Организация и формы воспитательной работы в младших классах. Из опыта работы зам. директора по УВР Залашковой Ольги Николаевны, МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №11 VIIIвида», г. Междуреченск, Кемеровская область. В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах VIII вида. Обеспечение защиты жизненно важных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности и социокультурное воспроизводство человека в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности. Особой заботы, в последнее время, требует проблема увеличения числа детей с интеллектуальной недостаточностью, статистические показатели которых имеют способность к увеличению. Задача педагогов специального (коррекционного) учреждения – оказать профессиональную помощь таким детям и их родителям, сделать все возможное, чтобы «золотая пора» маленького человека была « временем радости и мира, игр, учебы и роста». Современный этап развития системы специального (коррекционного) образования характеризуется гуманизацией. Ее принцип, несомненно, предполагает существенные изменения в отношении к обучающемуся. Личность ученика с его потребностями и интересами должна быть в центре учебно-воспитательного процесса и положена в основу функционирования и организации системы специального образования. Внимание, уделяемое проблемам, связанным с поиском новых путей оптимизации воспитания детей с недостатками физического и умственного развития, в конечном итоге, ориентировано на реабилитацию этой категории лиц, на последующую интеграцию их общество. В этом заключается социальная значимость и направленность всего специального образования. Немаловажную негативную роль в формировании особенностей психологического облика ребенка воспитывающегося в специальном (коррекционном) детском учреждении, играют замкнутость сферы его жизнедеятельности, ограниченность его рамками данной школы- интерната, бедность индивидуального опыта ребенка. Для нормального развития ребенка необходимо расширение его опыта, как в предметно-практической, так и в познавательной деятельности. Вопросы защиты прав детей и гуманного к ним отношения всегда были в центре внимания педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната № 11 г. Междуреченска, которая в 2007году отметила свой сорокапятилетний юбилей, в ней обучаются 190 детей. Тема, над которой работает школа последние три года: « Воспитание и развитие социально адаптированной к современным условиям личности через дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и систему дополнительного образования». Имея неплохой кадровый потенциал, мы задались целью проанализировать наши возможности и определить, какой должна быть деятельность школы-интерната, чтобы максимально обеспечить развитие нашего учреждения в полезном для детей направлении. И пришли к выводу, что необходимо укреплять личностно-ориентированный подход и всеми силами стремиться сохранять здоровье воспитанников. Иными словами, школа-интернат должна стать для детей - оплотом мира и согласия на фоне ухудшающихся экономических условий и наступления низкопробной культуры. У коллектива есть желание в сложившейся ситуации работать на благо всех детей, чтобы каждый из воспитанников получил тот объем знаний, который он может усвоить и использовать во взрослой жизни. Повышение теоретического уровня педагогов, знакомство с современными технологиями организуем через работу методических объединений, творческих мастерских. Практикуем творческие формы обучения педагогов: предметные семинары, «круглые столы». В 2009 году 90% педагогов школы прошли обучение по пилотной программе повышения квалификации (автор Е.Д. Худенко – доцент АНМЦ «Развитие и коррекция»). Педагогами школы разработаны разновариантные модели коррекционно-развивающих занятий по творчеству, бесед, экскурсий, праздников. В разработке занятий принимали участие психологи, музыкальный работник, учителя, воспитатели, логопеды. В рамках школы ежегодно проводятся внутришкольные выставки дидактического материала, конкурсы: «Новые технологии в действии», «Поиск, проблемы, решения», «Панорама методических находок», «Конкурс методический идей это здорово!». Итоги смотров-конкурсов показывают высокое мастерство воспитателей в разработке внеклассных занятий, проводящихся в нетрадиционной форме. Педагоги школы- интерната изучают индивидуальные особенности детей, апробируют в своей деятельности гуманистические идеи новаторской педагогики, педагогики коррекционно- развивающего обучения, активно внедряют в практику работы