КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 24
КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.
РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек; способствовать расширению знаний о художественных народных промыслах, народных умельцах; содействовать воспитанию интереса и любви к родной культуре; развитию тонкой моторики руки, образных представлений, художественного вкуса.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различают виды художественной деятельности; узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства; в ценностно-эстетической сфере – проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов, эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); в коммуникативной сфере – овладевают основами коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; воспринимают эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывают свое отношение к произведениям искусства; в трудовой сфере – используют разнообразные материалы и средства художественной выразительности, различные техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают восприятием и суждением о художественном произведении как основе формирования коммуникативных умений; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: народная деревянная игрушка, точеная игрушка, пропорция, цвет, образ игрушки, художественные народные промыслы, народные умельцы, резная богородская игрушка, топорно-щепная игрушка федосеевская, матрешки Полховского Майдана, Семенова, Сергиева Посада.

Оборудование урока: акварель, гуашь, кисти, карандаши, мелки, палитра, салфетки, стакан с водой.

Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь.

Презентация «Русская деревянная игрушка».

Народные промыслы. Стихи, частушки, загадки [Электронный ресурс].  – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/arxiv/NP_stixi.pdf

Зрительный ряд: фотографии, народные игрушки.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах, загадки.

Музыкальный ряд: песня «Русская матрешка» (муз. В. Казенина, сл. Ю. Жулькова).

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся.

                Проверь, дружок,

                Ты готов начать урок?

                Все ль на месте,

                Все ль в порядке,

                Все ли правильно сидят?

                Все ль внимательно глядят?

II. Постановка учебной задачи.

– Рассмотрите рисунки в учебнике на страницах 86–87. Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

Учитель предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа по теме «Красота и мудрость народной игрушки. Деревянная игрушка».

– Что вам известно об истории народной игрушки?

– История народной игрушки начинается в глубокой древности. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

– Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.)

– Верно. Все игрушки деревянные. Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времен было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

– Все ли игрушки одинаковые? (Есть точеные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек.)

– Назовите точеные игрушки. (Матрешки, солдатики.)

– Точеная матрешка. Токарная, круглящаяся форма этой игрушки сродни округлой форме глиняных сосудов.

1) Русская матрешка.

        Погляди скорее:

        Щечки розовеют,

        Пестренький платочек,

        Платьице в цветочек,

        Пухленькие крошки –

        Русские матрешки.

        Чуть лишь испугаются,

        Все в кружок сбегаются,

        Прячутся друг в дружке

        Шустрые подружки.

                Т. Лисенкова

Исполняется (или прослушивается) песня «Русская матрешка» (сл. Ю. Жулькова, муз. В. Казенина).

        Кто матрешку сделал, я не знаю.

        Но известно мне, что сотни лет

        Вместе с ванькой-встанькой, как живая,

        Покоряет кукла белый свет.

        Где он краски брал, искусный мастер,

        В нивах шумных, в сказочном лесу?

        Создал образ неуемной страсти,

        Истинную русскую красу.

        На щеках навел зари румянец,

        Неба синь вплеснул в ее глаза

        И, пустив в неповторимый танец,

        Он, должно быть, весело сказал:

        «Ну и ой, гуляй теперь по свету,

        Весели себя, честной народ».

        И матрешка через всю планету

        До сих пор уверенно идет.

        Выступает гордо, величаво,

        С удалой улыбкой на лице,

        И летит за ней по миру слава

        О безвестном мастере-творце.

        Наша русская матрешка

        Не стареет сотню лет.

        В красоте, в таланте русском

        Весь находится секрет.

– Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (Презентация, слайд 2.) Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане, с черным петухом в руках. (Презентация, слайд 3.)

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

                Ростом разные подружки,

                Но похожи друг на дружку.

                Все они живут друг в дружке,

                А всего одна игрушка!

