Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
статья

Швец Зинаида Владимировна

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого работает каждый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Швец Зинаида Владимировна,

учитель начальных классов

КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа- интернат» р.п.Тальменка

Работая учителем начальных классов, я как никто знаю, что классный час в начальной школе – это очень мощное воспитательное воздействие на личность ребёнка, которое предоставляет возможность для самореализации и самовоспитания.

Это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, которая представляет собой специально-организуемое во внеурочное время общение, меня, как классного руководителя  с учащимися моего класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется непосредственно педагогом.

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого работает каждый.

Дети младших классов находятся в том возрасте, когда они, как губка, впитывают всю окружающую информацию. Поэтому она должна быть особенно тщательно разработана, чтобы её можно было не только довести до сознания каждого маленького человечка, но и закрепить её на долгие годы вперёд. И обучающиеся коррекционных школ не являются исключением из правил, а наоборот требуют к себе большего внимания

Всем прекрасно известно что Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и проведения.

В этом учебном году я решила попробовать такую форму классного часа как Проблемный классный час. При проблемном классном часе я не сообщаю знания в готовом виде, а ставлю перед учащимися задачу, заинтересовываю их, пробуждаю у них желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащиеся и приобретают новые знания.

Ключевым понятием проблемного классного часа является проблемная ситуация. Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее и ощущаемое противоречие. Желание это возникает не при всякой проблемной ситуации. Для того чтобы оно появилось, нужно соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильно, так как часть необходимых знаний у них есть. обучение школьник урок

 Конечно, в нашей школе во время учебного дня могут складываться различные ситуации, требующие срочного «разбора». В этом случае я, как классный руководитель незамедлительно провожу беседу с классом . Это тоже разновидность классного часа, направленная на поддержание дисциплины и привитие ученикам норм и правил поведения.

Но всё же классный час – это тщательно спланированное мероприятие с подобранными материалами.

Не смотря на то какой классный час по форме и содержанию он все равно требует основательной подготовки. Начинаю я с того, что

в первую очередь надо выделить основные моменты и подобрать подходящий материал. Далее, опираясь на тематику занятия, нужно подготовить музыкальное сопровождение и подходящие пособия, демонстрационный материал (таблицы, графики, картины, презентация и т. д.) . Для того чтобы преподнести интересно и понятно материал, можно выбрать несколько учащихся, которые будут помогать в проведении классного часа и раздать им задание. Но моим учащимся это все дается очень трудно в силу их диагноза. После того как все будет готово можно проводить мероприятие. Надо помнить о том, что каждый из учащихся должен почувствовать себя свободно, нужно дать возможность всем выразить свое мнение и порассуждать.

Закончив занятие, надо проанализировать результаты своей деятельности. Это необходимо сделать для того, чтобы не упустить из виду возможные ошибки, допущенные при подготовке или проведении классного часа в начальной школе.

Примерные формы классных часов

Организационные классные часы.

Классный час – путешествие.

Классный час – концерт.

Классный час на природе.

Классный час – встреча (с вожатыми-старшеклассниками, профессионалами).

Классный час – интеллектуальные игры и конкурсы.

Классный час – рефлексия.

Классный час, посвященный изучению творчества.

Классный час – рассказ о достижениях учеников.

Классный час, посвященный празднику.

Классный час – веселые задания.

Игровой классный час.

Спортивный классный час.

Семейный классный час.

Хозяйственный классный час.

Редкий классный час воспитательного характера может обойтись без применения ролевых игр и при этом не потерять в качестве и эффективности, особенно, если речь идет о классном часе для начальной школы.

Участие в ролевых играх дает школьникам представление о предпочтительном поведении в сложных, проблемных ситуациях. Смоделированные условия дают возможность обдумать и скорректировать дальнейшие действия.

Классные часы в начальной школе представляют собой одну из форм воспитательной деятельности. Благодаря этой форме работы я, как учитель могу не только дополнить, но и разнообразить учебный процесс.

Для изучения учащихся я, как классный руководитель использую целую систему методов: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому; рейтинг; метод компетентных оценок; различные методы экспериментального изучения учащихся (констатирующий, естественный, преобразующий и контрольный эксперименты).

Мои четвероклассники как маленькие первоклашки, которые только что переступили школьный порог, ждут чего-то необычного, неожиданного и увлекательного. Для них возможны темы, посвящённые правилам поведения в школе, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, дружбе, доброте, честности, значению грамотности и т.д.

Современный мир диктует такие темы, как медиабезопасность, вопросы терроризма, экологии и т. д. И приходится адаптировать эти темы под возраст обучающихся, с которыми работаешь.

Поскольку на классный час отводится всего 45 минут, то для его проведения следует подбирать такие методические приемы, которые позволят полностью реализовать их за непродолжительный период времени и будут носить занимательный характер.

Какие цели преследуют классные часы в начальной школе?

 Во-первых, благодаря проведению классных часов учащиеся расширяют свои познания в различных областях, например, о человеке, обществе и т. д.

Во-вторых, у ребят формируется уважительное отношение к эмоциям и чувствам других людей.

В-третьих, происходит развитие творческих способностей учащихся.

В-четвертых, такая форма работы формирует среди классного коллектива доброжелательную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Классный час -одна из форм воспитательной работы

Обобщение опыта на МО классных руководителей...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Активные формы воспитательной работы с учащимися

Материал для самообразования педагога....

Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности младших школьников

Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёз...