Программа работы с родителями "Мы - семь Я"
рабочая программа по теме
Программа работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.doc | 538 КБ |
analiz_programmy_raboty_s_roditelyami.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех»
Г. Форд
Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми – самое трудное – работа со взрослыми». На мой взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей.
Родители вынуждены основное время уделять решению материально-бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей.
Таким образом, социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.
В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Следовательно, с целью более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо установить активное сотрудничество с родителями.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Я постоянно нахожусь в поиске новых форм взаимодействия с семьями своих учеников. И решила реализовать программу работы с родителями «Мы – семь Я». Программу, которая объединит и семью, и школу, научит родителей более эффективно общаться со своими детьми, строить внутрисемейные отношения.
Содержание моей работы с родителями определили пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
-организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся:
- Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действие в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа».
- Обучить родителей умению быть родителями.
- Подготовить родительский коллектив с большей самостоятельности гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.
- Укреплять партнерские отношения между родителями и классным руководителем.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
Цели конкретизированы в задачи:
- Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива.
- Консультативная - совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
- Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа ориентирована на 2013-2017 годы.
- 1 этап реализации Программы - ориентировочный (2013-2014гг.)
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
- 2 этап - основной (2014-2016гг.)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
- 3 этап - обобщающий (2016-2017гг.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
Ожидаемые результаты:
Возникает вопрос: Что может дать данная программа учителю, родителям и детям?
- Учителю - по другому взглянуть на себя, на свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять более тесную связь с семьей.
- Родителям - включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником в жизни школы.
- Детям - дать почувствовать их ценность, неповторимость, значимость и вселять уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
- Анкетирование, опрос, тестирование.
- Родительские собрания- 1-2 раза в четверть.
- Индивидуальные беседы - по необходимости.
- Консультации для родителей (индивидуальные и по группам)- 1 раз в неделю.
- Родительские лектории по микрогруппам родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Классные тематические конференции для родителей.
- «Круглые столы», диспуты, дискуссии.
- Дни творчества для детей и родителей.
- Дни открытых дверей.
- Совместные дела с родителями и детьми класса- 1-2 раза в месяц:
- Привлечение родителей к проведению праздников;
- Привлечение родителей к оформлению кабинетов;
- Привлечение родителей к организации досуга учащихся;
- Привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;
- Привлечение родителей к спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.
- Организация работы классного родительского комитета.
- Посещение семей.
- Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по окончанию начальной школы.
Для достижения эффективности работы с родителями я нашла новую форму- работу родителей по микрогруппам.
Планирование работы с родителями
1 класс
«Здравствуй, это я!»
Цель: Знакомство с семьями, создание комфортных условий для единения и сплочения учащихся, родителей и учителя.
№ | Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
1 четверть | |||
1 | Родительское собрание «Давайте знакомиться», «Адаптация первоклассников к школе»: а) игра «Символика моей семьи»; б) лекторий «Трудности адаптации первоклассников к школе»; в) анкетирование родителей: «Жизнь в школе и дома»; г) выборы родительского комитета, формирование родительских микрогрупп по интересам. | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Заседание родительского комитета: а) распределение обязанностей между членами родительского комитета; б) ознакомление учителем об учебно-воспитательном процессе; в) подготовка к празднику «Мы уже не просто дети, мы уже - ученики» («Посвящение в первоклассники»). | Октябрь | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
3 | Праздник «Мы уже не просто дети, мы уже ученики». | Октябрь | Классный руководитель, родители 1 микрогруппы |
4 | Консультация для родителей: «Как учить детей беречь здоровье. Режим дня». | В течение четверти | Классный руководитель |
5 | Общественно-полезный труд в учебном кабинете: оформление кабинета и его озеленение. | В течение четверти | Классный руководитель, родители 2 микрогруппы |
6 | Экскурсия в краеведческий музей. | Октябрь | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
2 четверть | |||
