Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по Месяцеслову" или "Кологод" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Шадорина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями СФГОС,ставшими обязательными для коррекционных школ с текущего учебного года.Программа предназначена для 1 класса,рассчитана на 4 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА VIII ВИДА № 108»

Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д.97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421, г.Москва, Ленинский проспект, д.97, корпус 2,3,

тел./факс (499)132-55-38,E-mail:sk108@edu.mos.ru, ОГРН1027700472238

ИНН/КПП7736210899/772801002

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей _________

Протокол № ______

от «___»___________2015 года

Руководитель методического объединения: _______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________

от  _______________ 2016 года

      УТВЕРЖДАЮ

      Директор МКС(К)ОУ С(К)ОШ

      _________________

      от ______________  2016 года

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

для 1 класса

«Путешествие по Месяцеслову» или «Кологод»

4 часа в неделю

                  Составитель: Шадорина Т.Ю. 

                                                                                                                                                                                                   учитель начальных классов                    

                                                                                                                                                                                               ГБОУ школа №108 г. Москва

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2016-2017 уч. г.

Пояснительная записка

   Учитывая приоритетные направления модернизации российского образования и введение СФГОС для коррекционных учреждений, мы решили сделать акцент в своей работе на одном из них, а именно на формирование межкультурной коммуникации, который реализуем в рамках учебно-воспитательных занятий через призму идей и опыта народной педагогики. Народная педагогика - это педагогика народного знания и его воспитательного опыта. В результате поиска путей обновления содержания учебно-воспитательного процесса нами совместно с методическим объединением учителей начальных классов школы было принято решение ввести на первой ступени обучения систему коррекционно-развивающих занятий на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры, способствующими воспитанию гуманной личности школьника. В  курсе привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, этической грамматики, истории. Программа включает в себя цикл уроков для младших школьников, построенных как игра - путешествие по народному календарю «Месяцеслову, а также все внеклассные мероприятия, отражающие специфику народного творчества.

       Теоретико-методологическую основу программы составили идеи воспитания К.Д. Ушинского и этнопедагогическая система воспитания и образования Г.Н. Волкова. Изучение накопленного народом опыта воспитания детей, отраженного в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх, игрушках, принятых в традиционном обществе, выделено в особую науку – этнопедагогику. Вопросы особенностей воспитания детей этносом интересовали педагогов во все времена. К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть пронизано народностью». (Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. Т. 2., с.162). «Впервые понятие «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г.Н. Волковым. «Ведущей идеей этнопедагогики является  достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного развития человека». (Пидкасистый П.И. Педагогика. М.,1996, с.470). Основной ее идеей является признание равенства людей, самоценность и уникальность каждого человека, его неразрывное единство с окружающим миром. У всех без исключения этносов существовала система народной педагогики, которая формировалась под воздействием хозяйственно-культурной деятельности,  природных условий, бытового уклада, социальных отношений. Основные правила этнопедагогики очень простые: уважать старших; заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным; обожествление хлеба, воды, земли; бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе; трудолюбие, терпимость, скромность, милосердие, гостеприимство, уважение других; умение выслушать собеседника и т. п.( с.474). Семья – это духовная общность нескольких поколений, связанных любовью друг к другу. В материнской любви дети видели образец любви не только к себе, но и ко всему живому. В отношениях с отцом – образец отношений послушания взрослым, более мудрым людям.

Главная цель программы: формирование национальной самоидентичности и толерантности.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).      

 Методы реализации программы: Формирование этнопедагогического пространства в коррекционном учреждении осуществляется информационно-коммуникативным и системно-деятельностнымподходами к воспитанию, которые позволяют сформировать не только начальные теоретические знания в области народной педагогики, но и показать ее функционирование в современном мире.     

      Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе :

  • чтения литературных произведений;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала  педагога;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

   Формы проведения занятий: беседы о русских народных и православных религиозных праздниках; экскурсии и знакомство с растительным и животным миром региона во время их проведения; использованием на занятиях устного (сказок, поговорок, пословиц, загадок, скороговорок) и музыкального народного творчества через использование ресурсов интерактивной доски; подготовка и проведение мероприятий, посвященных русским народным земледельческим и православным праздникам т.е. участие в коллективных творческих делах; знакомство с традиционными русскими промыслами, приобщение детей к народному декоративно-прикладному творчеству на занятиях ручного труда; знакомство детей с традиционным русским жилищем и костюмом при посещении музеев, усадеб, парков..

 Сроки реализации программы : 4 года (курс начальной школы)   

 Область, к которой относится учебный предмет (курс): интегративный курс, включающий в себя такие предметные области как чтение, мир природы. ручной труд. музыка, ритмика, речевая практика.

 Количество часов: 4 часа в неделю

 Количество учебных недель: 33 недели

 Количество практических, контрольных работ, бесед, экскурсий:

 Участники реализации программы: дети 1 - 4 классов в возрасте 7-12 лет.

 Характеристика контингента участников реализации программы: Ребята имеют диагноз «умственная отсталость лёгкой степени». Мышление этих детей нарушено. Новые понятия они усваивают с  трудом, их представления зачастую беспорядочны, несвязны и бессистемны, смысловые связи устанавливают с помощью взрослого. Им свойственны узкая конкретизация и затруднённость обобщений. Словарный запас этих детей значительно сужен, понятия неточны и ошибочны. Часто в их речи встречаются нарушения звукопроизношения, нарушения структуры слов, аграмматизмы. Внимание таких детей малоустойчиво и имеет малый  объём, они легко  отвлекаемы. Нужны сильные раздражители, чтобы привлечь их внимание.Память частичная, кратковременная, имеет малый объём. При воспроизведении наблюдаются неточности и привнесения. Восприятие умственно отсталых детей часто страдает из-за снижения  слуха, зрения, речи. При сохранных анализаторах наблюдаются замедленность и недифференцированность восприятия пространства и  времени. Анализ результатов речевой деятельности школьников с ОВЗ  показывает, что значительное их количество не умеет самостоятельно мыслить, имеет слабую речевую реакцию, плохую память, недостаточно развитое воображение. Система упражнений развивающего характера, соответствующая возрастным и психологическим особенностям учащихся прежде всего направлена на развитие слуховой и зрительной памяти, речевой реакции, воображения, абстрактного, логического, творческого мышления.

     Коррекционная направленность программы: возвращение к истокам культурного наследия народа   проводиться в целях коррекции ВПФ  и эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ. Научно доказано, что сохранна в большей степени эмоциональная сфера. И чем больше идет воздействие на органы чувств ребенка, тем ярче образы и легче запоминание В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ученые экспериментируют, исследуют, изучают, но альтернативы народной мудрости пока не находят. Сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия, трудотерапия – вот пути воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка. Терапия - термин медицинский, он означает изучение и лечение патологии. Откуда она взялась у наших детей? На это есть свои причины. Когда не было специального обучения, в воспитании ребенка принимала участие вся окружающая среда – семья, родители, родственники, соседи – вся сельская община. Ребенок впитывал правила и обычаи, установленные в этносоциуме региона, в котором жил. Приемы народной педагогики всех этносов были направлены на воспитание совершенной личности, то есть трудолюбивого землепашца, охотника, скотовода, но самое главное – человека честного, любящего свой народ, свою Родину.

