||||
29. | Практическая работа «Уход за одеждой» | Составление памяток | ||||
30. | Экскурсия в музей | Экскурсия | ||||
31. | Моделирование и демонстрация одежды | Защита творческих работ | ||||
32. | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | – Подготавливают почвы к садке комнатных растений. – Посадка комнатных растений. | Практическое занятие | |||
33. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | Практическое занятие |
Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение пред-метных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Личностные: ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивание их возможного влияния на будущее. Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | – Знакомятся с целями и задачами и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. – Знакомятся с планетами Солнечной системы, особенностями каждой планеты. – Знакомятся с книгами по экологии при посещении библиотеки. | ||||
1. | Вводное занятие | Беседа | ||||
2. | Мы – жители планеты Земля | Беседа | ||||
3. | Планета Земля в Солнечной системе | Понятие «Солнечная система» | Беседа | |||
4. | Что такое окружающая среда и окружающая природа | Понятия «Окружающая среда», «Окружающая природа» | Беседа | |||
5. | Принятие в юные экологи | Составление правил | ||||
6. | Первые уроки экологической этики | Составление и разработка экознаков | ||||
Раздел 1. Неживое в природе | Личностные: ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов. Коммуникативные: ориентирование на позицию партнера в общении. | – Знакомятся с неживой природой. – Проводят опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). – Знакомятся с понятиями погоды и климата. – Знакомятся с временами года в неживой природе. – Прогнозируют природные изменения по народным приметам, выявляют причины несовпадения их с реальностью. | ||||
7. | Неживая природа | Беседа | ||||
8. | Солнце – источник тепла и света | Беседа | ||||
9. | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений | Понятие «Почва» | Беседа | |||
10. | Погода. Климат. Прогноз погоды | Понятия «Погода», «Климат» | Беседа | |||
11. | Предсказание погоды по народным приметам. Конкурс народных примет. | Конкурс | ||||
12. | Времена года в неживой природе | Беседа | ||||
13. | Диалоги с неживой природой. Ролевая игра «Пойми меня» | Игра | ||||
14. | Обращение юных экологов к ровесникам | Диагностика | ||||
Раздел 2. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | ||||||
15. | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | Понятие «Живая природа» | Личностные: объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. Регулятивные: оценивать собственные знания и умения. Познавательные: проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) жизнедеятельность растений, животных в связи с временем года. Коммуникативные: учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
| – Знакомятся с живой природой, признаками. – Знакомятся с загрязнителями воды. – Знакомятся с культурой поведения в природе по отношению к растениям. – Составляют экологические памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». – Знакомятся с комнатными растениями разных экологических групп. – Готовят сообщения о разнообразных теплолюбивых и холодостойких растениях. – Знакомятся с особенностями светолюбивых теневыносливых растений. – Знакомятся с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. – Знакомятся со съедобными и несъедобными грибами. | Беседа | |
16. | Экологические связи неживой и живой природы | Беседа | ||||
17. | Вода и жизнь | Составление устного рассказа | ||||
18. | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | Беседа | ||||
19. | Растения – рядом. Игра «Угадай растение по описанию» | Игра | ||||
20. | Будем понимать и любить растения! Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» | Игра | ||||
21. | Экологические памятки для детей и взрослых | Составление экологичес- ких памяток | ||||
22. | Разнообразие царства растений | Беседа | ||||
23. | Комнатные растения. Размножение комнатных растений | Беседа | ||||
24. | Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | Понятия «Теплолюбивые растения», «Холодностойкие растения» | Беседа | |||
25. | Хвойные и лиственные растения. Работа с гербарием «Хвойные лиственные растения области» | Беседа | ||||
26. | Дикорастущие растения и культурные растения | Понятие «Дикорастущие растения» | Беседа | |||
27. | Культурные растения поля, сада и огорода | Понятие «Культурные растения» | Беседа | |||
28. | Праздник «В страну овощей» | Выставка | ||||
29. | Лекарственные растения. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений» | Понятие «Лекарственные растения» | Составление памятки | |||
30. | Царство грибов | Беседа | ||||
31. | Съедобные и несъедобные грибы | Беседа | ||||
32. | Микроскопические организмы | Практическая работа с микроскопом | ||||
33. | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | Практическое занятие | ||||
34. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | Практическое занятие |
Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Коммуникативные: понимание различных позиций других людей, отличных от собственной. | – Работают со схемами «Движение плит», «Возникновение жизни на Земле», работают с картой мира, картой полушарий. – Сравнивают животных одного вида, живущих на разных континентах. – Называют объекты живой и неживой природы. | ||||
1. | Вводное занятие | Беседа | ||||
2. | История Земли. Окаменелости. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли» | Конкурс рисунков | ||||
3. | Жизнь на Земле. Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом» | Игра | ||||
4. | Где растения и животные живут сегодня? | Беседа | ||||
5. | Наблюдения в природе. Игра «Живое-неживое» | Игра | ||||
Раздел 1. Среда обитания. | ||||||
6. | Среда обитания. Природные зоны | Понятие «Среда обитания» | Личностные: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; доводить дело до конца. Познавательные: использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т.д.) и литературу о своем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
| – Определяют среду обитания. – Знакомятся с причинами регулярных изменений. – Знакомятся с жизнью насекомых, зависимостью от солнца и тепла. – Знакомятся с ночной жизнью насекомых, приспособленностью ночных животных. – Выясняют зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков. – Сравнивают времена года в разных географических поясах Земли. – Устанавливают взаимосвязи растительности, потребителей ее и хищников. – Знакомятся с явлениями парникового эффекта. | Беседа | |
7. | Изменения окружающей среды | Беседа | ||||
8. | Зависимость от приливов и отливов. Игра «Угадай по силуэту» | Игра | ||||
9. | Жизнь днем | Беседа | ||||
10. | Наблюдения в природе | Беседа | ||||
11. | Ночная жизнь. Игра «День–ночь» | Игра | ||||
12. | Сезонные изменения | Беседа | ||||
13. | Времена года на Земле. Игра-путешествие | Игра | ||||
14. | Год растения. Год животного | Беседа | ||||
15. | Сообщества. Изменения сообществ. Выпуск листовок «Береги природу!» | Изготовление листовок | ||||
16. | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | Беседа | ||||
17. | Пищевые цепочки и связи. Игра-соревнование «Составь цепочку» | Игра | ||||
18. | Наблюдение за сообществом | Беседа | ||||
19. | Циклы в природе. Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве. Игры с воздушными шарами | Беседа, игра | ||||
20. | Круговорот углерода в природе | Беседа | ||||
21. | Парниковый эффект. Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле» | Понятие «Парниковый эффект» | Проект | |||
22. | Круговорот азота в природе | Беседа | ||||
Раздел 2. Жизнь животных | ||||||
23. | Жизнь животных | Личностные: адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий. Познавательные: На основе имеющихся знаний уметь различать реальные исторические факты от вымыслов. Коммуникативные: пересказывать и понимать тексты о природе, работать под руководством учителя. | – Знакомятся с деленем животных по способу воспроизводства. – Защищают проекты сообщения «Я удивлен!» о животных. – Выявляют взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных. – Знакомятся с понятем «вид», причинами вымирания видов. – Рассматривают и обсуждают внешний вид и образ жизни различных видов динозавров. – Знакомятся с Красной книгой России и области, редкими и исчезающими животными и растениями, насекомыми. | Беседа | ||
24. | Группы животных по способу воспроизводства | Беседа | ||||
25. | Круглый стол «В мире животных» | Круглый стол | ||||
26. | Наблюдения в неживой природе | Беседа | ||||
27. | Вымирающие организмы. Мини-сочинение «Почему…» | Соченине | ||||
28. | Динозавры – вымерший вид животных. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?» | Проекты | ||||
29. | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Беседа | ||||
30. | Почему нужно защищать природу? Экологический проект | Проекты | ||||
31. | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Понятие «Красная книга» | Анкетирование | |||
32. | Красная книга области. Акция в школе «Знай и сохраняй!» | Беседа | ||||
33. | Наблюдения в живой природе. Экскурсия | Экскурсионная беседа | ||||
34. | Брейн-ринг «В мире животных» | Игра |
Учебно-тематическое планирование 4-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение пред-метных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
1. | Вводное занятие | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаю- щего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; Регулятивные: предвосхищение результата; адекватное восприятие предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; устанавливать причинно-следственные связи. | – Знакомятся с ролью океана в жизни Земли. – Просматривают видеофильмы о жизни в поверхностном слое океана. – Знакомятся с многообразием аквариумных рыб. – Знакомятся с многообразием животного мира рифов. – Собирают сведения о загрязнении Мирового океана. – Подготавливают и защищают проекты в группах. – Знакомятся с понятием «остров». | Беседа | ||