Формочки для матрешек вытачивались из березовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

– К нам в гости сегодня приехали матрешки из Полховского Майдана, Семенова и Сергиева Посада. Давайте получше рассмотрим их.

Матрешка из Сергиева Посада. Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиев Посад (Загорск). Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая. (Презентация, слайд 4.)

Матрешка из Семенова. А я родилась в городе Семенове Нижегородской области. Я гораздо тоньше и стройнее других матрешек. У меня очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще я очень люблю ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке. (Презентация, слайд 5.)

Матрешка из Полховского Майдана. С матрешками из Полховского Майдана никому по форме и окраске не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя (обращается к семеновской матрешке), голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые. Платок на мне ярко-красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я, полюбуйтесь на меня! (Презентация, слайд 6.)

– Почему русская матрешка так дорога нам и гостям из разных стран мира?

2) Богородская игрушка.

– А теперь полюбуйтесь удивительной резной игрушкой из деревни Богородское, которая расположена недалеко от Сергиева Посада. Богородские мастера и сегодня создают некрашеные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки! Приемы изготовления резной богородской игрушки складывались десятилетиями и передавались из поколения в поколение.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

                В Богородске-городке

                Все гуляют налегке

                На широких улицах,

                Никогда не хмурятся.

                Там из липовой доски

                Есть лекарство от тоски:

                Потому что стар и млад –

                Все игрушки мастерят.

                Даже старые старушки

                Делают себе игрушки.

(Презентация, слайды 7–9.)

– Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ!

                Мужичок и серый медведь.

                Вот придумали мудрецы!

                Не устанешь на них глядеть!

                В зипуне простом мужичонка

                Молоточком ударил, за ним

                Тотчас мишка бьет потихоньку,

                Каждый делом занят своим.

                У медведя немало силы,

                У крестьянина смех в глазах!

                Коробейники разносили

                Их в объемистых коробах…

                В. Василенко

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. (Презентация, слайд 10.)

3) Топорно-щепная федосеевская игрушка.

Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосееве Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка». (Презентация, слайды 11–13.)

– Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепье» (изделия из щепы – тоненьких дощечек) и отличалась удивительным разнообразием. Из тесанных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели, разнообразные каталки.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелеными листиками цветов, черных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки.

Самыми распространенными изделиями у федосеевских мастеров были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2–3 коня, с возком или без него. Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Физкультминутка

ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК СТОЙКИЙ

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.                         Стоят на правой ноге.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади!                         Шагают на месте.

А теперь постой на левой,                         Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.                         Прыжки на месте.

2. Формирование практических умений. Зариcовки народных деревянных игрушек. Изовикторина.

– Мы с вами познакомились с деревянной игрушкой, а сейчас я вам предлагаю проверить, насколько вы запомнили историю матрешки, богородской и федосеевской игрушек.

– Рассмотрите каждую народную деревянную игрушку в рабочей тетради на страницах 54–55. Проставьте соответствующий номер игрушки рядом с названием города или села, где ее производят.

На странице 56 творческой тетради выполните зарисовки народных деревянных игрушек, которые вам понравились.

IV. Итог урока. Рефлексия.

                Велика Россия наша,

                И талантлив наш народ.

                О Руси родной умельцах

                На весь мир молва идет.

                Наша русская матрешка

                Не стареет сотню лет.

                В красоте, в таланте русском

                Весь находится секрет.

– Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выбрав изображение, соответствующее вашему настроению, вы выразите свое мнение об уроке.

Мини-выставка выполненных работ. Выявление ошибок, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота и мудрость родного слова

1.    Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов Донбасса; изучить жанр «пословица» и «поговорка».2.    Развивать умения ви...

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива...

Открытое мероприятие "Простая мудрость народной игрушки"

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Презентация по технологии "Глиняные и деревянные игрушки разных регионов России. Народная коми игрушка".

Презентация по технологии поможет познакомить учащихся с разными видами игрушек различных регионов России, содержжит алгоритм практической работы для создания игрушки из пластилина....