1 | Неделя открытых дверей. Просмотр родителями уроков литературного чтения, русского языка (письма), математики, окружающего мира и технологии. | Ноябрь | Классный руководитель, родители |
2 | Вечер вопросов и ответов по теме: «Как помочь стать ребёнку внимательным»: а) беседа с психологом ЦПМСС «Психологическая готовность детей к школе»; б) памятка «Игры на развитие памяти, внимания, мышления»; в) памятки родителям; г) консультация по организации учебно-воспитательного процесса с детьми. | Ноябрь | Классный руководитель, родители |
3 | Индивидуальные беседы, консультации с родителями слабоуспевающих детей. | По мере необходимости | Классный руководитель |
4 | Заседание родительского комитета:
| Декабрь | Классный руководитель, родители |
5 | Проведение праздника «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки». | Декабрь | Классный руководитель, родители 1 микрогруппы |
3 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) итоги совместной работы с родителями и детьми за I полугодие; б) планирование работы на II полугодие; в) приобретение учебно-методической литературы на следующий учебный год; г) подготовка к ремонту класса. | Январь | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | Родительское собрание «Типология родительских отношений. Типы воспитания детей в семье»: а) университет педагогических идей «Типы воспитания детей в семье»; б) дискуссия «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?» в) информация по учебникам для 2 класса; г) подготовка к празднику «Прощание с букварем». | Февраль | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
3 | Родительская конференция: «Воспитание- дело общее. 10 ошибок в воспитании, которые все когда-то совершали». | Февраль | Классный руководитель, родители |
4 | Проведение праздника «Прощание с букварем». | Март | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
5 | Консультации для родителей по вопросам: “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить самооценку ребёнка”. | По графику | Классный руководитель |
6 | Спортивно-оздоровительный праздник на свежем воздухе «Веселые старты». | Март | Классный руководитель, родители 4 микрогруппы |
4 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование работы на 4 четверть; б) подготовка к проведению интеллектуального марафона «Всезнайка». | Апрель | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | Интеллектуальный марафон «Всезнайка». | Апрель | Классный руководитель |
3 | Итоговое родительское собрание совместно с учащимися «Мир начинается дома»: а) подведение итогов учебного года; б) награждение родителей и учащихся благодарственными письмами и грамотами; в) летний отдых детей. | Май | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
4 | День творчества для детей и родителей «Мир увлечений нашей семьи». | Май | Классный руководитель, родители |
Планирование работы с родителями
2 класс
«От индивидуальности ребенка и родителя к коллективу индивидуальностей!»
Цель: Знакомство родителей с перспективами развития детского и родительского коллективов.
№ | Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
1 четверть | |||
1 | Родительское собрание «Садимся за уроки»: а) анкетирование учащихся и родителей; б) родительский практикум «Мой ребенок»; в) памятка для родителей «Садимся за уроки», г) памятка для учащихся «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»; д) выборы родительского комитета. | Сентябрь- октябрь | Классный руководитель |
2 | Заседание родительского комитета: а) распределение обязанностей; б) планирование внеклассной работы; в) оформление классного уголка родителями; г) подготовка к празднику «Осенний калейдоскоп». | Сентябрь | Классный руководитель, родители 1 микрогруппы |
3 | Проведение праздника «Осенний калейдоскоп». | Октябрь | Классный руководитель, родители |
4 | Консультации по теме «Чтение- увлечение или наказание». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
5 | Родительский ринг «Помоги учиться ребенку». | Октябрь | Классный руководитель, родители |
2 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) итоги 1 четверти; б) планирование работы на 2 четверть; в) подготовка к проведению спортивного конкурса «Папа, мама, я - спортивная семья». | Ноябрь | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | Консультации по теме: «Успешность обучения младших школьников». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
3 | День открытых дверей для родителей. Посещение уроков математики, русского языка и литературного чтения. | Ноябрь | Классный руководитель |
4 | Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». | Ноябрь | Классный руководитель, родители 2 микрогруппы |
5 | Привлечение родителей к оформлению выставки «Добрый доктор Айболит нам болеть не разрешит». | Декабрь | Классный руководитель, родители |
6 | Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»: а) деловая игра с родителями по теме собрания; б) итоги успеваемости за 2 четверть; в) тренинг «Добро и зло в нашей семье»; г) к празднику «Новый год к нам мчится». | Декабрь | Классный руководитель, родители |
7 | Новогодняя мастерская совместно с родителями. | Декабрь | Родители учащихся |
8 | Проведение праздника «Новый год к нам мчится». | Декабрь | Классный руководитель, родители |
