Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
статья (4 класс) по теме
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях могли бы стать гениями. Но — к сожалению или к счастью — гениев на Земле единицы. Куда же деваются остальные?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Черепанова Наталья Степановна, учитель начальных классов МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай
«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», — сказал великий Дидро.
По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях могли бы стать гениями. Но — к сожалению или к счастью — гениев на Земле единицы. Куда же деваются остальные?
Тема моего выступления «Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов».
Самый распространённый вариант — так называемая «нормальная одарённость». Специалисты называют её высокой нормой: природа щедро одарила счастливчиков всем необходимым — высокой способностью к обучению, хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, хорошим здоровьем и соответствующим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах». Но гениев среди таких счастливчиков — раз, два и обчёлся.
Есть ещё вариант несостоявшейся одарённости: беспечный, не умеющий трудиться, схватывающий всё на лету, но не утруждающий себя дополнительным обучением, плывущий по течению, живущий по принципу наименьшего сопротивления... Эти люди не изобретут пороха, но они и не стремятся к этому, они как бы декоративны, ими можно любоваться, им можно завидовать, но сами они никакой пользы из своей одарённости не извлекают, разве что возможность проделывать любую работу в минимальные сроки, а затем наслаждаться бездельем.
Второй — худший — вариант несостоявшейся одарённости — это подавление возможной одарённости неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одарённого ребенка вырастает закомплексованный «неконтактный» неудачник с тяжёлым характером. И, к сожалению, именно этот тип доминирует пока среди российских школьников.
“Произнося словосочетания “одарённые дети”, мы постоянно подчёркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то даёт сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”. “Одарённым” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.” (А. Савенков)
Как не потерять таких детей? Как различить их в классе?
Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе. Различаются несколько типов одарённости:
- Интеллектуальная
- Академическая
- Творческая. (Есть и другие классификации)
Исходя из этого в каждой школе должна быть разработана программа работы с одарёнными детьми с 1 по 11 классы, включающая раннее выявление и психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей. Самое активное участие наряду с педагогами должны принимать психологи. Эта работа должна носить системный характер, а не проводиться от случая к случаю. С этими детьми следует заниматься как на уроках, так и во внеурочной деятельности, включая сюда и работу с родителями.
Создание современной, отвечающей актуальным потребностям одарённых детей образовательной среды является необходимым условием для успешной реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Но возникает проблемный вопрос: какую логику работы с одарёнными детьми избрать в школе?
1.Сначала выявляем, потом развиваем тех, кого выявили (акцент на отбор от природы ярко одарённых детей и работу с ними) или
2. Сначала создаём условия для развития и максимального проявления одарённости всех учащихся, а потом даём возможности для предъявления максимально разнообразного веера достижений (акцент на работу по развитию одарённости в массовом образовании с выходом в социальную и культурную сферы).
Из опыта работы с одарёнными детьми мне ближе второй вариант, где детям предоставляются разнообразные формы интеллектуальных, творческих состязаний, проводится работа по привлечению к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, фестивалях, турнирах, конкурсах, проектах, исследованиях и пр.) Важно охватывать детей интеллектуальными и творческими состязаниями не только муниципального, регионального, но всероссийского и международного уровней.
На мой взгляд, не нужно рекомендовать участвовать в этих мероприятиях только «сильным» ученикам, считая, что предоставлять шанс любому ученику не надо. Результаты доказывают обратное: обучающиеся с невысокой успеваемостью неожиданно проявляют свои способности в условиях дополнительного стимула, импульса, а одарённость выявляется у детей постепенно. Очень важно создать условия, когда ребёнок раз от раза будет получать всё новые и новые знания, умения, опыт.
В нашей школе ежегодно проводится множество творческих конкурсов, в которых принимают участие большинство учеников моего класса. И после 3 лет обучения можно сделать вывод о наличии творческих способностей у ребят.
