Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
статья
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого работает каждый.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
Швец Зинаида Владимировна,
учитель начальных классов
КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа- интернат» р.п.Тальменка
Работая учителем начальных классов, я как никто знаю, что классный час в начальной школе – это очень мощное воспитательное воздействие на личность ребёнка, которое предоставляет возможность для самореализации и самовоспитания.
Это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, которая представляет собой специально-организуемое во внеурочное время общение, меня, как классного руководителя с учащимися моего класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется непосредственно педагогом.
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого работает каждый.
Дети младших классов находятся в том возрасте, когда они, как губка, впитывают всю окружающую информацию. Поэтому она должна быть особенно тщательно разработана, чтобы её можно было не только довести до сознания каждого маленького человечка, но и закрепить её на долгие годы вперёд. И обучающиеся коррекционных школ не являются исключением из правил, а наоборот требуют к себе большего внимания
Всем прекрасно известно что Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и проведения.
В этом учебном году я решила попробовать такую форму классного часа как Проблемный классный час. При проблемном классном часе я не сообщаю знания в готовом виде, а ставлю перед учащимися задачу, заинтересовываю их, пробуждаю у них желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащиеся и приобретают новые знания.
Ключевым понятием проблемного классного часа является проблемная ситуация. Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее и ощущаемое противоречие. Желание это возникает не при всякой проблемной ситуации. Для того чтобы оно появилось, нужно соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть. обучение школьник урок
Конечно, в нашей школе во время учебного дня могут складываться различные ситуации, требующие срочного «разбора». В этом случае я, как классный руководитель незамедлительно провожу беседу с классом . Это тоже разновидность классного часа, направленная на поддержание дисциплины и привитие ученикам норм и правил поведения.
Но всё же классный час – это тщательно спланированное мероприятие с подобранными материалами.
Не смотря на то какой классный час по форме и содержанию он все равно требует основательной подготовки. Начинаю я с того, что
в первую очередь надо выделить основные моменты и подобрать подходящий материал. Далее, опираясь на тематику занятия, нужно подготовить музыкальное сопровождение и подходящие пособия, демонстрационный материал (таблицы, графики, картины, презентация и т. д.) . Для того чтобы преподнести интересно и понятно материал, можно выбрать несколько учащихся, которые будут помогать в проведении классного часа и раздать им задание. Но моим учащимся это все дается очень трудно в силу их диагноза. После того как все будет готово можно проводить мероприятие. Надо помнить о том, что каждый из учащихся должен почувствовать себя свободно, нужно дать возможность всем выразить свое мнение и порассуждать.
Закончив занятие, надо проанализировать результаты своей деятельности. Это необходимо сделать для того, чтобы не упустить из виду возможные ошибки, допущенные при подготовке или проведении классного часа в начальной школе.
Примерные формы классных часов
Организационные классные часы.
Классный час – путешествие.
Классный час – концерт.
Классный час на природе.
Классный час – встреча (с вожатыми-старшеклассниками, профессионалами).
Классный час – интеллектуальные игры и конкурсы.
Классный час – рефлексия.
Классный час, посвященный изучению творчества.
Классный час – рассказ о достижениях учеников.
Классный час, посвященный празднику.
Классный час – веселые задания.
Игровой классный час.
Спортивный классный час.
Семейный классный час.
Хозяйственный классный час.
Редкий классный час воспитательного характера может обойтись без применения ролевых игр и при этом не потерять в качестве и эффективности, особенно, если речь идет о классном часе для начальной школы.
Участие в ролевых играх дает школьникам представление о предпочтительном поведении в сложных, проблемных ситуациях. Смоделированные условия дают возможность обдумать и скорректировать дальнейшие действия.
Классные часы в начальной школе представляют собой одну из форм воспитательной деятельности. Благодаря этой форме работы я, как учитель могу не только дополнить, но и разнообразить учебный процесс.
Для изучения учащихся я, как классный руководитель использую целую систему методов: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому; рейтинг; метод компетентных оценок; различные методы экспериментального изучения учащихся (констатирующий, естественный, преобразующий и контрольный эксперименты).
Мои четвероклассники как маленькие первоклашки, которые только что переступили школьный порог, ждут чего-то необычного, неожиданного и увлекательного. Для них возможны темы, посвящённые правилам поведения в школе, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, дружбе, доброте, честности, значению грамотности и т.д.
Современный мир диктует такие темы, как медиабезопасность, вопросы терроризма, экологии и т. д. И приходится адаптировать эти темы под возраст обучающихся, с которыми работаешь.
Поскольку на классный час отводится всего 45 минут, то для его проведения следует подбирать такие методические приемы, которые позволят полностью реализовать их за непродолжительный период времени и будут носить занимательный характер.
Какие цели преследуют классные часы в начальной школе?
Во-первых, благодаря проведению классных часов учащиеся расширяют свои познания в различных областях, например, о человеке, обществе и т. д.
Во-вторых, у ребят формируется уважительное отношение к эмоциям и чувствам других людей.
В-третьих, происходит развитие творческих способностей учащихся.
В-четвертых, такая форма работы формирует среди классного коллектива доброжелательную атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы воспитательной работы в младших классах.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...
Формы внеклассной работы с младшими школьниками
Методические рекомендации...
Классный час -одна из форм воспитательной работы
Обобщение опыта на МО классных руководителей...
КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"
СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...
Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.
Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...
Активные формы воспитательной работы с учащимися
Материал для самообразования педагога....
Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности младших школьников
Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёз...