Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год».
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года (из расчета 1 час в неделю.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 84.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Мир, в котором я живу»
Автор: Ионова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о.Кинель
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год».
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальной школе свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года (из расчета 1 час в неделю.)
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Целью данной программы является формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта.
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа «Мир, в котором я живу» по духовно-нравственному направлению развития личности представлена групповыми занятиями, которые входят в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Групповые занятия «Мир, в котором я живу» проводятся с 1-го по 4-й год обучения и предполагают проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками во второй половине дня (1 час в неделю).
- 1 год обучения – 33 часа;
- 2 год обучения – 34 часа;
- 3 год обучения – 34 часа;
- 4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Виды деятельности и предлагаемые формы:
- коллективные творческие дела;
- беседы;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения;
- экскурсии;
- заочные путешествия;
- исследование объектов;
- практические работы;
- тренинги;
- творческие проекты;
- презентации.
Общая характеристика курса
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» в занимательно-игровой форме познакомит обучающихся с планетой Земля, с миром природы. Дети получат расширенные представления о растениях и животных, о морях, океанах, реках и озерах, узнают, что человек – часть экологической системы.
В программу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» входят занятия, которые помогут детям получить знания о планете Земля – единой экосистеме.
Учащиеся должны уметь применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ. Данная программа развивает умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в незнакомых ситуациях.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с 1-го класса. Знания и навыки, полученные учениками в 1-м классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Проблема взаимодействия человека и окружающей среды сохраняет актуальность. Ведь у всех нас только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. Человек и его планета – нас только двое во Вселенной. Поэтому программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» направлена на усвоение детьми экологических правил, знаний о строении Земли, истории возникновения Солнечной системы, умение ориентироваться в окружающем мире, практическое применение своих знаний. При составлении программы учтены интересы и возрастные особенности детей.
Данная программа по пропаганде бережного отношения к окружающей природе – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на природе, тем красивее будет наша Земля.
Механизм оценки результатов по программе
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдений).
В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика, которая проводится после изучения основных разделов;
- решение проблемных ситуаций в ходе проведения сюжетно – ролевых игр с какой-либо проблемной ситуацией, где они должны предложить наиболее конструктивное ее решение;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
- анкетирование учащихся и родителей;
- конкурсы;
- выставки рисунков и поделок;
- защиты творческих работ.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
К концу 4-го класса дети должны:
Знать | Уметь | Владеть |
– наиболее типичных представителей животного мира России; – какую пользу приносят представители животного мира; – некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; – планета Земля – наш большой дом; – Солнце – источник жизни на Земле; – неживое и живое в природе; – основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); – влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); – значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); – значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; – многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; – основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); – организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; – условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; – различия съедобных и несъедобных грибов; – позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; – способы сохранения окружающей природы; – что такое наблюдение и опыт; – экология – наука об общем доме; – экологически сообразные правила поведения в природе. | – узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; – ухаживать за домашними животными и птицами; – выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; – применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; – ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); составлять экологические модели, трофические цепи; – доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; – заботиться о здоровом образе жизни; – заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; – предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); – улучшать состояние окружающей среды (жилища, двора, улицы, ближайшего природного окружения); – осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; – наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; – оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; – ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; | – теоретическими знаниями из области экологии; – рядом экологических понятий; – начальными навыками практической природоохранной деятельности; – начальными формами исследовательской деятельности; – элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. |
Ожидаемые результаты
Личностные результаты::
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результататы:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни.
Курс «Мир, в котором я живу» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Уровни результатов освоения программы
Первый уровень результатов освоения программы – уровень представления (знакомства) | Второй уровень результатов – уровень воспроизведения | Третий уровень результатов – уровень умений, навыков и творчества |
Обучающийся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение, а также духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурс рисунков, | Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На этом уровне необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо «добывать» прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. |
Программа «Мир, в котором я живу» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- любовь к Родине;
- патриотизм;
- уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Содержание курса
1-й год обучения
Раздел 1. Мой дом за окном. Дом, где мы живем. Откуда берется и куда девается мусор? Деревья твоего двора. Птицы нашего двора. Практические занятия «Уборка школьного двора», «Изготовление кормушек для птиц». Экскурсии «Краски и звуки зимы» по территории школы.