методику кандидата педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко, которые способствуют не только коррекции ВПФ, но социализации ребенка в обществе. Многолетний опыт работы педагогического коллектива еще раз подтверждает, что главным в воспитании детей, обучающихся в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида, является благоприятный психологический климат в коллективе. Только он дает возможность ребенку реализовать значительную часть прав, представляемых ему федеральным и областным законодательством: право на образование, право на равноправие, право на защиту, а также право на защиту чести, достоинства, неприкосновенность личности. В школе отработана концепция воспитательной системы « Республика труда». Первого сентября в школе отправляется в путешествие поезд « Радости и надежды», девиз которого «Спешите делать добро» он движется в мир знаний, умений, навыков. Путешествие заканчивается к концу учебного года и возвращается в «Школу - добрых, вежливых и трудолюбивых». Путешественники обучаются правилам этикета, умению проявлять внимание и заботу по отношению к родным и близким, помогать людям преклонного возраста. Во время остановок проводятся общешкольные мероприятия, часы досуга, линейки, в ходе которых рассматриваются вопросы эстетического, экологического, этического, трудового и нравственного воспитания, подводятся итоги полезных, добрых, трудовых, учебных, спортивных дел. За успехи и усердие дети поощряются и награждаются дипломами, грамотами и призами. В школе-интернате все дети чувствуют себя комфортно. Этому во многом способствует окружающая их обстановка. Сотрудники школы вместе с детьми превратили помещение школы в удобный, уютный и красивый Дом. Оборудованы, оснащены и эстетично оформлены кабинеты, спортивный и тренажерный залы, комнаты психологической разгрузки, логопедический кабинет, а также столовая, спальни. Продуман интерьер актового зала, игровых комнат, в рекреациях - уголки для цветов, игрушек, постоянно действующие выставки рисунков, творческих работ детей. Основным стержнем социализации личности явилась позиция, позволяющая младшему школьнику реализовать самому себя. Воспитательная работа в школе направлена на формирование социально-адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего и культурного пространства. Одной из таких традиций является еженедельное проведение различных общешкольных мероприятий: празднование дней рождений, проведение концертов с участием детей, встреч с интересными людьми города Междуреченска, которые проводятся для воспитанников в Центральной городской библиотеке. В целях успешной социальной адаптации детей, становления личности и формирования гражданской позиции учащихся педагогами введены в учебно-воспитательный процесс: - программа « Я и город»; -программа по внеклассному чтению «Устное народное творчество». Педагоги школы-интерната организовали практическую подготовку воспитанников путём реализации творческих способностей ребёнка в сфере дополнительного образования. На базе школы работают кружки, вокальные группы «Солнышко», «Домисолька». Участие обучающихся в творческих коллективах по интересам позволило им реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, добиться в чем-то успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах одноклассников, педагогов и родителей, способствовало укреплению самодисциплины, умению планировать свое время. Для развития творческих способностей обучающихся, воспитанников, а также для последовательного формирования целостной системы воспитательного воздействия педагогическим коллективом школы используются формы работы, способствующие разностороннему развитию личности детей и подростков данной группы в быту. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культурообразующей средой города стали важным фактором в воспитательной работе школы. На базе городских учреждений дополнительного образования воспитанники занимаются в кружках и мастерских: СЮН («Живая природа», «Золотая рыбка», «Орнитолог»), клуб «Дружба» (кукольный, «Оригами»), клуб «Ровесник» («Флористика», «Цветы»), клуб «Юность» («Сувенир»), клуб «Орлёнок» (лечебная гимнастика), в тренажёрном зале «Добрыня», бассейнах «Дельфин», «Солнечный». Занятия в клубах и кружках проводятся систематически согласно расписанию для целых классов. Они направлены на приобретение необходимых навыков самообслуживания, трудовой деятельности, физическое воспитание. Углубленное усвоение одного из видов декоративного искусства в сочетании с практической деятельностью способствовало решению целого ряда вопросов социализации детей: -формирование навыков и потребности в труде, потребности занимать достойное место в обществе; -управление личностными мотивами поведения; -расширение и совершенствование круга культурных потребностей; -формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до конца. Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально-позитивной среды жизнедеятельности ребят содействовало максимальному индивидуальному развитию личности учащихся и обеспечило участие детей во внешкольной деятельности. Педагог, работающий с детьми в выходные и каникулярные дни, организует поездки в цирк г. Новокузнецка, в бассейн, на промышленные предприятия. В воскресные дни воспитатель Ф.А. Алексеенко организует отдых, оздоровление, всестороннее развитие и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, способных в дальнейшем самостоятельно трудиться, быть хорошим семьянином, уметь найти выход из сложной жизненной ситуации, постоять за себя. Организация занятости детей (походы на приют «Кузбасский»; поездки в бассейн профилактория «Солнечный»; выезды на природу; посещение кинотеатра «Кузбасс», ДК «Распадский», «им. В.И. Ленина») в выходные дни помогла профилактике правонарушений среди детей-сирот, обучающихся в начальной школе. Большая подготовительная работа проводится с младшими школьниками во время подготовки к праздникам – Дню знаний, к Новогодней елке, Дню 8 марта. Для того, чтобы ребенок почувствовал удовлетворение от выступления перед зрителями, педагогам начальной школы приходится затратить немало усилий и времени на работу по коррекции его интеллектуальных и физических недостатков. Организуя внеклассное мероприятие, воспитатели используют различные формы воспитательной работы по социализации воспитанников. В каждом классе ведётся альбом «Летопись класса», где помещаются фотографии наиболее интересных моментов жизни класса, тексты, рисунки, короткие записи о событиях в классе. Во внеклассной работе используются три модели проведения воспитательных дел с учащимися. Согласно первой воспитатель сам организует воспитательное дело, деятельность учеников: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие (беседа, классный час). Вторая модель: привлечение учеников из актива, родителей для проведения праздников, похода, встречи, конкурса. Третья модель: коллективное творческое дело. Это организация дел класса и школы, в которых выступает много людей (праздник, фестиваль, аукцион талантов, музыкальная карусель). Объединение учащихся, педагогов, родителей возможно только на основе общего дела. Таким общим делом, кроме учебы, стало проведение системы праздников в школе: «В царстве «Берендея», «Новогодний серпантин», «Звездный дождь», «Строка, оборванная пулей», «Последний звонок»; выставка-ярмарка «Не уставая – твори добро». Воспитанников начальной школы привлекает не только демонстрация исполнительского мастерства, но и использование таких средств, как цифровой фотоаппарат, камера, длиннофокусный проектор. Аппаратура такого класса позволяет быстро, качественно и эффективно продемонстрировать творческие способности обучающихся и запечатлеть все, происходящее в школе во внеурочное время. Активное внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в структуру организации общешкольных мероприятий привнесло положительный результат и усилило мотивацию участия обучающихся в них. Формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное социальное развитие при организации КТД обеспечивает вовлечением учащихся в постоянную и разнообразную творческую деятельность. За последние три года самыми интересными делами для младших школьников стали следующие: «Экологическая тропа», «Пернатые друзья», «Алло, мы ищем таланты», утренник «Тайны имени земли Кузнецкой», посвященный 65-летию Кемеровской области Творческая деятельность не ограничивается рамками школьных мероприятий. Ребята достойно защищают честь школы на уровне школы, города., региона, области. В 2008-09 учебном году они совместно с педагогами, приняли участие в городских соревнованиях, выставках декоративно-прикладного творчества.Можно отметить активное участие воспитанников в городском фестивале для детей с ограниченными возможностями «Мы всё можем», городском гала-концерте «Я - автор своей жизни» (ученик 3класса- Альков А), фестивале патриотической песни «Звездный дождь» (ученица 4 класса -Забродина А.), в городской выставке «Поверь в мечту - и в путь» ( ученица 3 класса –Побызакова Э). Младшие школьники под руководством педагогов Шелкуновой И.