   Содержание программы: «Погружение» ребенка в мир традиционной культуры лучше начинать с малых жанров фольклора, затрагивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, они позволяют сделать изучаемую тему более яркой, образной, интересной. Наполняет занятие новым содержанием и придает ему особый этнический колорит Особое место на занятиях отводится такому неписанному «методическому приему», как народная сказка. Дети с большим удовольствием слушают сказки, так как заложенная в каждой сказке интрига близка и понятна детям, а добро всегда побеждает зло. Зло всегда справедливо наказывается. Поэтому через сказки, а не через скучные назидания народная педагогика доводила до сознания детей нравственные законы народа. Сказка раскрывает перед ребенком мир чудесных переживаний, оставляя глубокий след в сердце и сознании. Дети не только влюбляются в сказочных героев, но и мечтают видеть себя на их месте, с большим удовольствием обыгрывая знакомые действия в рисунках или играх. Своеобразный ритм и напевность слога акцентируют внимание ребенка не только на смысловой, но и художественной стороне сюжета. Между частями сказки, представляющими собой законченные эпизоды, делаются паузы, позволяющие ребенку осмыслить и пережить услышанное. Слова и действия подкрепляются соответствующей мимикой, интонациями, жестами, демонстрацией игрушек, кукол в ярких национальных нарядах. Зрительное и цветовое восприятие образцов народной одежды, посуды, скульптуры необычайно повышает ценность и эмоциональность слухового восприятия. Сказкотерапия - терапия словом - словом напевным, образным, эмоциональным.

Особое место отводим на занятиях пословицам, поговоркам, скороговоркам. Они, как говорилось выше, считаются в народной педагогике одним из основных методов воспитания – «назиданием». Пословицы и поговорки не только воспитывают ребятишек, но и придают занятиям особый колорит старины.

Трудно переоценить значение загадки. Загадка – один из древнейших видов устного народного творчества. Она способствует развитию образного мышления детей.  рода ключом к познанию мира ведомого и неведомого. «И совсем не случайно в сказках так любит загадывать загадки нечистая сила, как бы проверяя, «испытывая» героя на право владеть сокровенной тайной. Считалось, что в момент рассказа вокруг собравшихся образуется некая магическая черта, замкнутый круг, и нечистая сила не может овладеть в такой момент людьми». (Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. Российский этнографический музей. СПб., 2001, с. 11). Дети с ОВЗ знают мало народных загадок. Часто не понимают в чем их смысл. . Загадки помогают привлечь внимание детей к красоте и богатству природы родного края.  Следует помнить, что великим воспитателем, родником доброты и фантазии является природа родного края. Необходимо открывать ребенку глаза на красоту мира, стремиться донести до детского сердца музыку слова, чтобы оно не просто было для ребенка обозначением вещи, предмета, явления, но несло в себе эмоциональную окраску – свой аромат, свои тончайшие оттенки восприятияВедь всегда можно сделать акцент на том, что такие растения произрастают в наших лугах, звери и птицы обитают в наших лесах, рыбы водятся в реках и озерах; рассказать о красоте растений, их полезных свойствах; рассказать о зверях и домашних животных, их облике и повадках.

Игротерапия - терапия движением и весельем. Играм отведено важное место в народном фольклоре, что указывает на древность их происхождения и большую популярность среди народа. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. По традиции, каждый человек должен был владеть всеми видами национальных игр и быть готовым к состязанию в любом соревновании. Игры классифицировались по возрастам и характеризовались постоянной и внезапной сменой обстановки, высокой динамичностью. Они требовали от участников активности, инициативы, творческих усилий. Традиционные народные игры включали элементы, необходимые для воспитания не только физических, но и моральных качеств, таких, как честность, мужественность, доброта. Народные игры с детства прививали любовь к традициям и обычаям своего народа, языку, родному краю, формировали уважение к взрослым. Фольклор многих народов изобилует рассказами о подвигах героев – богатырей. 

Музыкотерапия - терапия звуком. Первый звук, который слышит ребенок после рождения - это голос матери. Еще нет понимания смысла слов, но уже запечатлевается музыка интонации. Первый год жизни ребенка так и называют - периодом интонационного обучения. Наши прабабушки, не знавшие грамоты, создавали всевозможные потешки, прибаутки, скороговорки, сознавая сердцем необходимость установления душевного контакта с малышом: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки алели» или «На кота потягушки, на дитя порастушки». Таким образом, взрослого и ребенка с колыбели связывал не языковый шум, а языковая музыка - музыка эмоций, образов, движений. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню: «Баю, баюшки, баю»... Необычайно сильное действие песни на психику малыша ученые объясняют тем, что ее слова воспринимаются и анализируются левым «умственным» полушарием головного мозга, тогда как музыкальность и интонация - «эмоциональным» правым. В настоящее время исполнение колыбельных песен становится методом лечения детей с психическими расстройствами и отставанием в физическом развитии, особенно при нарушениях двигательной способности и координации движений. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, страдающего заиканием. Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей (хронический бронхит, астма). Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