Раздел 1. Моря и океаны | ||||||
2. | Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы | Беседа | ||||
3. | Жизнь поверхностного слоя. Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?» | Сочинение | ||||
4. | Рыбы. Форма тела | Беседа | ||||
5. | «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки» | Беседа | ||||
6. | Поле чудес «Знатоки мира рыб» | Игра | ||||
7. | Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа» | Беседа | ||||
8. | Нефтяные загрязнения. Выпуск листовки «Нет нефтяным загрязнениям» | Изготовление листовок | ||||
9. | Экологический проект «Чистый берег» | Проекты | ||||
10. | Острова. Как создаются острова. Географическая игра «Найди и покажи» | Понятие «Остров» | Игра | |||
Раздел 2. Равнины | ||||||
11. | Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Игра «Найди отличия» | Понятие «Равнины» | – Знакомятся с понятием «равнина». – Определяют покровительственную окраску и другую приспособленность хищников. | Игра | ||
12. | Равнинные хищники. Видеозанятие «Львиный прайд» | Беседа | ||||
Раздел 3. Пустыни | ||||||
13. | Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне | – Знакомятся с жителями жаркой пустыни. – Устанавливают важность растений для сухих районов. – Выясняют, что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь. | Беседа | |||
14. | Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Игра «Кто где живет?» | Игра | ||||
15. | Растущие пустыни. Роль человека | Беседа | ||||
16. | Экологический проект «Нет продвижению пустынь!» | Проекты | ||||
Раздел 4. Леса | ||||||
17. | Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?» | – Подготавливают проекты о жизни лесных обитателей. – Знакомятся с жителями хвойных лесов. – Устанавливают причины своеобразия растительного мира в зоне полупустынь. – Угадывают по описанию животных обитателей Австралии. | Сочинение | |||
18. | Времена года. Жизнь лиственного леса | Беседа | ||||
19. | Подготовка экологического проекта «Жизнь леса» | Проекты | ||||
20. | Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах | Беседа | ||||
21. | Сухие и жаркие леса Австралии | Диагностические упражнения | ||||
22. | Занятие-игра «Узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии | Игра | ||||
Раздел 5. Горы | ||||||
23. | Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах | – Знакомятся со своеобразием животного мира в горах. – Составляют цепи питания. – Составляют макет «Жизнь в горном климате». | Беседа | |||
24. | Редкие животные | Беседа | ||||
25. | Составление макета «Жизнь в горном климате» | Макеты | ||||
Раздел 6. Реки и озера | ||||||
26. | Реки и озера. Мини-сочинение «Как образуются реки и озера?» | Понятия «Река», «Озеро» | – Знакомятся со знаменитыми реками мира. – Проводят беседы об обитателях пресных вод. – Знакомятся с причинами загрязнения водоемов. – Знакомятся с обитателями рек – рыбами. | Сочинение | ||
27. | Путь реки. Географическая игра «Покажи на карте» | Игра | ||||
28. | Пресноводные растения и животные. Игра «Кто где живет?» | Игра | ||||
29. | Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов | Диагностические упражнения | ||||
Раздел 7. Человек и животные | ||||||
30. | Ролевая игра «Это все – кошки» | – Рассказывают о своих питомцах. – Обсуждают повадки различных видов кошачьих. | Игра | |||
31. | Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья» | Викторина | ||||
Заключение | ||||||
32. | Наблюдение-экскурсия | – Наблюдают за насекомыми. – Проводят акцию по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. | Экскурсионная беседа | |||
33. | Акция «Начни с себя!» | |||||
34. | Круглый стол |
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- документ-камера:
- система PROLOG
Список использованной литературы
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. -№ 8.
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-441943-1398510109.jpg)
Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-618404-1428230063.jpg)
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Хореография»
Программа данного курса представляет систему спортивно-оздаровительных занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на два года обучения. Первый год обучения 99 часов (3 часа в неделю – в 1 ...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»
Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на со...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»
Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-693576-1456588888.jpg)
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)
Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг» ( 3 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931366-1497420704.jpg)
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу»(экологическое воспитание)...