Программа работы с семьей "От чистого истока"
методическая разработка на тему
Организация взаимодействия с семьями учащихся класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_semey_ot_chistogo_istoka.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
г.РЯЗАНЬ
Программа работы с семьей
«ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА»
Рохлина Е.А.,
учитель начальных классов
Рязань, 2011
Существует глубокая связь поколений, ребенок одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал
В.А. Сухомлинский
Введение
В России на протяжении XX века произошли социально-экономические изменения. Считается, что в постсоветский период перед россиянами открылись большие возможности и перспективы. Однако реформы не способствовали укреплению экономической независимости семьи. Это привело к кризису традиционных семейных устоев. Причины этого явления скрываются в отказе от традиций, утраты нравственных ориентиров.
В течение многовековой истории человечества рушились империи, исчезали государства и народы, но через тысячелетия прошла и сохранилась единственная общность – СЕМЬЯ.
Семья-колыбель формирования личности человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка-все это создает максимально благоприятную среду для формирования, для накопления фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую, неповторимую личность.
Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
В семье ребенок приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и, прежде всего в области общения, человеческих отношений.
Система семейного восприятия претерпевает значительные изменения. Среди негативных факторов, влияющих на состояние современной семьи, выделяется разрушение статуса семьи как воспитательного института.
Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания.
Неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения наносят непоправимый вред духовному и психологическому становлению личности ребенка.
Одним из следствий кризисного состояния семьи является проблемного здоровья детей.
Детский возраст является одним из благодатных периодов для раскрытия и развития талантов, заложенных в человеке, следовательно, наиболее ответственным. Неправильное воспитание может, если не загубить творческую искорку, то затруднить ее проявление, поэтому необходимо разработать и предложить способы семейного воспитания, которые помогут в создании благоприятных условий для развития ребенка.
Программа работы с родительским коллективом «От чистого истока» направлена на обеспечение воспитательного процесса взаимодействием ребенка, родителей и социума.
В основе программы – общие положения примерной программы духовно-нравсивенного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Содержание различных видов деятельности, осуществляемых совместно с родителями, направлено на формирование у ребенка базовых национальных ценностей. Система этих ценностей создает смысловую основу воспитательного пространства, помогает минимализировать барьеры между семьей и школой, семье и формированием творческой личности.
В программе отражены основные цели, задачи, методы, мероприятия по развитию традиционного семейного воспитания, а также формы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов в практике современного семейного воспитания.
Научно-методическое обоснование программы
Выбор семьи в качестве предмета исследования обусловлен тем, что «Кризис семьи и детства, поразивший Россию угрожает национальной безопасности и ставит под угрозу перспективу развития страны»
В современных условиях стране нужна физически и нравственно здоровая семья, способная вырастить и воспитать своих детей как полноценных граждан России. Семья - один из самых эффективных социальных институтов социализации молодого поколения. Она создает наиболее благоприятную обстановку, которая способствует здоровому росту и всестороннему развитию ребенка, формированию его личности. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания.
Приоритетным направлением в воспитательной системе школы является нравственное воспитание, которое невозможно без участия семьи. Родители, как участники образовательного и воспитательного процесса, должны быть знакомы не только с документами, регламентирующими жизнь ребенка в школе, но и хорошо знать те требования, которые предъявляет сегодня школа к воспитаннику, а государство к школе.
Таким образом, воспитание нравственной личности, способной поддерживать и приумножать лучшие традиции семейного воспитания - результат равноправного взаимодействия значимых взрослых (близких родственников, педагогов).
Программа работы с родительским коллективом « От чистого истока» призвана поддержать и развить основы нравственного воспитания ребенка в семье.
Пояснительная записка
Приоритетная цель программы заключается в формировании комфортных условий для личностного роста и развития детей.
Работа с родительским коллективом ориентирована на психолого-педагогическое просвещение родителей, на организацию взаимодействия родителей и общественных организаций, а также на формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей, оказание психолого-педагогической помощи, способствующей преодолению внутренних проблем взаимоотношений с ребенком, организацию и проведение совместного досуга.