На занятиях ручным трудом и ИЗО дети знакомятся с искусством таких школ народного мастерства, как Полхов - Майдан, Городец, Семеново, Загорск, Хохлома, Дымка, Филимоново и другие. Изучают особенности и технологию изготовления, мотивы росписи. Дети с удовольствием постигают секреты мастерства. Расписывают, лепят игрушки из глины, мастерят традиционных куколок-самоделок из разноцветных лоскутков. Таким образом, через занятия народным декоративно-прикладным искусством осуществляется связь поколений. Занятия декоративным творчеством играют огромную роль в личностном развитии ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, физико-моторных, эмоциональных качеств ребенка.

С земледелием тесно связан и старинный календарь праздников «Кологод». «Осмысление старинного слова «праздник», образованного от понятия «праздный», то есть «незанятый», «пустой», «свободный» в народной традиции неоднозначно. Так как лень всегда рассматривалась как один из тяжких пороков, желание проводить время без дела – праздно - строго осуждалось». (БотяковаО. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. Российский этнографический музей. СПб., 2001, с. 56). Праздничными обрядами сопровождались наступление весны, первая пахота, сбор урожая. И в православном церковном календаре можно найти отголоски древних земледельческих обрядов. Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народа, и во все времена основные праздники приурочивались к циклам природы, к началу и концу полевых работ. Праздники на Руси всегда проводились шумно и весело. На праздниках никогда не было зрителей – все были участниками. Вовлечение детей с ОВЗ в коллективное творческое дело по подготовке таких праздников призвано развивать в них коммуникативные  качества, умение жить в коллективе, находить общий язык с окружающими.           

 Наименования разделов и тем этнопедагогической программы:

Программа «Кологод» построена  по календарному принципу, она дает ощутить 1000-летние корни русской народной культуры.

Раздел 1

(реализуется на внеклассном чтении)

Фольклор и его жанры: .Русские народные сказки. Малые жанры  фольклора: загадки, поговорки. Игровые жанры, потешные жанры: скороговорки, дразнилки, считалки…

Древнерусская литература:

  «Житие Александра Невского»,  « Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Петра и Февронии».

Русская литература:

Кольцов А.В., Некрасов Н .А., Паустовский К. «Теплый хлеб». Платонов А.П. «Волшебное кольцо»

Раздел 2.

( реализуется во внеурочной воспитательной деятельности)

Краеведение. Этнография (экскурсии).

Раздел 3

Декоративно – прикладной (реализуется на уроках труда).

Русский народный костюм. (значение красного цвета, головные уборы). Изготовление рубахи и сарафана, головного убора.

Русские народные промыслы. (реализуется на уроках ИЗО).

Городецкая роспись. Хохлома. Мстера. Палех. Гжель. Расписная кукла. Матрешка. Дымковская игрушка. Игрушка из соломы, шишек, тряпок, ниток.

Раздел 4

Русские народные инструменты.(реализуется на уроке музыки).

Русские народные инструменты (балалайка, трещотки, ложки, свистульки, гусли, рожок, дудочки, гармонь).

Раздел 5.

Семейно-бытовые обряды.

Колыбельные песни. Хороводные песни. Игровые песни.

Раздел 6.

Русский народный театр. Кукольный театр русских ярмарок (балаган). Петрушка-герой кукольных пьес.

Насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Раздел 7.

Годовой праздничный цикл.

( реализуется в урочной и внеурочной деятельности).

Осенние праздники: Капустные посиделки. Синицын день. Праздник овощей.

Зимние праздники: Филлиповки. Сочельник. Зимние святки. Новый год-Васильев день. Магия первого дня года. Новогоднее театральное представление «Вождение козы». Крещенье. Сретенье.

Весенние праздники: Масленица. Праздник поклонения солнцу. Символика круга. Благовещенье. Чистый четверг.   Закликание Весны и жаворонков.

