Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Материал посвящен методам и приемам групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_marafonu.docx | 73.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе
Выступление учителя начальных классов МБОУ гимназии №33 Поповой В.А.
Я часто задаю себе вопросы:
«Как учить детей без принуждения?»
«Как помочь им раскрыть свои возможности?»
« Как сделать предмет интересным для всех?»
Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Каждый учитель старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы.
Меня, как учителя также волнуют вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом.
Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе имеет свои преимущества:
- Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, учащиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно.
Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.
Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.
Скажу словами Песталоции :
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом.
Группа - это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели
Цель групповой работы: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Задачи групповой работы:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- развитие умений успешного общения;
- совершенствование межличностных отношений в классе
Принципы групповой работы
- учитывать уровень образовательных возможностей учащихся;
- учитывать особенности состава групп;
- составлять задания для совместного поиска решения;
- распределять роли между участниками групп;
- организовывать коммуникации в группе и между группами;
- анализировать способ деятельности.
Варианты
- 1. Группа по желанию;
- 2. «Случайная» группа;
- 3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
- 4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
- 5. Группа по теме работы;
- 6. Группа по уровню сложности задания.
Правила работы
- Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, выполнять указания старшего, не мешать друг другу, выполнять указания старшего.
- Работать по алгоритму.
- Своевременно выполнять задания: следить за временем , доводить начатое дело до конца.
- Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
Алгоритм
- .Повторение задания для осознанного понимания.
- 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
- 3. Выдвижение версий всеми членами группы.
- 4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
- 5.Совместное принятие решения.
- 6.Анализ решения. Оформление.
- 7.Проговаривание в группе выступления.
- 8.Представление решения.
Виды групповой работы
1. Работа в парах
2. «Мозговой штурм»
3. Игра «Продолжи»
4. «Метод пилы»
5. « Ромашка Блума»
6. «Своя опора»
9. «Инсценирование»
10. «Творческая мастерская»
11. «Итоговый круг»
Работа в парах -ребята активнее включаются в учебный процесс
-учатся общению
-уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться.
Метод «Мозговой штурм»
- Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. (. Учитель дает всем группам общее задание )
- мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
Игра «Продолжи»
- Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно применять при описании иллюстрации или картины, при пересказе произведения о каком-либо животном, при чтении произведений «по цепочке»
- Метод «Пила»
Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты.
- На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений. При знакомстве с новым разделом…….
- «Ромашка Блума»
- 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
- 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
- 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….
- 5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
- 6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова –поделись…
- Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках
- Возможны два варианта:
- • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
- • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
«Своя опора»
- Группа составляет опорный конспект урока или темы на большом формате;
- Проходит презентация схем
« Инсценирование»
Метод инсценировки имеет много общего с театром, который вызывает сильные чувства и, соответственно, влияет на эмоционально-волевую сферу личности. Один из древнейших методов обучения, он наиболее эффективен и на сегодня, потому что обеспечивает условия максимального приближения Дидактического процесса к действительности.
- Можно использовать две формы инсценировки занятий:
- первая – это заранее подготовленное инсценирование;
- вторая – импровизированное инсценирование, которое по сравнению с первым возникает как бы невзначай, случайно и неожиданно во время обсуждения определенных учебных проблем. Применяю при изучении басен ,сказок…
«Творческая мастерская»
Метод “Творческая мастерская” с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.
Так при изучении произведения И.С. Тургенева «Воробей»
Составить синквейн по каждому герою произведения
- 1 группа- о молодом воробье
- 2 группа- о старом воробье
- 3 группа- о Трезоре
- 4 группа- пересказ по картинкам
«Итоговый круг»
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Итоговый круг» .Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятампредоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение
ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьникиучатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализироватьсказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет исоответственно приводить аргументы несогласия.
В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...
Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"
Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...
Выступление на тему: Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Презентация к выступлению...
Использование технологии критического мышлеления на уроках литературного чтения в начальной школе
Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых чи...
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...