Ежегодный конкурс «Наследие предков сохраним и приумножим». Лучшие работы принимают участие в районных и республиканских выставках. Это работы Дворникова Антона и Алексеевой Елены. В 2011 году работа Антона «Домик в деревне» заняла первое место в республике, где, помимо жюри, работы оценивали и посетители выставки. В выставочном зале было организовано бюро симпатий, и посетители в письменной форме могли отдать предпочтение тому или иному экспонату. По жетонам чаще всего отметили несколько работ, в том числе и работу Антона.
В нынешнем учебном году ребята со своими работами участвуют в Международном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды нового века».
В нашей школе проводятся конкурсы стихов, в которых принимали участие уже несколько ребят из моего класса. Моя цель: дать возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы. Выступают ребята очень хорошо, занимая призовые места.
Многие ученики имеют грамоты и благодарственные письма за участие в районных конкурсах: конкурс сочинений ко дню пожилого человека, ко дню учителя, «Моя мама лучше всех», конкурс рисунков по различным темам. Болтухина Ольга и Платонова Софья участвовали в международном конкурсе рисунков «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (организаторы участия Турочакский ЦДТ).
Много талантливых детей выявляется при подготовке к конкурсу-смотру «Театр на школьной сцене», в котором ребята тоже занимают призовые места.
Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В рамках конкурса «Здоровье - высшая ценность» ребята разработали проект «Быть здоровым – здорово» и стали победителями. Этот проект был представлен родителям на собрании и учащимся других классов. А исследовательский проект Пустогачева Айдара «Эти удивительные осьминоги» был признан лучшим не только на школьном, но и на всероссийском уровне. Он опубликован на страницах сайта Всероссийского проекта одарённых детей «Алые паруса». Там же размещена его творческая работа «Самое замечательное событие моей школьной жизни», творческие работы других ребят.
Для развития одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В моей методической копилке создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. На специальных занятиях с интеллектуально одарёнными детьми, которые проводятся 1 раз в неделю, мы прорешиваем эти задания и составляем свои.
В школьных олимпиадах ребята в 2010-2011 уч. году из 9 призовых мест заняли 8, в 2011-2012 – 6, в 2012-2013 – 6.
В течение нескольких лет мы принимаем участие во Всероссийских олимпиадах. В прошедшем учебном году впервые приняли участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», где показывали достаточно высокие результаты. Пустогачев А. (1 м. по школе), Шаляпина Д. (3 место), Кононова Л. (4 м.), Дворников А. (8 м.) В нынешнем учебном году приняли участие в конкурсе-игре по математике «Слон» (итоги пока не подведены).
Хочется отметить, что участие в олимпиадах приняли многие желающие, независимо от уровня развития. Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственного потенциала, в этом и заключается, как я считаю, работа с одарёнными детьми.
В 2011-2012 уч. году во Всероссийских олимпиадах мы приняли участие 55 раз. Из 30 обучающихся только 3 не захотели участвовать. Было получено 11 сертификатов за участие, 13 дипломов победителей 3 степени, 16 – второй и 15 дипломов 1 степени. По результатам учебного года 3 «А» класс получил Благодарственное письмо Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» за достижение высоких результатов во Всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Все успехи и достижения ребята фиксируют в своих портфолио. В нынешнем учебном году в конкурсе портфолио 3 ученика были признаны победителями, 1 заняла 2 место и 1 – 3 место.
С 1 сентября 2011 года по 15 апреля 2012 года Пустогачев Айдар принимал участие во Всероссийском конкурсе «Лучший ученик-2012». Конкурс проходил в несколько этапов: решение олимпиадных заданий из разных областей знаний, написание творческой работы, составление исследовательского проекта. По результатам конкурса Айдар получил диплом Лауреата 2 степени. Он удостоен персональной записи в Международной почётной книге отличников учёбы.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одарённых, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Всё будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.
Список литературы
Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
Интернет-ресурсы
http://www.odardeti.ru
http://www.standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)
Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные знания о профессиях, что способствует развитию...
Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы)
Выступление на педсовете на тему "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы" Из опыта работы....
Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы) Презентация
Презентация к выступлению по теме "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы"...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Данная статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....