Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.p.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Джанбекова Наида Убайдуллаевна, МБОУ «СШ № 1 им. А.В. Войналовича»
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.
Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; учащиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.
В своей педагогической деятельности партнерство с учреждениями дополнительного образования и культуры и спорта использую как эффективную форму профориентационной работы. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.
Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии. На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.
Одна из основных задач профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию образовательного учреждения с ВУЗами, колледжами, предприятиями и другими социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профессии, профессиональных интересов и самостоятельному профессиональному самоопределению.
В профориентационной работе с детьми особую роль играет сотрудничество с социальными партнерами.
В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде выделяется 3 этапа:
- определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
- совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
- собственно партнерство в школьной образовательной среде.
Основные виды совместной деятельности:
Деятельность | «Продукт» |
Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса | Модели, концепции, ресурсы |
Проектирование образовательного процесса | Образовательные программы |
Реализация образовательного процесса | Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др. |
Взаимоподдержка | Психологический комфорт партнеров |
Цели:
- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала в сотрудничестве с социальными партнерами и всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
- помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;
- выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;
- способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;
- совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;
- формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
- поддерживать интерес к учебной деятельности.
Что дает такое сотрудничество в конечном итоге?
Для ребенка – доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины.
Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами.
В образовательном процессе – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями города, культурными центрами и другими школами.
В начальной школе должен быть дифференцированный подход в работе ранней профилизации. Работа должна быть системной и хорошо организованной согласно разработанной структуры и модели с возможными новыми подструктурами и компонентами.
Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
- вечера-встречи с интересными людьми города, региона;
- совместная исследовательская и диагностическая деятельность;
- консультации, вечера, круглые столы и т.д.;
- экскурсии и различные тематические десанты, акции;
- приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
- спонсорская помощь школе и т. д.
В рамках реализации школьной программы сотрудничества нами определены партнеры, составлен план сотрудничества и обозначены круг мероприятий.
Совместно с центральной городской библиотекой проводим встречи с ветеранами труда, конкурсы рисунков «Все профессии хороши»; виртуальные экскурсии в мероприятия города.
В сотрудничестве важным является проектирование. Через творческие и исследовательские проекты мои ученики знакомятся с основами различных профессий, изучают профессии своих родителей, создают портреты лучших строителей, врачей, учителей, нефтяников.
Использованные источники
1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. - 2006. -№ 5. – С. 8 -11.
2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.
3.Бессолицына Л. 10 идей развития социального партнерства школы // Управление школой. - 2007. - № 7. – С.24 - 25
4.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.
5.Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. - №4. – С. 83 – 89.
6.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2007. - №6. –С.43 - 52.
Голованов В.П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2008. - №2. – С.12 - 16.
Лернер П. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. – 2007. - №7. – С.167-171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы статьи "Урок антистрессовой пластической гимнастики - одна из форм оздоровительной работы с младшими школьниками"
На современном этапе развития российского образования актуальность проблемы сохранения и развития здоровья школьников не вызывает сомнения. Культура здоровья являетс...
Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником
Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...
Организация профориентационной работы с младшими школьниками
Организация профориентационной работы с младшими школьниками...
Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками
В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...
Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности младших школьников
Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёз...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о професс...
Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»
Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...