Паспорт проектной работы «Традиционная народная игрушка»
проект (2 класс) на тему

Качанова Марина Валерьенва

·        Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.

·        Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.

Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:

·         Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,

·         Способствовать формированию культурно-исторической памяти,

·         Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsionnaya_narodnaya_igrushka_1.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  проектной работы

«Традиционная народная игрушка»

“Человек входит в человечество через национальную индивидуальность…Можно желать братства и единения…всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов. Национальных духовных типов и культур”.

                                                                                                                                      Бердяев Н.

1.Название проекта: « Традиционная народная игрушка»

2Актуальность проекта

Закон “Об образовании” называет одним из принципов государственной политики “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”.

  • Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.
  • Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.

3.Руководители проекта:

  • Внуковская Елена Викторовна-

   учитель начальных классов ГБОУ  гимназии 171;

  • Качанова Марина Валерьевна-

   воспитатель группы продленного дня ГБОУ  гимназии 171

4. Консультанты проекта: Внуковская Е.В.,  Качанова М.В.

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:8-9 лет.

6. Авторы проекта: учащиеся 2 «В» , учащиеся 2 «Г» класса.

7. Тип проекта: учебный, творческо-познавательный, практико-ориентированный.

8. Вид проекта: информационный проект-сбор и обработка информации по значимой проблеме.

  • по комплексности: межпредметный
  • по уровню: внутриклассный
  • по продолжительности: долгосрочный (январь-февраль)

Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:

  • Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
  • Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
  • Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.

9.Цель проекта: формирование у учащихся интереса к истории возникновения народной игрушки.

10.Задачи проекта:

  • Развивать интерес у учащихся к истории возникновения народной игрушки;
  • Формировать знания о разнообразии и назначении народной  традиционной народной игрушке;
  • Формировать умения изготавливать игрушки своими руками;
  • Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре  своего народа;
  • Повысить уровень освоения специфических видов деятельности с учащимися;
  • Собрать материал по теме: научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет.
  • Проанализировать собранную информацию: научиться формулировать выводы из полученной информации;
  • Создать альбом «Традиционная народная игрушка».
  • Участвовать в проведении урока с использованием кукол и альбома «Традиционная народная игрушка».
  • Представить результаты исследовательской работы по теме «Традиционная народная игрушка».

Обоснование темы проекта.

На основании результатов социологического опроса, проведенных во 2 «В» и  2 «Г»  мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить учащихся с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

Реализация проекта через различные

- виды деятельности: познавательные, конструктивные, трудовые, речевые, музыкальные, театральные, изобразительные;

- группы методов: словесные (беседа, чтение, слушание),  наглядные (рассматривание, наблюдение),  практические (игровые, проблемные ситуации);

- формы: занятия, экскурсии, инсценировки, игры.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Формирование мотивации деятельности учащихся по выполнению проекта осуществляется через знакомство учащихся с увлекательным миром игрушки: историей возникновения, календарными праздниками, обрядами и обычаями, связанными с деревянными, соломенными, глиняными, тряпичными куклами.

  1. Конструкторский этап:

Разработка конструкции, технологии изготовления своей игрушки по народным мотивам.

  1. Технологический этап:

Выполнение проекта. Изготовление кукол, связанных с тематикой народных праздников и целостный показ последовательности изготовления куклы, сопровождаемый словесными пояснениями. Составление тематических альбомов (картотек) с различными видами народной игрушки.

  1. Заключительный этап

Работа с родителями.

- социологический опрос “Культурные традиции в вашей семье”;

- совместные праздники “Календарные народные праздники”;

- встречи с родителями в музее “Кукла своими руками”;

- выставка демонстрационных материалов.

Ожидаемый результат: у учащихся  будет сформирован интерес к народной игрушке через образ традиционной народной куклы.

Трансляция проекта:

- трансляция материалов проекта в различных педагогических изданиях.

Дальнейшее развитие проекта.

Приобщение учащихся  к традиционной народной игрушке. Формирование интереса у учащихся к другим народам  и получение знаний об этнических культурах с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Литература.

  1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб,: “Паритет”,2003.
  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.:Легкая пищевая промшленность,1981.
  3. Юрина Н.Г. Куклы.-М: Слово, 2002.

 Заключение.