4мая - Встреча птицы Сирин. 6мая- Егорьев день. Праздник пастушков.

8 мая - Марк - ключевник. Открытие синих далей ключиком от лета.

15 мая - Соловьиный день. Приметы и пословицы.

Летние праздники: Семик – праздник цветения молодой растительности

(через 7 недель после Пасхи, день Христианской Троицы. Иное название «Зеленые Святки»). Украшение березы, вождение хороводов, «русальная трапеза»- кушанье из зерна и яиц, плетение венков, легенды о русалках.

8 июля – Петр и Феврония. День Семьи.

   

Планируемые результаты освоения программы:

К личностным результатам освоения программы относятся:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Определяется  два  уровня  овладения  предметными  результатами: минимальный и достаточный:

  • Минимальный  уровень  является  обязательным  для  большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Он фиксируется в программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
  • Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов:

Оценка базовых учебных действий 

Базовые учебные действия

Учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

  1. Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Положительное отношение к окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Целостный, социально ориентированный

взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в

современном обществе.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  1. Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс).

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  1. Регулятивные учебные действия

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  1. Познавательные учебные действия

Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

Устанавливать видо-родовые отношения предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

.

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,

Критерии оценки базовых учебных действий

  • 0 – Не готов к выполнению действия с помощью педагога.
  • 1 – Готов к выполнению действия с помощью педагога.
  • 2 – Иногда прибегает к помощи педагога в выполнении действия.
  • 3 – Самостоятельно выполняет действия

Планируемые предметные результаты:

Учебные предметы

Уровень освоения предметных результатов

Достаточный  уровень

Минимальный(базовый) уровень

«Чтение» (Литературное чтение)

  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя;
  •  отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
  • выразительно  читать наизусть 1-2  коротких стихотворений или четверостишия, разученных с голоса учителя.
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту;
  •  слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
  • выразительно читать наизусть 2—3 коротких стихотворения
  • участие  в  коллективной работе  по  оценке  поступков  героев  и  событий;  

«Речевая практика» (развитие устной речи)

  • участвовать в ролевых играх в соответствии  с  речевыми  возможностями;  
  • восприятие  на  слух  небольших сказок  и рассказов;
  • отвечать  на  вопросы  учителя  по  их  содержанию  с  опорой  на иллюстративный  материал;
  • выразительное  произнесение  чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
  • слушать и понимать содержания небольших по объему сказок,  рассказов  и  стихотворений, отвечать на вопросы с опорой на наглядные средства;

«Изобразительное искусство»

  • уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета с помощью учителя, адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

  • уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
  • называть и различать основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
  • знать название изображаемых на уроке предметов, действий и объектов;
  • знать правила работы с краской, карандашом;
  • называть и различать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
  • ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
  • проводить от руки вертикальные горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги;
  • закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;
  • узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать с помощью учителя ее сходство с известными геометрическими формами;
  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине;

«Ручной труд»

  • уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой;
  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
  • уметь использовать в работе наглядности: осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий;
  • уметь оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • установливать причинно -следственные связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;
  • владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • пользоваться  материалами для аппликации, лепки; знать названия предметов, подлежащих лепке и аппликации;
  • составлять целое изображение из частей в работе над аппликацией;
  • уметь  составлять стандартный план работы по пунктам;
  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопапасности;
  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
  • знать правила работы с пластилином (глиной), клеем.
  • подготавливать к работе пластилин (глину), использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, отщипывание и т.д.;
  • примазывать отдельные части при составлении целой формы;
  • знать название материалов, объектов работы;
  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;
  • использовать в аппликации приемы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;
  • самостоятельно работать с ножницами.