9 | Экскурсия в зимний лес, катание на лыжах и на санках. | Январь (во время зимних каникул) | Классный руководитель, родители |
10 | Экскурсия в детскую библиотеку. | Январь (во время зимних каникул) | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
3 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование работы на 3 четверть; б) подготовка к конкурсной программе для пап и мальчиков ко Дню Защитника Отечества «Экипажи двух кораблей - нет на свете их дружней!»; в) подготовка к празднику «Мисс Краса»; г) организация досуга учащихся и родителей; д) праздник «День именинника». | Январь- февраль | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | Проведение конкурсной программы для пап и мальчиков ко Дню Защитника Отечества «Экипажи двух кораблей - нет на свете их дружней!». | Февраль | Классный руководитель, родители 4 микрогруппы |
3 | Проведение праздника «Мисс Краса». | Март | Классный руководитель, родители 1 микрогруппы |
4 | Проведение праздника «День именинника». | Март | Классный руководитель, родители 2 микрогруппы |
5 | Консультации по теме: «Роль семьи в развитии фантазии и воображения младшего школьника». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
6 | Родительское собрание «Искусство любить детей»: а) итоги работы за 3 четверть; б) обеспечение учебно-методическим материалом учащихся в 3 классе; в) анкетирование учащихся и родителей; г) родительский лекторий по теме собрания; д) тест для родителей «Искусство воспитания»; е) памятка для родителей «Как любить детей?». | Март | Классный руководитель, родители |
4 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) план работы на 4 четверть; б) подготовка к неделе «Наши добрые дела» (приятные сюрпризы для друзей, родных, соседей, окружающих); в) подготовка к весеннему кроссу совместно с родителями ко Дню Победы; г) привлечение родителей к коллективному театрализованному проекту «Семья вся вместе – душа на месте». д) подготовка к коллективному туристическому слету на природу. | Апрель | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | День открытых дверей. Посещение урока русского языка родителями. | Апрель | Классный руководитель |
3 | Неделя «Наши добрые дела» (приятные сюрпризы для друзей, родных, соседей, окружающих). | Апрель | Классный руководитель, родители |
4 | Консультации для родителей слабоуспевающих учеников и для родителей одаренных детей. | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
5 | Итоговое родительское собрание «Поймем друг друга»: а) итоги учебно-воспитательной работы за год; б) тест «Какой я родитель?»; в) конкурсная программа для детей и родителей; г) поощрение родителей за сотрудничество; д) награждение учащихся за их достижения. | Май | Классный руководитель, родители |
6 | Коллективный театрализованный проект «Семья вся вместе - душа на месте». | Май | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
7 | Коллективный туристический слет на природу. | Май | Классный руководитель, родители |
Планирование работы с родителями
3 класс
«Путь к успеху!»
Цель: научить родителей говорить с детьми на одном языке понятий и находиться на одном уровне позиций, дать возможность стать активным участником классных дел.
№ | Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
1 четверть | |||
1 | Индивидуальные консультации и беседы с родителями слабоуспевающих учеников. | В течение года | Классный руководитель |
2 | Родительское собрание: а) педагогический всеобуч «Особенности развития третьеклассника»; б) выступление представителей групп родителей и выборы родительского комитета; в) о питании школьников; г) организационные вопросы. | Сентябрь | Классный руководитель, родители |
3 | Заседание родительского комитета: а) распределение обязанностей между членами род.комитета; б) планирование внеклассной работы класса на 1 четверть; в) подготовка к экскурсии по достопримечательностям родного города. | Сентябрь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
4 | Привлечение родителей к облагораживанию классного кабинета. | Сентябрь- октябрь | Классный руководитель, родители |
5 | Экскурсия по достопримечательностям родного города. | Сентябрь | Классный руководитель, родители 1 микрогруппы |
6 | Родительский всеобуч «Роль родителей при участии учащихся в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научно-исследовательской деятельности». | Октябрь | Классный руководитель, род.комитет |
7 | Родительский клуб «Семейные традиции и их значение в жизни ребенка». | Октябрь | Классный руководитель, род.комитет |
8 | КТП. «Книга- летопись «Наша дружная семья»». | Октябрь | Классный руководитель, родители |
2 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование внеклассной работы на 2 четверть; б) подготовка к проведению праздника «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!»; в) подготовка к проведению спортивных развлечений «В здоровом теле - здоровый дух»; г) подготовка к Новому году (изготовление костюмов, подарки, конкурсы). | Ноябрь | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
2 | Проведение праздника «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!». | Ноябрь | Классный руководитель, родители 2 микрогруппы |
3 | Привлечение родителей к операции «Кормушка». | Ноябрь | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
4 | Экскурсия на хлебозавод. | Ноябрь | Классный руководитель, родители 4 микрогруппы |
5 | Консультации по теме: «Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
6 | Родительское собрание «Учимся понимать друг друга»: а) тренинг с родителями; б) диспут с родителями по теме собрания; в) анкета для родителей «Насколько я понимаю своего ребенка»; г) итоги четверти; д) организационные вопросы. | Декабрь | Классный руководитель, родители |
7 | Проведение спортивных развлечений «В здоровом теле - здоровый дух». | Декабрь | Классный руководитель, родительский комитет |
8 | Праздник «Новогодние приключения». | Декабрь | Классный руководитель, родители |
3 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) план работы на 3 четверть; б) приобретение учебно-методических пособий на 4 класс; в) подготовка к празднику «Мы давно блинов не ели…»; | Январь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | Привлечение родителей к оформлению фотовыставок «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества) и «Наши милые дамы» (к Международному Женскому Дню). | Февраль- март | Классный руководитель, родители 1 и 2 микрогрупп |
3 | Проведение народного праздника «Масленица» («Мы давно блинов не ели…»). | Март | Классный руководитель, родители |
4 | Вечер вопросов и ответов «Ваш ребенок и его сверстники. Детская дружба». | Март | Классный руководитель, председатель род.комитета |
5 | Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»: а) педагогическая гостиная для родителей «Поручения моего ребенка»; б) итоги успеваемости за 3 четверть; в) поездка на каникулах в краевой музей. | Март | Классный руководитель, председатель родительского комитета |
4 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) план работы на 4 четверть; б) подготовка к проведению коллективно-творческого проекта «Сладкая жизнь»; в) к проведению спортивных развлечений «Выше, дальше и быстрее». | Апрель | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | Привлечение родителей к операции «Скворечник». | Апрель | Классный руководитель |
3 | Привлечение родителей к конкурсу детского творчества «Моя родословная». | Апрель | Классный руководитель, родители |
4 | Родительский вечер: «Родители глазами детей, дети глазами родителей». | Май | Классный руководитель, председатель род.комитета |
5 | Итоговое родительское собрание вместе с детьми «Вот и стали мы на год мудрее» (торжественное). | Май | Классный руководитель, родительский комитет |
6 | Поход совместно с родителями на природу. Спортивные развлечения «Выше, дальше и быстрее». | Май | Классный руководитель, родительский комитет |
Планирование работы с родителями
4 класс
«От маленьких побед к большим возможностям».
Цель: формирование у родителей готовности осознания себя воспитателем, носителем определённой культуры и социального опыта, которые они должны передать детям.
№ | Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
1 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование воспитательной работы на 1 четверть; б) подготовка к экскурсии в пожарную часть; в) отчет о работе родительского комитета на родительском собрании; г) организация работы по вовлечению детей в кружки, секции. | Сентябрь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | Привлечение родителей к озеленению класса. Пересадка комнатных растений. | Сентябрь | Классный руководитель, род.комитет |
3 | Родительское собрание: а) круглый стол «Я - выпускник начальной школы»; б) родительский лекторий «Государственный образовательный минимум начальной школы». | Октябрь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
4 | Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих учеников, нарушителей дисциплины. | В течение года | Классный руководитель |
5 | Экскурсия в пожарную часть №14 города. | Сентябрь | Классный руководитель, родители 3 микрогруппы |
6 | Консультации по теме: «Научно-исследовательская деятельность детей». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
2 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование воспитательной работы на 2 четверть; б) лекторий «Портфолио ученика начальной школы. Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и состязаниях»; в) подготовка к родительскому собранию «Взаимоотношения в семье»; г) подготовка ко Дню Матери; д) подготовка к Новогоднему бал-маскараду. | Ноябрь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | День открытых дверей для родителей. Просмотр уроков по желанию родителей. | Ноябрь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
3 | Привлечение родителей к проведению праздника, посвященного Дню Матери. | Ноябрь | Классный руководитель, род.комитет |
4 | Консультации с одаренными детьми и их родителями. Привлечение родителей к подготовке учащихся к ВПР | Ноябрь | Классный руководитель |
5 | Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» (практикум). Встреча с психологом и социальным педагогом. | Декабрь | Классный руководитель, председатель род.комитета, психологи и соц.педагог школы |
6 | Новогодняя мастерская по изготовлению маскарадных костюмов и выпуску стенгазет. | Декабрь | Классный руководитель, род.комитет |
7 | Проведение Новогоднего бал-маскарада. | Декабрь | Классный руководитель, род.комитет |