Раздел 2. Я и мое окружение. Моя квартира. Моя семья. Комнатные растения в квартире, в классе. Животные в доме. Практические занятия «Создание уюта в классной комнате», «Уход за комнатными растениями», «Маленький огород на подоконнике».
Раздел 3. Гигиена моего дома. Уход за квартирой. Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда. Моделирование и демонстрация одежды. Практические занятия «Русская национальная одежда», «Уход за одеждой».
2-й год обучения
Введение. Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Принятие в юные экологи.
Раздел 1. Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.
Раздел 2. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.
3-й год обучения
Введение. История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и животные живут сегодня? Наблюдения в природе.
Раздел 1. Среда обитания. Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Наблюдение за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле». Круговорот азота в природе.
Раздел 2. Жизнь животных. Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?». Почему нужно защищать природу? Экологический проект. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Наблюдения в живой природе.
4-й год обучения
Раздел 1. Моря и океаны. Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела. «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки». Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Острова. Как создаются острова?
Раздел 2. Равнины. Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Равнинные хищники.
Раздел 3. Пустыни. Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.
Раздел 4. Леса. Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизнь лиственного леса. Вечнозеленые леса Севера. Зима в северных лесах. Сухие и жаркие леса Австралии. Роль человека в изменении животного мира Австралии.
Раздел 5. Горы. Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Редкие животные.
Раздел 6. Реки и озера. Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.
Раздел 7. Человек и животные. Ролевая игра «Это все – кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья».
Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подведения итогов | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Личностные: стремление к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Коммуникативные: построение понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. | – Знакомятся с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ. – Выясняют, что такое экология. | ||||
1. | Что такое экология? | Понятие «Экология» | Беседа | |||
Раздел 1. Мой дом за окном. | – Определяют внешний вид своего дома, из чего он сделан, окраску стен, этажность. – Изучают технику безопасности. Распределяют обязанности. – Выясняют, откуда берется мусор и куда девается мусор. – Наблюдают за природой, за изменениями в неживой природе, за деревьями. – Знакомятся с зелеными насаждениями перед домом, во дворе школы. – Знакомятся с многообразием птиц, выделяют их существенные и отличительные признаки. | |||||
2. | Дом, где мы живем | Составление ус- тного рассказа | ||||
3. | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Практическое занятие | ||||
4. | Откуда берется и куда девается мусор? | Беседа | ||||
5. | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | Снегопад | Экскурсионная беседа | |||
6. | Деревья твоего двора | Беседа | ||||
7. | Экскурсия по территории школы | Экскурсионная беседа | ||||
8. | Птицы нашего двора | Составление письменного рассказа | ||||
9. | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Практическое занятие | ||||
Раздел 2. Я и мое окружение | Личностные: приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Познавательные: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной формах; Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. | – Знакомятся с происхождением слова «семья». – Читают стихи, художественную литературу о семье, любви, дружбе, труде. – Определяют познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. – Подготавливают семена к посеву, подготавливают почву. – Наблюдают за набуханием почек на деревьях и веточках в природе и в классе. – Знакомятся с домашними животными. – Читают рассказы, стихи о домашних животных | ||||
10. | Моя квартира | Беседа | ||||
11. | Моя семья | Происхождение слова «семья» | Беседа | |||
12. | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | Практическое занятие | ||||
13. | Рассказы, стихи о семье | Конкурс | ||||
14. | Комнатные растения в квартире, в классе | Анкетирование | ||||
15. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | Практическое занятие | ||||
16. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | Практическое занятие | ||||
17. | Экскурсия в парк | Экскурсионная беседа | ||||
18. | Животные в доме | Составление проекта | ||||
19. | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | Конкурс | ||||
Раздел 3. Гигиена моего дома | Личностные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Познавательные: использование дополнительных источников информации, нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; Коммуникативные: понимание различных позиций других людей, отличных от собственной. | – Устанавливают режим проветривания класса. – Знакомятся с бытовыми приборами. Составляют список бытовых приборов в квартире. – Наблюдают за развитием ростков, листочков на срезанных веточках. – Знакомятся с одеждой и обувью, с русской народной одеждой. – Знакомятся с историей русского костюма. | ||||
