Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Кочетова Анастасия Александровна

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.
РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
        

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек; способствовать расширению знаний о художественных народных промыслах, народных умельцах; содействовать воспитанию интереса и любви к родной культуре; развитию тонкой моторики руки, образных представлений, художественного вкуса.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявляют способность к художественному познанию мира;
  • Предметные: приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различают виды художественной деятельности; узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учеб.Изобразительное искусство.3 класс: учеб.для. общеобразоват. Организаций/Т.Я Шпикалова, Л.В.Ершова -3-е изд. – М.:Просвещение,2013.-175 с.: ил.- (Перспектива).

Этап урока

Методы, приемы

Содержание

Деятельность учеников

УУД

1. Организация начало урока

Словесный

Приветствие учителя!

Приветствуют учителя

Умение сконцентриро-ваться на работу

2.Мотивационный

Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока;

Рассмотрите рисунки на слайдев.Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)А какие именно это игрушки?(Народные игрушки)

Ребята, что вы можете о них сказать?(Беседа с учащимися, в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о «народной игрушке)

Да, ребята, вы правы, народная игрушка – это…(определение на слайде).

 Кто мне скажет, какая тема нашего урока?

(ТЕМА:КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ)

Ребята, как вы думаете, какие цели на уроке мы сегодня поставим?

(ЦЕЛИ: - познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.)

Вступать в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока.

Л: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно..

3. Усвоение новых знаний

Словесный, наглядный, практический; беседа  ответы на вопросы, работа с иллюстрацией.

– Что вам известно об истории народной игрушки?

  • История народной игрушки начинается в глубокой древности. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

– Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.)

– Верно. Все игрушки деревянные. Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времен было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

– Все ли игрушки одинаковые? (Есть точеные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек.)

– Назовите точеные игрушки. (Матрешки, солдатики.)

– Точеная матрешка. Токарная, круглящаяся форма этой игрушки сродни округлой форме глиняных сосудов.

– Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин.(Слайд изображения этой матрёшки,художник на слайде подписан) А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане, с черным петухом в руках.

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

Формочки для матрешек вытачивались из березовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

– К нам в гости сегодня приехали матрешки из Полховского Майдана, Семенова и Сергиева Посада. Давайте получше рассмотрим их.(изображение каждой на слайде по ходу рассказа о ней)

Матрешка из Сергиева Посада. Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиев Посад (Загорск). Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая.

Матрешка из Семенова. А я родилась в городе Семенове Нижегородской области. Я гораздо тоньше и стройнее других матрешек. У меня очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще я очень люблю ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке.

Матрешка из Полховского Майдана. С матрешками из Полховского Майдана никому по форме и окраске не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя (обращается к семеновской матрешке), голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые. Платок на мне ярко-красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я, полюбуйтесь на меня!

– Почему русская матрешка так дорога нам и гостям из разных стран мира?

2) Богородская игрушка.(изображение на слайде)

– А теперь полюбуйтесь удивительной резной игрушкой из деревни Богородское, которая расположена недалеко от Сергиева Посада. Богородские мастера и сегодня создают некрашеные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки! Приемы изготовления резной богородской игрушки складывались десятилетиями и передавались из поколения в поколение.

– Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

3) Топорно-щепная федосеевская игрушка.(изображение на слайде)Чем эта игрушка отличается от предыдущих?

Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосееве Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка».

– Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепье» (изделия из щепы – тоненьких дощечек) и отличалась удивительным разнообразием. Из тесанных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели, разнообразные каталки.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелеными листиками цветов, черных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки.

Самыми распространенными изделиями у федосеевских мастеров были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2–3 коня, с возком или без него. Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Слушать учителя; Вступать в беседу, отвечают на вопросы.

К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия;

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Л: учебно- познавтельный интерес к новому учебному материалу.

4.Динамическая пауза

Выполнение разминки

Выполнять разминку вместе с учителем.

5Пед.показ

Педагогический показ, рассказ

Сегодня мы с вами изобразим  матрешку из Полховского Майдана. Учитель демонстрирует  выполнение изображения

Для начала нужно расположить лист бумаги вертикально. Затем, проговариваем сколько места нужно оставить с разных сторон, и как будет располагаться матрёшка на листе (по центру).

- Для изображения матрёшки, берем самую тонкую кисточку.

- Потом, рисуется контур матрёшки.(который уже лежит перед вами)

- Начинаем писать платочек и сарафан нашей матрёшки, после чего рисуем лицо нашей игрушки. Рисуем волосы, предаём лицу выразительность, рисуя глаза, брови и губы нашей матрёшке.

Затем приступаем к изображению цветов на фартучке матрёшки. Для этого  берём кисть средней толщины и способом подворачивания кисточки рисуем элементы цветка (лепестки и центр цветка)

Заканчиваем работу над игрушкой, обработкой контуров силуэта матрёшки и декоративных элементов (фломастером, жёстким карандашом).

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

Умение наблюдать

6Постановка творческой задачи.

Инструктаж

А сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных русских мастеров. Ваша задача нарисовать красивые игрушки-тарарушки. У каждого из вас лежит готовая матрёшка, преобразите её красками цвета, а в конце урока, мы с вами сделаем на доске полочки игрушек, которые распределим по уровням аккуратности и красоты выполненных вами работ.

Слушают учителя, воспринимают задание

Умение принимать учебную задачу

7Практическая самостоятельная творческая деятельность

Практическая работа детей

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Работают самостояте-но

Умение работать самостоятельно, умение сохранять учебную задачу

8.Подведение итогов- выставка.

Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А кто вспомнит, какие цели мы перед собой ставили в начале урока?

А достигли ли мы их?

Что вам запомнилось о народных игрушках?

Давайте, сделаем полочки  работ и проанализируем  их. Какие работы вам больше всего нравятся и чем именно?

Отвечать на вопросы

Л:владеть общим приёмом решения задач.

П: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

9. Рефлексия

Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке.

Вверх поднимут большой палец те, кто доволен своей работой.

Вбок большой палец те, кто считает, что их работа аккуратна, но не доделана.

И вниз опустят большой палец те, кому работу  нужно серьёзно доработать.

Выполнять действия с карандашами по заданию учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива...

Открытое мероприятие "Простая мудрость народной игрушки"

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект урока технологии.Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носка (3 класс)

Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носкаЦели деятельности учителя: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка; развитие глазомера и мелкой моторики рук....