Создание классным руководителем условий для работы различных категорий обучающихся
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_trudnostyami.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок с трудностями в обучении и воспитании
в общеобразовательной школе
/из опыта работы/
Ухарских Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 ст. Выселки Краснодарского края
Перед учителями общеобразовательных школ стоят задачи поиска оптимальных путей развития, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Человек с ограниченными возможностями — это тот, кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным [3, с. 270]. В настоящее время в стране реализуются мероприятия в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе и в части касающейся организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку: новая школа -это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей (законных представителей) на выбор образовательного учреждения и формы обучения для их ребенка закреплено законодательно.
На практике мы видим, что дети с особыми трудностями в формировании учебных навыков, как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), переводились в специализированные классы VII вида, а - VIII вид обучался, в основном, в школах-интернатах. У таких ребят очень часты нарушения поведенческого характера, нет взаимопонимания в семье («неблагополучные семьи»). Процесс формирования личности осложняется тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом», имея ввиду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагогов Л.С. Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Необходимо найти пути и направить все усилия, чтобы помочь таким детям найти свое место в жизни, приспособиться к ней. Л.С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути в решении этого вопроса. Общение как определенный вид деятельности – вот на что следует обратить особое внимание при планировании воспитательной работы с нашими учащимися. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость, потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности.
Вся человеческая жизнь – определенная система отношений, и каждый должен «вписаться» в нее, найти оптимальное соотношение между «Я» и «не Я». Вступая в различные социальные контакты, как ребенок-инвалид, так и ребенок с ОВЗ, чаще всего терпит поражения, неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и непродуктивны. У них отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию. Таких детей, прежде всего, необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности в обычном классном коллективе. Рассмотрим вопрос о взаимодействии всех участников общеобразовательного процесса.
Работа учителя-предметника.
Прежде всего необходимо:
- понять и принять ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида;
-создать для себя и для всех (учащихся, родителей, сотрудников школы) мотивацию и положительный психологический настрой к данным обучающимся;
-провести диагностики детей, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (получить консультации от сотрудников ПМПК);
-составить индивидуальные карты развития;
-скорректировать программу и учебно-тематическое планирование тех предметных областей, в освоении которых данная группа обучающихся может испытывать реальные трудности, выделив наиболее существенные дидактические единицы, обязательные для усвоения (базовый уровень), внести изменения временных рамок. Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая помощь специалистов, система коррекционно – развивающего обучения создаёт условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду;
-создание комплексных условий для их развития: занятия со специалистами, коррекционные занятия с учителем;
-разрабатываем урок с учетом особенностей психической деятельности учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
Считаю, что на уроке необходимо создать:
- «ситуацию успеха», через выполнение заданий посильных для данной группы детей: использование схем-опор, рисунков, планов ответов, готовых ответов с недостающими данными, правил с пропущенными словами и т.д. дает ученикам возможность включаться в работу всего класса и именно по данной теме урока;
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя;
- рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других (использование фишек, «лестницы успеха», десятибалльной шкалы и др.). Необходимо отметить, что проводить оценивание развития ученика с ОВЗ необходимо с учетом динамики его собственного развития.
По характеру взаимодействия педагога и ребенка, применяются следующие технологии:
- технология воздействия;
- технология взаимодействия;
- технология сопровождения.
Создание учителем – предметником единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психофизического здоровья должны быть ориентированы на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей ребенка. Результатом успешной работы являются личные достижения каждого обучающегося.
Классный руководитель.
Учитывая тот факт, что практически в каждом классе общеобразовательной школы обучаются такие дети, перед классным руководителем стоят следующие задачи:
-ежедневный контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья;
-организация и контроль внеурочной занятости;
-организация занятости в каникулярное время: привлечение в кружки, секции, оздоровительные площадки, проведение работы по содействию в приобретении путевок в санатории и летние лагеря.
Необходим отметить, что дети с ОВЗ, дети-инвалиды очень трудно адаптируются в среде общеобразовательных школ. Чаще всего они подвергаются унижениям, насмешкам и обычные дети стараются избегать их. Это очень вредно отражается на психическом развитии ребенка. Он еще более замыкается и теряет интерес к окружающему. Поэтому для успешного осуществления интегрированного воспитания и обучения необходимо формировать у учащихся с разными функциональными возможностями умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их особенности такими, какие они есть. Следовательно, толерантность должна стать основой их жизненной позиции. Недостаточно один раз в месяц провести беседу по данной тематике, необходима ежедневная кропотливая работа. В рамках уроков: минутка добра, запись и обсуждение пословиц, крылатых фраз (русский язык), «Ласковые слова другому подари» (литературное чтение), «Подарок просто так…» (технология) и тд.; во внеурочной деятельности – в нашем классе с 1-4 классы был разработан и реализован социальный проект клуб «Радуга добра», в работе которого активно участвовали родители, показывая своим примером толерантное отношение к «особенным детям». Как привлечь ребят к участию в мероприятиях? Организация воспитательной работы класса на основе коллективно-творческих дел (КТД, методика Иванова) дает возможность раскрыться каждому ребенку: предложить самому и сделать то задание, которое ему посильно. И вот он главный результат-КТД, в котором принимают участие все ребята.
Работа с родителями.
Успешность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется родительско-детскими взаимоотношениями, часто имеющими деструктивный характер [2]. Как отмечает В. В. Ткачева, родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие дисгармоничных форм взаимодействия ребенка с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность. Дети с ОВЗ, наиболее часто воспитываются в социально неблагополучных семьях. В связи с этим встает вопрос формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений (как важная составная часть родительской компетентности) в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и поиска наиболее эффективных форм работы с родителями:
-индивидуальные, групповые консультации;
-взаимодействие с отделом по вопросам семьи и детства, ОВД ПДН;
-ежемесячное посещение неблагополучных семей с составлением актов обследования условий жизни, материально-бытовых условий;
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-психолого-педагогическое консультирование семей с приглашением узких специалистов;
-совместные мероприятия родителей с учащимися (экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов и т.д.).
Планируя работу с семьями необходимо учесть, что родители таких ребят практически не посещают общеклассные родительские собрания по нескольким причинам: не могут оставить ребенка одного, нет возможностей уйти с работы, «заняты своим досугом» (неблагополучные семьи). Формы работы могут быть различны, для каждой семьи подбираю индивидуально: посещение на дому со специалистами, консультации в телефонном режиме, использование ИКТ (тематические электронные письма, общение по Skype, родительский форум, офлайн-конференции).
При правильной организации работы с семьей классный руководитель выступает в трех основных ролях (в том случае, если в школе есть социальный педагог, то это направление и он ведет):
Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [3,с.176–184].
Практика показывает, что для обеспечения положительных изменений в развитии личности таких ребят необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход. Значит деятельность учителя-предметника, классного руководителя должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.
Литература
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. 04.02.2010 г., Пр-271).
- Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4;
- Кибирев А. А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учителем условия для адресной работы с различными категориями обучающихся
Создание учителем условия для адресной работы с различными категориями обучающихся...
Условия для адресной работы с различными категориями обучающихся в начальной школе
Учитель начальных классов делится опытом создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся....
Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.
Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...
Лучшая организация адресной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети мигранты)
В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и...
Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)
Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...
Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»...