Паспорт проектной работы «Традиционная народная игрушка»
проект (2 класс) на тему
· Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.
· Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.
Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:
· Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
· Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
· Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_traditsionnaya_narodnaya_igrushka_1.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проектной работы
«Традиционная народная игрушка»
“Человек входит в человечество через национальную индивидуальность…Можно желать братства и единения…всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов. Национальных духовных типов и культур”.
Бердяев Н.
1.Название проекта: « Традиционная народная игрушка»
2Актуальность проекта
Закон “Об образовании” называет одним из принципов государственной политики “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”.
- Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.
- Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.
3.Руководители проекта:
- Внуковская Елена Викторовна-
учитель начальных классов ГБОУ гимназии 171;
- Качанова Марина Валерьевна-
воспитатель группы продленного дня ГБОУ гимназии 171
4. Консультанты проекта: Внуковская Е.В., Качанова М.В.
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:8-9 лет.
6. Авторы проекта: учащиеся 2 «В» , учащиеся 2 «Г» класса.
7. Тип проекта: учебный, творческо-познавательный, практико-ориентированный.
8. Вид проекта: информационный проект-сбор и обработка информации по значимой проблеме.
- по комплексности: межпредметный
- по уровню: внутриклассный
- по продолжительности: долгосрочный (январь-февраль)
Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:
- Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
- Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
- Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.
9.Цель проекта: формирование у учащихся интереса к истории возникновения народной игрушки.
10.Задачи проекта:
- Развивать интерес у учащихся к истории возникновения народной игрушки;
- Формировать знания о разнообразии и назначении народной традиционной народной игрушке;
- Формировать умения изготавливать игрушки своими руками;
- Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;
- Повысить уровень освоения специфических видов деятельности с учащимися;
- Собрать материал по теме: научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет.
- Проанализировать собранную информацию: научиться формулировать выводы из полученной информации;
- Создать альбом «Традиционная народная игрушка».
- Участвовать в проведении урока с использованием кукол и альбома «Традиционная народная игрушка».
- Представить результаты исследовательской работы по теме «Традиционная народная игрушка».
Обоснование темы проекта.
На основании результатов социологического опроса, проведенных во 2 «В» и 2 «Г» мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить учащихся с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Реализация проекта через различные
- виды деятельности: познавательные, конструктивные, трудовые, речевые, музыкальные, театральные, изобразительные;
- группы методов: словесные (беседа, чтение, слушание), наглядные (рассматривание, наблюдение), практические (игровые, проблемные ситуации);
- формы: занятия, экскурсии, инсценировки, игры.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
Формирование мотивации деятельности учащихся по выполнению проекта осуществляется через знакомство учащихся с увлекательным миром игрушки: историей возникновения, календарными праздниками, обрядами и обычаями, связанными с деревянными, соломенными, глиняными, тряпичными куклами.
- Конструкторский этап:
Разработка конструкции, технологии изготовления своей игрушки по народным мотивам.
- Технологический этап:
Выполнение проекта. Изготовление кукол, связанных с тематикой народных праздников и целостный показ последовательности изготовления куклы, сопровождаемый словесными пояснениями. Составление тематических альбомов (картотек) с различными видами народной игрушки.
- Заключительный этап
Работа с родителями.
- социологический опрос “Культурные традиции в вашей семье”;
- совместные праздники “Календарные народные праздники”;
- встречи с родителями в музее “Кукла своими руками”;
- выставка демонстрационных материалов.
Ожидаемый результат: у учащихся будет сформирован интерес к народной игрушке через образ традиционной народной куклы.
Трансляция проекта:
- трансляция материалов проекта в различных педагогических изданиях.
Дальнейшее развитие проекта.
Приобщение учащихся к традиционной народной игрушке. Формирование интереса у учащихся к другим народам и получение знаний об этнических культурах с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Литература.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб,: “Паритет”,2003.
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.:Легкая пищевая промшленность,1981.
- Юрина Н.Г. Куклы.-М: Слово, 2002.
Заключение.
В результате реализации проекта “Традиционная народная игрушка” учащиеся с удовольствием рассматривают экспонаты, сравнивают элементы одежды, при этом отмечают различия в них, при общем сходстве костюмов в целом. При рассматривании костюмов особое внимание обращаем на орнамент, где ярко проявилось творчество народов.