20. | Уход за квартирой | Беседа | ||||
21. | Гигиена класса | Беседа | ||||
22. | Практическое занятие «Гигиена класса» | Составление памяток | ||||
23. | Бытовые приборы в квартире | Беседа | ||||
24. | Экскурсия в школьную столовую | Экскурсионная беседа | ||||
25. | Природа в квартире и в классе | Беседа | ||||
26. | Наша одежда и обувь | Беседа | ||||
27. | Русская народная одежда | Беседа | ||||
28. | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | Проекты | ||||
29. | Практическая работа «Уход за одеждой» | Составление памяток | ||||
30. | Экскурсия в музей | Экскурсия | ||||
31. | Моделирование и демонстрация одежды | Защита творческих работ | ||||
32. | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | – Подготавливают почвы к садке комнатных растений. – Посадка комнатных растений. | Практическое занятие | |||
33. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | Практическое занятие |
Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение пред-метных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Личностные: ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивание их возможного влияния на будущее. Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | – Знакомятся с целями и задачами и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. – Знакомятся с планетами Солнечной системы, особенностями каждой планеты. – Знакомятся с книгами по экологии при посещении библиотеки. | ||||
1. | Вводное занятие | Беседа | ||||
2. | Мы – жители планеты Земля | Беседа | ||||
3. | Планета Земля в Солнечной системе | Понятие «Солнечная система» | Беседа | |||
4. | Что такое окружающая среда и окружающая природа | Понятия «Окружающая среда», «Окружающая природа» | Беседа | |||
5. | Принятие в юные экологи | Составление правил | ||||
6. | Первые уроки экологической этики | Составление и разработка экознаков | ||||
Раздел 1. Неживое в природе | Личностные: ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов. Коммуникативные: ориентирование на позицию партнера в общении. | – Знакомятся с неживой природой. – Проводят опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). – Знакомятся с понятиями погоды и климата. – Знакомятся с временами года в неживой природе. – Прогнозируют природные изменения по народным приметам, выявляют причины несовпадения их с реальностью. | ||||
7. | Неживая природа | Беседа | ||||
8. | Солнце – источник тепла и света | Беседа | ||||
9. | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений | Понятие «Почва» | Беседа | |||
10. | Погода. Климат. Прогноз погоды | Понятия «Погода», «Климат» | Беседа | |||
11. | Предсказание погоды по народным приметам. Конкурс народных примет. | Конкурс | ||||
12. | Времена года в неживой природе | Беседа | ||||
13. | Диалоги с неживой природой. Ролевая игра «Пойми меня» | Игра | ||||
14. | Обращение юных экологов к ровесникам | Диагностика | ||||
Раздел 2. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | ||||||
15. | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | Понятие «Живая природа» | Личностные: объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. Регулятивные: оценивать собственные знания и умения. Познавательные: проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) жизнедеятельность растений, животных в связи с временем года. Коммуникативные: учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
| – Знакомятся с живой природой, признаками. – Знакомятся с загрязнителями воды. – Знакомятся с культурой поведения в природе по отношению к растениям. – Составляют экологические памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». – Знакомятся с комнатными растениями разных экологических групп. – Готовят сообщения о разнообразных теплолюбивых и холодостойких растениях. – Знакомятся с особенностями светолюбивых теневыносливых растений. – Знакомятся с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. – Знакомятся со съедобными и несъедобными грибами. | Беседа | |
16. | Экологические связи неживой и живой природы | Беседа | ||||
17. | Вода и жизнь | Составление устного рассказа | ||||
18. | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | Беседа | ||||
19. | Растения – рядом. Игра «Угадай растение по описанию» | Игра | ||||
20. | Будем понимать и любить растения! Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» | Игра | ||||
21. | Экологические памятки для детей и взрослых | Составление экологичес- ких памяток | ||||
22. | Разнообразие царства растений | Беседа | ||||
23. | Комнатные растения. Размножение комнатных растений | Беседа | ||||
24. | Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | Понятия «Теплолюбивые растения», «Холодностойкие растения» | Беседа | |||
25. | Хвойные и лиственные растения. Работа с гербарием «Хвойные лиственные растения области» | Беседа | ||||
26. | Дикорастущие растения и культурные растения | Понятие «Дикорастущие растения» | Беседа | |||
