Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)
план-конспект занятия (3 класс)
Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные знания о профессиях, что способствует развитию ребёнка. Для того, чтобы он осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.
В условиях начальной школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей деятельности является рационально организованный учебный процесс школьников. Необходмио как можно глубже раскрыть различные особенности того или иного предмета, его места в той или иной специальности через различные формы занятий ( деловая игра, проектная работа, лабораторные исследования) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Маркса Саратовской области
Активные формы
профориентационной работы
с обучающимися младших классов
Разработка внеурочного занятия
«Химия в профессии»
Занятие провели:
учитель начальных классов
Полякова Ольга Иосифовна,
учитель химии
Рябова Ольга Леонидовна,
биолог Ерешкина А.А.
Маркс, 2019
Открытое занятие кружка в рамках профориентации
«Химия в профессии»
Категория занятия: интегрированное
Используемые технологии:
1. Эвристическая беседа
2. ИКТ – технология
3. Химический эксперимент
4. Проблемно – поисковая технология
Участники: учащиеся 3 класса, учитель нач. классов, учитель химии, биолог
Цели:
- Развитие у школьников интереса к различным профессиям, связанным с химией.
- Раскрыть межпредметные связи химии и биологии.
- Помочь осознать значение химии в жизни человека.
- Приобщить учащихся к проектно – исследовательской деятельности
Задачи:
- Используя одно занятие научить планировать деятельность
- Формировать умение наблюдать, анализировать и делать выводы
Развитие УУД:
Познавательные:
- Продолжить формирование знаний и умений в осуществлении проекта
Регулятивные
- Развивать умения в планировании своей деятельности
- Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
- Умения сравнивать, контролировать свою деятельность
- Умения оценивать свою деятельность
Коммуникативные:
- Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
- Умения слышать, слушать и понимать партнёра
- Согласованно выполнять совместную деятельность
- Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
- Умение презентовать свою деятельность
Личностные:
- Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
- Оценивать свою роль в выполнении проекта
- Развивать умение работать в коллективе
- Умение отстаивать свою точку зрения
Оборудование. Мультимедийное оборудование, реактивы и оборудование для проведения химических опытов.
Технологическая карта занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие УУД |
1.Мотивирование | -Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на занятии мы попробуем раскрыть особенности разных профессий, связанных с химией. На занятие мы пригласили учителя химии и биолога, сотрудника центральной районной больницы. В каждой лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому традиционно начнём с Техники безопасности. | Учащиеся слушают, рассаживаются по местам Учащиеся проговаривают основные правила по технике безопасности. | |
2. Актуализация знаний | Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие важны И актуальны, и нужны. И ты скорее подрастай – Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить! -Ребята, есть такая латинская пословица «В неведомом таится великая сила» Так вот это неведомое мы и попробуем сегодня раскрыть или хотя бы чуть-чуть прикоснуться к нему. Вы будете экспериментировать, предполагать, удивляться. Вы любите узнавать что-то новое? За три года мы узнали с вами не одну профессию. Химия это наука, которая что – то исследует. Что является предметом сегодняшнего исследования? «Всё даётся только трудом», говорил великий учёный Д.И. Менделеев. 48 лет трудился он и других призывал быть усердными и трудолюбивыми. Именно ему принадлежат великие открытия в области химии. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством веществ, которые вполне могут быть использованы в необычном химическом опыте. Вот поэтому вы сегодня так необычно выглядите, в белых халатах, и перед вами много разных загадочных предметов: знакомых и не очень. Правда? Через несколько лет вы будете изучать новый для вас предмет – химию. Наверно, вы слышали и раньше слова «химия», «химик», «химический». Очень часто употребляя слово «химическое вещество», понимают при этом что-то не очень хорошее, полученное искусственным путем, небезопасное для здоровья человека. Но это не так. Человек сам состоит из этих химических веществ, некоторыми мы дышим, их едим и пьем. Еще во 2 классе вы ознакомились с понятием «вещество». | Ребята смотрят мультимедийную презентацию
| Регулятивные: Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы |
3. Работа в группах Учитель химии 4.Открытие и усвоение новых знаний. Учитель Биолог | - Кто из вас помнит, что такое вещество? - Приведите примеры тел и веществ, из которых они состоят. Посмотрите, у меня приготовлены примеры чистых веществ. Назовите эти вещества, опишите их физические свойства. (Вода и каменная соль) Как вы определили, что это смесь? Правильно, ребята. С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни и напитки, микстуры и препараты бытовой химии – все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси. В том, что все жидкость являются смесями, вы убедились, когда посетили лабораторию центральной больницы. И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория, перед вами на столах представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. И сейчас мы на мгновение станем учеными – исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории. Я биолог клинико-диагностической лаборатории и тоже хочу привести пример природных смесей. Кровь - жидкая ткань. В ней находятся различные химические вещества. Она состоит из плазмы - жидкой части и форменных элементов. Нам достаточно отцентрифугировать кровь. чтобы это увидеть. В лаборатории мы тоже производим химические процессы. Всем известные: определение глюкозы крови. холестерина. кальция. железа...и других веществ. Все они определяются из плазмы с помощью химических реакций. Посмотрите: у нас есть реактив-вещество определенного цвета. При добавлении к нему плазмы-реактанта. мы наблюдаем изменение цвета - химическую реакцию. После чего аппарат измеряет количество (содержание) вещества в нашей крови. Попробуем? | -то, из чего состоят тела, предметы -деревянная линейка – из дерева, ластик – из резины и т.д. Группа младших научных сотрудников получает задание: смешать соль и воду. Вывод: мы считаем, что соль растворилась в воде, но вода не является чистой. Это смесь. -Жидкость стала слегка мутной, ещё видим частички песка, и мы предполагаем, что эта смесь солёная. Это мы поймём, когда нагреем данную смесь. (Выпаривают соль опытным путём) Вывод: на блюдце появился налёт соли. Значит, это смесь. Ребята с помощь биолога и учителя выполняют лабораторную работу. Вывод: в результате проведённых опытов мы ещё раз убедились в том, что в природе практически не существует чистых веществ. Эти знания пригодятся нам в обычной жизни. Теперь мы поняли, что даже обычный чай – это тоже смесь. | Регулятивные
Умения оценивать свою деятельность Личностные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
5 Подведение итогов | Вывод: кровь – это смесь. Она состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь! | Сегодня мы поняли, что химия – это предмет, который присутствует почти во всех профессиях | Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные
|
| -На столах карточки с алгоритмом Сегодня я: 1.Узнал… 2.Научился… 3.Хочу узнать… 4.Где я смогу использовать полученные знания Напутственные слова Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастишь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны - Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе - Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы воспитательной работы в младших классах.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....
Методическая разработка системы классных часов по профориентационной работе в начальных классах по теме "Профессия-пожарный"
Главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку д...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Данная статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....