Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Результаты замечательные. Детям нравится - создают и защищают свои работы после первого года обучения 40% учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 32.24 КБ |
proektnaya_deyatelnost_4_klass.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- СанПиН, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)
нормативных документов Министерства образования и науки:
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Учебного плана.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.
Учусь создавать проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Теоретическая часть | 25 | |
2 | Практическая часть | 9 |
|
Всего: | 34 |
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- отвечать на вопросы по теме проекта
- защищать свой проект
- различать виды проектов
- работать с таблицами и графиками
- различать виды презентаций
- составлять публичное выступление
- составлять список используемой литературы
- выполнять практические работы в программе МРР
- использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
- работать в программе Microsoft Office Word.
- подводить итоги в работе над проектом
- уметь высказывать слова благодарности
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
- Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
- Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
- Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
- Прислушиваться к чужим советам
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
(1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.
Дополнительная литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
- Учусь создавать проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||||
Всего часов: 34 часа | ||||||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашние задания. | |||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 | Ознакомление с приложением в конце тетради. Работа с текстом. Взаимопроверка. Формирование умения презентовать свои интересы и увлечения | Научиться составлять план выступление. Уметь работать с памяткой. Знать и соблюдать требования к речи и форме речи. . | Презентовать свое увлечение, достижения. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | р/т стр. 3. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта. | |||||
2 | Виды проектов. | 1 | Знакомство с видами проектов и терминологией проектов | Различать виды проектов | Определять вид проекта по своей теме | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | р/т стр. 5. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта, | |||||
3 | Исследовательски-творческий проект | 1 | Знакомство с видами проектов: исследовательски-творческий проект. Формирование умений научно-творческого исследования. Определение этапов проекта. Изучение исследовательских и творческих задач. | Понимать смысл исследовательски-творческий проект | Осознать, что такое научно-творческое исследование. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | ||||||
4, | Творческий проект | 1 | Ознакомление с творческим проектом. Составления паспорта проекта. | Оценивать свои возможности в творческом проекте. | Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | с. 10. | |||||
5 6, | Ролево-игровой проект | 2 | Ознакомление с ролево - игровым проектом. Инсценировка произведений. Мини-сценарий. | Инсценировке произведений | Распределять роли , составление мини-сценария | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | Подсчитать результаты в р/т с. 15 с. 17 | |||||
7 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 | Работа над понятием постер. Изучение условий при создании постера. | Выдвигать гипотезу по теме. Проводить самостоятельные исследования | Систематизировать и анализировать полученные результаты | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | с. 20, черновик своего проекта | ||||||
9, 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | Ознакомление с информационно-исследовательским проектом. | Научиться находить нужную информацию и исследовать её | Уметь анализировать. Участвовать в дискуссии. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Составить вопросы для дискуссии. Представить детскую одежду «по направлениям» | ||||||
1112, | Практико-ориентированный проект | 2 | Ознакомление с практико - ориентированным проектом. | Различать практико-ориентированные проекты | распределять их на две группы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 25. С. 28 | ||||||
1314, | Монопредметный проект | 2 | Ознакомление с монопредметным проектом. | Различать виды монопредметных проектов | Умение правильно заполнять таблицы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С.29-30 выучить С.32, работа над своим проектом | ||||||
15, | Межпредметный проект | 1 | Ознакомление с межпредметным проектом. | Находить тесные связи между учебными предметами (учебными дисциплинами) | Составлять минутку знакомства по теме своего проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 34-35 Составить минутку знакомства по своему проекту | ||||||
16 | Виды презентационных проектов | 1 | Виды презентационных проектов | Правильно выбирать форму презентации проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Опыт с. 37 – 38 работа над своим проектом | |||||||
17, | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | Отчет участников исследовательской экспедиции как вид презентации проекта и вид отчета | Составлять промежуточный отчет | Подводить итог исследовательской экспедиции | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Опыт с. 41 работа над своим проектом | ||||||
18, | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | 1 | Научная конференция как вид презентации проекта | Понимать смысл научной конференции | Составление перечня требований к речи выступающего на научной конференции | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Опыт с. 43 работа над своим проектом | ||||||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | Правила хорошей подготовки к презентации проекта | Составлять презентации по своей теме проекта. | Разработать памятку для начинающих проектантов | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Презентация к своему проекту С. 48 | ||||||
20, 21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | Рекомендации к публичному выступлению | Отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта | Составлять памятку при подготовке публичного выступления | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Подготовить выступление защиты проекта (черновик) с. 5 | ||||||
22, 23 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | Ознакомление с памяткой по составлению списка используемой литературы во время работы над проектом | Составлять список используемой литературы | Проводить рефлексию. | тестирование | С. 8-9 Составить список литературы по своему проекту | |||||||
24, | Типичные ошибки проектантов | 1 | Типичные ошибки проектантов при подготовке и защите проекта | Умение анализировать чужие ошибки и работы над ними | Проводить рефлексию. | тестирование | Изучить типичные ошибки, с. 11 | |||||||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | Критерии оценивания проектной деятельности учащихся | Критерии оценивания проектной деятельности учащихся | Делать соответствующие выводы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 14-16 Подготовка к защите своего проекта. | ||||||
26, 27, | Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. | 2 | Программа МРР | Работать с диаграммами | Проводить рефлексию. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 19 Подготовка к защите своего проекта. | ||||||
2829 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. | 2 | Программа МРР | Работать с таблицами | Проводить рефлексию. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 23 | ||||||
30 | Практическая работа | 1 | Программа МРР | Правильно заполнять таблицы | Защищать свою работу. | С. 24 Защита проекта | ||||||||
31 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 | Использование ресурсов Интернет при подготовке презентации | Правильно пользоваться ресурсами Интернет | Защищать свою работу. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 27 Защита проекта | ||||||
32 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | Программа Microsoft Office Word. | Работать с текстом и настройками полей и абзацев | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | С. 30 Защита проекта | |||||||
33 | Твои впечатления от работы над проектов. | 1 | Подведение итогов | Подводить итоги своей работы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | С. 33-34 Защита проекта | ||||||
34 | Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 | Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам. | Высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал в течении года. | Прислушиваться к советам другим | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html | С.39 Планы на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)
Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...
Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа соответствует ФГОС с пояснительной запиской по изобразительному искусству 3 класс
Программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС с пояснительной запиской...
Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...