3 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование работы на 3 четверть; б) подготовка к проекту «Рыцарский турнир»; в) подготовка конкурсной программы к 23 февраля «Важны для человечества защитники Отечества»; г) подготовка к празднику «Дочки- Матери». | Январь | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | Консультации для детей и родителей «Где и с кем можно играть». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
3 | Привлечение родителей к конкурсу научно- исследовательских работ учащихся. | Февраль | Классный руководитель, род.комитет |
4 | Проведение конкурсной программы к 23 февраля «Важны для человечества защитники Отечества». | Февраль | Классный руководитель, род.комитет |
5 | Проведение праздника «Дочки- матери». | Март | Классный руководитель, род.комитет |
4 четверть | |||
1 | Заседание родительского комитета: а) планирование внеклассной работы на 4 четверть; б) подготовка к выпускному балу; в) подготовка к родительскому собранию «Мы вместе»; г) планирование экскурсии. | Апрель | Классный руководитель, председатель род.комитета |
2 | День открытых дверей. Просмотр родителями уроков по желанию. | Апрель | Классный руководитель |
3 | Консультации по теме: «Ваш ребенок вырос». | В течение четверти по графику | Классный руководитель |
4 | Итоговое родительское собрание «Мы вместе»: а) защита КТП «Папа, мама, школа, я - все, что нужно для меня!»» б) памятки родителям «Как помочь выпускнику начальной школы подготовиться к 5-му классу». | Май | Классный руководитель, председатель род.комитета |
5 | Проведение выпускного бала «Прощание с начальной школой». | Май | Классный руководитель, родители |
Литература:
- Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. Сост.Л.В.Ковинько, М.- 2000.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-11 классы. М.: Вербум-2000.
3. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
Предварительный просмотр:
Анализ
результатов реализации программы воспитательной работы с классом и родителям «Мы – семь Я» (1-4)
учителя начальных классов, классного руководителя 4 «А» класса
МБОУ «Гимназия г. Болхова»
«Прийти вместе – это начало,
остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех»
Г. Форд
Программа воспитательной работы с классом и родителями «Мы – семь Я» разработана в 2013 году и рассчитана на 4 года.
Перспективная цель программы: объединить и скоординировать усилия семьи и школы для формирования единого воспитательного процесса «Семья-школа».
Цели конкретизированы в задачи:
- Просветительская- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива.
- Консультативная- совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
- Коммуникативная- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.
Представление о семье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив с семьей». Семья- это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа - родители и учитель- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребенка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения.
В связи с этими проблемами в семьях наших детей классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями - формировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллектив детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Я часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен, что его кто-то любит, и он тоже должен кого-то очень любить. Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. При этом он активнее постигает мир, лучше идет на контакт с родителями и учителем.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа ориентирована на 2013-2017 годы.
- 1 этап реализации Программы - ориентировочный (2013-2014гг.)
На данном этапе проводился анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
- 2 этап - основной (2014-2016гг.)
На данном этапе осуществлялось педагогическое и психологическое просвещение родителей, велась работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
- 3 этап - обобщающий (2016-2017гг.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
1 класс (2013-2014 уч.г.)
В 2013 году, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решила кардинально изменить систему работы с родителями, начать поиск новых форм общения с ними, чтобы решить главный вопрос- сплочение детского и родительского коллектива.
Для достижения эффективности работы с родителями я нашла новую форму работы - по микрогруппам.
Одно из самых главных направлений внеклассной работы в 1 классе и в начальной школе в целом - взаимопонимание между детьми и взрослыми. А для этого необходимо поближе познакомиться с родителями и детьми, посредством проведения диагностики с учащимися и их родителями, с целью выявления положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонностей и способностей. Поэтому на первом же родительском собрании был задан вопрос родителям: «Знаете ли вы своего первоклассника?» и проведен тест «Хорошие ли вы родители?». Многие родители не учитывают индивидуальные возрастные особенности своих детей, поэтому на этом же первом собрании провела беседу «О возрастных психологических особенностях младшего школьника».
Зная особенности своего ребенка, родители иначе оценивают поведение своих малышей. А в конце собрания родителям предложила совместно с детьми придумать символику своей семьи: изобразить герб, выбирая на рисунке предметы, связанные с интересами семьи и флаг.
