Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
статья

Плетнева Вера Алексеевна

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

В настоящее время перед нашим государством, школой, воспитателями, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только здоровым и крепким, не только сознательным членом общества, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое взялся. В последние годы появилось осознание, что у истоков всестороннего развития и воспитания ребенка лежит задача научить его работать с текстом

  • Методические рекомендации посвящены организации работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.
  • Предназначение: для учителей, педагогов дополнительного образования.
  • Источник практического опыта: педагогический опыт учителя начальных классов Плетневой В.А. с 2009 по 2013 гг.
  • Сферы применения: учебная и воспитательная работа с детьми в начальной школе

В основе актуальности работы с текстом лежит необходимость формирования у ученика следующих качеств:

  • Ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач и прочее;
  • Ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций;
  • Познавательная активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
  • Готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Подготовка ребенка к работе с текстом, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно в связи с этим целью написания данной работы является выделение методик по организации работы с текстом на уроках литературного чтения. Ведь благодаря чтению развиваются творческие способности учащихся через развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: внимания, памяти, мышления, воображения.

Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Тщательное и глубокое изучение используемых в обучении методов организации работы с текстом, которые позволяют сформировать начальный уровень мышления, памяти, внимания учащихся;
  • Рассмотреть чтение как универсальную технику полученных знаний в современном мире;
  • Исследование общей дидактики и частных методик, призванных решать проблемы проведения диагностики творческих способностей,
  • Изучение научных идей и теоретических основ организации работы с текстом;
  • Подбор технологий, методов, приемов, упражнений и заданий по организации работы с текстом для непосредственного использования в педагогической практике;
  • Анализ системы работы по организации работы с текстом для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Ожидаемый результат: овладение опытом организации работы с текстом на уроках литературного чтения способствует повышению мотивации школьников на занятиях по предмету, развивает творческие способности детей, помогает формировать начальный уровень внимания, мышления, памяти у школьников.

Методы и приемы работы с текстом указанные в данной работе личностно ориентированы и опираются на субъективный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. Педагогический опыт, на базе которого построены методические рекомендации отличает содержательная полнота и теоретическая обоснованность.

В данных методических рекомендациях отражены приоритеты национального и регионального образования – развитие и становление инициативной, думающей личности, способной на творческий подход к любому делу.

В данных методических рекомендациях представлены разнообразные средства, учитывающие закономерности и условия психического развития обучающихся: схемы-опоры, памятки, необходимые для того, чтобы четко организовать работу учащихся и предложить инструкцию, которая помогла бы облегчить понимание текста в целом, а также раздаточный материал в виде карточек. Данная работа опирается на систему современных и психолого-педагогических знаний.

Достоинством данных методических рекомендаций является наличие в них основных видов методических разработок для организации работы над текстом. Предложенные методики помогут учителям начальной школы при разработке и проведении уроков литературного чтения.

Новизна предложенных методических рекомендаций заключается в комбинации элементов известных методик разработки методической продукции.

Под системой работы с текстом я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Разработанная система творческих заданий состоит из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.

  1. Работа с текстом до чтения

Дети читают фамилию автора и название произведения, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. Учитель формулирует цель в чтении: прочитаем, проверим свои предположения.

  1. Работа с текстом во время чтения.

- Первичное чтение текста

- Выявление первичного восприятия

- Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа. - Обобщающая беседа. На этом этапе работаем над выразительностью чтения, ведем наблюдение над построением текста, размышляем о герое и его характере

#1056;абота с текстом после чтения

  • Смысловые вопросы ко всему тексту, в том числе проблемные один- два (не более) смысловых вопроса должны помочь детям: выявить главное в прочитанном, установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чем-либо
  • Короткий рассказ учителя о писателе (один - два ярких эпизода из биографии писателя), истории создания произведения.
  • Работа с заглавием. Его осмысление.
  • Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.).
  • Итоговое задание (в том числе творческого характера). Уже в первом классе оно может быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику.

В первом классе мы предлагаем учить детей:

1. Видеть в тексте те вопросы, которые автор задает читателю, например «Ну ведь не рыбы же поют нам птичьими голосами? Может и вправду там ручеек? Или, может, звенят, рожденные из пара сосульки? (Н. Сладков «Песенки подо льдом»)

2. Задавать свои, пусть элементарные вопросы автору «Подо льдом кто-то поет прямо у меня под ногами» (возникает вопрос: «Интересно, кто же это поет?»).

3. Там, где это возможно постараться самому ответить на эти вопросы. То есть спрогнозировать авторский ответ, прежде чем чтение будет продолжено

4. Проверять себя по ходу чтения. Именно такое обучение «диалогу с автором» называется «медленным чтением». Оно может проходить не только на этапе перечитывания, но и при первичном чтении учителя и при комбинированном первичном чтении.

Возможен самостоятельный выбор учениками отрывка и индивидуальная работа над ним, так как в классе обязательно найдутся одаренные дети, желающие блеснуть своими возможностями. Даже отстающим ученикам бывает не чуждо проявление самостоятельности в выполнении такой работы, а может быть при этом проявится чей-то скрытый дар.

Пример творческого задания.

Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки – это не так уж и сложно. Некоторые дети имеют тетради, в которых записывают свои стишки. Я намеренно не называю наши «произведения» стихами. Настоящие поэты не могут без сочинительства. Занимаясь с детьми рифмованием, я в первую очередь развиваю их речь.

Одним из видов творческих работ на основе текста является составление загадок.

Умение читать – сложное умение, включающее в себя овладение техникой чтения, осмысление читаемого, умение работать с текстом произведения и самостоятельно ориентироваться в мире книг. Для формирования и совершенствования навыков чтения мною было разработана система тренировочных упражнений, которую я дополнила чтение текстов со звуковым ориентиром.

В соответствии с информационно-ценностной технологией А. М. Кушнира выделяется три варианта урока

  • Урок выразительно-эмоционального художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений
  • Урок быстрого информационного чтения
  • Урок литературного чтения с эстетическими беседами.

Исследование познавательного интереса учеников показало следующие результаты: 1 класс – 43%, 2 класс – 65%, 3 класс – 74%.

В результате опроса родителей об их отношении к новым формам обучения выяснилось следующее: дети дома с удовольствием делятся впечатлениями о чуде рождения сочинений-миниатюр, стихотворений, песен, о той радости, которую испытывают дети, услышав похвалу из уст учителя и товарища.

Выводы:

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения повысила уровень творческих способностей учеников, что свидетельствует о результативности работы учителя и учащихся по данной проблеме, и подтверждает готовность детей к дальнейшему развитию креативного мышления в последующих классах.

Личностно - ориентированный подход к организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе работы с текстом создаёт благоприятные условия для творческой самореализации личности ребёнка.

Использование различных видов и форм упражнений для работы с текстом на уроках литературного чтения позволяет достичь того уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика на данном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...

Формирование умений работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению. Этапы работы с текстом  во время чтения ,после чтения. Внеклассное  и домашнее чтение....