Музей “Кукла своими руками”.
Напомним главный принцип педагогики: в душе, в памяти остается только то, что пропущено через сердце и руки. Не случаен девиз многих зарубежных детских музеев: “Пожалуйста, трогайте!”, их эмблема – открытая детская ладошка. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и предметная среда начинает играть роль Воспитателя. Если все то, что называется историко-культурным наследием, становиться живым и настоящим, а значит понятным ребенку, то возникает надежда на взаимное уважение и понимание.
№ | Тема, раздел, блок программы “Технология”. | Источники, формы, экспонаты мини-музея. |
1 | Вводное занятие. | Беседа-экскурсия “Экология жилища”. |
2 | Элементы материаловедения. | Экспозиция женского угла: натуральное растительное волокно лен, льняные изделия, прялка. -Коллекция старинной одежды из разнообразных, в том числе и домотканых тканей “Мода моей прабабушки”. -Экскурсия-беседа “Как рубашка в поле выросла”. |
3 | Рукоделие. Лоскутная пластика. | - Лоскутные изделия: прихватки, коврики для табуреток. Видеозапись посиделок школьных рукодельниц. |
4 | Рукоделие. Вышивка. | -Коллекция вышивок “Из бабушкиного сундука” и выполненных учащимися школы. -Вышивки в интерьере музея. |
5 | Рукоделие. Традиции, обряды, праздники. | -Вышитые элементы одежды, пояса, полотенца, различные виды рукоделия. -Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф.Некрасова.-М.Правда, 1991. |
6 | Уход за одеждой, ремонт одежды. | Книги и журналы по домоводству прошлого века. |
7 | Уход за ребенком. | -Беседа “Традиции народного воспитания”. -Экспозиция детского угла (зыбка, куклы, самодельные куклы и игрушки). |
Знакомство детей с культурой других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Они становятся отзывчивыми и доброжелательными. Формируются эмоционально окрашенные чувства причастности их к своей культуре и возможности соприкоснуться с другой культурой. Приобретение этих культурных ценностей способствует формированию коммуникативной и гражданской компетенции, т.е. формируют личность ребенка как основного носителя национальных традиций народа.
Монитогинг реализации педагогического проекта
“Традиционная народная игрушка”
Результаты анкетирования
На вопрос, какие, на Ваш взгляд, основные проблемы в заниженном интересе ребят к этнической культуре как своего, так и иного народа, респонденты ответили:
- недостаточная работа воспитателей и педагогов в данном направлении;
- отсутствие у детей знаний своих корней, традиций своего народа;
- негативное воздействие СМИ, распространение иностранной культуры;
- недостаточная воспитательная работа семьи;
- смена нравственных ориентиров;
- отсутствие качественных образовательных программ для школы.
Считаете ли Вы, что этническое самосознание современных детей и подростков в большинстве случаев
а) низкое, б) удовлетворительное, в) завышенное.
93% опрошенных считает – низкое, 7% - удовлетворительное.
Какую активность проявляют дети в проведении национальных праздников (в %)?
а) всегда рады принять участие, б) принимают участие “из-под палки”.
В младших классах процент заинтересованности снижается до 60%, а в среднем звене до 30%.
Чем старше дети, тем ниже интерес к подобным мероприятиям, так как в них это с детства не было заложено.
Проявляют ли дети интерес к изучению народных традиций?
Да – 50%
Слабый – 43%
Нет – 7%.
Эффективно ли формирование коммуникативной и гражданской компетенции у детей через народную игрушку?
Да – 64%
Редко – 36%
Нет – 0%.
Участие родителей побудило социальную и эмоциональную активность учащихся и заставило их приложить все усилия для выполнения этого задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...
Мастер-класс "Традиционные народные игрушки"
Мастер-класс проводился в рамках городской декады дополнительного образования в г. Новокузнецке...
Планирование воспитательно-образовательной работы "Народная игрушка"
Дата 18.03.2024. Март Тема недели: Народная игрушка Цели: Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (самодельные, глиняные). Знакомить с песенками, потешками и использов...