Памятка " Виды работ с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе"
методическая разработка по чтению

Cамолюк Ирина Владимировна

Памятка для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_s_tekstom_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.

Виды деятельности на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
2.  Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения, фильм о жизни автора произведения и т.д.).
3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.
4.  Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных учеников по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т.д.).
5.  Словарная работа (объяснение непонятных слов, которые встретятся в тексте).

6. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.
7. Выполнение артикуляционных упражнений, проговаривание чистоговорок, скороговорок.
8.  Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок по теме произведения.

9.  Прогнозирование содержания произведения по иллюстрациям в книге.

 

Виды деятельности на этапе первичного знакомства с текстом:

 1. Чтение текста литературного произведения про себя.

 2. Чтение текста вслух.

 3. Чтение текста вполголоса.

 4. Поочередное чтение текста в парах.

 5. Прослушивание чтения текста учителем.

 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

 7.  Чтение с остановками. Приём «предсказание» - как вы думаете, что будет дальше?

8.  «Бинарное» чтение – 2 ученика читают одновременно.

 

Виды деятельности на этапе детализированной работы с текстом:

 1. Чтение текста, пометка непонятных слов.

 2. Чтение текста, нахождение устаревших слов.

 3. Чтение текста с комментарием и беседой.

 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

 5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.

 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

 7. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

 9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13. Чтение с ускорением - одно предложение повторяется несколько раз, постепенно изменяется темп и сила голоса.

14. Чтение предложений с разной интонацией.

15. «Голоса». Чтение текста разными голосами (старушки, дяди, ребёнка, котёнка, медведя и т.д.).

16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27. Нахождение в тексте отрывка, который является ответом на поставленный вопрос.

28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29. Чтение текста по ролям.

30.  Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40. Чтение текста голосом героя.

41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45. Чтение, деление текста или отрывка произведения на смысловые части.

46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48. Подробный пересказ литературного произведения.

49. Краткий пересказ литературного произведения.

50. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

53. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию. (описание природы перед грозой; жилища; состояния персонажа).

54. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
55. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).
57. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте (эпитетов; сравнений; олицетворений; метафор и т.д.)

58.  Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.
59. Нахождение в тексте двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний (существительное и прилагательное; существительное и глагол; местоимение и глагол).

61. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.

62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам (с однородными сказуемыми или сложных предложений).

64. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

65. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

66. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения (положительные; отрицательные; нейтральные; герои-помощники).

67. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

68. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

69. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

70. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.

71. Подбор литературному произведению подходящего названия.

72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

73. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

74. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

75. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

76. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

77. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

78. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

79. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

80. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

81. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

82. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

83. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

84. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

85. Чтение текста и составление к нему вопросов.

86. «Ручеёк» - дети за партой читают текст друг другу, затем 1 вариант пересаживается за парту вперёд и снова читают этот же текст новому соседу. Прочитав текст друг другу, снова пересаживаются за парту вперёд.

87. Чтение с подбором разных интонаций.(строго, радостно, печально, с мольбой, пренебрежительно и т.д.)

88. Многократное чтение – ученик читает в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. 

89. Чтение под звуки Метронома.

90. Чтение текста, расположив учебник наоборот (вверх тормашками).

91.  «Голова и хвост» - учитель в тексте читает любое предложение, а дети должны найти и продолжить чтение дальше.

92.  «Хлопки» - начинает читать 1 ряд, по хлопку учителя продолжает чтение 2 ряд, по следующему хлопку – читает 3 ряд. Следующий хлопок – читает снова 1 ряд и т.д.

93.  «Буксир» - учитель и ученик начинают читать одновременно вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух

94.  Чтение-пение - пропевается стихотворение под мотив знакомой песни.

95.  Чтение под музыку.

96.  Скачкообразное чтение «Кенгуру» - дети читают через слово.

97.  «Ловушка» - учитель читает знакомый текст, заменяя некоторые слова синонимами. Учащиеся исправляют, читая правильный вариант.

98.  «Эхо» - учитель читает по 2 строчки стихов, дети повторяют с той же интонацией.

99.  «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать до того места, до куда сможешь.

100.  Чтение в темпе скороговорки.

101.  Чтение до первой ошибки.

102.  Активизация обоих полушарий – читают сначала с закрытым левым глазом, затем закрывают правый глаз и уже читают левым глазом.

103.  «Партизан» - по сигналу учителя ученики зажимают зубами карандаш и начинают читать. Когда учитель говорит: «Партизан сбежал» - вынимают карандаш и продолжают читать.

104.  Запись чтения на диктофон.

 

Виды деятельности на этапе обобщения изученного произведения:

1. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

2. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

3. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

4. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

5. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного  произведения.

6. Создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов.

7. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

8. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

9. Создание коллективной работы по разделу. (Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом).

10.  Класс делится на 2 группы: одна защищает героя, доказывая, что он положительный, а другая обвиняет героя, что он не прав.

11.  Составление кластера. Для этого выделяют центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие ещё сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

12.  Инсценирование (драматизация).

13.  Конкурсное чтение стихотворений. Жюри – дети.

14.  Конкурсное  чтения детей, которые слабо читают. Жюри – дети.

15.  Заполнение «Читательских дневников».

16.  Восстановление деформированного текста.

     Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом, дети на уроке возвращаются к тексту до 15-20 раз, получая всё новые и новые задания.

     Благодаря этому достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения, о чём свидетельствует проверка техники чтения. При норме чтения 50-60 слов в минуту, все второклассники читают от 60 до 140 слов в минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Работа со сказкой на уроке литературного чтения в начальной школе

Статья о работе со сказкой в начальной школе по программе "2100"...

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...