27. | Культурные растения поля, сада и огорода | Понятие «Культурные растения» | Беседа | |||
28. | Праздник «В страну овощей» | Выставка | ||||
29. | Лекарственные растения. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений» | Понятие «Лекарственные растения» | Составление памятки | |||
30. | Царство грибов | Беседа | ||||
31. | Съедобные и несъедобные грибы | Беседа | ||||
32. | Микроскопические организмы | Практическая работа с микроскопом | ||||
33. | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | Практическое занятие | ||||
34. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | Практическое занятие |
Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
Введение | Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Коммуникативные: понимание различных позиций других людей, отличных от собственной. | – Работают со схемами «Движение плит», «Возникновение жизни на Земле», работают с картой мира, картой полушарий. – Сравнивают животных одного вида, живущих на разных континентах. – Называют объекты живой и неживой природы. | ||||
1. | Вводное занятие | Беседа | ||||
2. | История Земли. Окаменелости. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли» | Конкурс рисунков | ||||
3. | Жизнь на Земле. Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом» | Игра | ||||
4. | Где растения и животные живут сегодня? | Беседа | ||||
5. | Наблюдения в природе. Игра «Живое-неживое» | Игра | ||||
Раздел 1. Среда обитания. | ||||||
6. | Среда обитания. Природные зоны | Понятие «Среда обитания» | Личностные: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; доводить дело до конца. Познавательные: использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т.д.) и литературу о своем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
| – Определяют среду обитания. – Знакомятся с причинами регулярных изменений. – Знакомятся с жизнью насекомых, зависимостью от солнца и тепла. – Знакомятся с ночной жизнью насекомых, приспособленностью ночных животных. – Выясняют зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков. – Сравнивают времена года в разных географических поясах Земли. – Устанавливают взаимосвязи растительности, потребителей ее и хищников. – Знакомятся с явлениями парникового эффекта. | Беседа | |
7. | Изменения окружающей среды | Беседа | ||||
8. | Зависимость от приливов и отливов. Игра «Угадай по силуэту» | Игра | ||||
9. | Жизнь днем | Беседа | ||||
10. | Наблюдения в природе | Беседа | ||||
11. | Ночная жизнь. Игра «День–ночь» | Игра | ||||
12. | Сезонные изменения | Беседа | ||||
13. | Времена года на Земле. Игра-путешествие | Игра | ||||
14. | Год растения. Год животного | Беседа | ||||
15. | Сообщества. Изменения сообществ. Выпуск листовок «Береги природу!» | Изготовление листовок | ||||
16. | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | Беседа | ||||
17. | Пищевые цепочки и связи. Игра-соревнование «Составь цепочку» | Игра | ||||
18. | Наблюдение за сообществом | Беседа | ||||
19. | Циклы в природе. Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве. Игры с воздушными шарами | Беседа, игра | ||||
20. | Круговорот углерода в природе | Беседа | ||||
21. | Парниковый эффект. Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле» | Понятие «Парниковый эффект» | Проект | |||
22. | Круговорот азота в природе | Беседа | ||||
Раздел 2. Жизнь животных | ||||||
23. | Жизнь животных | Личностные: адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий. Познавательные: На основе имеющихся знаний уметь различать реальные исторические факты от вымыслов. Коммуникативные: пересказывать и понимать тексты о природе, работать под руководством учителя. | – Знакомятся с деленем животных по способу воспроизводства. – Защищают проекты сообщения «Я удивлен!» о животных. – Выявляют взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных. – Знакомятся с понятем «вид», причинами вымирания видов. – Рассматривают и обсуждают внешний вид и образ жизни различных видов динозавров. – Знакомятся с Красной книгой России и области, редкими и исчезающими животными и растениями, насекомыми. | Беседа | ||
24. | Группы животных по способу воспроизводства | Беседа | ||||
25. | Круглый стол «В мире животных» | Круглый стол | ||||
26. | Наблюдения в неживой природе | Беседа | ||||
27. | Вымирающие организмы. Мини-сочинение «Почему…» | Соченине | ||||
28. | Динозавры – вымерший вид животных. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры?» | Проекты | ||||
29. | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Беседа | ||||
30. | Почему нужно защищать природу? Экологический проект | Проекты | ||||
31. | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Понятие «Красная книга» | Анкетирование | |||
32. | Красная книга области. Акция в школе «Знай и сохраняй!» | Беседа | ||||
33. | Наблюдения в живой природе. Экскурсия | Экскурсионная беседа | ||||
34. | Брейн-ринг «В мире животных» | Игра |
Учебно-тематическое планирование 4-го года обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата | Формы подве-дения итогов | |
Освоение пред-метных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