Первую индивидуальную беседу с целью выявления жизненного багажа у детей, их личных интересов и увлечений, кругозор и какими дети обладают способностями, я провела еще в августе, перед приходом в школу. При этом присутствовали родители, которые с большим интересом слушали ответы своих «незнакомых» детей.
Первый год учебы самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо родителям напомнить, чтобы их ребенок соблюдал режим дня. Задача родителей на данном этапе - помочь ребенку рационально составить «Режим дня». А уже позже через месяц в октябре оценили уровень школьной мотивации с помощью методики, состоящей из 10 вопросов. Из 24 учащихся 13 имеют высокий уровень адаптации к школьной обстановке, у 9– средний уровень, а у 2- низкий уровень.
В начале 1 года обучения родители класса разделились на 4 микрогруппы. У каждой микрогруппы родителей было свое предназначение:
1 группа отвечали за облагораживание класса;
2 группа являлась организатором экскурсий;
3группа была организатором праздников;
4 группа отвечала за спортивные мероприятия.
2 класс (2014-2015 уч.г.)
Во 2 классе продолжили с родителями и классом работу по микрогруппам. Каждой группе было предложено принять активное участие в жизни класса. Также продолжила диагностическую работу с учащимися и их родителями для дальнейшего использования результатов анкетирования и тестирования на родительских собраниях.
1 микрогруппа провела осенний праздник «Золотая осень», на котором были организованы различные развлекательные и интеллектуальные конкурсы. Было очень интересно наблюдать за детьми и родителями. Самая главная цель мероприятия - сплочение детского и родительского коллектива.
2 микрогруппа родителей провела «Веселые старты» под девизом «Быстрее, выше, сильнее». Цель мероприятия: сплотить детский и родительский коллектив с позывом к ведению здорового образа жизни. Были спортивные конкурсы, музыкальные динамические паузы. По итогам веселых стартов все родители и дети были награждены медалями и памятными призами.
3 микрогруппа организовала «День именинника» с познавательно-развлекательной программой. В роли аниматоров выступали сами родители. Было много смеха, веселья, угощений, позитивных эмоций, ну и конечно подарков.
4 микрогруппа провела весенний праздник «Масленица». Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. Родителям удалось вовлечь детей к участию на празднике, познакомить учащихся с различными жанрами устного народного творчества, сплотить коллектив детей и родителей.
Совместно с родителями и детьми мы организовали коллективный театрализованный проект «Семья вместе - душа на месте». В главной роли выступали семьи. Такие совместные мероприятия не только сплачивают детей с родителями, но и дают возможность полного раскрытия творчества, инициативы, выявления общих интересов и увлечений, большему живому общению друг с другом.
В конце учебного года проведено итоговое родительское собрание «Поймем друг друга», на котором присутствовали и учащиеся. На собрании были подведены итоги внеклассной работы, организована конкурсная программа для детей и родителей. Отмечены успехи и достижения детей и родителей благодарственными письмами и грамотами. На следующий учебный год запланировали провести коллективные творческие проекты «Сладкая жизнь» и «Книга-летопись «Наша дружная семья»».
3 класс (2015-2016 уч.г.)
Наиболее ярким и запоминающимся мероприятием был коллективно-творческий проект «Сладкая жизнь». Цель проекта - сплочение детского и родительского коллективов. Родители и дети поделились семейными рецептами приготовления сладостей за чаепитием у русского самовара.
Очень увлекательным и познавательным получились экскурсии по достопримечательностям родного города, экскурсия на хлебозавод, пожарную часть- 14, в краеведческий музей.
Вопрос взаимодействия родителей и детей, понимания друг друга становится все более актуальным внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, также должны измениться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга.
Групповые работы дают огромную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и от взрослых, и от детей. Для этого необходим тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга» - одна из новых форм работы с родителями, которую я провела в 3 классе.
Цель тренинга: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков общения с детьми.
Задачи тренинга:
- Усиление способности родителей к пониманию и внедрению в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального, физического контакта, наблюдения и совместной деятельности.
- Изменение неадекватных родительских взглядов и позиций.
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Идея тренинга: сотрудничество.
- Формирование навыков сотрудничества с ребенком.
- Признание права ребенка на выбор.
- Отработка навыков общения через игру.
Работая в группах совместно с детьми, родители должны увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и другими взрослыми, должны научиться общаться, взаимодействовать с ребенком. Также данная форма работы способствует еще большему сплочению детско-родительского коллектива в детско-родительское объединение «Мы - семь Я».