«Мир природы и человека»

  • иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
  • узнавать и называть изученные объекты и явления живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о назначении изученных объектов.
  • уметь называть и показывать на картинках домашних и диких животных;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
  • знать причину сезонных изменений;
  • уметь рассказывать о признаках времен года, жизни растений и животных.
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • уметь составлять повествовательный или описательный рассказ из 2 -3 предложений об изученных объектах по предложенному плану; называть наиболее распространенных диких и домашних животных и их детенышей;
  • знать основные правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

уметь адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации

«Музыка и пение»

  •  петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • уметь выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни;
  • одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
  • уметь откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;

  • уметь выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
  • уметь одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно;

  • уметь самостоятельно узнавать выученные музыкальные произведения;
  • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные, спокойные).

Тематическое планирование внеурочных занятий по программе «Кологод»

1 класс

2016-2017 уч.год

учитель Шадорина Т.Ю.

№ занятия

Кол-во часов

Тема

Межпредметные связи

Внеклассное чтение

ИЗО

Ручной труд

Музыка

Ритмика

Мир природы

Речевая практика

1нед

4

Введение в народную культуру. Народный календарь

Знакомство с красками Смешивание красок. Лист календаря

2-3 нед

8

Детский фольклор

Пестушки

Потешки

Изготовление книжки-малышки

Приметы сентября

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование.

Толкование

4-5 нед

8

Музыкальный

Фольклор. Колыбельные

Слушание колыбель

ных

Изготовление куклы из ткани

Приметы октября Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование.

Толкование

6 нед

4

Изобразительно-прикладное искусство

Роспись прялки

7 нед

4

Ноябрь –ворота зимы

Пословицы,

поговорки,

загадки

Аппликация из крылаток клена

Приметы

Ноября Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

8 нед

4

Осень-время охоты и рыбалки

Загадки

Рисование рыбки

9 нед

4

Обобщение по теме «Осень»

Кузьминки-по осени поминки

Пословицы,

Поговорки

загадки

Изготовление салфетки с бахромой

Я на кумушке сижу

Хоровод

10- 12

 нед

8

Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка

Изготовление из глины дымковской игрушки (конь)

Приметы

Декабря

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

13 нед

4

Как учились в старину

Пословицы,

поговорки,

загадки

Изготовление закладки

14-15 нед

8

Святки- главный зимний праздник

Гадания,колядки

Приметы

Января Растительный и животный мир

16 нед

4

Святки. Обычаи Святок

Рисунок на тонированной бумаге

Красавица-зима

Изготовление маски

Коляда,Коляда

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

17 нед

4

Рождество – семейный праздник

Евангельские сказания о рождении Спасителя

Изготовление сувенира: Птичка

18-19 нед

8

Зимние посиделки

Пословицы,

поговорки,

загадки

Шов вперед иголка. Изготовление

Салфетки

Хоровод

20 нед

4

Крещение.

Крещенские сказания

Рисование сказочного домика

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

21-22 нед

8

Февраль-время посиделок

Пословицы,

поговорки,

загадки

Рисование птички снегирь

Хоровод

Приметы

Февраля

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

23 нед

4

Зимние забавы детей

Народные игры ,считалки,присказки

Аппликация снеговика

24 нед

4

Масленица

Роспись саней

25-26 нед

8

Живем по народному календарю весны

Пословицы,

поговорки,

загадки

Изготовление игрушки свистульки

Весенние заклички

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

27 нед

4

Март –время возвращения птиц

Загадки

Рисование грача

Выйди-выйди солнышко

Хоровод

Приметы

Марта

Растительный и животный мир

28 нед

4

Апрель –время подготовки к полевым работам

Пословицы,

поговорки,

загадки

Рисование скворечника

Уж вы сороки, жа

вороныки

Приметы

Апреля

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

29 нед

4

Пасха

Сказание и воскрешении Христа

Украшение пасхального яйца

Украшение пасхального яйца

30 нед

2

Весна-начало посевов

Пословицы,

поговорки,

загадки

Изготовление из бумаги стаканчика для рассады

Как по травке по муравке

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

30 нед

2

Весна –время выгона скота

Изготовление из пластилина фигурного печенья

31-32 нед

8

Живем по народному календарю лета.