1. | Вводное занятие | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаю- щего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; Регулятивные: предвосхищение результата; адекватное восприятие предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; устанавливать причинно-следственные связи. | – Знакомятся с ролью океана в жизни Земли. – Просматривают видеофильмы о жизни в поверхностном слое океана. – Знакомятся с многообразием аквариумных рыб. – Знакомятся с многообразием животного мира рифов. – Собирают сведения о загрязнении Мирового океана. – Подготавливают и защищают проекты в группах. – Знакомятся с понятием «остров». | Беседа | ||
Раздел 1. Моря и океаны | ||||||
2. | Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы | Беседа | ||||
3. | Жизнь поверхностного слоя. Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?» | Сочинение | ||||
4. | Рыбы. Форма тела | Беседа | ||||
5. | «Наши меньшие братья – аквариумные рыбки» | Беседа | ||||
6. | Поле чудес «Знатоки мира рыб» | Игра | ||||
7. | Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа» | Беседа | ||||
8. | Нефтяные загрязнения. Выпуск листовки «Нет нефтяным загрязнениям» | Изготовление листовок | ||||
9. | Экологический проект «Чистый берег» | Проекты | ||||
10. | Острова. Как создаются острова. Географическая игра «Найди и покажи» | Понятие «Остров» | Игра | |||
Раздел 2. Равнины | ||||||
11. | Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Игра «Найди отличия» | Понятие «Равнины» | – Знакомятся с понятием «равнина». – Определяют покровительственную окраску и другую приспособленность хищников. | Игра | ||
12. | Равнинные хищники. Видеозанятие «Львиный прайд» | Беседа | ||||
Раздел 3. Пустыни | ||||||
13. | Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне | – Знакомятся с жителями жаркой пустыни. – Устанавливают важность растений для сухих районов. – Выясняют, что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь. | Беседа | |||
14. | Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Игра «Кто где живет?» | Игра | ||||
15. | Растущие пустыни. Роль человека | Беседа | ||||
16. | Экологический проект «Нет продвижению пустынь!» | Проекты | ||||
Раздел 4. Леса | ||||||
17. | Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?» | – Подготавливают проекты о жизни лесных обитателей. – Знакомятся с жителями хвойных лесов. – Устанавливают причины своеобразия растительного мира в зоне полупустынь. – Угадывают по описанию животных обитателей Австралии. | Сочинение | |||
18. | Времена года. Жизнь лиственного леса | Беседа | ||||
19. | Подготовка экологического проекта «Жизнь леса» | Проекты | ||||
20. | Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах | Беседа | ||||
21. | Сухие и жаркие леса Австралии | Диагностические упражнения | ||||
22. | Занятие-игра «Узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии | Игра | ||||
Раздел 5. Горы | ||||||
23. | Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах | – Знакомятся со своеобразием животного мира в горах. – Составляют цепи питания. – Составляют макет «Жизнь в горном климате». | Беседа | |||
24. | Редкие животные | Беседа | ||||
25. | Составление макета «Жизнь в горном климате» | Макеты | ||||
Раздел 6. Реки и озера | ||||||
26. | Реки и озера. Мини-сочинение «Как образуются реки и озера?» | Понятия «Река», «Озеро» | – Знакомятся со знаменитыми реками мира. – Проводят беседы об обитателях пресных вод. – Знакомятся с причинами загрязнения водоемов. – Знакомятся с обитателями рек – рыбами. | Сочинение | ||
27. | Путь реки. Географическая игра «Покажи на карте» | Игра | ||||
28. | Пресноводные растения и животные. Игра «Кто где живет?» | Игра | ||||
29. | Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов | Диагностические упражнения | ||||
Раздел 7. Человек и животные | ||||||
30. | Ролевая игра «Это все – кошки» | – Рассказывают о своих питомцах. – Обсуждают повадки различных видов кошачьих. | Игра | |||
31. | Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья» | Викторина | ||||
Заключение | ||||||
32. | Наблюдение-экскурсия | – Наблюдают за насекомыми. – Проводят акцию по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. | Экскурсионная беседа | |||
33. | Акция «Начни с себя!» | |||||
34. | Круглый стол |
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- документ-камера:
- система PROLOG
Список использованной литературы
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. -№ 8.
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
Дополнительная образовательная программа (по внеурочной деятельности) «Волшебная бисеринка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная бисеринка» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, на раз...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Хореография»
Программа данного курса представляет систему спортивно-оздаровительных занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на два года обучения. Первый год обучения 99 часов (3 часа в неделю – в 1 ...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»
Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на со...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»
Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)
Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг» ( 3 класс)...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу»(экологическое воспитание)...