По завершению тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Практика трех лет работы с родителями показала, что новые формы для сплочения детско-родительского коллектива и общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это- залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому саморазвитию и уверенности к себе.
4 класс (2016-2017 уч.г.)
По итогам работы за три года хочется, чтобы сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности было еще активнее, чем есть. В новом учебном году важно продолжить работу по созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания между родителями, учителем и детьми. Также передо мной в этом учебном году встала задача дополнительного изучения личности каждого ребенка и его семьи в целом. Для выявления изменения уровня воспитанности учащихся я провела анкету по тем же вопросам, что в предыдущих класса. Это необходимо для реализации следующей схемы: ученик + родитель + учитель = друзья
Исходя из итогов работы с родителями и классом за 3 года и выявленных проблем, в 4 классе главную цель формулирую так: формирование у родителей готовности осознания себя воспитателем, носителем определенной культуры и социального опыта, которые они должны передать детям. И этап работы с родителями в 4 классе я назвала «От маленьких побед к большим возможностям». В начале 4 класса провела просветительско-консультативную работу с детьми и их родителями по подготовке к конкурсам научно-исследовательских и проектных работ разного уровня, по подготовке к очным и дистанционным олимпиадам и конкурсам. С родителями составлен и реализуется план проведения воспитательных мероприятий с классом.
Конечным продуктом реализации воспитательной программы работы с классом и родителями «Мы – семь Я» (1-4) станет к концу 4 класса коллективно-творческий проект «Папа, мама, школа, я - все, что нужно для меня».
Таким образом, можно выделить 4 этапа в работе с родителям по сплочению детско-родительского коллектива, используя новые формы общения с родителями:
1 этап- 1 класс: «Здравствуй, это я!» (2013-2014 уч.г.)
Цель: знакомство с семьями, создание комфортных условий для единения и сплочения учащихся, родителей и учителя.
2 этап- 2 класс: «От индивидуальности ребенка и родителя к коллективу индивидуальностей!» (2014-2015 уч.г.)
Цель: знакомство родителей с перспективами развития детского и родительского коллективов.
3 этап- 3 класс: «Путь к успеху!» (2015-2016 уч.г.)
Цель: научить родителей говорить с детьми на одном языке понятий и находиться на одном уровне позиций, дать возможность стать активным участником классных дел.
4 этап- 4 класс: «От маленьких побед к большим возможностям!» (2016-2017 уч.г.)
Цель: формирование у родителей готовности осознания себя воспитателем, носителем определенной культуры и социального опыта, которые они должны передать детям.
Взаимодействуя с семьями, используя новые формы общения, последовательно реализовывала следующие задачи:
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс через занятость делами класса.
- Оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей.
- Содействие сохранению и упрочнению семьи.
- Содействие сплочению детско-родительского коллектива.
Программ работы с классом и родителями «Мы – семь Я» позволяет:
- Учителю- по другому взглянуть на себя, на свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять более тесную связь с семьей.
- Родителям- включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником в жизни школы.
- Детям- дать почувствовать свою ценность, неповторимость, значимость и вселять уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.
Результаты работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива:
- Дружный и сплоченный коллектив детей и родителей.
- Повышение качества обученности: от 76% до 87%.
- Учащиеся класса - активные участники классных, общешкольных, городских, региональных, всероссийских мероприятий.
- Увеличение количества детей, посещающих различные кружки, секции: от 42% до 100%.
- Повышение уровня взаимоотношений родителей и родителей.
- Коллектив учащихся и родителей - одно целое.
- Увеличение интереса родителей делами класса и успехами своих детей.
Классный руководитель __________________/Ломова Г.В. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания....
Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"
Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е....
Программа коррекционной работы с неблагополучными семьями
Программа предназначена для коррекционной работы непосредственно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, семья которых состоит на учёте в территориальной КДН и ЗП, на...
Планирование воспитательной работы в начальной школе в рамках программы "Я и дружная семья"
Реализация воспитательной программы «Я и дружная семья» в начальной школе по различным направлениям позволяет активно привлекать родителей в школьную жизнь. Планирование составлено по разл...
Программа работы с семьей "От чистого истока"
Организация взаимодействия с семьями учащихся класса...
Рабочая программа работы с родителями "Школа и семья - лучшие друзья"
Рабочая программа работы с родителями...
Программа работы с родителями «Семья».
Сотрудничества между родителями и школой....