Концепция программы основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:
- опора на базовые потребности ребенка;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию посредством взаимодействия семьи, школы, социума;
- формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;
- социального партнерства общества, семьи, школы, в ходе которого формируется модель культуры здорового образа жизни в семье.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:
-гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
- признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
- взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов-детей-родителей-общества;
- преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания.
Кроме этого отметим принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации:
- создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
- повышение роли родительской общественности в управлении учебно-воспитательным процессом.
Программа реализуется посредством:
- мониторинговых исследований, определения перспектив;
- формирования партнерских отношений педагогов, родителей, детей;
- организации единого социокультурного пространства;
- вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
- внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования продуктивной установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Работа по программе «От чистого истока» осуществляется в 4 этапа:
1 этап – диагностический. Цель: проведение диагностических исследований по сбору сведений о семьях классного коллектива, определение приоритетных направлений деятельности.
2 этап – основной. Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
На данном этапе весомую роль занимает работа с проблемными семьями, работа с семьей в системе дополнительного образования.
3 этап – заключительный. Цель: выявление эффективности работы с родительским коллективом «От чистого истока».
4 этап – этап реализации. Цель: реализация программы в конкретных условиях школы.
Работа по программе «От чистого истока» ориентированна на достижение следующих результатов:
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение ЗОЖ;
- улучшение микроклимата в семье;
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
- уменьшение факторов риска, приводящих к асоциальному поведению
- формирование высоконравственного, творческого гражданина, способно диалогично взаимодействовать с другими национальными культурами.
Модель выпускника начальной школы:
- Ученик должен сохранить интерес, потребность и инициативность в области познавательной деятельности;
- Ученик начальной школы должен развивать и сохранять в себе интерес к работе с книгой, интерес к чтению, а также к познанию окружающего мира;
- Ученик должен научиться быть наблюдательным;
- Ученик должен развивать в себе умение применять правила, предлагаемые взрослыми на практике, в реальной жизни;
- Ученик должен самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в ходе приобретения им жизненного опыта;
- ученик должен научиться высказывать свое мнение;
Ученику должен научиться слушать других людей, своих сверстников, научиться адекватно оценивать свои и чужие мнения, радоваться своим успехам и достижениям и достижениям и успехам своих сверстников. (при сформированной положительной позиции родительского состава)
Участники программы: союз «родительский коллектив – школа - социальный заказ (общество)». Данный союз оказывает воспитывающее, развивающее влияние на ученический состав.
Содержание программы
Этап | Направление деятельности | Задачи | Виды деятельности | Классы | Дата проведения |
1 этап Цель: провести диагностические исследования по сбору сведений о семьях классного коллектива, определить приоритетные направления деятельности. | Организационная деятельность | - изучение состава класса; - изучение родительского состава; - составление социального паспорта семьи; - формирование родительского комитета класса; | 1.Анкеты: «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок». 2. Круглый стол «Первый раз в первый класс» | 1 класс | Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь |
Информационно-просветительская деятельность | Ознакомление родительского коллектива с особенностями первого года обучения в школе | 1. Лектории: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Мотивы учения младших школьников» 2. Круглый стол: «Режим дня в жизни школьника» 3. Педагогический практикум: «знаете ли вы своего ребенка?» | 1 класс 1 класс 1 класс | Сентябрь, октябрь Ноябрь Декабрь | |
