Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Миронова Ирина Александровна

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Результаты замечательные. Детям нравится - создают и защищают свои работы после первого года обучения 40% учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx32.24 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost_4_klass.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

        Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • СанПиН, 2.4.2..2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения  в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
  • Федеральный компонент  государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
  • «Концепция модернизации  российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)

нормативных документов Министерства образования и науки:

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Учебного плана.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.

Учусь создавать проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).

Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса  Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Теоретическая часть

25

2

Практическая часть

9

  1. защита проекта

Всего:

34

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • отвечать на вопросы по теме проекта
  • защищать свой проект
  • различать виды проектов
  • работать с таблицами и графиками
  • различать виды презентаций
  • составлять публичное выступление
  • составлять список используемой литературы
  • выполнять практические работы в программе МРР
  • использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
  • работать в программе Microsoft  Office Word.
  • подводить итоги в работе над проектом
  • уметь высказывать слова благодарности

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
  • Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
  • Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
  • Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
  • Прислушиваться к чужим советам

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  • Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.

Дополнительная литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  Для обучающихся: 

  • Учусь создавать проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова -  М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы: 

  • Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  • Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
  • Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  • «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)



Предварительный просмотр:

 №

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Всего часов: 34 часа

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

Домашние задания.

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

Ознакомление с приложением в конце тетради. Работа с текстом. Взаимопроверка. Формирование умения презентовать свои интересы и увлечения

Научиться составлять план выступление. Уметь работать с памяткой. Знать и соблюдать требования к речи и форме речи. .

Презентовать свое увлечение, достижения.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

р/т стр. 3. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта.

2

Виды проектов.

1

Знакомство с видами проектов и терминологией проектов

Различать виды проектов

Определять вид проекта по своей теме

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

р/т стр. 5. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта,

3

Исследовательски-творческий проект

1

Знакомство с видами проектов: исследовательски-творческий проект. Формирование умений научно-творческого исследования. Определение этапов проекта. Изучение исследовательских и творческих задач.

Понимать смысл исследовательски-творческий проект

Осознать, что такое научно-творческое исследование.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

с. 8, определение целей, задач, гипотезы. .

4,

Творческий проект

1

Ознакомление с творческим проектом. Составления паспорта проекта.

Оценивать свои возможности в творческом проекте.

Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения в разных жизненных ситуациях

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

с. 10.

5

6,

Ролево-игровой проект

2

Ознакомление с ролево - игровым проектом. Инсценировка произведений. Мини-сценарий.

Инсценировке произведений

Распределять роли , составление мини-сценария

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

Подсчитать результаты в р/т с. 15

 с. 17

7

8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

Работа над понятием постер. Изучение условий при создании постера.

Выдвигать гипотезу по теме. Проводить самостоятельные исследования

Систематизировать и анализировать полученные результаты

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

с. 20, черновик своего проекта

9, 10

Информационно-исследовательский проект

2

Ознакомление с информационно-исследовательским проектом.

Научиться находить  нужную информацию и исследовать её

Уметь анализировать. Участвовать в дискуссии.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Составить вопросы для дискуссии.

Представить  детскую одежду «по направлениям»

1112,

Практико-ориентированный проект

2

Ознакомление с практико - ориентированным  проектом.

Различать практико-ориентированные проекты

распределять их на две группы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 25.

С. 28

1314,

Монопредметный проект

2

Ознакомление с монопредметным  проектом.

Различать виды монопредметных проектов

Умение правильно заполнять таблицы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С.29-30 выучить

С.32, работа над своим проектом

15,

Межпредметный проект

1

Ознакомление с межпредметным  проектом.

Находить тесные связи между учебными предметами (учебными дисциплинами)

Составлять минутку знакомства по теме своего проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 34-35

Составить минутку знакомства по своему проекту

16

Виды презентационных проектов

1

Виды презентационных проектов

Правильно выбирать форму презентации проекта

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

Опыт с. 37 – 38

работа над своим проектом

17,

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

Отчет участников исследовательской экспедиции как вид презентации проекта и вид отчета

Составлять промежуточный отчет

Подводить итог исследовательской экспедиции

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

Опыт с. 41

работа над своим проектом

18,

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

1

Научная конференция как вид презентации проекта

Понимать смысл научной конференции

Составление перечня требований к речи выступающего на научной конференции

тестирование

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Опыт с. 43

работа над своим проектом

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

Правила хорошей подготовки к презентации проекта

Составлять презентации по своей теме проекта.

Разработать памятку для начинающих проектантов

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

Презентация к своему проекту

С. 48

20, 21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

Рекомендации к публичному выступлению

Отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта

Составлять памятку при подготовке публичного выступления

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

Подготовить выступление защиты проекта (черновик)

с. 5

22, 23

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

2

Ознакомление с памяткой по составлению списка используемой литературы во время работы над проектом

Составлять список используемой литературы

Проводить рефлексию.

тестирование

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 8-9

Составить список литературы по своему проекту

24,

Типичные ошибки проектантов

1

Типичные ошибки проектантов при подготовке и защите проекта

Умение анализировать чужие ошибки и работы над ними

Проводить рефлексию.

тестирование

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

Изучить типичные ошибки, с. 11

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

Делать соответствующие выводы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

С. 14-16

Подготовка к защите своего проекта.

26, 27,

Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой.

2

Программа МРР

Работать с диаграммами

Проводить рефлексию.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

С. 19

Подготовка к защите своего проекта.

2829

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.

2

Программа МРР

Работать с таблицами

Проводить рефлексию.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 23

30

Практическая работа

1

Программа МРР

Правильно заполнять таблицы

Защищать свою работу.

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 24

Защита проекта

31

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

Использование ресурсов Интернет при подготовке  презентации

Правильно пользоваться ресурсами Интернет

Защищать свою работу.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

С. 27

Защита проекта

32

Программа Microsoft  Office Word. Формирование  навыков работы с текстом  и по настройке полей и абзацев.

1

Программа Microsoft  Office Word.

Работать с текстом и настройками полей и абзацев

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

С. 30

Защита проекта

33

Твои впечатления от работы над проектов.

1

Подведение итогов

Подводить итоги своей работы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

С. 33-34

Защита проекта

34

Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы мудрого Дельфина на лето.

1

Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам.

Высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал в течении года.

Прислушиваться к советам другим

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

С.39

Планы на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)

Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...

Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка

Развитие общества в значительной мере определяется уровнем  здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...

Рабочая программа соответствует ФГОС с пояснительной запиской по изобразительному искусству 3 класс

Программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС с пояснительной запиской...

Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...