Зеленые святки

Пословицы,

поговорки,

загадки

Аппликация праздничного хоровода

Во поле береза стояла

Со вьюном я хожу

Хоровод

Приметы

Мая

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

33 нед

2

Июль макушка лета Время сбора трав

Загадки

Шов вперед иголка Изготовление салфетки

Приметы

Июня

Растительный и животный мир

33

нед

2

Июль –страдник. Праздник Ивана Купалы

Изготовление игрушки трауматрон

Хоровод

Приметы

Июля

Растительный и животный мир

Народные названия месяцев

Словообразование

Толкование

Жизнь в единении с природой

Рисуем лето

Описание учебно-методического обеспечения реализации программы:

1.Клиентов А.В. Народные промыслы.- М,2016

2.Неретина Л.В. Конспекты уроков по изо, мифологии и фольклору-М.,2004

3.Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» - М, 2000

4.Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.,1996

5.Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. Т. 2 – М, 1996

6.Фликова  Т.А. Уроки народной культуры 1 класс – М.2003

7.Фрейтаг  И.П. «Основы трудового обучения на материале традиционной культуры Русского Севера».- М,2004

8.Шпикалова Т.А. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства. 1-4 классы»- М.,2003

9.Этнопедагогика. Теория и практика. Авторские образовательные программы по фольклору.-М.2003

Приложения к программе 

Контрольно – измерительные материалы

I. Итоговый тест

1 класс

  1. «Месяцеслов» – это…
  1. сказка;
  2. книга;
  3. календарь;
  1.   Распредели времена года по порядку:

 http://youneed.com.ua/uploads/events/photos/1404/originals/15153396d95e76faca01ac26078f04b2.jpeg            C:\Users\user\Desktop\4А\Проектный открытый урок\месяцесловфлипы\месяцесловфлипы 004.jpg                C:\Users\user\Desktop\4А\Проектный открытый урок\месяцесловфлипы\месяцесловфлипы 003.jpg                    C:\Users\user\Desktop\4А\Проектный открытый урок\месяцесловфлипы\месяцесловфлипы 007.jpg 

  1. Как назывался сентябрь в «Месяцеслове»?
  1. травень;
  2. лютень;
  3. листопад;
  1. Фольклор – это
  1. песни
  2. хороводы
  3. народная мудрость

5.   Шла коза на каблучках…

  1. колыбельная; 
  2. загадка;
  3. потешка;

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

6. Какая примета зимы в названии месяца  Лютень?

  1. лютик-цветок
  2. лютый-злой, холодный
  3. любимый;

7.Какая птица помогает природе пробудиться от сна зимы?

  1. воробей;
  2. снегирь
  3. жаворонок;

   8. Как в «Месяцеслове» называется март?

  1. синичник
  2. грачевник
  3. скворечник.

9.Найди соответствия:

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=36448602-32-72&n=21                                              Ноябрь-ворота зимы                                                                                                                                                                                                              

http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/blogs/7722e98a0803081f3dc05ae6cde3c92e.jpg.jpg                 Февраль солнце на весну

                                    поворачивает              

                 

                                В октябре семь погод на     дворе

        

10.Какой месяц в «Месяцеслове» называется Цветень?

  1. январь;
  2. октябрь;
  3. май;

II.     КТД «Зеленые святки» (май)

330.jpg

План – конспект

 Коллективного творческого дела

«Зеленые святки»

Праздник прощания с весной и встречи лета.

Цели :   - формировать знания о духовной народной культуре;

               - воспитывать национальное самосознание через призму участия в календарных народных праздниках и освоение малых  жанров       фольклора;

Задачи:   - развитие речи;

                - формирование временных представлений;

                - развитие эстетического вкуса;

               - развитие компонента творческого мышления;

Подготовка  к мероприятию: разучивание стихов о лете; проведение конкурса рисунков на тему «Краски лета», разучивание хороводов «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», оформление кабинета (береза, плетение венков); подготовка презентации  «Зеленые святки»

Ход мероприятия

I.Вступительная беседа:

1.Вспоминаем волшебные цифры времени ( 7,24,12,4). Какие времена года  вы знаете? Когда вы пришли в школу? После осени наступит зима. Как назывался праздник прощания с осенью? Как назывался праздник прощания с зимой?