2 этап Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, пополнить арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе. | Организационная деятельность | - изучение характеристик семей; - выявление трудных семей; - организация совместной работы с общественными организациями по делам несовершеннолетних -определение учащихся в кружки и спортивные секции по интересам - создание клуба семейного общения «Этому мы можем научить» | 1.Открытая встреча: «Родители должны знать…» 2. Совместное посещение спортивных школ района 3. Работа с психологом школы | 1 класс 1 класс 2 класс 1 класс | Январь Февраль Сентябрь-октябрь Март, апрель, май. |
Информационно-просветительская деятельность | Организация ознакомления | 1.Родительские собрания психолого-педагогической направленности: «Детские страхи»; «Родителям о внимании и внимательности», «Игра и игрушка в жизни младшего школьника», « Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», «Если родители в разводе», « Причины и последствия детской агрессии», т.д. 2. Клуб обмена опытом семейного воспитания «Этому мы можем научить»: - «Поощрение и наказание детей в семье», -«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», - «Семейные традиции», - «Эффективное общение – залог успеха», - «Самооценка и формирование личности». 3.Круглый стол: - «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника», -«Мужчина нашего дома», - «Поощрить или наказать. Основные приемы и методы воспитания в семье», - « О родных и близких с любовью…» - «Поговорим о дружбе». | 2, 3 классы | В течение второго этапа | |
Психолого-педагогическая деятельность | Провести исследование взаимоотношений в семье Изучение положения ребенка в семье Выявление степени значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка | 1. Тестирование: «Я – родитель, я – приятель» 2. Рисуночный тест: «Выходной день в моей семье», «Наша семейная традиция», «Наша семья», « день Рождения в моей семье», «Здоровье и МЫ»
Педагогические наблюдения Проведение педагогических практикумов «Мы вместе» | 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 2-3 класс | Второе полугодие Апрель, май Сентябрь, октябрь Ноябрь | |
Досуговая деятельность | Сплотить родительский коллектив и коллектив детей | 1. Спортивные мероприятия: « Папа, мама, я-спортивная семья»; «А ну-ка мамы»; « Самый спортивный папа» 2. Совместные туристические походы. 3.Игротека: - Проводы русской зимы, - Весна-красна, - Русские посиделки; -Юморина; 3. Семейное кафе: «День Рождения» | 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 3 класс | В течение года В течение года | |
3 этап Цель: выявление эффективности работы с родительским коллективом «Семья». | Организаторская деятельность | Выявление эффективность взаимодействия клуба семейного общения «Этому мы можем научить» | Творческий проект «СемьЯ» | 4 класс | Второе полугодие |
Информационно-просветительская деятельность | Выявление уровня просветительской работы в рамках вопросов обучения и воспитания | Исследовательский проект «Мы знаем» | 4 класс | Первое полугодие | |
Психолого-педагогическая деятельность | Мониторинг психолого-педагогической деятельности | Проведение диагностических исследований | 4 класс | Второе полугодие | |
Досуговая деятельность | Творческий проект «Родители детям» | 4 класс | Второе полугодие | ||
4 этап Цель: реализация программы в конкретных условиях школы | Организаторская деятельность | Создание эффективности взаимодействия родительского коллектива и школы | Творческий проект «Родители - школе» | 4 класс | Второе полугодие |
Информационно-просветительская деятельность | Формулирование предложений по организации воспитательной системы класса, школы; внедрение в учебно-воспитательный процесс | Исследовательский проект «Мы предлагаем» | 4 класс | Первое полугодие | |
Психолого-педагогическая деятельность | Мониторинг психолого-педагогической деятельности | Проведение диагностических исследований | 4 класс | Первое полугодие Второе полугодие | |
Досуговая деятельность | Творческий проект «Родители детям» | 4 класс | Второе полугодие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему : "Чистые руки - залог здоровья"
Когда у ребенка грязное лицо и руки, это производит неприятное впечатление. Даже самый симпатичный человек в чумазом виде покажется некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но...
Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".
Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Создание мини-проекта «От чистого истока»
Педагогическая мастерская ...
От чистых истоков Родины
Система духовно-нравственного воспитания младшего школьника...
Исследовательская работа "Белые халаты, чистые сердца..."
Все мы любим природу, но не все готовы воспитывать у себя экологические привычки. Любим, но ленимся работать над собой… Значит, чего - то не хватает в нашем характере, и мы не можем...