 В результате реализации проекта “Традиционная народная игрушка” учащиеся с удовольствием рассматривают  экспонаты, сравнивают элементы одежды, при этом отмечают различия в них, при общем сходстве костюмов в целом. При рассматривании костюмов особое внимание обращаем на орнамент, где ярко проявилось творчество народов.

Музей “Кукла своими руками”.

Напомним главный принцип  педагогики: в душе, в памяти остается только то, что пропущено через сердце и руки. Не случаен девиз многих зарубежных детских музеев: “Пожалуйста, трогайте!”, их эмблема – открытая детская ладошка. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и предметная среда начинает играть роль Воспитателя. Если все то, что называется историко-культурным наследием, становиться живым и настоящим, а значит понятным ребенку, то возникает надежда на взаимное уважение и понимание.

Тема, раздел, блок программы “Технология”.

Источники, формы, экспонаты мини-музея.

1

Вводное занятие.

Беседа-экскурсия “Экология жилища”.

2

Элементы материаловедения.

Экспозиция женского угла: натуральное растительное волокно лен, льняные изделия, прялка.

-Коллекция старинной одежды из разнообразных, в том числе и домотканых тканей “Мода моей прабабушки”.

-Экскурсия-беседа “Как рубашка в поле выросла”.

3

Рукоделие.

Лоскутная пластика.

- Лоскутные изделия: прихватки, коврики для табуреток.

Видеозапись посиделок школьных рукодельниц.

4

Рукоделие.

Вышивка.

-Коллекция вышивок “Из бабушкиного сундука” и выполненных учащимися школы.

-Вышивки в интерьере музея.

5

Рукоделие.

Традиции, обряды, праздники.

-Вышитые элементы одежды, пояса, полотенца, различные виды рукоделия.

-Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф.Некрасова.-М.Правда, 1991.

6

Уход за одеждой, ремонт одежды.

Книги и журналы по домоводству прошлого века.

7

Уход за ребенком.

-Беседа “Традиции народного воспитания”.

-Экспозиция детского угла (зыбка, куклы, самодельные куклы и игрушки).

Знакомство детей с культурой других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Они становятся отзывчивыми и доброжелательными. Формируются эмоционально окрашенные чувства причастности их к своей культуре и возможности соприкоснуться с другой культурой. Приобретение этих культурных ценностей способствует формированию коммуникативной и гражданской компетенции, т.е. формируют личность ребенка как основного носителя национальных традиций народа.

Монитогинг реализации педагогического проекта

 “Традиционная народная игрушка”

Результаты анкетирования

На вопрос, какие, на Ваш взгляд, основные проблемы в заниженном интересе ребят к этнической культуре как своего, так и иного народа, респонденты ответили:

  • недостаточная работа воспитателей и педагогов в данном направлении;
  • отсутствие у детей знаний своих корней, традиций своего народа;
  • негативное воздействие СМИ, распространение иностранной культуры;
  • недостаточная воспитательная работа семьи;
  • смена нравственных ориентиров;
  • отсутствие качественных образовательных программ для школы.

Считаете ли Вы, что этническое самосознание современных детей и подростков в большинстве случаев

а) низкое, б) удовлетворительное, в) завышенное.

93% опрошенных считает – низкое, 7% - удовлетворительное.

Какую активность проявляют дети в проведении национальных праздников (в %)?

а) всегда рады принять участие, б) принимают участие “из-под палки”.

В младших классах процент заинтересованности снижается до 60%, а в среднем звене до 30%.

Чем старше дети, тем ниже интерес к подобным мероприятиям, так как в них это с детства не было заложено.

Проявляют ли дети интерес к изучению народных традиций?

Да – 50%

Слабый – 43%

Нет – 7%.

Эффективно ли формирование коммуникативной и гражданской компетенции у детей через народную игрушку?

Да – 64%

Редко – 36%

Нет – 0%.

 Участие родителей побудило социальную и эмоциональную активность учащихся и заставило их приложить все усилия для выполнения этого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...

Мастер-класс "Традиционные народные игрушки"

Мастер-класс проводился в рамках городской декады дополнительного образования в г. Новокузнецке...

Планирование воспитательно-образовательной работы "Народная игрушка"

Дата 18.03.2024.   Март Тема недели: Народная игрушка Цели: Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (самодельные, глиняные). Знакомить с песенками, потешками и использов...