Э. и Зубаревой И.Я. стали участниками городского фестиваля детского творчества «Калейдоскоп талантов», финалистами фестиваля художественного творчества «Радуга – 2008». Воспитанники - победители фестиваля военно- патриотической песни «Звездный дождь» (Забродина А.). За творческие победы воспитателю Ф.А. Алексеенко и двум обучающейся Забродиной А. была вручена муниципальная премия «Надежда Междуреченска» с приглашением на прием председателя комитета образования. Дети-сироты, были приглашены на муниципальный бал, который проходил под патронатом мэра С.Ф. Щербакова. Участие детей в художественной самодеятельности, в выставках, в КТД позволяет ребятам проявить себя социально-приемлемым способом, самоутвердиться. Результаты проводимых педагогических наблюдений и обследований нас уже радуют и обнадёживают – дети стали заметно добрее, грубость и злоба уходит из их взаимоотношений. Воспитывая доброго, ответственного и коммуникативного человека, мы воспитываем хорошего гражданина и хорошего семьянина, что и составляет конечную цель всего воспитательного процесса. 0 результативности проводимой работы говорит участие детей в областном фестивале детского творчества для детей инвалидов, который проводился в январе в г. Кемерово «Рождественские встречи друзей» (учащаяся 4а класса-Тунекова А). За художественное выступление в музыкальной композиции, за мастерство и фантазию в создании работ декоративно-прикладного искусства младшие школьники были награждены Дипломами и ценными подарками. Активное участие в областных фестивалях и городских смотрах-конкурсах, позволяет воспитанникам реализовать свое право на культурное развитие. Способствует этому и регулярное посещение детьми спектаклей во Дворце культуры имени Ленина, ДК «Распадский», выставок в краеведческом музее, в музее искусств, в выставочном зале художественной школы. Особое место в своей работе по развитию творческих способностей учащихся отводится изобразительному искусству. Воспитанники принимают активное участие в городских выставках и конкурсах по изобразительному искусству «Я рисую мир» (заняли 3-е место). Участники Всероссийского конкурса рисунков «Единая Россия», акции «Я и моё здоровье», вместе с домашними детьми они принимают участие в городском конкурсе рисунков и эссе «Один день, прожитый в моей семье», « Наш большой и теплый дом». Учащиеся начальной школы совместно с воспитателями: Волковой С.Ю., Ульныровой И.А., Демьяновой Г.П., Черенчиковой Н.И. – победители и активные участники областной выставки декоративно- прикладного искусства воспитанников детских домов и школ-интернатов «Мой дом - моя семья», «Радуга детства» (учащиеся 4-а класса- Козлова К, Старчикова Е). Одним из главных направлений воспитательной работы является физкультурно-оздоровительное. Внеклассную спортивную работу ведут опытные педагоги Т.Ф. Креминская, Ж.В. Анохина. С разрешения администрации школы-интерната и врача обучающиеся посещают занятия в спортивных клубах системы дополнительного образования и добиваются значительных результатов на районных и областных соревнованиях. Дети занимаются в тренажерном зале, в спортивном клубе - плаванием, ритмической гимнастикой. На спортивных площадках воспитанниками проводятся спортивные часы в группах. В течение всего учебногo года организуются общешкольные спортивные мероприятия, соревнования. В период обучения проводятся Дни здоровья, каждую четверть — «Веселые старты». Традиционными в школе стали спортивные праздники, посвященные знаменательным датам. Например, спортивные соревнования, проходящие в рамках «Дня знаний», «А, ну-ка, парни», приуроченные ко Дню Защитника Отечества, игра «Последний герой». Обучающиеся начальной школы приняли активное участие в городских соревнованиях « Не уставая, твори добро», « Сильные, ловкие, смелые». Ценность подобных контактов заключается в том, что воспитанники приобретают определённый социальный опыт, устраняется дефицит общения со сверстниками из других образовательных учреждений. На период летних каникул для организации отдыха, профилактики правонарушений и оздоровления детей, при школе был открыт «Лагерь труда и отдыха» рассчитанный на 120 человек. Младшие школьники, посещающие лагерь, были задействованы в трудовой деятельности (уборка территории, спален, классных комнат). Во вторую половину дня с обучающимися проводились культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, экскурсии. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения по областной программе отдыхали за пределами города в лагере «Олимп», в военно-спортивном лагере «Ратник», в ДООЛ «Чайка». Учащиеся совершают туристические походы на Поднебесные Зубья, где любуются первозданной красотой природы, дышат кристально-чистым воздухом, изучают природу родного края. Такие походы позволили организовать работу учащихся на весь год. Сначала младшие школьники изучают литературу о тех местах, куда отправятся отдыхать, в походе они фотографируют и ведут дневник, затем оформляют альбом, готовят концерт-воспоминание. В походах учащиеся учатся многому: ставить палатку, готовить еду в лесу, правильно ориентироваться на местности. С походами по родному краю связана краеведческая работа. Для этого на воспитательных занятиях введен курс «Я и город».Туристический поход на «Казыр» в течение шести дней с детьми показал, что дети адаптированы к условиям современной жизни, владеют необходимыми умениями и навыками. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействовало воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, формированию гражданской позиции. В течение всей практической деятельности пытаемся сделать родителей настоящими помощниками педагогического коллектива. Учитывая ст. 9 Закона, которая признает воспитание в семье приоритетным, администрация школы по просьбе близких родственников разрешает в выходные дни предоставляет возможность гостить в благополучных семьях своих друзей или родственников. Но в основном дети предпочитают оставаться в интернате. В школе используются разнообразные формы работы с родителями учащихся. Делим их на общешкольные, классные и индивидуальные. Четыре раза в год проводим родительские собрания. На родительских собраниях организуем выставки детских работ, показ художественной самодеятельности,чаепитие. Стараемся привлекать к участию детей. Второй год наша школа устраивает дни открытых дверей для родителей. Родители знакомятся со школой, посещают уроки. В такие дни проводятся творческие выставки, отражающие результаты работы школьных кружков. Родители младших школьников привлекаются к оформлению классного помещения, к участию в совместных субботниках, по работе в классе, в школе, на пришкольном участке. Они активные помощники в организации классных часов, утренников, проведении культпоходов, экскурсий. Традиционно родители являются участниками спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Они оказывают помощь в проведении конкурсов: «А, ну-ка, девочки», «Мамина помощница». В последние годы школа-интернат стремится сохранить для ребенка семью, пробудить отцовские и материнские чувства в родителях, оказать им помощь в решении юридических, экономических и социальных вопросов. Особое внимание уделяется родителям, которые являются выпускниками специальных школ. В беседах с родителями учителя отмечают успехи (или стремление ребенка к успеху) в учебе, труде, спорте, поведении, отношении к окружающим. Детей из неблагополучных семей воспитатели чаще включают в концертные программы выступлений перед родителями на общешкольных родительских собраниях. Чтобы решить задачу интеграции обучающихся в современное общество, найти в будущем работу, администрацией школы и членами педагогического коллектива было принято решение готовить учащихся не только по основному трудовому профилю (столярное и швейное дело), но и прививать детям навыки индивидуально-трудовой деятельности по одному или нескольким видам народных ремесел: росписи или резьбе по дереву, изготовлению декоративных цветов, сувениров и многим другим видам труда. В качестве материала используются в основном отходы производства: пластмассовые бутылки, бумажный шпагат, деревянная тара, лоскутки ткани и т.д.Педагогами школы были внесены изменения в программы по трудовому обучению, занятия детей в кружках ориентированы на обучение народным ремеслам. В 2008-2009 учебном году школа-интернат неоднократно награждалась Благодарственными письмами «За педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания». Успешно работает весь педагогический коллектив, в рядах которого: опытные педагоги-дефектологи: Захарчук Н.А. – директор школы, Тихонова Т.В.- заместитель директора по воспитательной работе, Коняшина А.В., Багавова С.Е. – учителя- логопеды, педагоги –Ульнырова И.А., Демьянова Г.П., Чебодаева П.И., Гуляева Г.В., Волкова Е.А., Федорова Т.Л., Базина Е.А., Абрамова Г.М., Емельянова Х.Ш. и многие другие. Защищая права ребенка, предусмотренные федеральным и областным законодательством, школа-интернат решает главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество.
|