Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
методическая разработка

Марченко Наталья Валерьевна

В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2_-_kopiya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы понимания смысла художественного текста

на уроках литературного чтения в начальных классах

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Проблема активности учащихся, их интереса к обучению давно стала актуальной. Что интересно детям 7-10 лет? Чем их можно увлечь и в тоже время научить?

Опыт показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Это изречение принадлежит французскому философу и писателю Дени Дидро.

Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Интерес к книге только падает. Об этом свидетельствуют данные Организации экономического сотрудничества и развития, полученные в ходе специального исследования.

Поэтому, отношение к уровню развития читательской компетентности, а также к процессу читательской деятельности приобретает для общества чрезвычайно важное первостепенное значение.

На уроках литературного чтения возникают следующие сложности:

  1. неумение работать с книгой;
  2. низкий уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности, отсутствует перенос знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
  3. неумение находить нужную информацию в тексте произведения.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

        Методы и приемы обучения пониманию текста

Чтение — важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты.

Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках чтения.

С самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники – приемы понимания текста.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Предполагается, что в ходе обучения учащиеся должны овладеть разными видами и типами чтения, потому что это основа любого учения. На всех предметах дети вынуждены общаться с текстом.

Метод «Чтение с остановками», замечательно описанный в статье Силантьевой Ирины Сергеевны «Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения», предполагает работу с текстом. «Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными».

Материалом для его проведения служит небольшой по объему повествовательный текст, вопросы к которому задает учитель. Нами был сделан первый шаг вперед: вопросы разных типов задают ученики. А затем в совместной деятельности решаются поставленные задачи.

Задача учителя на данном уроке построить работу так, чтобы у учащихся была потребность в вопросах, чтобы вопросы были содержательными, чтобы «диалог с тексом» состоялся.

Этапы работы:

  1. учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении;
  2. на основной части урока текст читается по частям;
  3. после чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
  4.  постановка вопросов и поиск их ответов (после прочтения каждого фрагментаученики сами формируют свои вопросы, дети задают уточняющие, интерпретационные, оценочные и другие вопросы друг другу); постановка вопросов-предположений.

        В ходе работы с текстом используются приемы для лучшего понимания текста: антиципация (смысловая догадка) и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, а значит и новых вопросов).

Таким образом, происходит глубокий анализ произведения без навязывания своего мнения.

Можно использовать каждый пункт самостоятельно (автономно)и применительно к разным видам текста.

        Заключение

1.        Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека. Происходит глубокий анализ произведения без навязывания своего мнения.

2.        Формируются коммуникативные УУД(умения слушать и умения строить высказывания);познавательные (формирование познавательной цели, умение работать с информацией).

Список литературы:

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2.Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. – URL: http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-nachalnoj-shkole/metody-i-priyomy-smyslovogo-chteniya

3.Силантьева И.С. Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. – URL: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.

4.Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...

Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля

Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...