Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
методическая разработка
В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2_-_kopiya.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы понимания смысла художественного текста
на уроках литературного чтения в начальных классах
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Проблема активности учащихся, их интереса к обучению давно стала актуальной. Что интересно детям 7-10 лет? Чем их можно увлечь и в тоже время научить?
Опыт показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Это изречение принадлежит французскому философу и писателю Дени Дидро.
Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Интерес к книге только падает. Об этом свидетельствуют данные Организации экономического сотрудничества и развития, полученные в ходе специального исследования.
Поэтому, отношение к уровню развития читательской компетентности, а также к процессу читательской деятельности приобретает для общества чрезвычайно важное первостепенное значение.
На уроках литературного чтения возникают следующие сложности:
- неумение работать с книгой;
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности, отсутствует перенос знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
- неумение находить нужную информацию в тексте произведения.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Методы и приемы обучения пониманию текста
Чтение — важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты.
Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках чтения.
С самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники – приемы понимания текста.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Предполагается, что в ходе обучения учащиеся должны овладеть разными видами и типами чтения, потому что это основа любого учения. На всех предметах дети вынуждены общаться с текстом.
Метод «Чтение с остановками», замечательно описанный в статье Силантьевой Ирины Сергеевны «Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения», предполагает работу с текстом. «Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными».
Материалом для его проведения служит небольшой по объему повествовательный текст, вопросы к которому задает учитель. Нами был сделан первый шаг вперед: вопросы разных типов задают ученики. А затем в совместной деятельности решаются поставленные задачи.
Задача учителя на данном уроке построить работу так, чтобы у учащихся была потребность в вопросах, чтобы вопросы были содержательными, чтобы «диалог с тексом» состоялся.
Этапы работы:
- учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении;
- на основной части урока текст читается по частям;
- после чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
- постановка вопросов и поиск их ответов (после прочтения каждого фрагментаученики сами формируют свои вопросы, дети задают уточняющие, интерпретационные, оценочные и другие вопросы друг другу); постановка вопросов-предположений.
В ходе работы с текстом используются приемы для лучшего понимания текста: антиципация (смысловая догадка) и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, а значит и новых вопросов).
Таким образом, происходит глубокий анализ произведения без навязывания своего мнения.
Можно использовать каждый пункт самостоятельно (автономно)и применительно к разным видам текста.
Заключение
1. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека. Происходит глубокий анализ произведения без навязывания своего мнения.
2. Формируются коммуникативные УУД(умения слушать и умения строить высказывания);познавательные (формирование познавательной цели, умение работать с информацией).
Список литературы:
1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2.Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. – URL: http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-nachalnoj-shkole/metody-i-priyomy-smyslovogo-chteniya
3.Силантьева И.С. Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. – URL: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.
4.Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....
Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах
Кратко описаны приемы, которые я использую на уроках литературного чтения...
Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...
Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля
Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...