Ребята, какое сегодня число? Май – это месяц какого времени года? Какой по счету? Сколько дней осталось до конца весны?

Какое время года наступит после весны?  (Игра «Что за чем идет»)

2. Отгадайте загадку:

Денечки очень длинные,

 А ночки коротки.
И припекает солнышко,

 Кругом растут цветы.
Кто из вас, ребята, знает,

 Это все когда бывает?

3.Загадка об июне

1 чтец:

Теплый длинный-длинный день.

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кукушка голос,

Созревает земляника,

Что за месяц? Подскажи-ка!

 Учитель:

Сегодня мы будем встречать лето и прощаться с весной.

II.Выступление детей «Все о лете»

2 чтец:

Вот пришло к нам

 Лето красное !

С зорьками ясными,

Со светлыми росами,

 С ливнями и грозами,

С медовыми цветами

 С высокими хлебами,

С душистыми травами,

С зелеными дубравами

Учитель: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лете?

Дети:

Весна красна, а лето страдное.

Красное лето никому не докучит,

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Худо лето, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Зимой морозы, а летом грозы.

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Что летом родится, то зимой пригодится

Учитель: Отгадайте загадку

Всем оно нравится, без него мы плачемся,
А едва появится – взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое и светлое, и жаркое…

Пробежал горошек тропкой, чуть посыпал на кусток,
Тропка сразу стала топкой, а кусток насквозь промок…

III.  Когда начинаются Зеленые святки?  Как они празднуются.

Рассказ учителя

Через сорок дней после ПАСХИ, христиане отмечают еще один праздник: “Вознесение”. Как вы думаете, кто вознесся на небо?

3 Чтец:  

Отцветают сады. Птицы тише поют.    
Наступает пора – лучезарное лето.

Этот солнечный день Вознесеньем зовут,
Сам Христос Иисус возвратился на небо

Учитель:

Святки  праздновались  с  клечевом в домах, с зелёной травой на полях, цветами на столах и окнах. К обеду подавали ягненка на блюде с зелёной травой…В церковь шли старики с зелёной веткой, женщины и молодежь с цветами в руках. Полы в церкви тоже были усыпаны свежей травой, а образы украшены зелёными ветками.» Повсюду был праздник: танцы, игры в венках из весенних цветов и зелени».Большая часть этих растений в конце Святок сжигалась, сплавлялась по воде, забрасывалась на деревья. Засохшие остатки зелени служили оберегом: предки верили, что они защищают от злых сил, молнии, пожара. Их использовали в лечебных  и гадательных целях, а также – для обеспечения плодородия.

Символом праздника было дерево. Отгадайте какое?

Стоит красавица –

 Косы зеленые,

  Платье белое.

4 чтец:

Береза, моя березонька, береза моя белая, береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посреди долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая

Учитель:

На Святки девушки завивали березу, украшали ее лентами, плели венки,сплавляли их по реке и гадали, водили хороводы,играли, кумились.

5 чтец:

Березка, березка, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли!

Хоровод «Со вьюном я хожу»

6 чтец:

Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок милый
В воздухе звенит

7 чтец:

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь –

Все кругом светло

8 чтец:

По лугу пестреют 
яркие цветы,
Золотом облиты
темные листы

IV. Видеофильм  «Зеленые святки»

V.Как заканчиваются  «Зеленые Святки»

Учитель:

Через десять дней после праздника Вознесения  верующие отмечали новый большой праздник “Троицу”, в честь Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога – Святаго Духа. В этот день торжественно звенят церковные колокола, а в церквях поют праздничные песнопения.

Видеозарисовка «Звон колоколов» на Троицу

После Троицы лето вступает в свои права окончательно.

Хоровод « Во поле береза стояла» 

VI.Заключительная беседа.           

III.Темы проектов: Лист календаря «Май»

IV.Темы творческих работ:  роспись яйца «Пасхальные мотивы», изготовление дымковской игрушки из глины, изготовление куколки-скрутки   из ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...